Научная статья на тему 'Интернет-форум и телемост, посвященные году учителя: «Информационная среда модернизации профессионального образования в России»'

Интернет-форум и телемост, посвященные году учителя: «Информационная среда модернизации профессионального образования в России» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА / ДИНАМИКА И ДИНАМИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / PROFESSIONAL EDUCATION / INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION / INTERNET-ASSOCIATION / DYNAMICS AND DINAMIZATION / INFORMATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирилова Галия Ильдусовна, Волик Ольга Николаевна, Шорина Татьяна Владиславовна

На форуме обсуждались значимые проблемы, связанные с информационной образовательной средой, электронными образовательными ресурсами и их эффективностью для модернизации профессионального образования. Телемост показал значимость интеграции науки, производства и образования в деятельности Интернет-сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирилова Галия Ильдусовна, Волик Ольга Николаевна, Шорина Татьяна Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the forum the significant problems connected with the information educational environment, the electronic educational resources and their effectiveness for the modernization of professional education were discussed. TV-bridge showed the significance of the integration of the science, the manufacture and the education for the activity of Internetassociations.

Текст научной работы на тему «Интернет-форум и телемост, посвященные году учителя: «Информационная среда модернизации профессионального образования в России»»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИНТЕРНЕТ-ФОРУМ И ТЕЛЕМОСТ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ГОДУ УЧИТЕЛЯ: «ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

Г.И. Кирилова, О.Н. Волик, Т.В. Шорина

На форуме обсуждались значимые проблемы, связанные с информационной образовательной средой, электронными образовательными ресурсами и их эффективностью для модернизации профессионального образования. Телемост показал значимость интеграции науки, производства и образования в деятельности Интернет-сообществ.

Ключевые слова: информационная образовательная среда, электронные образовательные ресурсы, профессиональное образование, интеграция науки и образования, Интернет-сообщества, динамика и динамизация информационного развития

Internet-forum and TV-bridge, on the Year Teachers: "Information environment for the modernization ofprofessional education in Russia". At the forum the significant problems connected with the information educational environment, the electronic educational resources and their effectiveness for the modernization of professional education were discussed. TV-bridge showed the significance of the integration of the science, the manufacture and the education for the activity of Internet- associations.

The keywords: information educational environment, electronic educational resources, professional education, integration of science and education, Internet-association, dynamics and dinamization, information development

Форум «Информационная среда модернизации профессионального образования в России» проводился в марте-апреле в 2010г. по адресу http://www. campus.ru/campuses/campus.kir_is. в формате предварительного Интернет-обсуждения проблем Международной научно-практической конференции «Модернизация профессионального образования: вопросы теории и практического опыта». По итогам форума

в рамках одной из секций Международной конференции [1] был проведен телемост, нацеленный на реализацию взаимодействия ИПППО РАО с государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации и учебными заведениями региона Республики Татарстан.

На форуме обсуждались значимые проблемы, связанные с информационной образовательной средой. Отде-

льная дискуссия проводилась по вопросам Программы Intel «Обучение для будущего». Основной вопрос, вызвавший наибольший интерес у участников форума, - опережающее формирование информационных компетенций в сетевых образовательных сообществах. Кроме того, были затронуты вопросы, решение которых имеет существенное значение в ближайшей и отдалённой перспективе. К таким вопросам можно отнести: рейтинг электронных образовательных ресурсов и их разработчиков; визуализацию и свертывание информации; основные понятия и положения инфообразовательной среды, возможна ли безопасная среда.

Материалами форума заинтересовались более ста зарегистрировавшихся участников из следующих учреждений системы образования: Балашовский институт (филиал) СГУ имени Н.Г. Чернышевского; Волжский государственный инженерно-педагогический университет; Зеленодольский механический колледж; Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО; Казанский государственный технологический университет; Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина; Казанский государственный энергетический университет; Камская государственная инженерно-экономическая академия; Красноярский кооперативный техникум экономики коммерции и права; Международный университет природы, общества, и человека г. Дубна; На-бережночелнинский государственный торгово-технологический институт; Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия; Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова; Псковский областной институт повы-126

шения квалификации работников образования; СОШ № 1 им. И.Гаибова г. Сумгайыта, Азербайджан; Сыктывкарский государственный университет; Сыктывкарский гуманитарно -педаго -гический колледж им. И.А.Куратова; Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет и др.

Сделали сообщения 25 человек из городов: Казань, Сыктывкар, Дубна, Псков, Нижний Новгород, Набережные Челны, Балаково (Саратовская область), Нижний Тагил, Красноярск, Балашов (Московская область), Таллинн, Зеле-нодольск, Чебоксары.

Участники форума отметили важность задачи - научить работать и созидать в сети, но вместе с тем констатировали, что эта работа находится в настоящее время в стадии эксперимента.

Предложены уровни освоения информационных компетенций:

- минимум - уровень важный для всех педагогов - компьютерный «ликбез»;

- оптимум - уровень, включающий освоение некоторых опережающих возможностей информационных технологий и позволяющий осуществлять эффективную информационную и образовательную деятельность, дальнейшее информационное саморазвитие и продуктивное взаимодействие в сети;

- проектировочный уровень, предполагающий опыт созидательной деятельности в информационной среде;

- экспертный уровень, предполагающий существенный опыт образовательной деятельности в информационной среде, позволяющий судить о качестве и полезности, прогнозной ценности тех или иных ресурсов и ак-

туальности сформированных с их использованием компетенций.

Отмечено, что для успешного формирования информационных компетенций вуз должен обеспечить свободный доступ студентов и педагогов к компьютерной технике с выходом в интернет. А также подчеркивается важность определения состава компетенций и целей их формирования: иметь компетенции, чтобы использовать среду или быть в среде, чтобы учиться новым компетенциям? Ответ предлагается такой: «надо иметь компетенции в первую очередь, чтобы использовать среду, тогда будет возможно быть в среде, чтобы учиться новым компетенциям».

Выделены компетенции преподавателя и компетенции студента - будущего профессионала, подготовкой которого он занимается. Преподаватель должен уметь работать в сети, чтобы быть профессионально мобильным и творчески активным, он должен освоить комплексное предъявление разнородной, взаимосвязанной по смыслу информации. Отмечено, что для студента наиболее актуальны значимые сегодня и востребованные через 10-15 лет компетенции в области управления информацией и знаниями. Предложено рассматривать инвариантные компетенции, определяемые характером информационной деятельности, и вариативные, которые зависят от характера информационной деятельности, требуемой от будущего профессионала.

Интерес вызвала дискуссия о барьерах и непривычных стилях взаимодействия в информационном пространстве. Вопрос о том, как помочь решению проблем освоения сетевого общения, возникающих у преподавателей, нашел неожиданный ответ. Приведена статистика, согласно которой стало ясно, что

преподаватели с большим стажем, в том числе лица пенсионного возраста, используют сетевое общение более интенсивно и эффективно, чем молодежь, ввиду ориентации на накопленный и проверенный в учебной практике профессиональный опыт. Преподаватели стремятся общаться в сети, потому что это признак профессиональной состоятельности, новая возможность для профессионального роста. Они не вполне преодолели барьер и находятся во власти комплексов и сомнений. Но они делают это, понимая «сеть» как средство и инструмент самовыражения.

Выявлена специфика сетевого обучения, позволяющего добавить новых субъектов образовательной деятельности, которая состоит в увеличении возможностей самостоятельной деятельности студентов, позволяющей участникам из разных городов совместно выполнять проекты, а преподавателя переводит в плоскость консультационной работы.

Участники форума отмечают, что время и интенсивность подготовки преподавателя к занятиям возрастает, но эта тенденция имеет временный характер, то есть затраты будут уменьшаться по мере отладки сетевого механизма обучения. В качестве примера на форуме предложено познакомиться с опытом ТГГПУ г. Казань и Социально-гуманитарной академии г. Самара (campus.ru, «Учимся быть учителем»).

Отмечаются специфические особенности сетевого обучения:

а) преподаватель не только управляет учебным процессом, но и сам учится у студентов, а в дальнейшем передает полученный опыт другим;

б) активизируется взаимообучение студентов на основе совместной деятельности в сети.

На форуме обсуждались проблемы дублирования электронных разработок учебного назначения; вопросы выбора наиболее эффективных ресурсов и технологий на основе рейтинга электронных образовательных ресурсов и их разработчиков. Остались открытыми для дальнейшего обсуждения вопросы [2]: должен ли каждый преподаватель уметь сделать свое электронное пособие, а также как найти и в какой мере следует использовать готовые электронные ресурсы.

Проблемы визуализации и свертывания информации рассматривались участниками в аспектах целесообразности использования опыта подготовки и подачи информации средствами массовых коммуникаций и отражения хода мыслей [3], например, с помощью «карт разума» и другого программного обеспечения и сетевых сервисов, позволяющих осуществлять системный анализ учебной информации и учитывать в образовательном процессе вопросы визуализации мышления.

Анализ данного форума, а также проведенных ранее подобных мероприятий [4] позволяет констатировать, что дискуссия развернулась широкая, активная и полезная.

В настоящее время в информационной среде наблюдается преобладание изолированной деятельности сформировавшихся сообществ студентов, преподавателей, ученых, производственников. Например, в студенческом форуме «Использование информационных технологий в будущей профессиональной деятельности» обсуждаются особенности информационной среды и интерактивные взаимодействия, значимые не только для студенческой аудитории. Для научно-профессионального форума (http://ifets.ieee.org/russian/forum. 128

html) [5], организуемого на площадке журнала «Образовательные технологии и Общество» (Educational Technology & Society), актуальны проблемы образовательных технологий, которые обсуждаются, разработчиками информационных ресурсов и специалистами в области IT-технологий, для внедрения результатов обсуждений в практику требуется дополнительная работа на уровне организационных и методических разработок. В форумах многочисленных образовательных сообществ (Openclass.ru, Campus.ru, Pedsovet.org и др.) часто обсуждают проблемы, уже имеющие эффективное научное решение, а также проблемы, требующие решения на ином уровне (в том числе -министерств, научных изысканий и др.).

С учетом повышения продуктивности целей и результатов деятельности сообществ в условиях интеграции был организован телемост, объединивший средствами видеоконференцсвязи [6] (с использованием программного обеспечения VideoPort) ученых (Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО), представителей органов управления образованием (Отдел информатизации образования и культуры Центра информационных технологий РТ) и представителей образовательных учреждений (Елабужский филиал Академии социального образования, Зеленодольский механический колледж). Всего в работе телемоста принимали участие 40 человек (Казань -33; Елабуга - 5, Зеленодольск - 2). Были обсуждены проблемы повышения качества образования и пути ее решения за счет внедрения передовых форм обучения с использованием технологий дистанционного обучения, совместного сетевого общения студентов и педа-

гогов; перспективах использования Интернет - среды и инструментария к ней, представлен проект информационной системы «Электронное образование», в который в ближайшее будущее планируется включение средней, а затем и высшей профессиональной школы, в связи с этим было предложено внести пожелания к образовательной информационной среде профессионального образования: «мы готовы предоставить среду и инструментарий дистанционного образования...». От учреждений профессионального образования поступило предложение о включении в данную систему площадки профессиональных образовательных учреждений и работодателей. В заключение были высказаны пожелания о дальнейшем информационном обмене и сотрудничестве.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что при планировании подобной активности следует решить ряд проблем для обеспечения успешности и эффективности форума:

- выбор среды форума с оповещением по e-mail о новых высказываниях в форуме, продумать оповещение и приглашение участников

- помочь потенциальным участникам освоиться в единой информационной среде;

- сроки форума сделать компактными (не больше месяца, рациональнее -две недели);

- привлечение в образовательные сообщества представителей управленческих структур, производственников и научных работников, а также вовлечение практиков в научные сообщества, чтобы на деле состыковать науку и практику.

Литература:

1. Хаплехамитов, Р.Б. Модернизация профессионального образования: вопросы теории и практический опыт./ Р.Б. Хаплехамитов // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 2. - С. 183-185.

2. Волик, О.Н., Михайлов, В.Ю., Пшеничный, П.В. О функциях преподавателя в условиях применения электронных образовательных ресурсов. / О.Н. Волик, В.Ю. Михайлов, П.В. Пшеничный // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 6. - С. 89-98.

3. Кирилова, Г.И., Шорина, Т.В. Опыт применения средств визуализации в курсе «информационная безопасность и защита». / Г.И. Кирилова, Т.В. Шорина //Вестник научного центра безопасности жизнедеятельности детей. - 2010. - №1 (3). - С. 22-26.

4. Кирилова, Г.И., Волик, О.Н. Актуальные вопросы креативного образования как основы развития личности в информационном обществе. / Г.И. Кирилова, О.Н. Волик // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). -2008. - Т. 11. - № 4. - С. 297-305.

5. Галеев, И.Х. Динамика развития международного электронного журнала «образовательныетехнологиииобщество». / И.Х. Галеев // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2007. Т. 10. № 1. С. 315-328. 2 3

6. Баскаков, Ю.А., Соболева, О.М. Использование видеоконференцсвязи в учебном процессе. / Ю.А. Баскаков, О.М. Соболева // Казанский педагогический журнал. -2010. - № 1. - С. 128-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.