Научная статья на тему 'Метод проектов как технология личностно-ориентированного подхода'

Метод проектов как технология личностно-ориентированного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1053
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ / PERSON-ORIENTED EDUCATION / LANGUAGE STUDIES AT THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Александра Геннадьевна

Рассматривается метод проектов как технологию личностноориентированного подхода. Целью работы является определение места метода проектов в современном образовательном процессе. В статье приводятся основные этапы проектных методик, рассматривается соответствие технологии основным концепциям личностно-ориентированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project method as a technology of personoriented approach

In the article we deal with the project method as a technology of the person-oriented approach to teaching of foreign languages. The aim of the article is to define the function of the project method in contemporary educational process. In the article the author describes the main levels of projects, deals with the correspondence of the method with the main concepts of the person-oriented approach.

Текст научной работы на тему «Метод проектов как технология личностно-ориентированного подхода»

Методика преподавания языка

УДК 81’24

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

А. Г. Егорова

Рассматривается метод проектов как технологию личностноориентированного подхода. Целью работы является определение места метода проектов в современном образовательном процессе. В статье приводятся основные этапы проектных методик, рассматривается соответствие технологии основным концепциям личностно-ориентированного подхода.

Ключевые слова: метод проектов, обучение иностранным языкам в вузе, личностно-ориентированное воспитание и обучение.

Новые политические и социально-экономические изменения в России в последние десятилетия, ее стремление активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияли на расширение функции иностранного языка как предмета и привели к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам [5. С. 3]. Новая политическая обстановка, расширение международного сотрудничества и международных контактов требуют сегодня глубокого (свободного) владения иностранным языком и, как следствие, новых педагогических технологий.

Эффективному решению проблемы обучения иностранному языку как средству межкультурной коммуникации может способствовать, по мнению ученых, метод проектов, который позволяет реализовать наиболее сложную и существенную для методики задачу - создание языковой среды, а на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике.

Что такое проект? Проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов включает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для учащегося. Подготовка и реализация собственных творческих про-

83

Lingua mobilis № 6 (45), 2013

ектов является заключительным этапом определенного цикла работы над развитием и совершенствованием умений во всех видах речевой деятельности.

Проектная методика обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение, так как она практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, такие, как обучение в сотрудничестве [4. С. 4]. Личностно-ориентированное воспитание и обучение отражает направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выражение в ориентации процесса обучения на развитие личности обучаемого средствами данного учебного процесса. Изменяется схема общения - учащийся начинает выступать как активный творческий субъект учебной деятельности. Личностно-ориентированное обучение означает учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, целенаправленное формирование этих особенностей, общекультурное, личностное развитие обучаемых [2. С. 14]. Развивается активное самостоятельное мышление, фантазия, креативность, умение не просто запоминать и воспроизводить, а применять знания на практике, умение самостоятельно планировать действия, прогнозировать возможные варианты решения задач, выбирать способы и средства их реализации. Кроме того, у учащихся появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты [6. С. 14].

Работа над собственными проектами отражает современную тенденцию в образовании - ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения [3. С. 151]. Работая над проектом, учащиеся получают возможность работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Опыт разрешения, пусть локальной, но целостной проблемы формирует привычку доводить дело до конца, не останавливаться на полпути [6. С. 15]. В них нашли свое яркое отражение и коммуникативный, и личностно-ориентированный подходы, которые являются ведущими в современной методике преподавания иностранного языка [6. С. 15].

В данной системе обучения осуществляется, в ходе решения проблемных задач, непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур, создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого [6. С. 14]. Появляются возможности для решения таких задач, как преодоление инертности

84

Методика преподавания языка

и безынициативности учащихся, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи [1. С. 19]. Проектирование способствует созданию прочной языковой базы, обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных умений, расширению кругозора учащихся [1. С. 11].

В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное - это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы [2. С. 6].

Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничивается рамками аудитории, а при проектной работе она выходит за ее пределы.

В данной статье представлен опыт работы над проектом по теме «Путешествие по Калуге». Проект относится к практико-ориентированному и исследовательскому типу и имеет целью изучение истории и культуры Калуги, развитие у студентов навыков осуществлять поисковую работу, навыков интересно преподносить изучаемый материал, развитие у студентов факультета иностранных языков любви к малой Родине. Проект реализовывался в группе 2 курса английского отделения на факультете иностранных языков КГУ им. К. Э. Циолковского.

Вся подготовка, а также сам проект осуществляются на английском языке. На первом этапе происходит дискуссия о самых красивых местах Калуги. Обсуждаются места, которые представляют наибольший интерес с исторической, культурной, политической точек зрения. Студентами разрабатывается маршрут экскурсии. При этом преподаватель выполняет функцию советчика, стороннего наблюдателя.

Следующим этапом работы является распределение небольших докладов между студентами. Каждый «гид» готовит информацию о репрезентируемом месте.

На практическом этапе происходит непосредственно экскурсия по городу. Студенты показывают место на карте, группа передвигается согласно определённому заранее маршруту. Каждый студент выступает в роли гида на определённом участке пути. При этом существует общий гид, который направляет, комментирует происходящее во время пути.

85

Lingua mobilis № 6 (45), 2013

Отличным дополнением данного проекта является видеосъёмка, которая способствует переходу к заключительному этапу анализируемого проекта - просмотр фрагментов экскурсии, дискуссия о том, что получилось, высказывание мнений и выводов студентов.

Таким образом, проектная методика характеризуется коммуникативной направленностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, их личной ответственностью за продвижение в обучении [4. С. 7]. Важно, что учащиеся с удовольствием постигают знания, поскольку это происходит в результате творческой работы. Метод проектов помогает создать творческую атмосферу, непринужденную обстановку и условия для развития личности. Комплексный характер деятельности в проектном обучении создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций учащихся. Как отмечают преподаватели, студенты учатся продуктивно и свободно, без принуждения, испытывая радость. Кроме того, работа над проектом на занятиях иностранного языка сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых и помогает развить умение работать с большими объемами информации, приобретаются навыки исследовательской работы [4; 3].

Нельзя утверждать, что проектная методика поможет в решении всех проблем в обучении иностранному языку, но это, по мнению ученых, эффективное средство от однообразия, скуки, она способствует расширению языковых знаний, развитию учащегося, осознанию себя как члена группы.

Список литературы

1. Белогрудова, В. П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода // Иностранные языки в школе. 2005. № 8.

2. Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб., 2001.

3. Копылова, В. В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003.

List of literature

1. Belogrndova, V. P. Ob issledovatel'skoj dejatel'nosti uchashhihsja v uslovijah proektnogo metoda // Inostrannye jazyki v shkole. 2005. № 8.

2. Kolesnikova, I. L. Anglo-russkij terminologicheskij spravochnik po metodike prepodavanija inostrannyh jazykov. SPb., 2001.

3. Kopylova, V. V. Metodika proektnoj raboty na urokah anglijskogo jazyka. M., 2003.

86

Методика преподавания языка

4. Мартьянова, Т. М. Использование проектных заданий на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 1999. № 4.

5. Обучение иностранным языкам: материалы для специалиста образовательного учреждения. М., 2003.

6. Теслина, О. В. Проектные формы работы на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2002. № 3.

4. Mart'janova, T. M. Ispol'zovanie proektnyh zadanij na urokah anglijskogo jazyka // Inostrannye jazyki v shkole. 1999. № 4.

5. Obuchenie inostrannym jazy-kam: materialy dlja specialista obrazovatel'nogo uchrezhdenija. M., 2003.

6. Teslina, O. V. Proektnye formy raboty na urokah anglijskogo jazyka // Inostrannye jazyki v shkole. 2002. № 3.

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.