Научная статья на тему 'Развитие информационной среды высшей школы в условиях реализации сетевой формы'

Развитие информационной среды высшей школы в условиях реализации сетевой формы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСЫ / RESOURCES / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGH SCHOOL / РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ / THE DEVELOPMENT OF THE INFORMATION ENVIRONMENT / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / INTERACTION OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS / РЕАЛИЗАЦИЯ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / REALIZATION OF THE NETWORK FORM OF EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шорина Татьяна Владиславовна, Кирилова Галия Ильдусовна, Липатова Ирина Анатольевна

Статья посвящена становлению информационной среды высшей школы в условиях реализации сетевой формы образовательных программ. Раскрываются вопросы развития информационной среды, понимаемые в контексте совершенствования не только состава и структуры информации, но и расширения функций самой информационной среды высшей школы. Выделены специфические особенности информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса, совместно осуществляющих сетевую образовательную программу. Представлены ведущие направления развития информационной среды высшей школы, базирующиеся на совершенствовании управленческого и содержательного ресурсного обеспечения. Предложены алгоритмы формирования и совершенствования информационной среды высшей школы, а также способы, позволяющие осуществить оценку эффективности ее функционирования. Обозначены пути предпочтительного развития информационной среды высшей школы в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE INFORMATION ENVIRONMENT OF THE HIGH SCHOOL IN THE REALIZATION OF THE NETWORK FORM

The article is says of the development of the information environment of high school on the example of realization of the network form of educational programs. The article describes the development of the information environment of high school, in the context of improving of not only the composition and structure of information, but also to extension of the functions the information environment. In center attention the specific of properties of information interaction of subjects of educational process, in jointly realization of the network form of educational programs. In article are indicated direction of the development of the information educational environment, based improvement of the management and content of the resource support. Presented the algorithms of formation and improvement of the information environment of high school and the method's to that assess the effectiveness of her functioning. Marked ways of a preferred development of the information environment of high school in new condition.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной среды высшей школы в условиях реализации сетевой формы»

УДК 378.14

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ

Т.В. Шорина1, Г.И. Кирилова1, И.А. Липатова2

казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия 2Казанский национальный исследовательский технологический университет,

г. Казань, Россия

Статья посвящена становлению информационной среды высшей школы в условиях реализации сетевой формы образовательных программ. Раскрываются вопросы развития информационной среды, понимаемые в контексте совершенствования не только состава и структуры информации, но и расширения функций самой информационной среды высшей школы. Выделены специфические особенности информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса, совместно осуществляющих сетевую образовательную программу. Представлены ведущие направления развития информационной среды высшей школы, базирующиеся на совершенствовании управленческого и содержательного ресурсного обеспечения. Предложены алгоритмы формирования и совершенствования информационной среды высшей школы, а также способы, позволяющие осуществить оценку эффективности ее функционирования. Обозначены пути предпочтительного развития информационной среды высшей школы в современных условиях.

Ключевые слова: ресурсы, высшая школа, развитие информационной среды, взаимодействие участников образовательного процесса, реализация сетевой формы образовательных программ.

DEVELOPMENT OF THE INFORMATION ENVIRONMENT OF THE HIGH SCHOOL IN THE REALIZATION OF THE NETWORK FORM

T.V. Shorina1, G.I. Kirilova1, I.A. Lipatova2

1Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia 2Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia

The article is says of the development of the information environment of high school on the example of realization of the network form of educational programs. The article describes the development of the information environment of high school, in the context of improving of not only the composition and structure of information, but also to extension of the functions the information environment. In center attention the specific of properties of information interaction of subjects of educational process, in jointly realization of the network form of educational programs. In article are indicated direction of the development of the information educational environment, based improvement of the management and content of the resource support. Presented the algorithms of formation and improvement of the information environment of high school and the method's to that assess the effectiveness of her functioning. Marked ways of a preferred development of the information environment of high school in new condition.

Keywords: resources, high school, the development of the information environment, interaction of participants in the educational process, realization of the network form of educational programs.

146

Введение

В статье раскрывается процесс развития информационной среды высшей школы, а также ее специфичный результат, характерный для сетевой формы реализации образовательных программ. Под сетевой формой реализации образовательных программ (сетевой формой) понимается организация образовательного процесса с использованием ресурсов нескольких организаций [1]. В реализации сетевой формы могут быть задействованы как организации, осуществляющие перспективные направления профессиональной подготовки (в том числе иностранные), так и сторонние организации, обладающие необходимыми для реализации данной программы ресурсами. Это могут быть научные организации, учреждения профессиональной, медицинской, физкультурно-спортивной сферы и др. При этом необходимо учитывать, что взаимодействие участников образовательного процесса, реализованного в сетевой форме, осуществляется в определенной среде. Сетевая форма реализации образовательных программ в силу своих специфичных особенностей не может быть осуществлена без соответствующего развития информационной среды высшей школы. С другой стороны, совершенствование сетевой формы реализации образовательных программ закономерно влияет на развитие информационной среды.

Теоретические основы

В литературе под информационной средой понимается «совокупность содержательных, пространственных, технико-технологических, педагогических, экономических и политических условий, детерминирующие процессы создания, сбора, хранения, поиска, систематизации, обработки, распространения и использования» информации [2]. В современном обществе основным товаром является информация, которая способна не только храниться в информационной среде, но и передаваться и использоваться, а также развиваться. Соответственно информация в развивающейся среде содержит не только набор фактов, но и зашифрованные в программном коде алгоритмы и процедуры осуществления определенных функций, а также наборы целей и фактографическую базу о достижении. При этом информационная среда, имеющая системный характер, совершенствуется не только в содержательном, но ив функциональном плане. Считается, что развитие информационной среды это управляемый процесс [3], который строится на базе интеграции педагогических, профессиональных и информационных знаний, и связывается с развитием институциональных структур.

Саморазвитием информационной среды в данном изложении будем считать процесс ее совершенствования, осуществляемый без управляющих воздействий организаторов среды. В качестве практического примера саморазвития информационной среды можно привести Википедию.

В данной статье раскрывается процесс развития информационной среды, под которым понимается совершенствование состава и структуры информации, а также развитие функций информационной среды (в процессе совершенствования) при взаимодействии участников сетевой формы реализации образовательных программ.

Развитие информационной среды высшей школы при сетевой форме реализации образовательных программ можно условно разделить на уровни: первый уровень связан с совместным наполнением среды субъектами образовательного процесса [4; 5]; второй уровень связан с взаимовыгодным обменом опытом [6], знаниями, научными идеями, интеллектуальными ресурсами [7], а также с совершенствованием процедур [8] и алгоритмов такого обмена [9]. Таким образом, первый уровень можно интерпретировать как этап формирования и развития содержания информационной среды, а второй, заключающийся в ее

совершенствовании, закономерно связывать с саморазвитием функций информационной среды высшей школы.

При реализации сетевой формы происходит преобразование внутренней информации отдельного учреждения, структурного подразделения, отдельного субъекта, осуществляющего образовательную или управленческую деятельность, во внутрисетевую, позволяя тем самым осуществлять, взаимовыгодный информационный обмен. Сетевые формы реализации образовательных программ базируются на ведущих требованиях, предъявляемых к высшему образованию, которые были озвучены во всемирной Декларации о высшем образовании ЮНЕСКО (Париж, 5-9 января 1998 г.) [10]. В Декларации озвучена нацеленность высшего образования на его многомерность, а не просто освоение учебных дисциплин. Необходимым считается «обеспечение студентов навыками, компетентностью, умениями в области коммуникации, творческого и критического анализа, независимого мышления и коллективного труда в многокультурном контексте». Для развития среды высшего образования значимым считается выполнение условия «обогащения информационной среды всем лучшим, что есть в национальных системах образования».

Реализация сетевой формы способствует межнациональному профессиональному общению, преодолению межязыкового барьера, формированию многонациональных творческих коллективов в целях решения интегрированных научно-исследовательских и профессионально-ориентированных задач, в том числе, на стыке науки, образования и производства [11].

Болонский процесс и принятая на нем Декларация (19 июня 1999 г.) заложили основу межнационального профессионального общения и выступили базисом создания единого Европейского пространства высшего образования. Создание единого Европейского пространства послужило толчком к развитию среды высшей школы, так как обеспечить взаимодействие в рамках интегрированных, межнациональных проектов невозможно без развития среды, в которой осуществляется данное взаимодействие [12].

Основные результаты

Развитие информационной среды высшей школы в условиях реализации сетевой формы осуществляется посредством информационного взаимодействия различных структур учреждений осуществляющих совместную образовательную деятельность. Данное взаимодействие можно охарактеризовать определенной динамикой или потоком информационного взаимодействия [3]. Информационные потоки описываются направлениями движения: нисходящие, восходящие, параллельные. Нисходящие потоки информации характеризуются движением сверху вниз и содержат управляющие распоряжения и указания. Восходящие потоки содержат статистическую информацию о результатах проделанной работы. Параллельные потоки способствуют развитию информационной среды, предоставляя возможность взаимовыгодного обмена опытом, знаниями, научными идеями родственных и смежных информационных ресурсов. Обозначенная динамика описывает пути возможного развития и совершенствования информационной среды высшей школы с учетом запросов и потребностей общества, производства, субъекта и др.

При реализации сетевой образовательной программы существенное значение придается как нисходящими и восходящим, так и параллельным информационным потокам. В соответствии с обозначенной динамикой и с учетом специфики сетевых фо рм реализации о бразовательных программ выделяются перспективные направления развития и саморазвития информационной среды, связанные с ее внешней и внутренней структурой. С позиции централизованного управления организациями системы образования ведущее значение отводится внутренним

управляющим потокам (нисходящим) и внутренним потокам, обеспечивающим информацию для обратной связи (восходящим). Вместе с тем, что с позиции приведения системы образования в соответствие с динамичными требованиями и возможностями информационного общества, все более активную роль играют потоки, обеспечивающие внешнее содержательное и функциональное ресурсное обновление (параллельные потоки).

Так на первоначальном этапе следует организовать образовательный процесс, поэтому требуется сформировать нисходящие потоки, по мере продвижения в реализации сетевой образовательной программы значимое влияние приобретают параллельные потоки, адекватно отражающие содержание совместно реализуемой образовательной программы и способствующие распространению инновационного опыта ее разработки. При этом значение восходящих потоков в реализации сетевой образовательной программы имеет свои особенности. На начальном этапе восходящая информация сохраняет внутренний традиционный характер распространения, так как отслеживание результатов и корректировка образовательной программы осуществляется традиционными способами. Вместе с тем, постепенно она все более приобретает черты автоматизировано формируемых данных, к выявлению критериев и процедуре оценки которых привлекаются внешние эксперты. Однако, при анализе и интерпретации результатов обучения, по -прежнему, доминирует стандартная вертикальная схема управления.

Обсуждение результатов

Рассмотрим этапы развития информационной среды высшей школы по двум наиболее значимым направлениям. Раскроем этап развития информационной среды высшей школы, отвечающий за управление сетевой образовательной программой, который выстраивается по следующему алгоритму.

1. Анализ информационной среды высшего образования и сферы высокотехнологичных, междисциплинарных направлений по вопросам совместной подготовки специалистов.

2. Анализ информационной среды образовательного учреждения на предмет наличия необходимых ресурсов и готовности образовательных структур для реализации сетевой образовательной программы.

3. Распределение ролей между организациями, проявляющими готовность к реализации сетевой образовательной программы, проведение подготовительной работы по подготовке и заключению соответствующих договоров, приведение в соответствие документации участвующих в реализации сетевой программы сторон.

4. Разработка учебного плана, рабочей программы, распределение входящих в нее модулей, учебных дисциплин, установление порядка их следования в образовательном процессе.

5. Формирование взаимопризнаваемой формы оценивания обозначенных модулей, учебных дисциплин в терминах зачетных единиц, утверждение формата квалификационных документов.

6. Практическая реализация в образовательном процессе сетевой образовательной программы, корректировка ее целей на базе полученных результатов и с учетом востребованности выбранного направления на рынке образовательных услуг, а также конкурентоспособности подготовленных специалистов на рынке труда и т.д.

Раскроем этап развития информационной среды высшей школы, отвечающий за ресурсное обеспечение сетевой образовательной программы, который выстраивается по следующему алгоритму.

1. Анализ информационной образовательной среды по выбранному направлению деятельности с целью поиска инновационных направлений разработки

информационно образовательных ресурсов, учебно-методических комплексов, других изданий и ресурсов образовательного назначения.

2. Анализ информационной среды образовательных организаций, проявляющих готовность к совместной реализации образовательной программы, иных организаций по поиску перспективных направлений реализации образовательного процесса.

3. Выработка совместных рекомендаций, положений и требований к разработке и реализации содержания и средств обеспечения образовательного процесса, в том числе сетевой образовательной программы, модуля, дисциплины, ресурса.

4. Совершенствование образовательного контента и функционала его реализации с учетом обозначенных выше положений и требований.

5. Экспериментальная апробация заявленных образовательных изданий и ресурсов в совместно реализуемой сетевой образовательной программе с соответствующей корректировкой их наполнения, учитывая результативность в образовательном процессе, проведение совместной экспертной оценки качества представленных в них материалов, общественное обсуждение с учетом мнений профессорско-преподавательского состава, научно-методических работников, ведущих специалистов в данной области, студенческих образовательных сообществ и др.

Выводы

Таким образом, для развития информационной среды высшей школы в условиях реализации сетевой образовательной программы необходим мониторинг и совершенствование управленческого и содержательного ресурсного обеспечения. Предложенные в статье алгоритмы позволяют осуществлять разработку и начальный уровень совершенствования ресурсного обеспечения сетевой образовательной программы. Однако для успешного развития информационной среды высшей школы в условиях реализации сетевой образовательной программы необходимо непрерывное обновление и пополнение ресурсного обеспечения сетевой образовательной программы. При этом необходимо учитывать, что процесс развития и саморазвития внутренней информационной среды образовательных организаций высшей школы, отвечающих за подготовку выпускников определенной квалификации, должен носить контролируемый характер. Процесс пополнения и обновления ресурсного обеспечения сетевой образовательной программы имеет черты непрерывного совершенствования, обеспечиваемого с учетом современных достижении науки и техники, востребованности на рынке профессиональных и образовательных услуг, экспертного оценивания обеспечения специалистами научной, образовательной и профессиональной сферы. Данные требования формулируются для обеспечения эффективного развития информационной среды высшей школы, включающей элементы саморазвития, которое наиболее предпочтительно в современных условиях.

Литература

1. Часть 1 статьи 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3

2. Кирилова Г.И., Власова В.К. Интеграционный потенциал информационно -средового подхода в профессиональном образовании // Филология и культура. 2013. № 1 (31). С. 244-251.

3. Кирилова Г.И., Власова В.К. Продуктивные уровни автоматизации образовательного процесса в условиях информационной образовательной среды // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325). С. 144-148.

4. Шорина Т.В. Эффективное проектирование видеоресурсов профессионального образования // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2014. № 4 (24). С. 90-98.

5. Грузкова С.Ю., Сагеева Е.Р. Особенности развития каналов восприятия у студентов технического вуза // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2015. № 2 (26). С. 118-128.

6. Шорина Т.В. Опыт использования средств визуализации информации в преподавании курса «Информационные технологии в управлении персоналом» // Ученые записки ИСГЗ.

2014. № 1-1 (12). С. 403-407.

7. Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р. Роль технических средств обучения в современном педагогическом процессе / / Информация и образование: границы коммуникаций. 2014. № 6 (14). С. 346-348.

8. Мухаметзянова Ф.Г., Боговарова В.А. Индикаторы изучения феномена субъектности студента вуза // Казанский педагогический журнал. 2012. № 1 (91). С. 82-89.

9. Власова В.К., Кирилова Г.И. Алгоритмы мониторинга и контроля учебного процесса в условиях электронных образовательных ресурсов // Качество. Инновации. Образование. 2012. № 7 (86). С. 36-40.

10. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. Париж: ЮНЕСКО, 1998, 5- 9 о кт.

11. Кирилова Г.И., Волик О.Н., Шорина Т.В. Интернет-форум и телемост, посвященные году учителя: «Информационная среда модернизации профессионального образования в России» // Казанский педагогический журнал. 2010. № 4. С. 125-129.

12. Сулейманова А.Р., Матушанский Г.У. Организация послевузовского образования в Европе в контексте болонского процесса // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2012. № 2 (13). С. 109-116.

References

1. Chast' 1 stat'i 13 Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29 dekabrya 2012 g. No. 273-F3.

2. Kirilova G.I., Vlasova V.K. Integratsionnyi potentsial informatsionno-sredovogo podkhoda v professional'nom obrazovanii // Filologiya i kul'tura. 2013. No. 1 (31). P. 244-251.

3. Kirilova G.I., Vlasova V.K. Produktivnye urovni avtomatizatsii obrazovatel'nogo protsessa v usloviyakh informatsionnoi obrazovatel'noi sredy // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. No. 34 (325). P. 144-148.

4. Shorina T.V. Effektivnoe proektirovanie videoresursov professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. 2014. No. 4 (24). P. 90-98.

5. GruzkovaS.Yu., Sageeva E.R. Osobennosti razvitiya kanalov vospriyatiya u studentov tekhnicheskogo vuza // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta

2015. No. 2 (26).P. 118-128.

6. Shorina T.V. Opyt ispol'zovaniya sredstv vizualizatsii informatsii v prepodavanii kursa «Informatsionnye tekhnologii v upravlenii personalom» // Uchenye zapiski ISGZ. 2014. No. 1-1 (12). P. 403-407.

7. Gruzkova S.Yu., Kamaleeva A.R. Rol' tekhnicheskikh sredstv obucheniya v sovremennom pedagogicheskom protsesse // Informatsiya i obrazovanie: granitsy kommunikatsii. 2014. No. 6 (14). P. 346-348.

8. Mukhametzyanova F.G., Bogovarova V.A. Indikatory izucheniya fenomena sub"ektnosti studenta vuza // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. 2012. No. 1 (91). P. 82-89.

9. Vlasova V.K., Kirilova G.I. Algoritmy monitoringa i kontrolya uchebnogo protsessa v usloviyakh elektronnykh obrazovatel'nykh resursov // Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie. 2012. No. 7 (86). P. 36-40.

10. Vysshee obrazovanie v XXI veke: podkhody i prakticheskie mery. Parizh: YuNESKO, 1998, 59 okt.

11. Kirilova G.I., Volik O.N., Shorina T.V. Internet-forum i telemost, posvyashchennye godu uchitelya: «Informatsionnaya sreda modernizatsii professional'nogo obrazovaniya v Rossii» // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. 2010. No. 4. P. 125-129.

12. Suleimanova A.R., Matushanskii G.U. Organizatsiya poslevuzovskogo obrazovaniya v Evrope v kontekste bolonskogo protsessa // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. 2012. No. 2 (13). P. 109-116.

Авторы публикации

Шорина Татьяна Владиславовна - специалист по учебно-методической работе, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Кирилова Галия Ильдусовна - доктор педагогических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Липатова Ирина Анатольевна - кандидат экономических наук, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, Россия.

Authors of the publication

Tatiana V. Shorina - specialist, Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia. Galiya I. Kirilova -Dr. Sci. (Pedagogy), professor, Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia.

Irina А. Lipatova -Cand. Sci. (Econom.), Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia.

Дата поступления 28.05.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.