Педагогика
УДК 378
ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИРАНЕ: ИСТОРИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРАКТИКА
Н. Солеймани, С.А. Азими
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация
(Исламская Республика Иран)
На протяжении последних десятилетий виртуальное образование в Иране было в центре общественного внимания как использующее один из уникальных образовательных методов. С целью проследить процесс развития этого типа образования, в данной статье было рассмотрено историческое прошлое электронного и дистанционного обучения в контексте виртуальной организации образовательного процесса, цели его развития, методы представления электронных образовательных услуг и практические шаги, предпринимаемые в Иране в направлении развития виртуального образования. Соответственно в статье впервые приводятся собранные данные, характеризующие динамику отношения студентов к данным процессам.
Ключевые слова: Иран, виртуальное образование, история виртуального образования, развитие информационной образовательной среды.
VIRTUAL EDUCATION IN IRAN: HISTORY, ORGANIZATION, PRACTICE
N. Soleymani. S.A. Azimi
Kazan (Volga) federal university, Kazan, Russian Federation (Islamic Republic of Iran)
Abstract. Over the past few decades, virtual education in Iran was at the center ofpublic attention as one ofthe new educational methods. In order to investigate the development ofthis type of education in Iran, in this article following issues reviewed: history of virtual education in Iran, purpose of its development, methods of delivery of electronic educational services and the practical steps of Iran’s Government related to development of virtual education.
Key word: Iran, virtual education, history environment.
Исторический анализ общественного прогресса позволяет отметить, что деятельность людей сопровождается взлетами и падениями. Все, что мы наблюдаем в последние годы, говорит о подъеме информационных технологий, а также об увеличении объема знаний и информации, которыми располагают люди. Разумеется, старые методы производства и распределения знания, опирающиеся на непосредственный контакт обучаемого
of virtual education, development of information
с преподавателем, утрачивают в некоторых условиях свою эффективность, из-за чего ощущается потребность в новых инструментах. Чтобы удовлетворить эту потребность, еще в начале XX века стали говорить об электронном обучении, которое вскоре стало известно как более эффективный метод обучения в эпоху знаний и информации [1]. Процесс развития протекал по-разному в зависимости от культурных, материальных, социальных, ин-
103
Казанский педагогический журнал
5' 2014
фраструктурных и прочих факторов определенной страны. В Иране, как и в других странах, процесс развития виртуального образования не был монотонным и претерпевал изменения на протяжении всего времени. В данной статье мы рассмотрели ход развития дистанционного и электронного образования в Иране с момента его возникновения до настоящего времени.
Дистанционное образование в Иране впервые возникло в 1971г., когда был учрежден Институт дистанционного образования при Университете Абу Рейхана Бируни, в котором обучение велось путем переписки по почте. Этот институт в дальнейшем увеличил количество своих студентов и факультетов и был разделен на Институт гуманитарных наук и Институт общественных наук.
Основными элементами считались книги и печатные материалы, а основу образования составляло обучение по переписке. С целью предоставления образовательных услуг и их оценки использовались учебные материалы, книги и вспомогательные пособия, промежуточные тестирования в течение семестра, библиотека, специальные приемные для переписки с преподавателями, призванные решить проблемы с обучением, очное обучение и экзамены по итогам семестра. Университет Абу Рейхана Биру-ни завершил свою работу в 1980 г. На протяжении 1971-1980 гг. он выпустил 1779 специалистов и 1305 бакалавров [2].
После успешного введения обучения по переписке в Университете Абу Рейхана Бируни в 1972г. задумались о
возможности дистанционного обучения. В 1973 г. был создан Университет Азад. Главной целью его создания было увеличение потенциала системы высшего образования Ирана по подготовке эффективных и грамотных специалистов. В этом университете в качестве важнейших средств обучения были самоучители, потому что разработчики программ считали, что самоучители позволяют студентам учиться в удобное для них время и в удобном для них месте. Были предусмотрены и другие средства обучения, которые включали в себя аудио- и видеозаписи, учебные фильмы, комплекты учебных. Этот университет начал свою деятельность, приняв на обучение первую группу студентов в январе 1978 г. Педагогический состав университета насчитывал 128 человек, а общее количество сотрудников составляло 397 человек. Чрезмерная рабочая нагрузка на педагогический коллектив, подготовка учебников и аудиовизуальных материалов, а также учебных и вспомогательных пособий сделали практически неизбежной необходимость обращения к услугам целого ряда специалистов на основе частичной занятости. В этом отношении университет использовал все свои возможности для сотрудничества с такими специалистами. Этот университет завершил свою работу в 1980 г., так и не выпустив ни одного дипломированного специалиста.
В 1980-1987 гг. в Иране не было дистанционного образования. После проведения первичных исследований в 1987 г. был основан Университет Пайам-е Нур. Основными целями
104
Педагогика
создания Университета Пайам-е Нур было повышение научного и культурного уровня общества и предоставление возможности обучения во всех концах страны.
В данном университете использовались такие учебные материалы, как самоучители, вспомогательные учебные пособия, аудио- и видеозаписи, учебные компакт-диски, а учебный контент предоставлялся в формате программы Powerpoint в виде комплектов лабораторных заданий. Этот университет подготовил самоучители по большинству предметов и распространял их через свои центры и книжные магазины. Присутствие на учебных занятиях, кроме практических и лабораторных занятий, являлось необязательным. Выдаваемые этим университетом документы об образовании были аналогичны документам об образовании, выдаваемым всеми остальными государственными вузами, и обладали необходимой юридической силой для того, чтобы выпускники могли продолжить на их основании образование в Иране или за рубежом. Учебные отделения этого университета включали бакалавриат, магистратуру и докторантуру. Минимальный проходной балл по каждому предмету на отделение бакалавриата составлял 10, на отделение магистратуры - 12, а на отделение докторантуры - от 14 до 20. Все учебные программы и названия предметов, преподаваемые в данном университете, соответствовали перечню Министерства науки, исследований и технологий. В 2006/2007 учебном году этот университет обучал около 683 тысяч студентов в 457 фили-
алах по всей стране, расширив курсы дополнительного образования до 124 специальностей на отделении магистратуры и 28 специальностей и направлений на отделении докторантуры [3].
Однако начало истории дистанционного образования в современном виде, которое больше известно под названием электронного или виртуального образования, восходит к тому времени, когда началось широкое применение персональных компьютеров представителями различных социальных и культурных слоев общества. Первым центром электронного образования, официально получившим в Иране лицензию Министерства науки, был Центр электронного образования Университете науки и промышленности Ирана. Этот центр был основан в 2004 г. и впервые в стране принял на отделение бакалавриата 224 человека на бесконкурсной основе. Далее в 2005 г. он впервые в Иране принял 251 человека для обучения на отделении магистратуры. В 2009 г. Университет науки и промышленности впервые принял на обучение абитуриентов, поступивших по результатам всеобщего конкурса.
Наряду с этим государственным университетом имеется центр электронного образования Университета Олум-е Хадис, который, будучи негосударственным вузом, успешно запустил в 2004 г. свои учебные курсы в интернет-пространстве, а после получения установленных законом необходимых лицензий официально начал прием студентов. В настоящее время Центр электронного образования Университета Олум-е Хадис функционирует в качестве одного из крупнейших
105
Казанский педагогический журнал
5' 2014
в стране и удостоился звания лучшего центра электронного образования на IV Фестивале цифровых медиа.
После этого проекты электронного образования были запущены в различных университетах страны таких, как Технический университет Шариф, Исфаханский университет, Ширазский университет, Тегеранский университет и других университетах и частных учебных заведениях [4].
В настоящее время Министерство науки, исследований и технологий Ирана реализует «Национальный проект развития виртуальных университетов в стране», надеясь получить следующие результаты [5]: всеобщая доступность высшего образования; развитие способностей людей за пределами официальных рамок университетской среды; снижение количества абитуриентов, поступающих в университеты на конкурсной основе; снижение расходов на междугородние поездки; расширение границ знания за рамки традиционных; увеличение конкурентоспособности страны в научной сфере; следование за общемировым научным процессом и повышение научного уровня на современном этапе; помощь в подготовке людей к самостоятельному обучению; выявление и изучение скрытых способностей людей и предоставление им второго шанса на образование; поддержка развития креативности учащихся посредством самообучения и самостоятельного изучения; создание благоприятных условий для производства знания и его совместного применения; создание благоприятных условий для
перехода от знаниево-ориентирован-ного обучения к личностно-ориентированному обучению; создание условий для культурного обмена внутри страны и за рубежом; развитие в людях духа исследовательской деятельности.
В своей основе электронное образование в Иране опирается на постоянное взаимодействие между преподавателем и учащимся. При таком подходе студент получает уроки в режиме офф-лайн, а на протяжении семестра может попасть на урок с помощью пароля, который предоставляется ему университетом или образовательным центром, в любое время, когда пожелает, чтобы получить материал. Таким образом, он становится успешным учеником, который извлекает из занятий такую же пользу, как если бы он посещал лекции в рамках упорядоченной программы очного обучения. Конечно же, в течение семестра учащийся автоматически контролируется системой управления учебой, так что посещения учащимся занятий, задаваемые ему преподавателем вопросы и полученные от него ответы, результаты промежуточного тестирования и экзамены регистрируются этой системой. В виртуальном образовании человек ничем не ограничен в своей учебе, единственно, что консультации, контрольные и экзамены проходят каждую неделю в определенные часы в режиме онлайн. Время проведения консультаций определяется университетом. Следует упомянуть о том, что в связи с недоступностью качественного соединения с сетью Интернет во многих
106
Педагогика
населенных пунктах страны отсутствует возможность оперативной связи с учащимся. Поэтому в качестве вспомогательной меры используются мультимедийные системы (компакт-диски), однако они не являются приоритетными для университетских программ. В настоящее время на занятиях виртуального образования оптимальным способом коммуникации между преподавателем и учащимся является голосовой чат, а в случае необходимости написания материала, он выводится на дисплей с помощью таких средств, как графический планшет (digitalizing pad). Таким образом студент получает необходимые ему материалы [6].
В данной статье для оценки изменения в ожиданиях студентов были использованы современные подходы к оценке информационное развитие инфраструктур системы образования [7], а также алгоритмы ее мониторинга и контроля [8]. В результате изложены собранные аналитические материалы, характеризующие соответствующие изменения в ожиданиях студентов, связанных с процессами развития виртуальных университетов в стране. В таблице 1 даны сравнительные характеристики, полученные при опросе 146 человек в Иране, по сравнению с данными, полученными при опросе 305 респондентов из других стран.
Таблица 1.
Описательная статистика результатов опроса респондентов из Ирана и совокупных
данных из разных стран
Descriptive statistics of the results of the survey respondents from Iran and from different
countries
Из Ирана/ Iran N Mean Std. Deviation
имело место в вашем предыдущем опыте (3-5 лет назад) you have experienced in previous 3-5 years 146 1.7808 1.09855
Устраивает сегодня Using at present time 146 3.7329 1.25005
Valid N (listwise) 146
Из разных стран / Different countries N Mean Std. Deviation
имело место в вашем предыдущем опыте (3-5 лет назад) you have experienced in previous 3-5 years 305 1.7508 .96835
Устраивает сегодня Using at present time 305 3.0459 1.28933
Valid N (listwise) 305
107
Казанский педагогический журнал
5' 2014
Опишем проблемы и перспективы развития виртуального образования в Иране. В исследовании были собраны и проанализированы данные об ожиданиях студентов относительно своего дальнейшего перехода от обучения в традиционной форме к виртуальному обучению.
Полученные данные были проанализированы с позиции продуктивных изменений [9]. Эти данные свидетельствуют о том, что необходимы новые меры, призванные обеспечить успех в ближайшей перспективе. Соответственно, в ожидаемом опыте (через 5-10
лет) студенты из Ирана характеризуются не столь высокими ожиданиями (в среднем 3.2260), по сравнению с совокупными данными, полученными при опросе студентов из разных стран (в среднем 3.2787). Статистические характеристики прогнозных ожиданий респондентов приведены в таблице 2.
Анализ приведенных данных позволяет отметить некоторое замедление роста интереса к виртуальному и дистанционному обучению, отмечаемое в Иране, по сравнению с совокупными показателями, собранными при опросе студентов из других стран.
Таблица 2.
Описательная статистика прогнозных ожиданий респондентов из Ирана и совокупных
данных из других стран
Descriptive statistics of respondent prognoses in Iran and in different countries
Иран/ Iran N Mean Std. Deviation
Будет предпочтительно через 5-10 лет It will be preferable after 5-10 years 146 3.2260 1.66411
Valid N (listwise) 146
Различные страны / Different countries N Mean Std. Deviation
Будет предпочтительно через 5-10 лет It will be preferable after 5-10 years 305 3.2787 1.40407
Valid N (listwise) 305
Вместе с тем следует отметить, что в Иране подготовлены перспективные меры, призванные внести продуктивные изменения в обозначенную ситуацию. На основании такого документа, как «Иранская перспектива-2025», а также Генерального научного плана страны, правительство Исламс-
кой Республики Иран предпринимает следующие меры в области развития виртуального образования и электронного обучения:
Развитие информационно-коммуникационных технологий в сельской местности [10]; специальное образование в сфере электронного обучения;
108
Педагогика
рассмотрение и обновление названий учебных курсов в школах и университетах; подготовка специалистов в сфере дополнительного образования по специальности «образовательные технологии»; запуск необходимых курсов (таких как «планирование электронного образования») на отделении магистратуры медицинских университетов; разработка и исполнение образовательных курсов по информационнокоммуникационным технологиям для преподавателей и педагогов; перевод и написание книг по электронному образованию и обучению; расширение исследование в области электронного образования; производство электронного контента; развитие виртуальных университетов; предоставление образовательных грантов для обучения за рубежом студентам, обучающимся на отделении докторантуры по специальности виртуального образования и электронного обучения; издание профессиональных и научных журналов, посвященных электронному обучению, для учащихся, студентов, преподавателей и профессуры; финансовая поддержка студентов отделений магистратуры и докторантуры, пишущих дипломные работы и диссертации по теме электронного обучения и дистанционного образования.
Выводы. Изучение исторического пути развития виртуального образования в Иране показывает, что такого рода образование представляет собой для страны новое явление, однако образовательные центры и учреждения, в особенности университеты, стремятся предпринимать более серь-
езные шаги в направлении развития этого вида образования, шагая в ногу с мировым прогрессом. В этой сфере предприняты значительные усилия, которые вселяют большую надежду, и в данной статье мы указали на некоторые из них. Обращение и внимательное отношение к указанным мерам может послужить основой для разработки плана или предложений по развитию виртуального образования в других странах.
Источники:
1. Fayz R. Electronic Learning in Iran Problems & Solutions / R. Fayz, M. Rahmani // Journal of Research and Planning in Higher Education. 2008. P. 33. (In Eng.)
2. MalekAfzali F. History of distance education // Peyke Noor. 2007. № 1. P 75-97. (In Eng.)
3. Seydaghaee F. Special Issue of Payame Noor University // Iran Newspaper. 4 August 2007. p. 13. (In Eng.)
4. Frahadi R. Electronic education; new paradigm in information era // Science and Information Technology. 2010. № 1. P. 21. (In Eng.)
5. Modanlou Y. Examine the role of virtual universities in achieving the goals of higher education / Y. Modanlou, F. Salarian // Journal of Information and Communication Technology in Education. 2011. №1 (4). P. 53-65. (In Eng.)
6. Mokhtari A. Priciple of design of virtual education. Unpublished dissertation. M.A. of IT Management: Islamic Azad University, Science and Research branch Tehran. 2005. 205 p. (In Eng.)
7. Власова В.К., Кирилова Г.И. Алгоритмы мониторинга и контроля учебного процесса в условиях электронных образовательных ресурсов // Качество. Инновации. Образование. 2012. № 7 (86). С. 36-40. [Vlasova V.K., Kirilova G.I. Algorithms of monitoring and control of education process in conditions of electronic educational resources // Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie. 2012. № 7 (86). P. 36-40. (In Rus.)]
109
Казанский педагогический журнал
5' 2014
8. Кирилова Г.И., Власова В.К. Информационное развитие инфраструктур системы профессионального образования // Качество. Инновации. Образование. 2011. № 8 (75). С. 21-27. [Kirilova G.I., Vlasova V.K. Information development of the infrastructures of the system of professional education // Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie. 2011. № 8 (75). P. 21-27. (In Rus.)]
9. Кирилова Г.И., Власова В.К. Продуктивные уровни автоматизации образовательного процесса в условиях информационной образовательной среды // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325). C. 144-148. [Kirilova G.I., Vlasova V.K. The productivity level of automation of educational process in condition informational environment // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 34 (325). P. 144-148. (In Rus.)]
10. Islamic Parliament Research Center. Islamic republic of Iran at the horizon for solar 1404 // [The electronic resource]: Regime of the access: http://www.medilam.ac.ir (In Eng.)
References:
7. Vlasova V.K., Kirilova G.I. Algoritmy monitoringa i kontrolya uchebnogo protsessa v uslov iyakh e lektronnykh obrazo vate l’nykh re surso v // Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie. 2012. № 7 (86). S. 36-40.
8. Kirilova G.I, Vlasova V.K. Informatsion-noe razvitie infrastruktur sistemy professional’no-go obrazovaniya // Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie. 2011. № 8 (75). S. 21-27.
9. Kirilova G.I, Vlasova V.K. Produktivnye urovni avtomatizatsii obrazovatel’nogo protsessa v usloviyakh informatsionnoy obrazovatel’noy sredy // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 34 (325). C. 144-148.
Зарегистрирована: 02.10.2014
Солеймани Насим (Иран), Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, кафедра педагогики, аспирант. Телефон: 89297231960. E-mail: Soleymani. [email protected]
Азими СайедАмин (Иран), Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, кафедра педагогики, аспирант. Телефон: 89274427674. Email: azimi7@ gmail.com
Soleymani Nasim (Iran), Kazan (Volga) Federal University, Institute of Psychology and Education, the Department of Pedagogy, graduate student. Phone: 89297231960. Email: Soleymani.nasim@yahoo. com
Azimi SayedAmin (Iran), Kazan (Volga) Federal University, Institute of Psychology and Education, the Department of Pedagogy, graduate student. Phone: 89274427674. E-mail: [email protected]
110