Казанский педагогический журнал
четко осознавать, что от выполнения им предписаний по обеспечению безопасных условий труда зависит не только его собственное здоровье, но и здоровье, а возможно и жизнь, многих людей.
Обучение по основам промышленной безопасности организуется по трем направлениям:
1. Включение в программу обучения специальных курсов по промышленной безопасности.
2. Сквозное обучение безопасным условиям труда через дисциплины профессионального цикла и производственное обучение.
82006
3. Проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности студентов.
Литература:
1. Пальянов М.П., Федотова Е.Е., Кошкина И.Б. Факторы взаимосвязи рынков труда и образования в экономически развитых зарубежных странах / / Среднее профессиональное образование. - 2007.-№1.
2. Кустов Ю.А., Шуберт Ю.Ф., Козлов А.В. Взаимосвязь профессионального образования и производства. - Тольятти, 1996. - 160 с.
ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-СРЕДОВОГО ПОДХОДА К МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г.И. Кирилова, доктор педагогических наук, профессор, ИПППО РАО, г. Казань
В данной статье мы опираемся на специфические вопросы модернизации профессионального образования, раскрытые в трудах Г.В. Мухаметзя-новой [1] и строим базовые позиции информационно-средового подхода с учетом стремительного развития информационной сферы, и повышения значимости информационной деятельности специалистов [2]. Эта деятельность в современном обществе занимает ведущую позицию и включает информационные процессы: продуцирования или создания новой информации, сбора, сохранения, поиска и систематизации информации, обработки, переработки информации, передачи, распространения, использования информации.
Базовые позиции информационно-средового подхода ориентированы на
54
равномерное и целенаправленное развитие пространственной образовательной инфраструктуры модернизации системы профессионального образования, а также на повышение информационной культуры, профессиональной компетентности и продуктивности информационной деятельности субъектов профессионального образования.
С точки зрения информационно-средового подхода следует говорить о формировании информационной культуры, которое может пониматься в широком смысле - с позиции культуросообразного общественного развития, а также в узком смысле - с позиции освоения конкретной личностью соответствующих информационных знаний, культурных ценностей, связанных с процессами хранения
и передачи информации и опыта информационной деятельности.
Информационная культура в широком смысле понимается как результат продуктивной информационной работы ряда поколений соответственно перспективному опережающему развитию информационного общества. Следует отметить взаимосвязи информационной культуры с культурой гуманитарной и профессиональной, национальной и межнациональной.
Вопросы национальной и гуманитарной культуры исследуются в работах Л.А. Воловича, Р.Х. Гильмеевой, Ф.М. Кадыровой и др., вопросы профессиональной культуры, например, в работах Е.А. Корчагина, а вопросы межнациональной культуры - в работах Т.М. Трегубовой и др. [1]
Информационная культура в узком смысле понимается как компонент в структуре культуры личности, связанный с ее информационно деятельностной стороной. Формирование информационной культуры личности продолжается всю жизнь. В ее состав включаются: знания информационных технологий и умения мобильно их использовать в динамичной информационной среде, устойчивая система ценностей и сформированных мотивов использования и освоения возможностей современной компьютерной техники, активное и грамотное участие в информационном процессе.
Выделим и определим понятия информационной среды, информационно-образовательной среды, информационно-коммуникационной предметной среды, а также покажем их специфику в аспекте модернизации профессионального образования.
В рамках информационно-средового подхода рассматривается иерархическая взаимосвязь обозначенной совокупности информационных сред.
Информационная среда определяется как совокупность условий, обеспечивающих осуществление информационной деятельности субъектов. Речь может идти об информационной среде социума в целом - в этом случае следует выделять специфичные для социума субъекты и специфические виды информационной деятельности этих субъектов с позиции культуросообразного развития информационных инфраструктур.
Субъекты, выделяемые с позиции исторически и личностно обоснованного культуросообразного развития информационных инфраструктур социума, различаются активными ценностными и познавательными установками, а также направленностью деятельности на использование либо на развитие информационных ресурсов, информационных технологий и компьютерных средств [4]. Группы выделяемых здесь условий связываются с содержательной инфраструктурой, включающей совокупность информационных ресурсов, пространственной инфраструктурой, определяющей их системные взаимосвязи, технико-технологической инфраструктурой, включающей комплекс традиционных, технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, педагогической инфраструктурой, регулирующей процессы освоения информационных инноваций, экономической инфраструктурой, связанной с затратами и прибылью от использования
Казанский педагогический журнал
>'2006
информационных инноваций, а также с политической инфраструктурой, регулирующей информационную политику и безопасность при реализации процессов информатизации.
Таким образом, информационная среда понимается как совокупность содержательных, пространственных, технико-технологических, педагогических, экономических и политических условий, детерминирующих процессы создания, сбора, хранения, поиска, систематизации, обработки, переработки информации, ее передачи, распространения и использования, реализуемые субъектами современного социума.
Информационная среда профессионального образования определяется как совокупность условий, обеспечивающих ее эффективное функционирование на федеральном, региональноотраслевом, институциональном, предметном и личностном уровнях информационного взаимодействия субъектов современной образовательной инфраструктуры профессионального образования.
В качестве субъектов информационного взаимодействия в современной образовательной инфраструктуре профессионального образования рассматриваются: административный и педагогический персонал сферы образования, абитуриенты, студенты и бывшие выпускники профессиональной школы, а также социальные партнеры и работодатели. Виды взаимодействия в современной информационной среде: а) непосредственное -обмен информацией, б) опосредованное - создание и использование информационных ресурсов. Эффектив-
ность информационно-средового подхода рассматривается с позиции активизации активности субъектов информационного взаимодействия за счет качественного многообразия включаемых в нее информационных ресурсов и компьютерных средств.
Сегодня все более активно употребляется понятие информационнокоммуникационная предметная среда. Этот термин связан с более детальным вниманием к функциям информационного обмена, выделяемым в отдельную группу функций в составе информационной деятельности, и к условиям обеспечения информационных взаимодействий между обучаемыми, преподавателями и средствами информационно-коммуникационных технологий.
Информационно-коммуникационная предметная среда рассматривает условия формирования познавательной активности обучаемого, условия наполнения компонентов среды предметным содержанием, а также условия, обеспечивающие эффективную деятельность в определенной предметной области с использованием информационного ресурса и интерактивных средств информационно-коммуникационных технологий.
Сущность информационно-средо-вого подхода к модернизации профессионального образования определяется на уровне объектной, функциональной и субъектной ориентации его целей. Объектная составляющая цели информационно-средового подхода заключается в целенаправленном многомерном динамичном развитии пространственной образовательной инфраструктуры по пути обеспечения качественного многообразия включа-
56
емых в нее информационных ресурсов и компьютерных средств. Функциональная составляющая заключается в обеспечении продуктивной информационной деятельности и повышении эффективности информационных взаимодействий при использовании современных информационных технологий. Субъектная составляющая целей информационно-средового подхода заключается в ориентации на повышение информационной культуры, образовательной активности и профессиональной компетентности субъектов информационного взаимодействия в системе профессионального образования.
В составе понятия информационнообразовательная среда профессионального образования могут быть выделены и раскрыты его сущностные аспекты: а) информационно-сре-
довый аспект, специфика которого заключается в динамичном характере информационных процессов, б) обра-зовательно-средовый аспект, специфика которого заключается в системной интеграции, приводящей к увеличению учебной активности и продуктивной деятельности студентов; в) профессионально-средовый аспект, специфика которого заключается в качественном многообразии профессионально-ориентированных и информационных взаимодействий с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Соответственно сформулирован принцип многомерности, как системообразующий принцип информа-ционно-средового подхода к модернизации профессионального образования. Этот принцип предполагает
выделение в информационной среде профессионального образования информационного, социокультурного и профессионального компонентов, каждому из которых может быть сопоставлена совокупность описаний и измерений, осуществляющихся на базе специфических типов неоднородных данных, оперирование которыми описывается в рамках использования различных классов целевых функций.
Для мониторинга протекания процессов в информационной среде необходим учет групп параметров, различающихся способами измерения и оценивания. Следует отметить, во-первых, специфичность параметров, описывающих информационно-средо-вый аспект, заключается в сочетании высокой динамики во времени и динамики в пространстве. Динамичность во времени раскрывается: в переносе информационных механизмов и технологий в новые ситуации и на новые объекты, обладающие специфическими свойствами, а также в рамках освоения новых методов работы с информацией и в рамках внедрения новых информационных технологий. Во-вторых, специфичность параметров, описывающих обра-зовательно-средовый аспект, заключается в учете непрерывности внешних и внутренних информационных потоков используемых в управлении образовательными структурами. В-третьих, в рамках профессионально-средо-вого аспекта параметры описываются при сочетании их объектной и функциональной специфики и раскрываются с точки зрения мобильных объектов, на которые направлена
Казанский педагогический журнал
>'2006
информационная деятельность, и с точки зрения технологичного описания процессов их функционирования.
Таким образом, основой информа-ционно-средового подхода является диалектическое понимание управляемых процессов модернизации профессионального образования в современной информационной среде, которое исторически обосновано культуросообразным информационным развитием социума, а также активными ценностными и познавательными установками личности, детерминированными стремительным развитием информационных ресурсов, информационных технологий и компьютерных средств и их внедрением в образовательной и профессиональной сфере.
Анализ тенденций и закономерностей модернизации профессионального образования в условиях информационной среды соответствующих обозначенным аспектам привел к обоснованию ведущих принципов информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования. Среди них следующие: принцип динамической оптимизации, принцип приоритетности исследовательской деятельности, принцип системной интеграции.
В рамках принципа динамической оптимизации обеспечивается соответствие информационной среды перспективному опережающему развитию информационного общества. Принцип динамической оптимизации предполагает [3]: на стратегическом уровне - равновесие фундаментального и прикладного компонентов информационной среды, на тактическом уровне - баланс стремительного раз-
вития информационных ресурсов и их целенаправленного использования в педагогическом процессе.
В рамках принципа приоритетности исследовательской деятельности обеспечивается творческая и аналитико-прогнозная составляющая в компетентности современного специалиста в информационном обществе. Реализация этого принципа с объектной стороны связана с динамичностью объектов информационной деятельности, рассматриваемых в учебном исследовании, и раскрывается: в переносе на новые объекты, обладающие специфическими свойствами, в переносе информационных механизмов и технологий в новые ситуации. С функциональной стороны реализация этого принципа связана с динамичностью информационной деятельности и раскрывается: в рамках освоения новых методов работы с информацией; в рамках внедрения новых информационных технологий.
В рамках принципа системной интеграции обеспечивается профессиональная ориентированность образовательной межпредметной информационной среды. Системная интеграция в данной статье рассматривается с позиции внешних и внутренних информационных потоков [5], которые являются ядром целостной кибернетической системы, лежащей в основе процесса управления профессиональной деятельностью. С внешней стороны здесь следует говорить об интеграции, включающей образовательные учреждения различного уровня и профиля. С внутренней стороны речь идет о проникновении в интегрированные
56
между собой сферы деятельности, имеющие сходные элементы общенаучного, профессионального и информационного знания, а также о проникновении в различные аспекты образовательного процесса, в различные учебные дисциплины, а также задания, требующие обобщения межпредметного учебного материала.
Соответственно выделены требования, соотнесенные со спецификой интегрируемых дисциплин: а) определение информационно-инструментальных связей интегрируемых дисциплин; б) достижение высокого уровня сформированности обобщенных знаний, умений и навыков, ориентированных на осуществление информационной деятельности в интегрированной информационной среде. В процессе интеграции перестраивается содержание, методы и формы организации учебного процесса с ориентацией на разномасштабные дидактические системы, интегрируемые в рамках отдельного урока, учебной темы, учебного предмета, интегративного курса.
Выделены уровни информационной образовательной среды, на которых реализуются данные принципы: федеральный, регионально-отраслевой, уровень учебного заведения, уровень учебного предмета, личностный уровень. Раскрыты пути реализации системообразующего принципа и ведущих принципов, выделена их специфика для каждого уровня информационной среды: на федеральном уровне - комплексное управление процессами информатизации, на региональном и отраслевом уровнях - информационное сопровождение инно-
вационного развития информационной инфраструктуры учреждений, на уровне учебных дисциплин и на личностном уровне - опережающее внедрение информационных технологий в содержание и процесс преподавания.
Для каждого уровня обозначены актуальные вопросы реализации обозначенных принципов в процессе модернизации профессионального образования в условиях информационной среды. На федеральном уровне это вопросы, связанные с информационной политикой, нацеленной на комплексное решение проблем информатизации общества и образования, а также пути обеспечения информационной безопасности в динамичных условиях функционирования инфокоммуникационной среды системы профессионального образования. На отраслевом и региональном уровне это вопросы, связанные с новыми возможностями учета регионального рынка труда. На институциональном уровне это вопросы управления учебным заведением в условиях автоматизации. На предметном уровне это пути совершенствования преподавания учебных дисциплин в условиях информационной среды. На личностном уровне это вопросы продвижения личности, а также вопросы создания и использования информационных ресурсов в учебном процессе профессиональной школы.
Выделены специфические требования реализации взаимодействия обозначенных уровней информационно-образовательной среды профессионального образования:
- Требование адресного и целевого управления информационным разви-
59
Казанский педагогический журнал
>'2006
тием социальных институтов в информационной среде (специфичен для взаимодействия федерального, регионально-отраслевого и институционального уровня информационной среды).
- Требование организационного единства, свободы и безопасности инфокоммуникационной среды (специфичен для взаимодействия федерального, институционального и личностного уровня).
- Требование открытости, качественной определенности и доступности образовательных ресурсов в современной информационной среде (специфичен для взаимодействия институционального, предметного и личностного уровня).
- Требование функциональной дифференциации и детерминированности информационных процессов в условиях модернизации образования (специфичен для взаимодействия регионально-отраслевого, предметного и личностного уровней).
- Требование взаимодополнения непосредственных и опосредованных взаимодействий в инфокоммуника-ционной среде - непосредственного информационного обмена субъектов образовательного процесса и опосредованных применением информационных ресурсов взаимодействий (также специфичен для взаимодействия регионально-отраслевого, предметного и личностного уровней профессионально ориентированной информационной образовательной среды).
Намечены перспективные приоритетные направления модернизации профессионального образования в условиях информационной среды по трем линиям: адресно-целевое информационное развитие на федеральном и регионально-отраслевом уровне, увеличение качественной определенности продуктивного образования на уровне учебного заведения и учебного предмета, гармонизация информационно-образовательной среды с позиции соотношения информационных потребностей и ресурсов на личностном уровне.
Литература:
1. Профессиональное образование в России: методология и теория / Под ред. Г.В. Мухаметзяновой. - М.: ВЛАДОС; Казань: ИПППО РАО, 2005.
2. Специфика информационной подго-
товки специалиста постиндустриального общества в средней профессиональной школе. Сборник статей / Под ред. Г.И. Кириловой. - Казань: ИПППО
РАО, 2004.
3. Кирилова Г.И. Динамизация содержания информационной подготовки в СПШ / Специалист. - М., 2002. - №2,-С.47-49.
4. Кирилова Г.И. Информационные технологии и компьютерные средства / Образовательные технологии и общество.- 2001. - №1.- С.125-136.-1436-4522.-С.125-136.
5. Кирилова Г.И., Зинкина Н.Л. Информационное обеспечение и потоки информации в системе среднего профессионального образования / Казанский педагогический журнал.- 1999.- №4.- С.25-30.