Научная статья на тему 'Роль метода проектов в инновационном преобразовании преподавания иностранного языка в пространстве сельскохозяйственного вуза'

Роль метода проектов в инновационном преобразовании преподавания иностранного языка в пространстве сельскохозяйственного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / PROJECTS METHOD / MOTIVATIONAL SPHERE / ACADEMIC MOTIVATION / PROJECTS TYPOLOGY / CRITERIA OF EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Светлана Викторовна

В статье описывается метод проектов, как один из основных современных активных методов обучения в условиях современного образования. Выделяется важная особенность проектной деятельности создание предпосылок для формирования учебной мотивации к изучению иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Projects Method Role in Innovative Transformation of Foreign Languages Teaching at Agricultural Universities

The article describes the projects method as one of the main modern active learning methods in the environment of contemporary higher education. The author defines the important feature of the projects methodб i.e. the creation of preconditions for academic motivation forming for foreign languages learning.

Текст научной работы на тему «Роль метода проектов в инновационном преобразовании преподавания иностранного языка в пространстве сельскохозяйственного вуза»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378.146 ББК 81.2

Антонова Светлана Викторовна

аспирант

кафедра права, психологии и педагогики Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия

г. Ульяновск Antonova Svetlana Viktorovna Post - graduate Chair of Law, Psychology and Pedagogics Ulyanovsk State Agricultural Academy Ulyanovsk

Роль метода проектов в инновационном преобразовании преподавания иностранного языка в пространстве сельскохозяйственного

ВУЗА

The Projects Method Role in Innovative Transformation of Foreign Languages Teaching at Agricultural Universities

В статье описывается метод проектов, как один из основных современных активных методов обучения в условиях современного образования. Выделяется важная особенность проектной деятельности - создание предпосылок для формирования учебной мотивации к изучению иностранного языка.

The article describes the projects method as one of the main modern active learning methods in the environment of contemporary higher education. The author defines the important feature of the projects methodб i.e. the creation of preconditions for academic motivation forming for foreign languages learning.

Ключевые слова: метод проектов, мотивационная сфера, учебная мотивация, типология проектов, критерии оценивания.

Key words: projects method, motivational sphere, academic motivation, projects typology, criteria of evaluation.

Процесс обновления образования в России в области обучения иностранным языкам предоставляет педагогам возможность и создает условия для самостоятельного выбора методов и приемов обучения. Важность восприятия иностранного языка как средства общения на межкультурном уровне отражается в цели обучения иностранным языкам на современном этапе: развивать личность, способную участвовать в межкультурной

коммуникации и желающую овладевать речевой деятельностью на иностранном языке.

Основным направлением в развитии современной системы образования является, на наш взгляд, использование на практике компетентностного

подхода. Такой тип подхода означает, что умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания, значительно важнее, чем просто обладать широкими знаниями без умения применять эти знания для решения практических задач.

Одним из основных современных активных инновационных методов обучения в данных условиях, по нашему мнению, является метод проектов. Популярность метода проектов объясняется тем, что он не только успешно помогает усваивать учебный материал всеми студентами, но и позволяет развивать их творческий потенциал, умение самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию.

Метод проектов всегда направлен на стимулирование интереса студентов к определенной проблеме, на активизацию их самостоятельной работы, на самообразование, расширение кругозора. Проектная деятельность предусматривает (через решение одной или нескольких проблем) практическое применение полученных знаний, ориентируя их на выбранную специальность. Поэтому, чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Необходимо выделить важную особенность метода проектов — влияние проектной деятельности на мотивационную сферу личности. На наш взгляд «мотив — это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность»[2, с.196], а мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова понимается нами как «... направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики»[2, с. 198]. Проектная методика создает такие условия, при которых студенты ставят перед собой задачи, решая их творчески, совместно с преподавателем планируют

деятельность по выполнению проекта, сотрудничают в целях эффективного решения проблемы. Для успешной организации проектной деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. «Мотивы интеллектуального плана сознаваемы, понимаемы, реально действующие. Они осознаются человеком как жажда знаний, необходимость (нужда) в их присвоении, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний»[2, с.204]. Ю.М. Орлов отмечал, что «наибольшее влияние на академические успехи оказывает познавательная потребность в сочетании с высокой потребностью в достижениях» [3, с. 75].

Очевидно, что все это создает предпосылки для формирования учебной мотивации к изучению иностранного языка. Учебная мотивация определяется нами как «частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность». [2, , с. 201]

Оценивая типологию образовательных проектов, хотелось бы в первую очередь определиться с типологическими признаками.

С нашей точки зрения это:

1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, игровой, информационные проекты, практико-ориентированные, монопроекты, межпредметный проекты;

2. Характер координации проекта: с открытой, явной координацией;

3. Характер контактов: среди участников одной группы, курса,

факультета, разных курсов, разных факультетов;

4. Количество участников проекта: (парные (между парами участников); групповые (между группами участников).

5. Продолжительность проекта: краткосрочными, средней

продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

В соответствии с первым признаком нами были определены типы проектов, создающие у студентов наибольший интерес к содержанию обучения и к самой учебной деятельности, дающие возможность проявить в учении умственную самостоятельность, инициативность и активную поисковую деятельность.

1. Исследовательские;

2. Информационные проекты;

3. Практико-ориентированные.

Опираясь на практический опыт, представляется, что при работе над проектами необходимо следовать таким правилам: а) тему формулировать проблемно; б) обеспечивать разнообразные виды деятельности; в) учитывать практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов.

Для успешной организации проектной деятельности немаловажное значение, по нашему мнению, имеет подготовка преподавателем проектного задания. Необходимо правильно определить объект проектной деятельности, замысел, имеющий определенный конечный результат. Именно преподавателю необходимо решить следующие задачи:

1. Выбрать тип и тему для предстоящего проекта, выявить проблему, сформулировать гипотезы;

2. Провести отбор содержания и подготовку вопросов для организации обсуждения по предполагаемым проблемам и гипотезам;

3. Определить источники информации, продумать возможное техническое, организационное обеспечение.

В данной статье представлен опыт работы над проектом по теме «Проявление глобализации в разных областях нашей жизни». Работа выполнялась студентами 2 курса экономического факультета. Проект относится к исследовательскому типу и имеет целью определение понятия «глобализация»; выявление фактов, вызывающих бум глобализации; изучение фактов влияния глобализации на образование, культуру, экономику, торговлю и другие сферы жизни общества. При выполнении проекта были выделены следующие задачи:

1. Образовательные:

• систематизация лексики по теме исследования и формирование у студентов лексического запаса по данной теме;

• развитие умения работать с информацией, логически ее выстраивая;

• развитие коммуникативных умений.

2. Развивающие:

• развитие умения работать в сотрудничестве;

• развитие навыков самоопределения собственной ролевой функции в группе

• формирование умения планирования хода проектной деятельности

• развитие навыков анализа и самоанализа

3. Воспитательные:

• воспитание интереса к изучаемой проблеме через нестандартные формы работы;

• формирование умения осуществлять самоконтроль хода и результата учебно-практической деятельности.

В методике подготовки проектных работ нами были определены следующие этапы организации и проведения проектной деятельности:

1. Выбор темы, типа проекта, определение основных целей и задач, определение количества студентов в группе;

2. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы;

3. Знакомство с моделями лексического и грамматического оформления устной и письменной речи во время презентации;

4. Сбор информации (обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации);

5. Работа в группах (определение ролевых функций);

6. Координация действий преподавателем (регулярные отчеты о проделанной работе, во время которых студенты сообщают о промежуточных результатах, преподаватель оценивает, комментирует проделанную работу, корректирует ошибки);

7. Анализ собранной информации, координация действий внутри групп;

8. Подготовка презентации проекта - доклад, изготовление буклетов, постеров с комментариями на языке, компьютерная презентация и т.д.;

9. Демонстрация проекта;

10. Обсуждение с оппонентами результатов проекта, экспертиза, результаты внешней оценки;

11. Оценка проекта - содержание проекта, темы, конечный результат;

12. Рефлексивные процессы - самооценка, оценка умения работать в сотрудничестве, уровня языковых компетенций (улучшились ли с момента начала работы над проектом).

Под рефлексией мы понимаем «системообразующий фактор творческого мышления, обеспечивающий не только его смысловую организацию и саморегуляцию, но и самореализацию, и саморазвитие личности в конкретных условиях микроразвития мышления в процессе разрешения проблемноконфликтной ситуации поиска ответа на вопрос».[4, с.64]

Нами было установлено, что именно правильно разработанные критерии оценивания мотивируют студентов получать знания, давать оценку и самооценку проектной деятельности, корректировать эту деятельность, помогают избежать конфликтных ситуаций. В этой связи в качестве критериев оценки нами выбраны следующие параметры:

1. Значимость и актуальность проблемы;

2. Активность участников проектной группы;

3. Глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

4. Умение аргументировать;

5. Эстетика оформления результатов проектной деятельности;

6. Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Первый этап работы над проектом - представление ситуаций, позволяющих выделить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. В данном проекте - это такие проблемы как: «Глобализация и экономика»; «Глобализация политической и социальной жизни общества»; «Глобализация культуры и образования».

Второй этап - подготовительный. Он включает два основных момента:

1. Активизация грамматических конструкций и активной лексики; умение выбирать ключевые слова.

2. Создание условий адекватной коммуникативной ситуации,

способствующих увеличению мотивации к говорению на иностранном языке и возрастанию качественных показателей речевого процесса. (Например: «Для понимания будущих перспектив развития экономической жизни общества невозможно игнорировать тот факт, что мир становится глобальным. Расскажите, какие примеры влияния глобализации на экономику Вам известны»).

Третий этап - собственно творческая деятельность, результатом которой является определенный продукт - его презентация, защита и обсуждение. Важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации. По окончании презентации студенты, участники проектных групп, комментируют проект и вносят свои предложения.

Успех реализации метода проектов во многом зависит от правильно организованной работы и совместных усилий участников проекта на всех этапах, а также правильно выявленного уровня владения иностранным языком, необходимого для выполнения проектной деятельности, и распределения ролей при работе над проектами в соответствии с языковым уровнем. Уровень языкового владения студентов был определен нами с помощью лексикограмматических тестов по окончании первого года обучения.

Метод проектов может быть использован на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:

1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность студентов (индивидуально, в паре, в группе).

4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей.

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы

решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, корректировка, выводы.

Обучение студентов с использованием метода проектов позволяет:

1. Опираясь на профессиональное обучение, повысить мотивацию к изучению иностранного языка;

2. Приобретенные в процессе обучения иностранному языку знания и умения, использовать на практике;

3. Сформировать реалистичную оценку и критическое отношение к собственным знаниям иностранного языка.

Выводы

Применение проектной методики формирует у студентов умение работать с информацией, представленной на иностранном языке, и использовать эту информацию на практике; совершенствовать навыки построения монологического высказывания и ведения диалога; принимать активное участие в постановке проблемных задач, искать способы их решения, аргументируя свой выбор, активно используя в работе иностранный язык; приобретаются навыки работы в команде, что особенно актуально в настоящее время; студенты получают возможность реализовать межпредметные связи.

Использование данного метода на занятиях иностранного языка направлено не только на профессиональное обучение, но и влияет на личностное развитие обучаемого. Метод проектов формирует инициативность, умение взвешивать все обстоятельства, рассчитывать силы, формировать наблюдательность, настойчивость, самостоятельность.

Проектная методика способствует повышению мотивации в изучении иностранного языка, так как на занятиях, центр обучения с преподавателя переносится на учащихся, создавая условия для отношений сотрудничества и взаимодействия между студентами, формируя эмоциональную среду, выявляя интерес и потребность в учении, смысл и цель учения. Это специфические мотивирующие факторы, способствующие повышению мотивации в изучении иностранного языка.

Библиографический список

1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник [Текст] / И.А. Зимняя. -

Москва: Логос, 2004. - 384 с.

2. Полат, Е.С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., Петров, А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие [Текст] / под ред. Е. С. Полат. 3-е изд.,испр. И доп. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 272с.

3. Орлов, Ю.М., Творогова, Н.Д., Шкуркин, В.И. Стимулирование побуждения к учению [Текст] / Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова, В.И. Шкуркин. - Москва, 1988. - 120 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Семенов, И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач [Текст] /И.Н. Семенов. - Москва, 1990. - 216 с.

Bibliography

1. Orlov, Yu.M., Tvorogova, N. D., Shkurkin, V.I. Stimulation of Learning Motive [Text] / Yu.M. Orlov, N.D. Tvorogova, V.I. Shkurkin. - M, 1988. - 120 p.

2. Polat, E.S. Modern Pedagogical and Information Technologies in the Educational System: Texbook / Edit. by E.S.Polat. 3rd Ed. Rev. and Enl. -M.: ”Akademia”, 2008. - 272 p.

3. Semenov, I.N. Problems of Reflexive Psychology in Intellectual Tasks Solution [Text] / I.N. Semenov. - M., 1990. - 216 p.

4. Zimnyaya, I.A. Pedagogical Psychology: Textbook [Text] / I.A. Zimnyaya. - M.: Logos, 2004. - 384 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.