Научная статья на тему 'Продуктивные уровни автоматизации образовательного процесса в условиях информационной образовательной среды'

Продуктивные уровни автоматизации образовательного процесса в условиях информационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРОДУКТИВНЫЕ АЛГОРИТМЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / PROFESSIONAL SCHOOL / VARIABLE ALGORITHMS / PRODUCTIVITY / EDUCATIONAL ACTIVITY / INFORMATION ENVIRONMENT / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирилова Галия Ильдусовна, Власова Вера Константиновна

С позиции регулирования уровня автоматизации выполняемых действий и учёта наиболее продуктивных уровней автоматизации, принятых в избранной профессии, в статье рассматриваются вариативные алгоритмы использования информационно-образовательной среды в учебном процессе, а также раскрываются приоритеты инновационного развития системы профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTIVE LEVELS OF AUTOMATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article shows the priority of innovation development from the position of the actions performed in this environment automation, considering actual level of productivity automation accepted the chosen profession and the variable algorithms of the information environment that are used in educational process.

Текст научной работы на тему «Продуктивные уровни автоматизации образовательного процесса в условиях информационной образовательной среды»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325).

Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 144-148.

Г. И. Кирилова, В. К. Власова

ПРОДУКТИВНЫЕ УРОВНИ АВТОМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

С позиции регулирования уровня автоматизации выполняемых действий и учёта наиболее продуктивных уровней автоматизации, принятых в избранной профессии, в статье рассматриваются вариативные алгоритмы использования информационно-образовательной среды в учебном процессе, а также раскрываются приоритеты инновационного развития системы профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональная школа, продуктивные алгоритмы, образовательная деятельность, информационная среда, электронные образовательные ресурсы.

Уровни автоматизации действий, выполняемых в информационно-образовательной среде. Последовательность действий, составляющая продуктивные алгоритмы использования информационной среды в учебном процессе, имеет операционную основу [1], характерную для определённых исполнителей, в числе которых не только субъекты и группы субъектов образовательной системы, но и включённые в технологичный процесс достижения целей профессиональной школы информационные системы. Эти информационные системы формирутся компьютерными средствами и электронными образовательными ресурсами [2] с определёнными профессионально-проектировочными, образовательными и информационно-аналитическими функциями.

Вариативные алгоритмы мы классифицируем, во-первых, по ведущим функциям, их месту и роли в процессах проектирования, реализации и анализа хода и результатов реализации образовательной системы [3; 4] при использовании информационной среды в учебном процессе:

- алгоритмы проектирования электронных образовательных ресурсов и информационных подсистем образовательного процесса;

- алгоритмы реализации образовательного процесса при эффективном использовании информационной среды, осуществляемом субъектами учебного процесса;

- алгоритмы контроля и анализа результатов образовательного процесса с использованием информационной среды.

Во-вторых, по уровню продуктивной автоматизации выполняемых в информационной среде действий [5]:

- алгоритмы автоматической реализации процессов;

- алгоритмы автоматизированной реализации процессов;

- алгоритмы управления взаимодействиями субъектов, реализующих образовательный процесс при использовании информационной среды.

Совокупность приведённых двух групп оснований отражается в двумерной матричной классификации вариативных алгоритмов использования информационной среды в учебном процессе (см. таблицу).

Данная матричная классификация может быть приведена к линейному виду за счёт выбора в качестве ведущего одного из оснований, соответственно, приоритетного для решений определённой образовательной задачи порядка рассмотрения проблемы. При этом другое основание найдёт отражение в параметрической организации возможных вариативных алгоритмов и последовательности их описания.

Эти уровни продуктивной автоматизации в данном изложении будут детализованы в контексте инвариантной последовательности описаний алгоритмов профессионально-проектировочной, учебной и информационно-аналитической деятельности [6].

Ведущими критериями продуктивного применения в образовательной системе алгоритмов, относящихся к определённому уровню автоматической, автоматизированной или иной реализации процессов, являются:

- целесообразность унифицированного подхода к проектированию, осуществлению и анализу определённого процесса образовательной системы [7; 8];

- возможности соответствующих алгоритмических средств и их разработанность.

Детализация алгоритмических групп продуктивного использования информационной среды в учебном процессе. В соответствии с целесообразными путями реализации проектировочных, образовательных и аналитических про-

Двумерная матричная классификация вариативных алгоритмов использования информационной среды в учебном процессе

Основание классификации Место и роль алгоритмов в образовательном процессе

Проектирование подсистем образовательного процесса Реализация образовательного процесса Контроль и анализ результатов

Уровень автоматизации действий Алгоритмы автоматической реализации процессов Автоматическая реализация проектировочной деятельности и рутинных операций проектирования, перенос проектных решений с использованием жёсткой схемы и др. Автоматическое управление реализацией образовательного процесса, рассылка типовых заданий по заранее заданной или случайной схеме и др. Автоматический контроль валидности, надёжности и диагностической ценности результатов и их рейтингового анализа и др.

Алгоритмы автоматизирован-ной реализации процессов Алгоритмы автоматизированного проектирования компонентов образовательной системы Алгоритмы автоматизированного обучения с использованием электронных учебников и интерактивных образовательных ресурсов Широкий спектр алгоритмов автоматизированного мониторинга, контроля и анализа

Алгоритмы управления взаимодействиями субъектов, реализующих процесс Алгоритмы отражения в проектировании мнений социальных партнёров и заказчиков, в том числе в целевом и содержательном блоках, а также в параметрах и путях их реализации Алгоритмы использования электронных продуктов и создания совместных учебных проектов Алгоритмы формирования опыта совместной проектной, управляющей, аналитической и экспертно-оце-ночной деятельности всех участников обучения, значимой для работы в команде

цессов в информационной среде [9], их местом, ролью и реальными возможностями их автоматической, автоматизированной или иной реализации дадим примерное распределение функций в соответствии с предложенными основаниями классификации алгоритмов.

1. Группа алгоритмов автоматической реализации процессов в образовательной системе предполагает полную передачу функций от человека к компьютерному средству или электронному ресурсу. Наиболее целесообразные из алгоритмов автоматической реализации процессов в образовательной системе описаны ниже по подразделам: алгоритмы автоматической реализации проектировочной деятельности, алгоритмы автоматической реализации образовательного процесса, алгоритмы автоматического контроля и анализа результатов обучения.

1.1. Алгоритмы автоматической реализации проектировочной деятельности включают: алгоритмы реализации электронных учебников на основе стандартных, заранее описанных преподавателем требований, реализацию функций автоматического подбора множества проектных решений и систем требований, применяемых во внешней среде; алгоритмы формирования знаний экспертной системы на базе отобранных вариантов успешных образовательных проектов; алго-

ритмы экспертного тестирования проектируемой системы в типовых, граничных и изменившихся; алгоритмы предпроектной подготовки типовых таблиц, схем и бланков; алгоритмы формализации, манипулирования формальными моделями и осуществления стандартизованных действий по преобразованию формальных моделей; алгоритмы осуществления проектной деятельности по образцу; алгоритмы ассоциативного переноса проектных решений на иную нормативную базу или технологическую платформу; алгоритмы формирования учебной документации и др.

1.2. Алгоритмы автоматической реализации образовательного процесса, в том числе регистрации участников образовательного процесса и рассылки им учебных материалов, автоматического ритмичного предъявления студентам заранее отобранных заданий, автоматического показа видеолекций согласно расписанию занятий, автоматического распределения тематики индивидуальных исследований, в том числе по стохастической схеме и т. п.

1.3. Алгоритмы автоматического контроля и анализа результатов образовательного процесса, в том числе на базе предъявления индивидуальных тестов и сбора ответов на них, проверки корректности ответов с использованием шаблонов правильного ответа и их синтаксического анали-

за; алгоритмы сбора статистической информации о ритмичности учебной деятельности; алгоритмы проверки полноты, валидности, надёжности, диагностической ценности тестовых материалов; алгоритмы проверки корректности учебной документации и проверки её соответствия требованиям образовательного стандарта, построение рейтинговых оценок и др.

2. Группа алгоритмов автоматизации процессов обеспечивает взаимодействие субъектов образовательного процесса и программно-технического устройств в интерактивном диалоге. Эти алгоритмы характеризуются частичной передачей управляющих функций, в их числе алгоритмы автоматизации проектирования, выбора и анализа результативности определённой образовательной траектории в среде электронных ресурсов. В этой группе следует назвать ряд наиболее целесообразных алгоритмов.

2.1. Алгоритмы автоматизированного проектирования компонентов образовательной системы, в том числе интерактивного совершенствования и экспертной оценки схем и бланков, предложенных компьютером; алгоритмы отбора и отбраковки учебного материала; к этой группе также отнесены алгоритмы управляемого создания и интеграции образовательных ресурсов; алгоритмы проектирования систем контроля, в том числе на базе оболочек для составления тестов, а также алгоритмы интеграции образовательных ресурсов (как внешних, так и внутренних); алгоритмы автоматизированного подбора адекватных форм и методов предоставления учебного материала в образовательном процессе, включающие средства диалогового выбора их ведущих параметров; алгоритмы создания и просмотра учебных видеоматериалов, построенные на базе итерационных процедур; алгоритмы проектирования обучения в условиях дистанционных технологий, включающих разработку, выбор и экспериментальную апробацию наиболее эффективных интерактивных моделей реализации диалогового обучения и др.

2.2. Сюда также включены алгоритмы автоматизированного обучения с использованием электронных учебников и интерактивных образовательных ресурсов; алгоритмы, реализующие функции управляемого выполнения учебных действий, в структуре интерактивных лабораторных работ; алгоритмы реализации учебной деятельности с использованием индивидуализированных тренажёрных комплексов; алгоритмы с использованием обучающих игр и др.

2.3. Кроме того, следует отметить широкий спектр алгоритмов автоматизированного мониторинга, контроля и анализа результатов обучения.

3. Алгоритмы взаимодействий в процессе проектирования и реализации педагогической системы. Здесь отражены алгоритмы, дополненные механизмами управления взаимодействия субъектов образовательного процесса, в том числе на этапе учёта мнений социальных партнёров в проектировании педагогической системы, взаимодействий при регулировании самоуправления и взаимоуправления обучением, а также на этапе обеспечения рефлексии и обратной связи.

3.1. На этапе проектирования алгоритмы обеспечения взаимодействий позволяют учитывать мнения социальных партнёров и заказчиков на специалиста в процессе постановки целей образовательного процесса, а также в процессе определения путей их достижения.

3.2. Алгоритмы обеспечения совместной учебной и проектной деятельности субъектов образовательного процесса включают организацию их взаимодействий в процессе подготовки, анализа и использования электронных продуктов. Исполнителями таких алгоритмов является человек или группа людей, а результатом их выполнения — созданные в совместной деятельности информационные документы и ресурсы, а также повышение активности и результативности взаимодействия субъектов образовательного процесса.

3.3. Взаимодействия субъектов образовательного процесса на этапах самооценки и взаимной оценки текущих и итоговых результатов учебного процесса и образовательной деятельности. Эти взаимодействия осуществляются на базе открытой образовательной среды, в которой информация об учебных результатах и достижениях каждого студента становится доступной всей учебной группе, в таких условиях активизируются алгоритмы взаимообучения и алгоритмы целенаправленной смены ведущих ролевых функций. Всё это позволяет повысить результаты образовательной деятельности и выработать опыт проектной, управляющей, аналитической и экс-пертно-оценочной деятельности всех участников обучения, значимый для подготовки к работе в команде.

Экспериментальная реализация алгоритмов продуктивного использования информационной среды в учебном процессе. Покажем примеры использования информационной среды в учебном процессе, демонстрирующие работу

с учебным материалом, различающимся инновационным характером.

1. Введение в образовательный процесс темы, требующей существенного инновационного поиска,— «Инновационные образовательные ресурсы». В экспериментальном опыте студентам были предложены задания, уровень алгоритмической реализации выполнения которых следует отнести к группе управления взаимодействиями. Во-первых, во взаимодействии друг с другом и с внешней для образовательного процесса средой студенты осуществляли поиск в сети наиболее интересных новых разработок образовательного характера. Во-вторых, давали их описание по предложенной схеме. В результате обработки преподавателем полученного материала был сформирован банк аннотированных инновационных ресурсов.

2. Использование в образовательном процессе результатов инновационного поиска, накопленного в предшествующем опыте преподавания темы. Студентам предлагались задания, соответствующие в основном автоматизированной реализации процессов. Во-первых, был к изучению предложен сформированный в предыдущем опыте банк аннотированных инновационных ресурсов. Во-вторых, результатом работы студентов становится освоение и экспертная оценка инновационных ресурсов в автоматизированном режиме, например, по отработанной в описываемом опыте схеме «3 - 2 - 1» (задать три вопроса, высказать два суждения о достоинствах и недостатках, сделать один общий вывод о перспективах использования). В-третьих, в анкетной форме предлагается оценить уровень разработанности различных аспектов проблемы инновационных информационных ресурсов и внести предложения по их совершенствованию.

3. Использование автоматической подачи материала для преподавания сложившейся учебной темы. В процессе накопления опыта преподавания обозначенной темы учебный материал для автоматической подачи в образовательном процессе достаточно сформирован. В описываемом опыте он включает систематизированный набор инновационных ресурсов, алгоритмов работы с ними, примеры их анализа и пути совершенствования. Студентам, во-первых, предлагается изучить автоматически подаваемый материал. Во-вторых, выбрать определённую совокупность инновационных ресурсов и описать их достоин-

ства и недостатки. В-третьих, осуществить постановку задачи на проектирование собственного ресурса, обладающего обозначенными достоинствами и минимизирующего обозначенные недостатки. В-четвёртых, реализовать собственный ресурс и доказать его конкурентные преимущества.

Результативность выбора продуктивных уровней автоматизации образовательного процесса. Из опыта становится ясно, что более широкое применение сегодня получают автоматизированные алгоритмы, которые нацелены на планирование и выполнение совместной работы в интерактивном режиме, включая алгоритмические блоки достижения целей: а) взаимопомощи и обмена идеями; б) участия в проектах в качестве испытуемого, респондента, эксперта; в) экспертизы и взаимотестирования; г) самооценки сотрудничества; д) принятие субъектом определённой роли; е) мониторинг вклада в подготовленный продукт; ж) ранжирование приоритетов; з) оценки эффективности разработок.

В соответствии с актуальными уровнями автоматизации и их экспериментальной проверкой выявлены значения ряда показателей сравнительной эффективности алгоритмов взаимодействия субъектов системы профессионального образования. В экспериментальном опыте установлено, что готовность к передаче функций преподавателя информационной образовательной среде проявляют более 75 % преподавателей. Это связано с тем, что рутинные функции позволяют реализовать лишь 10 % содержания образовательной программы, а занимают в работе преподавателя более 80 % времени.

В экспериментальном опыте нам удалось направить освободившееся время для организации творческого решения проблем и оказания консультативной помощи в выборе путей и способов их решения.

Таким образом, для каждого типа алгоритмов вскрыты особенности, связанные с современным развитием общества, информационной науки, производства и образования.

Список литературы

1. Кирилова, Г. И. Развитие и саморазвитие информационной образовательной среды профессионального образования / Г. И. Кирилова // Образовательные технологии и общество (Educational Technology&Society). 2012. Т. 15, № 3. С. 358-368.

2. Власова, В. К. Алгоритмы мониторинга и контроля учебного процесса в условиях электронных образовательных ресурсов / В. К. Власова, Г. И. Кирилова // Качество. Инновации. Образование. 2012. № 7. С. 36-40.

3. Васильева, Е. С. Организация самостоятельной работы при подготовке специалистов по информационно-ориентированным специальностям / Е. С. Васильева // Казан. пед. журн. 2008. № 7. С. 97-100.

4. Михайлов, В. Ю. О функциях преподавателя в условиях применения электронных образовательных ресурсов / В. Ю. Михайлов, О. Н. Волик, П. В. Пшеничный // Казан. пед. журн. 2009. № 6. С. 89-98.

5. Морина, О. В. Методическое обеспечение самоконтроля результатов вычислений в интерактивной среде технических расчётов / О. В. Мори-на // Казан. пед. журн. 2011. № 5. С. 108-111.

6. Калимуллин, А. М. Профессиональная ориентация школьников: состояние проблемы и пути решения / А. М. Калимуллин, В. Л. Виноградов // Образование и саморазвитие. 2012. № 6. С. 148155.

7. Михайлов, В. Ю. Современные методы моделирования педагогических систем / В. Ю. Михайлов, Г. И. Кирилова, В. К. Власова // Качество. Инновации. Образование. 2009. № 7. С. 2-8.

8. Власова, В. К. Построение объектно-ориентированных и логико-математических моделей педагогических систем / В. К. Власова, Г. И. Кирилова, В. Ю. Михайлов // Сиб. пед. журн. 2009. № 3. С. 66-74.

9. Разинков, Е. В. Скрытая передача информации с использованием границ объектов / Е. В. Разинков, Р. Х. Латыпов // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Физ.-мат. науки. 2007. Т. 149, № 2. С. 128-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.