Научная статья на тему 'Методические аспекты подготовки будущих учителей истории в высшей школе в условиях современности'

Методические аспекты подготовки будущих учителей истории в высшей школе в условиях современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИСТОРИКОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТИ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY / HISTORICAL DISCIPLINES / METHODS OF TEACHING HISTORY / PROFESSIONAL TRAINING OF HISTORIANS IN HIGHER EDUCATION / ACTIVE TEACHING METHODS / MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / FUTURE HISTORY TEACHERS / MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

Статья посвящена изучению проблем профессиональной подготовки будущих учителей истории в высшей школе на современном этапе. В исследовании обосновывается потребность в модернизации модели реализации профессиональной подготовки: ее концептуального и содержательного аспектов, а также методической системы преподавания исторических дисциплин в высшей школе. В статье отражены рекомендации по совершенствованию процесса профессиональной подготовки будущих историков в системе высшего профессионального педагогического образования на современном этапе его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF HISTORY IN HIGH SCHOOL IN THE CONDITIONS OF MODERNITY

The article is devoted to the problems of professional training of future teachers of history in higher education at the present stage. The study substantiates the need to modernize the model of implementation of vocational training: its conceptual and substantive aspects, as well as the methodological system of teaching historical disciplines in higher education. The article presents recommendations for improving the process of professional training of future historians in the system of higher professional pedagogical education at the present stage of its development.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты подготовки будущих учителей истории в высшей школе в условиях современности»

Эффективность данного дисциплинарного цикла обосновывается тем, что ведущим задачей его преподавания является обучение студентов понимать социальные связи и общественные отношения, анализировать содержание и структурно-функциональные связи, существующие в различных социальных системах, таких как экономика, политика, наука, культура, образование и т.д.

Социологический цикл дисциплин направлен на реализацию и учебного и социокультурного компонентов профессионального образования. В рамках изучения будущими педагогами содержания курсов социологических дисциплин у студентов формируются представления об обществе, социальных процессах. Изучение социологии и ее отраслевых, специальных теорий способствует не только формированию у будущих учителей системных знаний об обществе, закономерностях и тенденциях его развития, социальной структуре, причинах социальных кризисов, но и мотивации их к обоснованию новых социально значимых ценностей, к адекватной оценке состояния общества, поиску путей его улучшения; а также воспитанию научного мировоззрения и гражданского сознания.

Грамотное построение и содержание учебных курсов социологического цикла способствует повышению уровня гражданской позиции и социальной зрелости.

Так, наряду с учебными курсами психологического и педагогического циклов социологические дисциплины составляют основу системы высшего образования и способствуют развитию качеств социальной компетентности будущих учителей.

Выводы. В системе профессиональной подготовки будущих педагогов в содержательном контексте важное значение должно быть отведено социологической подготовке личности. Это обосновывается необходимостью формирования у будущих педагогов в процессе их профессионального обучения в высшей школе социологического мышления и на его фоне - социальной компетентности. Данные задачи могут и должны решаться в системе преподавания будущим педагогам цикла социологических дисциплин, в рамках которых преподавателем должна реализовываться системная деятельность, направленная на подготовку выпускника к активной созидательной профессиональной деятельности в условиях современного мира.

Литература:

1. Зеер Э., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э. Зеер, Д. Заводчиков // Высшее образование в России, 2007. - № 2. - С. 40.

2. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. - 2007. - № 3. - С. 361-365.

3. Колычева З.И. Социальная компетентность педагога в свете модернизации образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2003. - №. - С. 26-35.

4. Лобанов А.П. Интеллектуальная компетентность в структуре профессиональной подготовки психологов // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2009. - № 2. -С. 227-232.

5. Тарханова Е.А. Компетентностный подход к обучению студентов в высшей школе // Компетентностный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской науч.-практ. заочной конф. (Нижневартовск, 21 мая 2006 г.). - Нижневартовск, 2007.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ

ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблем профессиональной подготовки будущих учителей истории в высшей школе на современном этапе. В исследовании обосновывается потребность в модернизации модели реализации профессиональной подготовки: ее концептуального и содержательного аспектов, а также методической системы преподавания исторических дисциплин в высшей школе. В статье отражены рекомендации по совершенствованию процесса профессиональной подготовки будущих историков в системе высшего профессионального педагогического образования на современном этапе его развития.

Ключевые слова: история, исторические дисциплины, методика преподавания истории, профессиональная подготовка историков в высшей школе, активные методы обучения, современные педагогические технологии, компетентностный подход, компетенции, компетентности, будущие учителя истории, модернизация высшего профессионального образования.

Annotation. The article is devoted to the problems of professional training of future teachers of history in higher education at the present stage. The study substantiates the need to modernize the model of implementation of vocational training: its conceptual and substantive aspects, as well as the methodological system of teaching historical disciplines in higher education. The article presents recommendations for improving the process of professional training of future historians in the system of higher professional pedagogical education at the present stage of its development.

Keywords: history, historical disciplines, methods of teaching history, professional training of historians in higher education, active teaching methods, modern pedagogical technologies, competence approach, competence, future history teachers, modernization of higher education.

Введение. Становление в отечественном пространстве высокоразвитого гражданского общества, развитие демократических ценностей в государстве и другие социально-политические тенденции современности требуют существенных изменений в подходах к формированию нового поколения граждан, обеспечения более высокой эффективности обучения и воспитания молодежи, повышения качества учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Большое значение сегодня придается преподаванию предметов

гуманитарного цикла и, в первую очередь, исторических дисциплин. Что актуализирует проблему профессиональной подготовки будущих учителей истории в высшей школе.

Университетская подготовка будущих историков должна быть направлена на вооружение их знанием теоретических основ современной методики, ознакомление со спецификой преподавания исторических дисциплин, выработку умений и навыков, необходимых для обеспечения высокой эффективности реализации профессиональной деятельности.

Содержание университетской подготовки историков должно базироваться на основе знаний по педагогике, психологии, методике преподавания истории и других дисциплин. Используемые формы обучения (лекции, семинарские и лабораторные занятия) должны быть направлены на закрепление углубление и расширение исторических знаний и теоретических знаний по методике преподавания, на овладение будущими учителями истории необходимыми умениями и навыками преподавания, организации учебной деятельности в учреждениях образования различного типа и уровня.

Целью университетской подготовки будущих учителей истории к реализации профессиональной деятельности должно стать формирование направленности студентов на глубокое изучение истории и теоретических основ методики преподавания исторических дисциплин; развитие практических умений и навыков студентов, необходимых для обеспечения высокой эффективности учебного процесса в их последующей профессионально-педагогической деятельности.

Иными словами, задачей исторического образования в педагогическом вузе сегодня является подготовка учителя (преподавателя) исторических дисциплин, владеющего уверенными предметными знаниями и теоретическими знаниями по методике преподавания истории, навыками проведения современного урока истории на основе применения инновационных технологий обучения.

Обновление требований к личности учителя истории, тенденции развития отечественного и мирового социума, достижения в области современной педагогики обосновывают проблему модернизации профессиональной подготовки историков в высшей школе, что требует пересмотра основных аспектов содержания и методики преподавания исторических дисциплин [1].

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение методических аспектов преподавания исторических дисциплин в высшей школе на современном этапе развития общества и системы образования.

Изложение основного материала статьи. Основным источником формирования исторического сознания подрастающего поколения является учебный процесс. Преподавание истории в высшей школе обеспечивает целостное отношение студентов к историческому процессу, формирует структурированное историческое знание, способствует погружению студентов в исторический контекст, что в совокупности имеет значительный ценностный характер [9].

Однако на протяжении длительного времени анализ профессиональной подготовки молодых специалистов, приходящих в школу со студенческой скамьи, говорил о недостаточном уровне профессиональной подготовки в высшей школе и качестве образования учителя историю [5].

В первую очередь, это объясняется тем, что модель обучения и восприятия информации современными школьниками и студентами трансформировалась, а высшая школа продолжала реализовывать подготовку в рамках традиционной образовательной парадигмы.

Обобщая данную мысль, подчеркнем, что в значительной степени вузовский курс истории дублировал соответствующий школьный курс, в связи с чем не возникало качественно нового знания. Это порождало проблему потери интереса студента к истории, возникновение феномена разрушения историческое сознание, а не трансформации его в новое качество.

Все вышеизложенное актуализирует проблему пересмотра сущности преподавания истории, в частности методических аспектов в соответствии с достижениями современной педагогической науки и актуальными требованиями к личности учителями истории со стороны социума и государства.

Так, по нашему мнению, в контексте излагаемого историческое знание, оценки, выводы, которые делегируются студенту через преподавание исторических дисциплин, должны иметь сегодня философию прироста, а сущность преподавания истории должна носить диалогический характер в форме:

- диалога студента с преподавателем;

- диалога студента с учебной литературой;

- диалога будущего специалиста с собственной исторической памятью, сложившейся в школе и обновляемой в процессе изучения истории в высшей школе;

- диалога обучающегося с социально-историческим опытом, который реализуется в форме социальных стереотипов, массового сознания, общественно-бытовых мифологем и т.д. [8].

На современном этапе в обновлении, прежде всего, нуждается методика преподавания исторических дисциплин. В частности, в контексте обоснования в роли ведущих технологического, личностно-ориентированного и компетентностного подходов в системе высшего профессионального педагогического образования.

Так, современное общество нуждается в информированной и компетентной личности специалиста, способной принимать самостоятельные решения и нести ответственность за собственные поступки [7]. В этой связи компетентно-ориентированный подход к формированию содержания образования стал новым концептуальным ориентиром для отечественной образовательной системы на всех уровнях ее реализации.

Компетентный подход к образованию предполагает, прежде всего, формирование у будущих выпускников умения на основе приобретенных знаний решать проблемы, возникающие в различных жизненных ситуациях [4]. Исходя из этого подхода, помимо ключевых компетенций, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте ВПО, следует указать важные компетенции, которыми, по нашему мнению, должны овладеть студенты - будущие учителя истории. Данные компетенции сгруппированы следующим образом:

1. Познавательные компетентности, включающие компетенции:

- умение студентов самостоятельно и независимо оценивать достижения и деяния деятелей прошлого;

- знание новейшей истории, позволяющие студентам ориентироваться в политических процессах современности.

2. Учебные компетентности, в широком смысле реализующиеся в виде умения учиться, то есть умения использовать приобретенные знания для развития личности, находить пути решения сложных проблем, возникающих перед человеком и перед обществом.

3. Стратегические компетентности, включающие:

- ориентации на будущее;

- способность принимать решения, выбирать стратегию решений с учетом исторических достижений государства;

- способность защищать права с позиций гражданина России;

- способности самостоятельно действовать, критически мыслить, отвечать за себя, принимать взвешенные решения, занимать активную гражданскую позицию.

На основе потребности в формировании указанных компетенций, наряду с ключевыми компетенциями педагога-историка, следует обосновать потребность в модернизации методических подходов к преподаванию исторических дисциплин в высшей школе.

Так, сегодня актуальным становится переход к активным методам обучения на основе положений концепций современных педагогических технологий, высокая степень гибкости и адаптивности которых позволяет эффективно использовать их в различных ситуациях учебного процесса [3]. Приоритет активных методов на занятиях требует и проведения особых форм лекции и семинаров, организации самостоятельной работы студента так, чтобы он находился в активной познавательной позиции.

Активные методы и формы обучения больше всего удовлетворяют потребность студентов в самообучении и самосовершенствовании. К эффективным методам и приемам в данном контексте стоит отнести:

- проблемно-поисковые задания к семинарам, мотивирующие студентов на углубленное изучение истории;

- научные рефераты, которые нацеливают студентов на поиск, самостоятельное изучение прошлого;

- анализ конкретных ситуаций;

- решение проблемных задач;

- деловые (операционные и имитационные) игры;

- индивидуальные практикумы, «круглые столы» и др. [6].

Эффективными являются такие приемы активизации работы студентов, как:

- самостоятельное формирование проблемных вопросов докладчику;

- анализ актуальных проблем исторической науки на основе усвоенного понятийного аппарата;

- постановка и обсуждение в рамках темы семинарского занятия вопросов и проблем, в решении которых наиболее заинтересованы студенты [2].

Важным условием является сочетание различных по целевой направленной технологий, методов и форм обучения. Это позволит обеспечить учебному процессу необходимую универсальность и производительность, сделать его действительно эффективным по форме проблемным по содержанию.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что анализ тенденций современности и уровня подготовки молодых специалистов - учителей истории требует пересмотра содержания и, в частности, методических аспектов реализации профессиональной подготовки будущих специалистов в указанной области. Решение данной проблемы требует поиска эффективных средств, методов, технологий и форм обучения будущих историков в высшей школе.

На современном этапе поиски новых форм индивидуализации обучения и активизации позиции обучающегося осуществляются в рамках всестороннего стимулирования способностей каждого студента, с учетом его интересов, мотивов, особенностей развития интеллектуальной, эмоционально-волевой, деятельной сфер. Эти поиски направлены на выработку новой модели реализации профессиональной подготовки специалистов, обеспечивающей каждой личности достижение основных целей обучения, подводя к единому, четко заданному уровню овладения знаниями и навыками.

Так, мероприятия, направленные на совершенствование исторического образования будущих учителей, нацелены на единую задачу - поднять профессиональную подготовку историков в вузе на качественно новый уровень.

Модернизация системы исторического образования в высшей школе должно характеризоваться не только обновлением методической системы, но и концептуальных основ его реализации. Так, по нашему мнению, курс на гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию образования позволит качественно повысить уровень профессиональной подготовки будущих историков в высшей школе.

Литература:

1. Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. -М., 2001. - 164 с.

2. Безпалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Высш. школа, 1995. - 208 с.

3. Вдовин А.И. О новых подходах к изучению и преподаванию новейшей истории России // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2008. - № 19. - С. 38-59.

4. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. - 2007. - № 3. - С. 361-365.

5. Карпенкова Т.В. Проблемы преподавания истории в высшей школе // Вестник МИЭП. - 2017. - № 1 (26). - С. 76-88.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. - М., 2005. - 272 с.

7. Тарханова Е.А. Компетентностный подход к обучению студентов в высшей школе // Компетентностный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской науч.-практ. заочной конф. (Нижневартовск, 21 мая 2006 г.). - Нижневартовск, 2007.

8. Ушмаева К.А. О концепции преподавания истории в вузе // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2007. - № 51. - С. 10-11.

9. Шевырев А.П. Историческое образование в поликультурном обществе // Вопросы образования. -2005. - № 2. - С. 164-172.

Педагогика

УДК:378.2

магистрант Богаткова Анна Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста в контексте фонетико-фонематических нарушений, и нарушений фонематической стороны речи в частности. Прослежена связь между нарушениями фонематической стороны речи и трудностями в овладении письменной речью. Представлены основные направления логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений и подготовке старших дошкольников к полноценному обучению письму и чтению.

Ключевые слова: фонетико-фонематические нарушения, фонематическая сторона речи, фонемы, звукопроизношение, коррекция, словообразование, фонематический слух, фонематическое восприятие.

Annotation. The article deals with the problems of speech development of children of preschool age in the context of phonetic-phonemic disorders, and violations of the phonemic side of speech in particular. The relationship between violations of phonemic aspects of speech and difficulties in learning the written language. The main directions of logopedic work on the correction of phonetic-phonemic disorders and the preparation of senior preschoolers for full-fledged teaching writing and reading are presented.

Keywords: phonetic-phonemic disorders, phonemic side of speech, phonemes, sound communication, correction, word formation, phonemic hearing, phonemic perception.

Введение. Многочисленные речевые нарушения, затрудняющие овладение грамотным письмом и правильным чтением являются самой распространенной причиной плохой успеваемости учеников начальных классов. Одну из основных групп риска при этом составляют дети с фонетико-фонематическим нарушением речи. В последние годы число детей с фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР) имеет тенденцию к увеличению, в связи с чем, коррекционной работе по устранению данных речевых нарушений необходимо уделять самое пристальное внимание Г3, 4, 61.

Изложение основного материала статьи. Фонетико-фонематическая составляющая речи организована достаточно сложно. Ее освоение может осуществляться в разные периоды времени, с различной степенью затруднений и отклонений, которые у большинства детей в процессе занятий преодолеваются. На момент поступления в школу в норме у ребенка уже сформированы как звукопроизношение, так и процессы произносительной дифференциации и фонематического различения, что помогает ему весьма успешно осваивать школьную программу.

Непосредственно фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой нарушение процессов развития произношения у детей вследствие недостатков в восприятии и произношении фонем. Среди старших дошкольников данное нарушение является достаточно распространенным. У детей с нарушением развития фонетико-фонематических процессов речи наблюдаются специфические особенности фонематического восприятия и звукового оформления речи. Кроме того, у них диагностируются ошибки в различении звуков и звукопроизношении.

Особый интерес в структуре данной речевой патологии представляет недоразвитие фонематической стороны речи поскольку, без проведения необходимого коррекционно-логопедического воздействия в дошкольном возрасте, оно является основной причиной возникновения нарушений письма и чтения в начальных классах. На последующих же этапах, когда овладение письменной речью из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний обучающимися, возникают проблемы с успеваемостью и целый ряд сопутствующих проблем, в том числе и психологического характера.

В свою очередь, вовремя проведённая коррекция затруднений в обучении, имеющихся у детей с речевыми нарушениями, препятствует формированию вторичных дефектов - различных интеллектуальных, личностных и эмоциональных нарушений, а также социально-педагогической запущенности.

В фонетико-фонематическом нарушении речи у старших дошкольников можно выделить несколько состояний, это:

- сложности анализа нарушенных звуков при произношении;

- при достаточно развитой артикуляции неразличение звуков, которые относятся к различным фонетическим группам;

- значительные трудности в установлении наличия и порядка звуков в слове.

Кроме указанных выше особенностей фонематического восприятия и произношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями диагностируются: нечеткая дикция, общая смазанность речи, определенная задержка в формировании словаря и грамматических функций речи (ошибки в употреблении предлогов, в падежных окончаниях, согласовании числительных и прилагательных с существительными) [3, c. 65].

При нарушениях фонематической стороны речи (фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза) развивается, так называемая, фонематическая дисграфия. Детям трудно услышать звуковой состав слова. Они плохо ориентированы в звучании слов, звуки речи путаются, сливаются между собой в словах и сами слова нередко сливаются друг с другом. Слышимая речь плохо воспринимается, а для правильного письма необходима тонкая слуховая дифференциация звуков, анализ всех акустических смыслоразличительных признаков звука.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.