Развитие и саморазвитие информационной образовательной среды профессионального образования
Галия Ильдусовна Кирилова профессор, д.п.н, зав. лабораторией информатизации профессионального
образования,
Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, ул. Исаева, д. 12, г. Казань, 420038, (843)5605179 gikirilova@mail. ru
Аннотация
Развивающаяся информационная образовательная среда требует анализа и прогноза ее составляющих с позиции баланса информационных ресурсов и информационных потребностей ее субъектов. В статье выделяются ведущие характеристики прогнозируемого развития и саморазвития информационной образовательной среды, позволяющие обеспечивать: а) интеграцию в
информационной среде знаний (педагогических, профессиональных и информационных), б) качественную определенность и доступность
информационных образовательных ресурсов, в) адекватное и продуктивное отображение информационных потребностей субъектов в профессиональнозначимых функциях и информационных ресурсах.
Developing informational educational environment requires an analysis and forecast its components from a position of balance its information resources and needs of its subjects. This article highlights the key characteristics of the projected development and self-development information education environment.
Ключевые слова
информационная образовательная среда, анализ и прогноз информационного развития, информационное развитие и саморазвитие, информационные образовательные ресурсы и потребности,
information educational environment, analysis and forecast of information development, information’s development and self-development, information-educational resources and needs
Введение
Анализ и прогноз составляющих информационной образовательной среды осуществляется с позиции баланса информационных ресурсов и информационных потребностей ее субъектов. Ведущие характеристики прогнозируемого развития и саморазвития информационной образовательной среды, выделяемые в данной статье призваны обеспечивать: а) интеграцию в информационной среде знаний
(педагогических, профессиональных и информационных), б) качественную определенность и доступность информационных образовательных ресурсов, в) адекватное и продуктивное отображение информационных потребностей субъектов в профессионально-значимых функциях и информационных ресурсах.
Развитие и саморазвитие информационной образовательной среды -управляемый процесс, который заключается в совершенствовании объектов, функций и субъектов соответствующей среды, строится на базе интеграции педагогических, профессиональных и информационных знаний, их качественной определенности и доступности и связывается с развитием институциональных структур в информационной среде. Вместе с тем требуется адекватное отражение и продуктивная направленность фундаментальных и инновационных знаний в
образовательных ресурсах, составляющих ядро информационной образовательной среды.
Содержательными критериями адекватности выступает обеспечение культуросообразности и исторической обоснованности совокупности включаемых в среду информационных ресурсов. Процессуальными критериями продуктивной деятельности в информационной среде служит информационная активность и взаимодействия субъектов адекватные очередному шагу позитивного развития информационного сообщества.
Функциональные характеристики динамических составляющих информационной среды
Развитие и саморазвитие информационной образовательной среды строится на базе анализа в основе которого: а) минимизация слабостей в подготовке субъектов и в материально-техническом оснащении образовательного процесса, б) минимизация угроз информационного пресыщения со стороны информационных образовательных ресурсов и перегрузки по сравнению с активным удовлетворением познавательных потребностей субъектов образовательной системы, в) максимизация сильных сторон внедрения ресурсного обеспечения, г) максимизация возможностей применения дидактически и профессионально обоснованных информационных технологий, соответственно потребностей образовательного процесса и его субъектов.
Все это требует функционального описания и исследования динамических характеристик содержательно-информативной и функционально-информационной ее сторон, а также их влияния на уровень информационного развития научной, производственной и образовательной сфер общества [1].
Исследование эффективности генерируемой стратегии информационного развития и саморазвития включает:
1) построение опережающих прогнозов нацеленных на развитие и саморазвитие объектов и функций информационной среды,
2) оценка их адекватности проверяемой через соотношение необходимых и достаточных условий функционирования соответствующей информационной среды,
3) динамическое отслеживание путей их реализации, а также координации процесса и результатов деятельности субъектов системы образования в направлении ее модернизации.
Системы прогнозирования темпов и направлений развития и саморазвития информационной образовательной среды связаны с динамикой потребностей развития академической информационной, профессиональной мобильности субъектов информационной образовательной среды, а также с сопоставлением динамики роста информационных ресурсов, разрабатываемых и используемых в учреждениях и структурах образовательной, производственной и социальной сфер.
Наблюдения и собранные экспериментальные данные [2] позволяют выделить функции R(t) (развитие ресурсов) и P(t) (развития потребностей) зависящие от времени 1 (рис. 1).
Развитие ресурсов для различных сфер
Тенденция: ускорение информационного развития научной, производственной, общественной и образовательной сфер.
— Функция развития ресурсов Р$) - Функция развития потребностей
К * (I) — Функция развития ресурсов по исследуемому аспект,' (к)
Я а Л) -Функция развили ресурсов для аспекта (т), выбранного для сопоставления с исследуемым
Исследуемые сферымогут быть сопоставлены с определенным ' уровнем ТОЧНОСТИ (е).
Например, при исследовании для значений— к — образовательные ресурсы.
П1- производственные или социальные ресурсы.
- возможны следующие варианты:
1) наверстывание — например, адаптация образовательной системы к более развитой производственной или социальной среде
2) взаиморазвитие - активное развитие образовательной системы соответствующее и оперативно дополняющее производственную или социальную среду;
3) опережение - когда ресурсы образовательная система намного выше производственных биосоциальных, то образовательная сфера
управляет последней, а не наоборот.
±е
Рисунок 1. Функциональное отражение информационного развития учреждений и структур образовательной, производственной и социальной сфер.
При этом соотношение характеристик развития ресурсов и потребностей сопосталенное по выбранному критерию значимости с заранее оговоренным значением £ задает один из трех типов информационного развития инфраструктуры образовательной системы:
1) наверстывание - адаптация инфраструктуры образовательной системы к более развитой производственной и социальной среде
Р(1) -ад > £ ;
2) взаиморазвитие - активное развитие инфраструктуры образовательной системы, соответствующее и оперативно дополняющее организацию окружающей среды
|ВД -Р(1) <£;
3) опережение - когда инфраструктура образовательной системы намного выше организации окружающей среды и управляет последней
ВД -Р(0 > £.
Соотношение характеристик для различных сфер задает один из трех типов сопоставительного информационного развития в зависимости от взаимного расположения значений Кк(1;) и Иш(1), характеризующих соответственно уровень развития ресурсов исследуемой к-ой и выбранной для сопоставления ш-ой инфраструктуры. Их взаимное расположение оценивается с учетом заранее оговоренной значимости £ :
1) наверстывание исследуемой инфраструктуры, относительно выбранной для сопоставления, то есть имеет место адаптация первой инфраструктуры образовательной системы к более развитой второй инфраструктуре
ЯкОО ±£<^00 ;
2) взаиморазвитие исследуемой и выбранной для сопоставления инфраструктур, то есть параллельное взаимно обогащающее активное развитие обеих инфраструктур системы, соответствующее и оперативно дополняющее друг друга в рамках общественного разделения информационных функций и обмена совершенными достижениями и эффективными инновациями
М) - Яш(1) <£;
3) опережение - когда исследуемая инфраструктура образовательной системы намного выше организации инфраструктуры, выбранной для сопоставления, и управляет последней, внедряя свой опыт и технологии в рамках передачи наиболее полезных инноваций
Як(1) > Яш(1) ±£ .
Сравнение рассматриваемых характеристик в различные моменты времени
1 1, 1 2,1 3,..Л п дает основание для анализа возможных переходов от одной схемы
информационного развития к другой. Соответственно могут иметь место ускорение информационного развитие, сохранение набранных темпов или его замедление. Такой подход позволяет исследовать специфику информационного развития образовательных инфраструктур и позволяет судить об эффективности прогнозируемых путей информационного развития.
Содержательными критериями эффективного развития и саморазвития выступает обеспечение культуросообразности и исторической обоснованности разрабатываемой совокупности информационных ресурсов. Процессуальными критериями служит продуктивность деятельности в информационной среде и эффективность информационных взаимодействий субъектов, а также адекватность целей этой деятельности очередному шагу перспективного опережающего развития информационного сообщества.
Ведущими управляющими потоками развития и саморазвития информационной образовательной среды являются информационные потоки [3, 4], в числе которых:
- нисходящие потоки информации, содержащие управляющие распоряжения и указания,
- восходящие потоки информации, содержащие статистические данные о результатах использования информационной среды в обучении,
- параллельная потоки информации, которые направлены на развитие и представляют возможность использования опыта предшествующих и близких разработок и ресурсов.
Обозначенные потоки в совокупности обеспечивают адаптивные возможности развития и саморазвития информационной образовательной среды в направлениях: коррекции объемов и профилей обучения в профессиональных учебных заведениях региона; развития и совершенствования ориентации в профессиональной области; мониторинга трудоустройства выпускников,, информирования о ситуации на рынке труда и способах адаптации к ситуации, о востребованных и перспективных профессиях.
В числе условий развития и саморазвития информационно-образовательной среды выделяются следующие, построенные с позиции обеспечения дихотомического равновесия динамики развития информационных ресурсов и информационных потребностей.
1. Инвариантность структуры. Развитие образовательной информационной инфраструктуры образовательной среды при учете всех имеющихся возможностей, обеспечивающих ее многофункциональность и открытость, полезность информационных ресурсов не только для отдельного образовательного учреждения, предприятия, но и соответственно образовательным потребностям общества в целом.
2. Информационная автономность (зонирование). Обеспечение относительной информационной автономности является одним из показателей распределённости создаваемых информационных ресурсов по тем инфраструктурам, для которых наиболее выражены соответствующие информационные потребности.
3. Оптимальность проектирования. Многопараметрический состав информационной образовательной среды должен базироваться на указании конкретных характеристик, отражающих требуемые свойства образовательных ресурсов и регулироваться уровнем реализации активных потребностей современного образовательного процесса.
4. Соответствие освоенных информационных компетентностей и профессиональных компетенций. Субъекты, отвечающие за развитие ресурсов информационной образовательной инфраструктуры, должны быть владеть уровнем потребностей субъектов образовательной системы и быть наделены соответствующими полномочиями по их реализации.
Развитие и саморазвитие информационной образовательной среды может рассматриваться в масштабе единства человеческой цивилизации путем сопоставления опыта отдельных стран по уровням информационного развития науки, производства и общественных инфраструктур, так и в масштабе перехода конкретных субъектов от реального к желаемому уровню овладения продуктивной информационной деятельностью. Правомерно сопоставление информационных инфраструктур, в рамках которых осуществляется овладение инновационноориентированной исследовательской информационной деятельностью [5, 6] с учетом ее места и роли в образовательной системе.
Сопоставление групп ресурсов, которые составляют информационную инфраструктуру определенной сферы деятельности человека, может осуществляться с опорой на такие количественные характеристики как, например, долевое или процентное соотношение рассматриваемой группы ресурсов в составе общего количества имеющихся ресурсов, или величина отклонения количества ресурсов, относящихся к исследуемой группе, от среднего числа ресурсов по нескольким группам.
Такое сопоставление позволяет прогнозировать темпы и направления развития и саморазвития информационной образовательной среды, предполагает ее анализ на уровнях методологического, научно-методического и кадрового обеспечения, с позиции систем управления деятельностью в информационной образовательной среде в том числе в части совершенствования номенклатуры, функциональных возможностей, качества и эффективности использования автоматизированных информационных поисковых и аналитических систем, хранилищ данных и позитивного опыта, электронных обучающих систем и средств учебного назначения и т.п.
Исследование развития и саморазвития информационной образовательной среды по информационным инфраструктурам разных уровней профессионального образования
Покажем некоторые результаты исследования развития и саморазвития информационной образовательной среды в контексте соотношения информационных
ресурсов и потребностей. Исследование включало количественный анализ данных по информационным инновациям, собранным в Интернет, в том числе в электронной научной библиотеке, характеризующих Интернет-активность различных уровней
100К
5,094
-15Х>%
системы образования (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика инновационной активности по уровням образования.
При оценке количества ресурсов учитывалось число сайтов и ресурсов, а также размещенных в сети инновационных учебных материалов и статей, а при оценке объёма потребностей - число поисковых запросов определенного вида, количество обращений к ресурсам, ссылок на определенные материалы. В приведенном примере осуществлялся подсчет количества ресурсов и потребностей зарегистрированных по инфраструктурам начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, проводился анализ отклонений от средних значений по совокупности названных инфраструктур
На рисунке приведена диаграмма, характеризующая соотношение информационной активности по уровням начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (измерения производились в момент времени ^ , отражающий границу завершении первого семестра и начало второго семестра 2011-2012 учебного года и рассчитывалось в процентных величинах с учетом количественных характеристик выпускаемого контингента). Приведенные данные позволяют выявить характеристики современного
информационного развития по инфраструктурам начального ^нач(0 = -12%),
среднего ^сред(1;;) = -1%), высшего ^высш(1;;) = 5%) и дополнительного
^доп(0 = 8%) профессионального образования. Оценив сравнительные значения
соответствующих характеристик с учетом заранее оговоренной значимости £ = 5%, представляется возможным определить тип относительного развития ресурсов сопоставляемых инфраструктур.
Взаимное сопоставление с учетом заранее оговоренной значимости £ =5 % позволяет сделать ряд выводов.
1) На уровне взаиморазвития находятся исследуемые и выбранные для
сопоставления ьая, ]-ая инфраструктуры, для которых ^00 — ^0^) ^£.
Данному условию в рассматриваемом примере удовлетворяют инфраструктуры
высшего и дополнительного профессионального образования, при расчете с учетом количественных характеристик выпускаемого контингента (Ивысш (^ ) = 5%) и
(И доп (О = 8%).
То есть здесь имеет место взаимно обогащающее активное развитие обозначенных инфраструктур, соответствующее и оперативно дополняющее друг друга в рамках общественного разделения информационных функций, обмена совершенными достижениями и эффективными инновациями.
2) Наверстывание к-ой инфраструктуры выражается в возможности ускоренной адаптации отстающей инфраструктуры с опорой на опыт более развитой т-ой.
И-кОО + £< ^т(0
При этом важно проследить в динамике сокращение разрыва между исследуемыми инфраструктурами в период времени ^ по сравнению с предшествующим периодом ^ .
- Rk(ti) < Rm(ti-1) - Rk(ti-1)
В рассматриваемом примере представляется возможным отметить, что разрыв между информационным развитием инфраструктур среднего и высшего профессионального образования перестает увеличиваться (при расчете на единицу контингента). То есть инфраструктура среднего профессионального
(^ред(^) = -1%) по отношению инфраструктуры высшего образования
(^ш (^ ) = 5%) развивается по схеме наверстывания.
3) Схема опережения отличается тем, что исследуемая инфраструктура образовательной системы обладает более высоким уровнем развития, при этом со временем продолжает увеличиваться различие в уровне развития по сравнению с инфраструктурами, выбранными для сопоставления.
Rk (0 > Rm(t) ± £ , ИтО) - Нк(11) > Ит(11-1) - Кк(11-1)
Данная схема в рассматриваемом примере характеризует опережающее развитие информационной инфраструктуры системы среднего профессионального образования по сравнению с развитием инфраструктуры начального профессионального образования.
Анализ качественных характеристик развития и саморазвития информационной образовательной среды
Качественные характеристики развития и саморазвития информационной образовательной среды в данной статье рассмотрены по следующим позициям: во-первых, соответственно сложившимся парадигмам развития национальных образовательных систем, во-вторых, с точки зрения новых ролей субъектов образовательного процесса, в-третьих, с позиции эффективных механизмов влияния на процессы развития и саморазвития среды обучения, в-четвертых, с позиции ожидаемых перемен в методическом обеспечении образовательного процесса с учетом развития информационной образовательной среды.
Аналитическая деятельность осуществлялась в процессе проведения дискуссии по теме
"Развитие и саморазвитие информационной образовательной среды" (рис. 3), организованной на ресурсе Восточно Европейской подгруппы Международного форума «Образовательные технологии и общество» [7].
При этом учитывался опыт подобных дискуссий, проведенных ранее наиболее близкими из которых являются дискуссии по тематике «Перспективы развития» [8], «Коммуникация в цейтноте» [9], «Креативный характер образования как основа
развития личности в ситуации культурно-цивилизационного кризиса в информационном обществе» [10], «Интеллектуальный потенциал общества в условиях современной информационной среды» [11, 12] .
Рисунок 3. Расписание дискуссий Восточно Европейской подгруппы Международного форума «Образовательные технологии и общество» -http://ifets.ieee.org/russian/discussions/discuss.html
Как и в предшествующем опыте, проведение дискуссии осуществлялось с привлечением участников, не являющихся членами Восточно Европейской подгруппы Международного форума «Образовательные технологии и общество», к данному обсуждению это участники Четвертых Махмутовских чтений на ресурсе Академии наук Республики Татарстан (рис. 4), такая организация позволила обеспечить более 700 просмотров.
Рисунок 4. Дублирование дискуссии на ресурсе Виртуального музея Академии наук Республики Татарстан http://vml.antat.ru/index.php/forums
В результате проведенной дискуссии можно отметить, что на уровне философского осмысления феномена развития и саморазвития информационной среды участниками постоянно отмечается влияние двух культур: реальной и виртуальной. По вопросу общих цивилизационных и частных национальных образовательных парадигм информационного общества и образования дискуссия позволила прийти к мнению, что для развития человеческой цивилизации и информационного пространства в целом, следует утверждать, что нельзя слепо копировать чужой опыт. Речь идет о прогрессе информационной образовательной среды, в котором все большее число инфраструктур которой приближается к сценарию взаиморазвития, а не только к адаптации и распространению достижений отдельных стран.
Отличия национальных систем проявляются в самобытности условий и ресурсов, а также в сформировавшемся приоритете целей, которым отвечает образовательная система определенного государства. Среди таких приоритетов выделяется приоритет целей личности, приоритет промышленного производства, или приоритет государства.
В ходе дискуссии обозначены новые роли субъектов образовательного процесса. К ролевым функциям преподавателя отнесены информационная, коммуникативная, контролирующая и организационная функции. К ролевым функциям студента - учебная, познавательная, самоорганизующая, исследовательская, аналитическая, коммуникативная и другие функции, соответственно востребованным компетенциям. Преподаватель часть функций и полномочий агента образовательной системы передает проектируемому и рекомендуемому к использованию в учебном процессе электронному образовательному ресурсу. Субъект-проектировщик в соответствии со своей ролью создает и внедряет электронные образовательные ресурсы. Данным субъектом может быть отдельный человек или творческая группа, в составе которой все участники образовательного процесса, а также специалисты информационной сферы. Субъект-преподаватель в соответствии с новой ролью осознанно направляет к электронному ресурсу субъектов-обучающихся - школьников, студентов, слушателей курсов которые в дополнение к ранее выполняемым ролям, вместе с
преподавателем выступают в роли экспертов нового ресурса. Требуются еще и руководители, заинтересованные во внедрении эффективных систем управления, видящие выгоды от их внедрения и хорошо разбирающиеся в образовательном процессе. Немаловажная роль работодателя, как генератора квалификационных требований, эксперта качества и адекватности подготовленных электронных образовательных ресурсов и систем образовательного назначения, эксперт по качеству и результатам образовательного процесса, который определяют дальнейшее трудоустройство выпускников.
Развитие информационной образовательной среды рассматривается как результат пересечения потребностей социальных институтов и обозначенных выше субъектов, выполняющих роли заказчиков образовательных услуг, разработчиков ресурсов, руководителей учебного заведения, преподавателей и обучаемых. Как условие развития и саморазвития информационной образовательной среды необходима внешняя и внутренняя координации их деятельности.
По вопросу саморазвития выявлено несколько аспектов: а) саморазвитие педагога и других субъектов, которые являются частью образовательной среды, создают ее компоненты, оценивают ее, создают активные, востребованные зоны, б) саморазвитие ресурсов среды, наращивание и совершенствование реализации функций информационной среды.
У участников дискуссии не возникло сомнения, что за саморазвитием образовательной среды будущее, однако для этого нужна четкая, хорошо спланированная деятельность педагогов, освоивших новые информационные роли. Участники проявили единодушие по вопросу о том, что в идеальном случае влиять на процессы развития и саморазвития среды обучения способен не только педагог, но и студент, однако ни педагог, ни студент полностью не готовы к оказанию эффективного влияния.
Совмещение роли преподавателя как толкователя передаваемых знаний и опыта, как исследователя современных парадигм развития образовательной среды и как практика, занимающегося образованием и воспитанием детей - требуют своего дальнейшего решения.
Наибольшая активность наблюдалась по вопросу о переменах, которых следует ожидать с учетом развития информационной образовательной среды в методическом обеспечении образовательного процесса.
Заключение
Анализируя предложенные идеи регулирования количественных характеристик развития и саморазвития информационной образовательной среды и их качественной оценки в экспериментальной работе можно сделать выводы, что: информационная среда не должна быть обособленным элементом образования; нужны чёткие и понятные критерии результативности деятельности субъектов образовательного процесса в информационной среде; внедрение инновационных технологий, их эффективное использование и дальнейшее развитие требуют создания и совершенствования организационных механизмов управления процессом
внедрения образовательных инноваций.
Литература
1. Моделирование регионально-профессиональной инфраструктуры информационной среды профессионального образования /Кирилова Г.И., Власова В.К. // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society).
- 2011. - Т. 14. - № 1. - С. 407-417.
2. Кирилова Г.И. Моделирование как метод исследования информационной образовательной среды. // Теория и технология информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования. Коллективная монография под редакцией Г.И.Кириловой. - Казань, ИПП ПО РАО, 2011. - С. 99 -103.
3. Власова В.К. Специфика проектирования современной информационной образовательной среды // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2010. Т. 13. № 2. С. 269-273.
4. Галеев И.Х. Модель управления процессом обучения в ИОС // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2010. Т. 13. № 3. С. 285-292.
5. Кирилова Г.И. Исследовательская компетентность специалиста информационного общества // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2008. - Т. 11. - № 4. - С. 390-395.
6. Галеев И.Х., Абуталипова Л.Н., Иванов В.Г. Инновации в информационном обеспечении науки и образования в условиях развития информационно -коммуникационных технологий // Труды международного симпозиума "Надежность и качество". 2008. Т. 1. С. 107-108.
7. Развитие и саморазвитие информационной образовательной среды. Материалы дискуссии // Восточно Европейская подгруппа Международного форума «Образовательные технологии и общество» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/dis_25.html (дата обращения: 1.08.2012).
8. Перспективы развития. Материалы дискуссии // Восточно Европейская
подгруппа Международного форума «Образовательные технологии и общество» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://ifets.ieee.org/russian/depository/dis_10.html (дата обращения: 1.08.2012).
9. Коммуникация в цейтноте. Материалы дискуссии // Восточно Европейская
подгруппа Международного форума «Образовательные технологии и общество» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://ifets.ieee.org/russian/depository/dis_16.html (дата обращения: 1.08.2012).
10. Интеллектуальный потенциал общества в условиях современной
информационной среды. Материалы дискуссии. // Восточно Европейская подгруппа Международного форума «Образовательные технологии и общество» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://ifets.ieee.org/russian/depository/dis_24.html (дата обращения: 1.08.2012).
11. Волик, О. Н. Актуальные вопросы креативного образования как основы развития личности в информационном обществе /О. Н. Волик, Г. И. Кирилова/Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society), -2008. -№ 11 (4).
12. Специфика формирования интеллектуального потенциала общества в условиях современной информационной среды (По материалам форума в рамках третьих Махмутовских чтений) / Кирилова Г.И., Волик О.Н. // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2011. - Т. 14. - № 1. - С. 375-379.