Научная статья на тему 'Применение проектной технологии при развитии информационной культуры педагога профессионального обучения'

Применение проектной технологии при развитии информационной культуры педагога профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / INFORMATION CULTURE / PROFESSIONAL TRAINING TEACHER / PROJECT ACTIVITY / METHOD OF PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнатышина Екатерина Викторовна

В статье представлена проектная технология и особенности ее применения в процессе развития информационной культуры педагога профессионального обучения. Метод проектов стал ведущим для спецкурса «Основы информационной культуры», ставшего основой для опытно-поисковой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Project Technology While a Professional Training Teacher's Information Culture Development

The article deals with the project technology of training and the features of its application while a professional training teacher's information culture development. The method of projects has become the main one for such special discipline as The Bases of Information Culture which was the basis for experimental work.

Текст научной работы на тему «Применение проектной технологии при развитии информационной культуры педагога профессионального обучения»

УДК 373.7: 001.8 ББК 74.4 6: 73

Гнатышина Екатерина Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент г. Челябинск Gnatyshina Yekaterina Viktorovna Candidate of Pedagogics,

Associate Professor Chelyabinsk

Применение проектной технологии при развитии информационной культуры педагога профессионального обучения Application of Project Technology While a Professional Training Teacher’s Information Culture Development

В статье представлена проектная технология и особенности ее применения в процессе развития информационной культуры педагога профессионального обучения. Метод проектов стал ведущим для спецкурса «Основы информационной культуры», ставшего основой для опытно-поисковой работы.

The article deals with the project technology of training and the features of its application while a professional training teacher’s information culture development. The method of projects has become the main one for such special discipline as “The Bases of Information Culture” which was the basis for experimental work.

Ключевые слова: информационная культура, педагог профессионального обучения, проектная деятельность, метод проектов.

Key words: information culture, professional training teacher, project activity, method of projects.

В процессе самообразования специалиста любого профиля одним из важнейших умений является умение работать с информацией, а именно обладать навыками сбора, хранения и преобразования информации, которую предлагают современные информационные ресурсы.

Под информационной культурой педагога профессионального обучения мы понимаем сложное системное качество личности, включающее совокупность ценностных ориентиров, знаний и норм, обусловленное информационной деятельностью и отражающее уровень развития информационного мировоззрения и информационной компетентности педагога профессионального обучения.

В системе педагогических технологий наиболее эффективными с позиций формирования информационной культуры являются технологии, ориентированные на активизацию поисковой информационной деятельности, среди которых мы выделяем проблемное обучение и технологию проектирования. Метод

проектов близок к проблемному методу обучения в силу того, что в центре его стоит проблема, требующая разрешения, и внимание акцентировано на самостоятельной работе учащегося. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий-проектов [2]. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Проектная деятельность как технология обучения прошла длительный период становления и развития. Как педагогическая идея и форма работы, метод проектов получил распространение в первой трети 20 века. Становление его связано с трудами В.Х. Килпатрика, С.Т. Шацкого и др. На рубеже 20-21 веков проектирование стало рассматриваться как особый вид мыслительной деятельности. Современное понимание метода проектов отражено в работах Е.С. Заир-Бека, М.П. Горчаковой-Сибирской, И. А. Колесниковой, Е.С. Полат, Т.И. Ша-мовой и др.

Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Прагматическая направленность на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить к реальной практической деятельности, - основное положение, применимое нами в процессе развития информационной культуры. Проектирование как метод обучения и способ познания значительно отличается от профессионального проектирования своими задачами, содержанием, условиями организации.

Согласно с доминирующей в проекте деятельностью можно выделить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, игровые, ознакомительно-ориентировочные и практико-ориентированные [1].

Как показало проведенное нами исследование, в процессе развития информационной культуры наиболее эффективны практико-ориентированные проекты, особенностями которых являются:

- четко обозначенный результат деятельности, ориентированный на интересы учащихся;

- тщательная разработка структуры (сценария) проекта;

- четкое определение функций каждого участника проекта;

- координация и корректировка действий в процессе поэтапного обсуждения, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения на практике.

Использование проектной технологии в процессе развития информационной культуры позволяет:

1. Установить взаимосвязь теоретического обучения с практической деятельностью.

2. Активизировать техническое мышление и повышать технологическую подготовку.

3. Актуализировать творческие способности будущих педагогов профессионального обучения, формировать у них исследовательские качества.

4. Решать задачу социализации и социальной адаптации учащихся будущих педагогов профессионального обучения.

Развитие информационной культуры педагога профессионального обучения с использованием метода проектов как ведущего опирается на основные позиции проектного обучения, а именно:

- в центре внимания находится обучающийся, при этом педагог осуществляет всяческое содействие развитию его творческих способностей;

- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого на свой уровень;

- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию всех функций обучающегося;

- глубокое осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях [4].

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности будущих специалистов. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Обозначим особенности проектного обучения, имеющие важное значение для развития информационной культуры:

- единство целей в образовательном процессе;

- общая возможность реализации исключительно в условиях процесса самостоятельной работы;

- общая направленность на активизацию поисковой деятельности;

- высокая эффективность использования групповых форм работы со студентами;

- актуализация навыков ораторского искусства и публичного выступления в процессе реализации всех условий;

- творческий характер продуктов итоговой деятельности студентов.

Исследовательский проект является продуктом поисковой деятельности. В

процессе его «изготовления» и защиты у будущего педагога профессионального обучения развиваются основные базовые составляющие информационной культуры, а именно культура восприятия информации, культуры отбора и поиска информации, культуры анализа информации, культуры преобразования и использования информации.

В ходе организованной нами опытно-поисковой работы по технологии проектного обучения осваивается спецкурс «Основы информационной культу-

ры». Овладение основами информационной культуры требует, прежде всего, освоения практического опыта, выработку навыков ориентации внутри информационного пространства и умений анализировать информацию. Идейная структура спецкурса такова: содержательный блок отражен в научно-

методических рекомендациях для самостоятельной работы, которые имеются у каждого слушателя курса; процессуальный блок и его компоненты определяют действия педагога в организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Методические рекомендации содержат типы проектов, перечень тем для творческих проектов, связанных с процессами информатизации общества и сферы профессионального образования, однако учащимся предлагалось использовать и свою формулировку, с условием обязательной неоднозначности разрешения заявленной в ней проблемы. Проектная работа ведется согласно установленным этапам.

Любой проект предусматривает «продукт». В процессе развития информационной культуры предлагались следующие виды проектной продукции: web-сайт, бизнес-план, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, журнал, коллекция, оформление кабинета, праздник, сценарий, учебное пособие, экскурсия и т.д.

Вовлечение студентов в проектную деятельность эффективно и в процессе работы над специальными дисциплинами. Опытно-поиковая работа проводилась со студентами, обучающимися по специальности «Профессиональное обучение (экономика и управление)». В процессе формирования информационной культуры в ходе освоения экономических дисциплин (а именно в процессе изучения дисциплины «Маркетинг») будущим педагогам профессионального обучения предлагалось реализовать следующие творческие проекты: «Создание нового товара», «Поведение покупателей на рынке», «Моя рекламная компания», «Калейдоскоп товарных марок», «Упаковка товара и ее роль в продажах» и др. В условиях проектной работы будущими педагогами профессионального обучения был проанализирован большой объем информационных источников экономической, маркетинговой и управленческой направленности, что обусло-

вило обоснованность выводов, практический интерес к изучению экономических вопросов. В ходе работы над проектами также развивались навыки бизнес планирования и экономического прогнозирования.

Оценка проектов проводилась на основе разработанных критериев (критерии оценивания разрабатывались для всех групп-участников проекта, свою оценку ставит преподаватель и группа).

Назовем критерии оценки проекта:

• значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

• корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

• активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями (при групповом проекте);

• коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);

• характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта (при групповом проекте);

• необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;

• доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

• эстетика оформления результатов проведенного проекта;

• умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Опытно-поисковая работа показала, что в случае решения всех поставленных задач проекта по его завершении будущий педагог профессионального обучения:

■ обладает знаниями о существующих информационных изданиях, ресурсах Интернет;

■ обладает умениями формулировать, уточнять, предметизировать информационные вопросы;

■ обладает навыками оптимального информационного поиска;

■ обладает умениями самостоятельно изучать информационные источники, применять их к практической работе.

Итак, специфику применения метода проектов в процессе развития информационной культуры педагога профессионального обучения определяют актуализация творческих способностей, повышение мотивации учебной деятельности, индивидуальный уровень каждого участника проекта, развитие всех функций обучающегося, глубокое усвоение базовых знаний.

Библиографический список

1. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе - 2000. - № 2. - С.16 - 21.

2. Полат, Е.С. Типология телекоммуникационных проектов [Текст] / Е.С. Полат // Наука и школа - 1997. - №4. - С. 8 -13.

3. Российское образование - 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. -39 с.

4. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - М.: Педагогический поиск, 2001. - 384 с.

5. Фрей, К. Проектный метод [Текст] / К. Фрей. - Берлин: Бельц, 1997. - 279 с.

Bibliography

1. Frei, K. Method of Projects [Text] / K.Frei. - Berlin: Beltsy, 1997. - 279 p.

2. Polat, E.S. Projects Method at the Foreign Language Lessons [Text] / E.S. Polat // Foreign Languages at School. - 2000. - № 2. - P. 16 - 21.

3. Polat, E.S. Typology of Telecommunication Projects [Text] / E.S. Polat // Science and School. -1997. - № 4. - P. 8 - 13.

4. Russian Education - 2020: Model of Education for the Economy Based on Knowledge [Text]: To IX International Conference “Economy Modernization and Globalization”, Moscow, April, 1-3, 2008 / Under Ed. of Ya. Kuzminov, I. Frumin; Higher Economic School. - М.: Higher Economic School, 2008. - 39 p.

5. Shamova, T.I. Educational Process Management at an Adaptive School [Text] / T.I. Shamova, T.M. Davydenko. - М.: Pedagogical Search, 2001. - 384 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.