ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
К.О. Медведева
Кафедра иностранных языков Филологический факультет Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Метод проектов является наиболее адекватной технологией личностно ориентированного воспитания, дающей возможность использовать современные подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку, социализацию, включение студента в различные среды, а также в личностно ориентированную ситуацию в процессе воспитания обучающихся средствами предмета «Иностранный язык».
Ключевые слова: метод проектов, личностно ориентированное обучение, новые педагогические технологии.
Новая политическая обстановка, расширение международного сотрудничества и международных контактов требуют сегодня свободного владения иностранным языком и, как следствие, новыми педагогическими технологиями. Проектная методика основана на личностно-деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой личности, развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит, и формированию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции в целом.
В настоящее время поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части студентов положительной мотивации к изучению иностранного языка. Мотивация недостаточна, так как при изучении иностранного языка студенты сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (особенностей памяти, восприятия, мышления). По мнению исследователей, метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на студента, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между обучающимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация — это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет студентам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.
Проектная методика обеспечивает личностно ориентированное воспитание и обучение, так как она практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, такие, как обучение в сотрудничестве. Личностно ориентированное воспитание и обучение отражает направленность на гуманизацию образования. В преподавании иностранных языков это находит выражение в ориентации процесса обучения на развитие личности обучаемого средствами данного учебного процесса. Изменяется схема общения — обучаемый начинает
выступать как активный творческий субъект учебной деятельности. Личностно ориентированное обучение означает учет индивидуально-психологических особенностей студентов, целенаправленное формирование этих особенностей, общекультурное, личностное развитие обучаемых. Развивается активное самостоятельное мышление, фантазия, креативность, умение не просто запоминать и воспроизводить, а применять знания на практике, умение самостоятельно планировать действия, прогнозировать возможные варианты решения задач, выбирать способы и средства их реализации. Кроме того, у учащихся появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.
Работа над собственными проектами отражает современную тенденцию в образовании — ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения. Работая над проектом, студенты получают возможность работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Опыт разрешения как локальной, так и целостной проблемы формирует привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути. В них нашли свое яркое отражение и коммуникативный, и личностно-ориентированный подходы, которые являются ведущими в современной методике преподавания иностранных языков.
В данной системе обучения осуществляется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Появляются возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности обучаемых, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектирование способствует созданию прочной языковой базы, обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных умений, расширению кругозора обучаемых.
Наиболее эффективным методом проектирования и создания воспитательного пространства в рамках предмета «Иностранный язык» является культурологический подход, предполагающий осуществление воспитания в пространстве культуры гуманитарными методами и средствами самой культуры. Каждый урок иностранного языка — это перекресток культур. Изучение культуры как мироощущения и миропонимания человека средствами предмета может осуществляться в процессе ведения интегрированных уроков с учетом межпредметных связей, что вполне реально при изучении географического положения, истории, литературы, искусства поэзии стран изучаемого языка.
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для обучающихся (человек и его окружение). Главное — сформировать проблему, над которой студенты будут трудиться в процессе работы над темой программы. Можно выделить несколько типов проектов: творческие, исследовательские, которые требуют хорошо продуманной структуры проекта; в виде ролевых игр, где структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, имитирующие социальные и деловые отно-
шения. Практико-ориентированные типы проектов отличают четко обозначенные с самого начала цели деятельности участников проекта, которые, в свою очередь, должны быть ориентированы на социальные интересы самих участников. Тип информационных проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проектов имеет тот или иной тип координации, сроки и этапы исполнения, количество участников.
Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничивается рамками аудитории, а при проектной работе она выходит за ее пределы.
В данной статье представлен опыт работы над проектом по теме «Путешествие в Англию». Проект относится к практико-ориентированному и исследовательскому типу и имеет целью изучение истории и культуры Англии, истории взаимоотношений двух стран. Исследуемая проблема — «Как заинтересовать путешественника совершить поездку в Англию».
На первом этапе происходит представление ситуаций, позволяющих выделить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. Процесс проектирования начинается с создания проблемной ситуации. Для этого можно предложить учащимся следующие задания:
1. Подготовьте краткую лекцию по истории Великобритании для студентов (если необходимо, составьте список наиболее важных событий).
2. Составьте схему королевской семьи. Скажите, чем известен каждый член королевской семьи. Расскажите о любом члене королевской семьи в деталях.
3. Расскажите об отношениях между нашими странами. Скажите, когда и как начались отношения между Англией и Россией, приведите как можно больше фактов из развития англо-российских отношений.
4. Опишите достопримечательности Лондона:
а) представьте, что Вы являетесь гидом по Лондону; используя карту, расскажите о любимой достопримечательности Лондона;
б) в качестве гида автобусного тура сделайте остановку на Трафальгарской площади или у собора Святого Павла.
5. Представьте, что Вы являетесь экскурсоводом по Британскому музею. Проведите экскурсию по залам музея для российских туристов.
В результате обсуждения заданий в группах студенты составляют программу прогулки по городу и посещения его достопримечательностей. Учащиеся подходят к пониманию и к определению цели, которую им предстоит достичь, — исследовать, в чем заключается уникальность и своеобразие истории и традиций Англии, как правильно и грамотно рассказать путешественнику о стране, заинтересовать его.
Второй этап — подготовительный. Он включает два основных момента:
1) чтобы научить описывать достопримечательности города, необходимо вспомнить и активизировать: а) грамматические конструкции; б) необходимую лексику (составить список ключевых слов);
2) далее нужно продумать адекватную коммуникативную ситуацию, при которой увеличилась бы мотивация говорения на иностранном языке, и возросли
качественные и количественные показатели их речи (например: «ты — житель Лондона, расскажи гостю о своих любимых местах»).
Параллельно с этим проводится подготовительная работа над проектом. Подготовка проекта предполагает формулировку темы, постановку целей и поиск средств, для их достижения. Студенты берут интервью, делают аудио- и видеозаписи, собирают печатный и иллюстративный материал. Важно помнить, что обучаемые будут использовать все четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, аудирование. Главная задача на этом этапе заключается в сборе информации. Необходимо помочь участникам проекта в организации данного процесса и определиться, что они хотят узнать и решить, где лучше найти нужную информацию, как записать полученные данные, как преподнести информацию группе. Преподаватель помогает студентам проанализировать и объединить индивидуально собранные материалы членами группы в единое целое, откорректировать и оформить материал как проект группы.
Студентам предлагается ответить на следующие вопросы.
Что является содержанием проекта?
Какие вопросы возникают в ходе работы над проектом? (Как можно получить информацию? Какую литературу можно использовать?)
Как будем решать эти проблемы? (Возьмем интервью у людей, посетивших Англию; проведем опрос среди студентов, опросим знакомых; изучим библиотечные каталоги; познакомимся с новинками и сделаем обзор новых поступлений.)
Как организовать деятельность? (Договориться о встрече, решить вопрос с фотоаппаратом, распределить задания в команде.)
Что будет результатом проекта? (Коллаж, программа туристического маршрута, выставка, радиопередача, альбом, альманах с репортажами с места событий, рекламный проспект, читательская конференция (круглый стол), презентация.)
На третьем этапе происходит сама творческая деятельность, результатом которой будет определенный продукт.
На заключительном этапе происходит презентация проектов, их защита и обсуждение. Способ презентации будет в значительной степени зависеть от вида конечного продукта: будет ли это схема, буклет, видеопоказ или устная презентация. Каждая группа сама решает, как приготовить презентацию своего проекта, назначая докладчиков и распределяя роли. Студенты могут использовать плакаты, раздать слушателям план своей презентации, представить все в виде маленькой пьесы, использовать музыку. Остальные студенты группы делают записи. По окончании презентации участники этих групп анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Очень важно, чтобы обучаемые увидели положительный опыт в процессе презентации.
Руководитель деятельностью студентов говорит: «Вы — оператор туристического агентства. Убедите путешественника поехать именно в Англию. Сейчас состоится конкурс наиболее интересных проектов». Далее каждая группа делает сообщение по своему проекту (5—10 минут) и сама решает, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберет. Защита проектов проводится с оппонированием со стороны всех присутствующих. После презентации проектов предполагается общая дискуссия на тему «Скажите, является ли Великобритания, по вашему мнению, необычной страной и почему?»
Метод проектов при наличии определенных условий может быть использован на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:
1) наличие значимой проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2) наличие практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов;
3) наличие самостоятельной деятельности учащихся (индивидуально, в паре, в группе);
4) наличие структурирования содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей;
5) использование исследовательских методов: определение проблемы, задач исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, корректировка, выводы.
Таким образом, проектная методика, обеспечивающая личностно ориентированное обучение, характеризуется коммуникативной направленностью, активным включением обучаемых в учебную деятельность, их личной ответственностью за продвижение в обучении. Метод проектов помогает создать творческую атмосферу, непринужденную обстановку и условия для развития личности. Комплексный характер деятельности в проектном обучении создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций обучающихся. Работа над проектом на занятиях иностранного языка сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых, развитием умения работать с большим объемом информации, приобретением навыков исследовательской работы.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам», издательство. — М., 2004.
[2] Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. — М., 2004.
[3] Бондаревская Е.В. Методические стратегии личностно-ориентированного воспитания // Известия Российской Академии. — М., 2000.
[4] ПолатЕ.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. — М., 1999.
[5] Теслина О.В. Проектные формы работы на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 3.
REFERENCES
[1] Galskova N.D. Sovremennaja metodika obuchenija inostrannym jazykam [The modern methods of teaching foreign languages]. — M., 2004.
[2] Kopylov V Metodikaproektnoj raboty na urokah anglijskogo jazyka [The methodology of project work at English lessons]. — M., 2004.
[3] Bondarevskaya E.V. Metodicheskie strategii lichnostno-orientirovannogo vospitanija Izvestija Rossijskoj Akademii [Methodical strategies student-centered education of the Russian Academy]. — M., 2000.
[4] Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija [New pedagogical and information technologies in the education system: A manual for students of pedagogical universities and continuing training of teachers]. — M., 1999.
[5] Teslina O.V. Proektnyeformy raboty na urokah anglijskogojazyka [Design forms ofwork at English lessons] // Foreign languages at school. — 2002. — № 3.
TECHNOLOGY OF STUDENT - CENTERD LEARNING BY METHOD OF PROJECTS
K.O. Medvedeva
Chair of Foreign Languages Philological faculty Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str, 10/2, Moscow, Russia, 117198
Project-based learning is the most adequate technology, learner-centered education, making it possible to use modern approaches to education, to enhance pedagogical support, socialization, inclusion of students in different environments, as well as student-centered situation in the process of education of students by means of the subject "foreign language."
Key words: method of projects, student-centered learning, new teaching technologies.