ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-СРЕДОВОГО ПОДХОДА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
М.Л. Грунис, Г.И. Кирилова, П.В. Пшеничный
В статье рассматриваются вопросы эффективности информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования, определяются пути обеспечения безопасной разработки и внедрения электронных образовательных нового поколения, включающих культурно-познавательные сервисы, системы дистанционного обучения. Акцент сделан на факторах риска, непосредственно связанных со спецификой образования, информационных технологий и формированием информационного сообщества. Вопросы обеспечение безопасного внедрения электронных образовательных ресурсов рассматриваются во взаимосвязи с группами финансово-экономических рисков, коммерческих рисков, а также нормативно-правовых рисков.
Ключевые слова: модернизация, электронные образовательные ресурсы, профессиональное образование, информационные инновации, факторы риска.
To the effectiveness of information media aspect for modernization of vocational education.
The work seeks to define the ways of providing safe developing and implementing of new generation educational Internet-resources including culture-cognitive services, systems of professional and distant education. Accent is made on risk factors directly connecting specific of education, information technologies and formation of information society. The tasks of sure-proof implementation of digital educational resources are considering in link with financial and economic risk, commercial risks and legislation risks.
Key words: modernization, educational Internet-resources, vocational education, information innovations, risk factors.
В процессе перехода от постиндустриального к информационному этапу развития общества актуальным для модернизации профессионального образования становится информационно-средовый подход, раскрывающий вопросы ориентации образовательной системы на использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе. Однако при реализации информационно-средового подхода существуют факторы риска, сопутствующие их разработке и внедрению ЭОР, которые необходимо учитывать. В этой статье описаны наиболее существенные факторы риска и предложены пути преодоления рисков, относящиеся к этапам разработки и внедрения ЭОР, а также пути регулирования взаимодействий субъектов образовательного процесса, значимые для обеспечения эффективности информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования.
В данной статье акцент был сделан на риски, непосредственно связанные со спецификой образования, информационных технологий и формированием информационного сообщества [1], в то же время за рамками данного исследования группы финансово-экономических рисков, коммерческих рисков, а также нормативно-правовых рисков.
В группу технологических рисков включены риски, связанные с поиском новых решений и наличием достаточного основания для решения запланированных задач по реализации образовательных ресурсов в условиях развивающихся технологий. К этой группе относятся, например риски, вызванные разницей уровней развития платформ внедрения и надежности избранных технологий, нестабильностью и быстрым изменением направления развития технологий, несоответствием их качества необходимому уровню, появлением новых технологий, появлением на рынке альтернативного продукта, отсутствием стандартов как на разработку ЭОР, отсутствием прототипов, а также мероприятий и средств, предназначенных для экспериментальной проверки их эффективности.
Возможные пути минимизации рисков данной группы включают выработку критериев продуктивности информационных инноваций в образовательной сфере, организацию сети совместных координационно-исследовательских структур с привлечением ученых, специалистов, социальных партнеров и разработчиков к аналитической экспертной работе по анализу достижения критериев и сопоставлению платформ и методологии отбора и внедрения инноваций.
Необходимы также мероприятия и целенаправленная работа по стандартизации электронных образовательных ресурсов и совершенствованию нормативной базы в области распространения информационных инноваций в образовательной сфере.
В перечень индикаторов работы учреждений системы образования предлагается включить разработки и использования результативных образовательных ресурсов, а также внедренных инноваций.
В следующую группу включены риски, связанные с динамичным обновлением требований к подготовке специалистов в учреждениях профессионального образования. К этой группе относятся, например, риски, вызванные несоответствием разрабатываемых ЭОР существующим учебным программам, с их быстрым изменением и невозможностью за определенный срок проверить качество и эффективность созданного ЭОР, валидности ЭОР, а также с востребованностью произведенного ЭОР целевой аудиторией.
Возможные пути снижения рисков данной группы состоят во взаимном координированном совершенствовании разработок ЭОР и учебных программ, в использовании логистических механизмов управления разработками.
В этой связи предлагается ввести стандартизованное параметрическое описание [2] (содержащее например, типологию, адресную аудиторию, место в образовательном процессе, временные затраты на освоение ЭОР) в формируемых по уровням учреждений системы образования, а также по отраслевому и дисциплинарному признакам банках и базах данных объединяющих информационные и педагогические инновации, созданные с использованием ЭОР.
Для минимизации риска недостоверности результатов использования ЭОР предлагается ввести систему сбора статистики по результатам процесса обучения для формирования базы прецедентов нестандартных ситуаций и создание на ее основе единой методики оценки
валидности заданий в системах дистанционного обучения, содержащих модули контроля знаний с различными контрольными и тестовыми заданиями.
В группу организационных рисков включены риски, связанные с проблемами в организации и управлении созданием ЭОР. К этой группе относятся следующие риски: неверный выбор разработчиков и проблемы обратной связи с ними, а также недостаточная экспериментальная и экспертная проверка, отсутствие качественной документации по внедрению и квалифицированных специалистов для обслуживания систем ЭОР.
Предлагаются пути по минимизации данной группы рисков, которые заключаются в усилении внимания к экспериментальной проверке созданных ЭОР и в усилении персональной ответственности разработчиков за сопровождение и внедрение ЭОР. Также предлагается использовать логистические механизмы в управлении информационными инновациями в образовании на всех этапах разработки и внедрения ЭОР и привлекать к проектам, например, осуществляемым Министерством образовании РФ, не только структуры самого Министерства, но и предприятия, научные институты, учреждения Академий наук, творческие коллективы и т.д.
Предлагается также оснастить банк информационных инноваций [2] механизмом авторизированной общественной оценки и экспертизы входящих в него ресурсов по параметрам полезности, удобства, эффективности и обеспечить возможность свободного (доверительного) выбора мнений и рекомендаций субъективно-значимой группы общественных экспертов.
Механизм выделения субъективно-значимой группы общественных экспертов состоит в индивидуальном выборе участников, с мнением которых пользователь готов считаться. На базе оценок и рекомендаций, сделанных выделенной субъективно-значимой группой общественных экспертов, каждый пользователь делает предварительное суждение о полезности и эффективности использования определенного ресурса, рекомендуемого или отвергаемого этой группой. При этом, реальная успешность работы с определенным ресурсом влияет как на оценку пользователем ресурса, так и на его отношение к рекомендовавшему данный ресурс эксперту или группе экспертов. Пользователь имеет возможность получать сводки о согласованности собственных суждений и мнений различных выделяемых групп участников.
Для борьбы с формализмом как источником следующей группы рисков предлагается использовать отсроченные, пролонгированные методики оценки эффективности и привлечение независимых экспертов, а также смещать акценты с критериев активности использования информационных технологий и ресурсов к критериям их продуктивности [4]. Рекомендуется разработать и внедрить каталоги индексов востребованности информационных ресурсов по аналогии с каталогами и индексами цитирования в Научной электронной библиотеке.
В группу социальных рисков включены риски, связанные с угрозой распространения неправомерной и вредоносной деятельности в среде. К этой группе относятся также «виртуальные» аддикции, угроза здоровью, вредоносное воздействие на обучаемого. Для минимизации рисков данной группы предлагается уделять особое внимание экспериментальной апробации и анализу возможных отрицательных воздействий ЭОР на определенные группы
субъектов среды, и выявлению ограничений на условия их взаимодействия с ЭОР. Данный анализ целесообразно проводить с учетом индивидуальных характеристик личности обучаемого (стилей учения, способов мышления и т.д.). Это требует разработки специальных экспериментальных методик и программных модулей в рамках апробации и внедрения ЭОР.
Приведенное описание наиболее существенных факторов риска, относящихся к этапам разработки и внедрения ЭОР, позволяет перейти к раскрытию путей регулирования взаимодействий субъектов образовательного процесса на этапе использования ЭОР.
Эффективное внедрение электронных образовательных ресурсов обеспечивается стимулированием целесообразных и предупреждением нежелательных взаимодействий субъектов образовательного процесса. Для определения целесообразности или нежелательности взаимодействий за основу была взята точка зрения экспертов-преподавателей, согласно которой взаимодействие считается нежелательным, если не ведет к получению новых знаний или компетенций, вводит в заблуждение преподавателя относительно знаний студента, а также, если мешает ходу учебного процесса (например, заимствование чужой презентации с ЭОР и выдача ее за свою). Соответственно, целесообразными будут считаться взаимодействия, которые ведут к получению новых знаний и приобретения общекультурных и профессиональных компетенций (например, составление рецензии на статью однокурсника, размещенную на сетевом ресурсе).
С позиции обеспечения эффективности информационно-средового подхода в статье раскрываются пути регулирования взаимодействий субъектов образовательного процесса через создание способствующих целесообразным и блокирующих нежелательные взаимодействия организационно-педагогические условия обеспечения эффективности информационно-средового подхода.
Блокирующие организационно-педагогические условия, при которых отсутствует возможность сетевых взаимодействий; в этом случае блокирование взаимодействий происходит в рамках одного или нескольких препятствующих взаимодействиям организационно-педагогических условий обеспечения эффективности информационно-средового подхода.
Одна из групп реализации блокирующих условий включает изменения в организацию обучения, приводящее к невозможности сетевых взаимодействий на физическом уровне, например: отключение локальной или глобальной компьютерной сети, изъятие мобильных телефонов и других технических устройств на время занятий или тестирования, отключение флэш-накопителей или дисководов, создание помех для действий технических устройств.
Другая группа реализации организационно-педагогических условий препятствующих взаимодействиям включает изменения, приводящее к невозможности сетевых взаимодействий на логическом уровне.
Данная группа условий может быть, в свою очередь, разделена на условия субъектного плана, когда пользователь имеет доступ только к своим папкам и файлам, находящимся в сети, по имени и паролю, и условия объектного плана, когда доступ к информации предоставляется по имени компьютера в домене или его №.
Ограничивающие (сужающие) организационно-педагогические условия обеспечения эффективности информационно-средового подхода, при которых студенты получают доступ в сеть в зависимости от выбора преподавателя или обучаются в специализированных средах, где ограничены определенные виды нежелательных взаимодействий средствами программного обеспечения (например, Moodle снимает необходимость мониторинга определенных взаимодействий), либо уровнем подготовки пользователя (например, использование незнакомой пользователю операционной системы Linux, Unix требует дополнительной подготовки для реализации взаимодействий).
Способствующие организационно-педагогические условия обеспечения эффективности информационно-средового подхода, при которых стимулируются целесообразные взаимодействия. В качестве примера реализации условий данной группы является применение основе сетевых форм обучения, в числе которых совместная работа над проектами, требующая размещения результатов работы студентов на сетевых ресурсах (например, Wiki, Googledocs и
др.).
Механизмы реализации обозначенных выше условий обеспечиваются на основе выделенных алгоритмов мониторинга этих взаимодействий, которые классифицированы по критерию непосредственного вмешательства преподавателя.
К первой группе отнесены активные алгоритмы мониторинга, которые связаны с непосредственным наблюдением преподавателя за работой студентов и регулированием их учебной деятельности. Преподаватель вмешивается в работу студентов: отвечает на вопросы, создает пары и группы. К этой же группе относятся указания повторить выполнение задания студентом при преподавателе, для подтверждения самостоятельного получения результата.
Ко второй группе относятся пассивные алгоритмы мониторинга взаимодействий -наблюдение за работой студентов в аудитории без видимого вмешательства. К этой группе относятся сравнение результатов выполненных заданий с размещенными в сети, отслеживание адресов просмотренных сайтов и скаченных файлов в сводках интернет-браузера. В качестве примера, демонстрирующего пассивный мониторинг выполнения задания по поиску информации, можно отметить просмотр «Списка недавно просмотренных документов», в системе «Консультант Плюс» и т.д. К пассивным алгоритмам мониторинга относятся также алгоритмы, на основе которых мониторинг взаимодействий осуществляется по схожести заданий, выполненных разными студентами, - одинаковые ошибки, расстановка запятых, пробелов, одинаковое имя автора файла и т.д.
Выбор алгоритмов мониторинга взаимодействий [3, 5] и условий обеспечения эффективности информационно-средового подхода [4] в конечном счете будет зависеть от преподавателя, организующего процесс обучения с использованием локальных или глобальных сетей. При этом, создавая и используя в процессе обучения собственные или заимствованные электронные образовательные ресурсы, следует учитывать, что их разработка, применение и
поддержка являются сложным многоступенчатым процессом [6], поэтому необходимо всесторонне подходить к оценке рисков, связанных с ЭОР.
На основании приведенного выше описания факторов риска и опытной апробации [7] эффективности информационно-средового подхода в образовательном процессе [8, 9] проверены значимые для обеспечения модернизации профессионального образования организационно-педагогические условия алгоритмы мониторинга взаимодействий в информационной среде профессиональной школы.
Эффективность проявляется в развитии электронных образовательных ресурсов нового поколения и их продуктивного использования в образовательном процессе.
Литература:
1. Теория и технология информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования. Коллективная монография/ Г.И.Кирилова, О.Н.Волик, В.К.Власова [и др.]; под ред. Г.И.Кириловой. Казань: Изд. «Данис» ИПППО. 2011 156 с.
2. Создание и использование банка данных информационных инноваций: методические рекомендации / Г.И.Кирилова, О.Н.Волик, В.К.Власова [и др.]; под ред. Г.И.Кириловой. Казань: Изд. «Данис» ИПППО. 2011 56 с.
3. Ибрагимов Г.И. Инновационные технологии обучения в условиях реализации компетентностного подхода// Инновации в образовании. 2011. № 4. С. 4-14.
4. Кирилова Г.И. Вопросы моделирования информационной среды профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2011. № 2. С. 114-119.
5. Волик О.Н. Алгоритмы информационно-средового взаимодействия субъектов в системе образования Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2011. Т. 14. № 4. С. 448 -456.
6. Мухаметзянов И.Ш. Здоровьесберегающая информационно-коммуникационная образовательная среда. //Ученые записки ИИО РАО. 2010. № 32. С. 145-156.
7. Власова В.К. Специфика проектирования современной информационной образовательной среды// Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2010. Т. 13. № 2. С. 269 -273.
8. Кирилова Г.И., Шорина Т.В. Опыт применения средств визуализации в курсе «Информационная безопасность и защита»// Вестник НЦБЖД 2010. №3 С. 22-26
9. Ибрагимов Г.И. Педагогический эксперимент: проблемы и основные направления совершенствования// Педагогика. 2010. № 3. С. 20-26.