Научная статья на тему 'Опыт сопоставления качества подготовки студентов с применением дистанционных технологий обучения'

Опыт сопоставления качества подготовки студентов с применением дистанционных технологий обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE-LEARNING TECHNOLOGIES / СИСТЕМА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирилова Г. И., Солеймани Н.

Актуальность данной статьи обусловлена активным распространением дистанционных технологий обучения в различных странах. Ведущим в данной статье методом исследования качества образования в условиях дистанционного обучения является моделирование, которое позволяет сравнить и сопоставить качество предоставляемых технологий обучения в отечественном и зарубежном опыте. В статье предлагается статистическая исследовательская схема сопоставления опыта, исследовательский инструментарий и основные результаты анализа обеспечения качества дистанционных технологий обучения. Результаты статьи включают выявление зоны активного применения вопросов стандартизации и управления качеством, показатели качества, критерии оценки качества. Материалы статьи представляют интерес для исследователей, разрабатывающих и реализующих системы качества дистанционных технологий обучения в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE СOMPARATIVE ANALYSIS EXPERIENCE OF THE QUALITY TRAINING OF STUDENTS IN DISTANCE-TECHNOLOGIES

The article deals with questions of quality of distance learning technologies. This technologies use actively in various countries and that causes the relevance of the paper. The method of this problem is a simulation method allowing to compare the quality of education technologies in Russian and foreign experience. The article shows a statistical research model of international experience collation, the appropriate research tools and the main findings of the comparative analysis of the quality assurance of distance learning technologies, including active application of standardization and quality control issues, quality indicators, quality criteria, distance education, distance-learning technologies. The article is of interest to researchers developing and implementing quality systems of distance learning technologies in higher education.

Текст научной работы на тему «Опыт сопоставления качества подготовки студентов с применением дистанционных технологий обучения»

УДК 378

ОПЫТ СОПОСТАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВА

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Кирилова Г.И., К(П)ФУ, д-р пед. наук, профессор Солеймани Н., К(П)ФУ, аспирант Контакты: gikirilova@mail

Актуальность данной статьи обусловлена активным распространением дистанционных технологий обучения в различных странах. Ведущим в данной статье методом исследования качества образования в условиях дистанционного обучения является моделирование, которое позволяет сравнить и сопоставить качество предоставляемых технологий обучения в отечественном и зарубежном опыте. В статье предлагается статистическая исследовательская схема сопоставления опыта, исследовательский инструментарий и основные результаты анализа обеспечения качества дистанционных технологий обучения. Результаты статьи включают выявление зоны активного применения вопросов стандартизации и управления качеством, показатели качества, критерии оценки качества. Материалы статьи представляют интерес для исследователей, разрабатывающих и реализующих системы качества дистанционных технологий обучения в высшей школе. Ключевые слова: дистанционные технологии обучения, система качества в образовании.

Введение

Данная статья посвящена актуальным проблемам, обусловленным активным распространением дистанционных технологий обучения, а также вопросам подготовки в магистратуре. В статье раскрываются проблемы качества образования в условиях дистанционного обучения, решение которых, как правило, различается в ряде стран. При этом статья опирается на предыдущие исследования ее авторов [1; 2]. Данная статья раскрывает два аспекта, во-первых, предлагаемую авторскую статистическую исследовательскую схему, во-вторых, результаты ее применения для анализа научных достижений на примере России и Ирана в сфере качества дистанционных

151

технологий обучения. На базе предлагаемой статистической исследовательской схемы могут быть сопоставлены опыт разных стран.

Материалы и методы

В статье предлагается четырехкомпонентная статистическая исследовательская схема, нацеленная на подразделение анализируемых данных по следующим категориям: 1) данные, свидетельствующие о том, что рассматриваемый опыт имеет общие черты, 2) данные, свидетельствующие о различии рассматриваемого опыта в обозначенной сфере. Указанная схема применяется нами для сопоставления опыта России и Ирана в обеспечении качества подготовки магистров в условиях применения дистанционных технологий обучения. Первая категория, соответственно, включает: опыт, признанный и полезный для обеих стран, а также опыт, отмечаемый как малозначимый для обеих стран. Вторая категория включает: опыт, в котором лидирующую позицию занимает одна страна, а также опыт, в котором лидирует другая страна.

Данная схема была построена с целью выявления общих и специфических черт развития научных исследований и практических достижений в сфере системы качества подготовки в контексте применения дистанционных технологий обучения.

Опыт, в котором рассматриваемые страны схожи, имеет в своей основе общемировые тенденции, среди которых интерес к исследованию и реализации путей обеспечения качества применения дистанционных технологий обучения, который обусловлен, с одной стороны, разработкой и внедрением дистанционных технологий обучения, а с другой - повышением интереса к соответствующим системам качества. Опыт, в котором страны различаются, основан на пройденном каждой из них историческом пути, сформировавшимся законодательстве и структуре образовательной системы, а также уровнем информационных технологий и сложившейся ментальностью, определяющей отношение к образованию.

152

Исследовательский инструментарий

Исследование проводилось по двум направлениям: а) исследование в сфере развития теории, б) исследование практической реализации. Основу исследовательского инструментария в сфере анализа развития теории в данной исследовательской схеме составили следующие правила: 1) учет разнообразия и возможность привлечения синонимически сходных понятий, 2) оценка хронологии и динамики возникновения понятий в структуре развития исследуемых материалов, 3) опора на относительные статистические показатели активности употребления исследуемых наборов терминов в общем объеме выборки, 4) вычисление надежности извлечения исследуемых данных путем сопоставления выборок, организованных на базе ключевых слов, названий публикаций, аннотаций, типов публикаций и полных текстов исследуемых материалов, 5) учет полноты отражения составных терминов в используемой литературе и других предшествующие трудах.

Основу исследовательского инструментария в сфере анализа практической реализации в данной исследовательской схеме составили следующие правила: 1) сопоставимый объем исходных выборок, 2) сходство уровня и направлений предшествующей подготовки испытуемых, 3) идентичность исследовательских материалов, опросных листов и способов обработки, 4) единая структура организации исследования.

Выборка исследования

Исследование проводилось в рамках сопоставления данных, на основе выборки научных трудов и результатов практической реализации дистанционных технологий обучения. Для анализа были отобраны научные и образовательные материалы, связанные с обозначенной проблематикой и сопоставлено использование основных терминологических групп в России и в Иране. Данный отбор был проведен с целью выявления специфических черт развития научных исследований и их

153

вовлечением в образовательную практику в сфере качества применения дистанционных технологий обучения в каждой из стран.

Исследование развития теории проводилось на основе контент анализа употребления терминов в России по данным электронной библиотеки E-library, а в Иране на основе электронной библиотеки Irandoc. Использование внутренних для каждой страны банков литературы обеспечивало возможность исследования более широкого множества источников, включающего не только научную, но и учебную литературу. Для анализа были отобраны ключевые словосочетания, включающие базисные термины: «качество» и «технологии», а также уточняющие дефиниции «дистанционное обучение», «электронные ресурсы».

К эксперименту привлечены студенты, с которыми проводились занятия с применением дистанционных технологий обучения. Важным представлялось установить, является ли определенная из групп условий одинаково важной для обеих стран или выявляется более приоритетное и успешное ее осуществление в одной из стран. Статистическую совокупность данной части исследования составляют студенты университетов России и Ирана, было отобрано 221 человек, из которых 110 студентов учатся в России и 111 в Иране. В качестве инструмента сбора данных были использованы анкеты.

В статье приведены данные, полученные на основе статистического расчета t-критерия для равенства средних показателей. Представленные данные позволяют судить о статистически значимом сходстве или различии соответствующего опыта. На основе статистических результатов, характеризуемых вероятностью более чем 0,95 для сходства данных, принималась основная гипотеза о равенстве средних показателей, подтверждающая статистически значимое сходство между Ираном и Россией. На основе статистических результатов, выявленных с вероятностью менее чем 0,05, принималась альтернативная гипотеза, подтверждающая статистически значимое различие между Ираном и России по соответствующим показателям.

154

Результаты сопоставительного исследования

Поясним результат проведенного сопоставления терминологической базы обеспечения качества применения дистанционных технологий обучения в России и Иране. Примечательно, что 75% употребляемых ключевых терминологических словосочетаний относится к совокупности из первых 10 позиций данного рейтингового списка. Это свидетельствует о достаточном уровне корректности формирования основных наборов терминов.

Анализ, проведенный с учетом оценки развития исследуемых материалов по параметрам динамики и хронологии, показал, что различия имеют исторические корни и проявляются в том, что сфера качества образования и сфера дистанционных технологий обучения более продолжительно и активно исследуются в России, чем в Иране.

В соответствии с заявленной статистической исследовательской схемой выявлены общие тенденции по исследуемым сферам, но и ряд отличий, которые подтверждаются статистически значимым сходством и различием, выявляемом в ходе терминологического анализа, проведенного с опорой на относительные статистические показатели активности употребления исследуемых наборов терминов в общем объеме выборки.

Анализ сходства и различия в теории

Сходство определяется общими для обеих стран группами терминов, активность исследования которых велика. В зону сходства стран включается высокая активность использования следующих понятий: стандартизация и управление качеством, менеджмент качества, система дистанционного обучения (образования). Собранные данные можно проследить в таблице 1.

Как правило, наибольшее употребление получают хорошо разработанные термины, в том числе включаемые в учебники и образовательные программы учебных заведений. Соответственно, обозначенные составные термины активно употребляются в ключ е-

155

вых словах и названиях разделов учебной литературы, а также в списках цитируемых материалов.

Таблица 1. Данные для терминологического анализа

Базовая группа Составные термины Россия Иран

Всего по проблемам качества в образова- 12683 11289

нии

Стандарт качества 6719 7034

Качество Управление качеством 2614 1654

Качество подготовки 2464 1532

Качество знаний 519 634

Показатели качества 403 602

Технологии Всего по проблемам технологий в образо-

вании 8743 5318

Дистанционное обучение 5040 2543

Дистанционные технологии 1578 1323

Электронные образовательные ресурсы 1280 758

Технологии качества 845 694

Анализ различий на основе исследуемой выборки

Обратимся к сопоставительному анализу терминологической базы, получившей специфическое распространение в России и в Иране. Статистический анализ показал, что наиболее активно используются в России составные термины: управление качеством, качество управления, управление качеством образования (2616 в России и 1654 в Иране), качество подготовки (2464 и 1532), дистанционное обучение (5040 и 2543), а также электронные образовательные ресурсы (1280 и 758) .

Статистический анализ показал, что менее активно в России, чем в Иране используются следующие составные термины: quality indicators (403 в России и 602 в Иране), quality of knowledge (519 и 634), quality of information (56 и 95).

156

Зоны различия нуждаются в дополнительной интерпретации с позиции раскрытия вопросов качества образования и применения технологий дистанционного обучения.

Реализация качества подготовки на практике

Установлено, что для России преобладают вопросы управл е-ния качеством образования, решаемые на базе хорошо разработанной теории управления. Для Ирана наибольшее употребление п о-лучили вопросы выявления и использования универсальных (стандартизованных) показателей качества, применение которых единообразно может быть распространено на ряд учебных заведений.

В результате сопоставления статистическое сходство для обеих из рассматриваемых стран выявлено по вопросам: единство си с-тематизации и взаимосвязи фундаментальных и прикладных уче б-ных материалов (статистическое среднее в России 3,86; в Иране 3,87; вероятность 0,93).

Статистически значимое различие выявлено по показателям: обеспеченность контентом в соответствии с ФГОС (статистическое среднее в России 3,44; в Иране 4,06; вероятность 0,001), возможности обновления ресурса (статистическое среднее в России 3,62; в Иране 4,02; вероятность 0,001) (см. таблицу 2).

Обсуждение

Следует отметить, что в данной работе также учитывались материалы по осуществлению исследований в сфере информации) [3], общая схема сопоставительных исследований в близких областях [4], опыт исследований в области качества подготовки [5^7].

В отличии от названных выше исследований в данной статье представлено достаточно целостное изложение поставленных и реализованных вопросов построения исследовательской схемы и ее применения для сопоставления разработок в сфере качества дистанционных технологий обучения.

157

Таблица 2. Результаты по оценке организационно-педагогических условий обеспечения качества

Среднее Значение вероят- Т

значение ности

Единство фундаментальных и Россия 3,8627 0,983 0,009

прикладных учебных материалов Иран 3,8739 - -

Обеспеченность контентом Россия 3,4455 0,001 4,932

по стандарту Иран 4,0631 - -

Возможности Россия 3,6273 0,001 3,386

Иран 4,0270 - -

Заключение

Предложенная в качестве ведущего метода исследования статистическая схема, а также инструментарий сопоставления опыта могут применяться при анализе сходства и различия других стран и исследований опыта в других сферах. Таким образом, в статье продемонстрирован целенаправленный и организованный процесс сопоставления достижений в науке и практике, полученных разными странами по категориям их общности и специфичности. К категории общности отнесен признанный и полезный опыт, а также опыт, отмечаемый как малозначимый для обеих стран. К категории различия - опыт, в котором лидирующую позицию занимает одна или другая страна.

Выводы и практические рекомендации

Данное сопоставление позволяет сделать ряд выводов и рекомендаций. Во-первых, рекомендуется для Российских вузов и научных организаций продолжить и активизировать позитивные исследования в области управления качеством дистанционного образования, базирующиеся на теории управления. Этот опыт весьма интересен для других стран. Во-вторых, для Иранского образования следует расширять использование универсальных (стандартизованных) показателей качества, а также наладить их продуктивный перенос и адаптацию в международном масштабе.

158

Источники

1. Vlasova V.K., Kirilova G.I., Masalimova A.R. (2015). Information and logistic foundations of pedagogical education design and content education. Review of European Studies, 4 (7), 54-58.

2. Vlasova V.K., Kirilova G.I., Sabirova E.G. (2015). Functioning of information educational environment: Meta dynamic approach. Review of European Studies, 7 (5), 25-30.

3. Reason P. (1994). Three approaches to participation investigation. In Denzin and YS Lincoln Oil Company (edition), the Reference book on high-quality researches, 324-339.

4. Taylor and Francis Online (2007). The impact of short-term quality intergenerational contact on children's attitudes toward older adults. Journal of Intergenerational Relationships, 5 (4), 59-76.

5. The Orbit Report. (1998). Information Technology Provision in Primary and Secondary Schools in The Group of Eight (G8) Nations and other representative Nations. The Advisory Unit: Computers in Education, UK, Hatfield, 190.

6. Nail N., Artem N. (2013). Designing of the software web component of the didactic systems of the engineering education. International Conference on Interactive Collaborative Learning, 351-355.

7. Nuriev N.K. , Starygina S.D. (2013). New didactic systems of the engineering education. International Conference on Interactive Collaborative Learning, 342-347.

THE ^MPARATIVE ANALYSIS EXPERIENCE OF THE QUALITY TRAINING OF STUDENTS IN DISTANCE-TECHNOLOGIES Kirilova G.I., Solejmany N.

The article deals with questions of quality of distance learning technologies. This technologies use actively in various countries and that causes the relevance of the paper. The method of this problem is a simulation method allowing to compare the quality of education technologies in Russian and foreign experience. The article shows a statistical research model of international experience collation, the appropriate research tools and the main findings of the comparative analysis of the quality assurance of distance learning technologies, including active application of standardization and quality control issues, quality indicators, quality criteria, distance education, distance-learning technologies. The article is of interest to researchers developing and implementing quality systems of distance learning technologies in higher education.

Keywords: distance-learning technologies, quality of education.

Дата поступления 17.01.2016.

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.