Научная статья на тему 'Формирование поликультурной компетентности будущих филологов иностранного языка в системе преподавания английского языка в высшей школе'

Формирование поликультурной компетентности будущих филологов иностранного языка в системе преподавания английского языка в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ПРИНЦИП ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ФИЛОЛОГОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / MULTICULTURALISM / PRINCIPLE OF MULTICULTURALISM / MULTICULTURAL EDUCATION / MULTICULTURAL COMPETENCE / PROFESSIONAL TRAINING OF FOREIGN LANGUAGE PHILOLOGISTS / THE SYSTEM OF TEACHING ENGLISH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бузинская Яна Михайловна

Статья посвящена изучению проблемы формирования поликультурной компетентности будущих филологов иностранного языка в системе преподавания английского языка в высшей школе. В работе раскрывается сущность компетентностного подхода и понятия компетентность. В статье обосновывается необходимость формирования поликультурной компетентности будущих филологов иностранного языка согласно требованиям ФГОС высшего профессионального образования по направлению «Филология». В исследовании приведены рекомендации по формированию анализируемой компетентности в рамках преподавания английского языка в высшей школе в системе профессиональной подготовки будущих филологов иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A POLYCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE PHILOLOGISTS A FOREIGN LANGUAGE IN THE TEACHING OF ENGLISH IN HIGH SCHOOL

The article is devoted to the study of the problem of formation of multicultural competence of future foreign language philologists in the system of teaching English in higher education. The article reveals the essence of the competence approach and the concept of competence. The article substantiates the need for the formation of multicultural competence of future foreign language philologists in accordance with the requirements of the GEF of higher education in the field of "Philology". The study provides recommendations on the formation of the analyzed competence in the framework of teaching English in higher education in the system of professional training of future philologists of a foreign language.

Текст научной работы на тему «Формирование поликультурной компетентности будущих филологов иностранного языка в системе преподавания английского языка в высшей школе»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Бузинская Яна Михайловна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ

ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования поликультурной компетентности будущих филологов иностранного языка в системе преподавания английского языка в высшей школе. В работе раскрывается сущность компетентностного подхода и понятия компетентность. В статье обосновывается необходимость формирования поликультурной компетентности будущих филологов иностранного языка согласно требованиям ФГОС высшего профессионального образования по направлению «Филология». В исследовании приведены рекомендации по формированию анализируемой компетентности в рамках преподавания английского языка в высшей школе в системе профессиональной подготовки будущих филологов иностранного языка.

Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, поликультурность, принцип поликультурности, поликультурное образование, поликультурная компетентность, профессиональная подготовка филологов иностранного языка, система преподавания английского языка.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of formation of multicultural competence of future foreign language philologists in the system of teaching English in higher education. The article reveals the essence of the competence approach and the concept of competence. The article substantiates the need for the formation of multicultural competence of future foreign language philologists in accordance with the requirements of the GEF of higher education in the field of "Philology". The study provides recommendations on the formation of the analyzed competence in the framework of teaching English in higher education in the system of professional training of future philologists of a foreign language.

Keywords: competence, competence approach, multiculturalism, the principle of multiculturalism, multicultural education, multicultural competence, professional training of foreign language philologists, the system of teaching English.

Введение. Анализ тенденций развития мирового социума позволяет в качестве ведущей определить тенденции глобализации, оказывающие влияние на все сферы деятельности человека. Как ведущая тенденция современного развития глобализация в корне меняет внешнюю среду деятельности образовательных заведений.

Изучение вызовов глобализации и информационной революции в обществе является одним из главных задач научных педагогических исследований в современных условиях, так как система образования, признанная сегодня важнейшей сферой существования общества знаний, должна уверенно отвечать на различные требования меняющегося мирового и отечественного социума и реагировать на любые трансформации экономики и общества.

Так, непрерывным процессом функционирования системы высшего образования является ее постоянная зависимость от тенденций развития современного глобализированного и информационного общества, которое отождествляется сегодня с процессами интернационализации и глобализации.

В условиях глобализации в системе образование важным аспектом становится принцип поликультурности.

В современном мире достаточно много государств отличается поликультурным составом граждан. Не составляет исключения и отечественное многонациональное общество, признанное в научной литературе как поликультурное.

Так, профессиональная подготовка филологов иностранного языка, в частности английского, выступающего языком международного общения, в своем содержании одним из ведущих компонентов должна содержать поликультурную линию, результатом которой должно являться формирование поликультурной компетентности будущих филологов иностранного языка.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение сущности поликультурной компетентности филологов иностранного языка, определение подходов к формированию указанной компетентности студентов в контексте преподавания английского языка.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе своего развития отечественное образование переживает период модернизации. Потребность в реформировании и модернизации образования, в частности педагогического, вызвано рядом противоречий:

- между качеством профессиональной подготовки и требованиями к личности специалиста в области образования со стороны общества и государства;

- между тенденциями развития педагогической науки и реальным практическим процессом подготовки будущих специалистов высшей школе;

- между вызовами времени и уровнем профессионализма выпускника отечественного вуза.

Сегодня общество нуждается в инициативных, креативно мыслящих, творческих, конкурентоспособных специалистах, обладающих рядом сформированных компетентностей.

На основе учета потребностей общества к системе образования и требований, сформулированных в государственных образовательных стандартах, в качестве ведущего концептуального подхода к реализации высшего профессионального образования признан компетентностный подход. Такое отношение к компетентностному подходу продиктовано законодательными решениями государственной политики в области образования. Так, «образовательные стандарты высшего профессионального образования установили требования к условиям реализации компетентностного подхода, провозгласив формирование ключевых

компетенций специалиста как результативно-целевую основу его развития и самосовершенствования» [4, с. 82].

Компетентностный подход «ориентирован на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса - содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки» [2, с. 365].

Одним из основополагающих понятий концепции компетентностного подхода является компетентность. На основе анализа теоретических источников в области педагогической науки можно прийти к выводу, что на современном этапе ее развития к определению сущности понятия «компетентность» нет единого подхода. В рамках данного исследования под компетентностью в широком смысле, вслед за Э.Ф. Зеером, будем понимать «обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности» [1, с. 40].

Парадигма образования, основанного на компетенциях, по мнению А.П. Лобанова, является результатом преодоления оппозиции между усваиваемыми в вузах академическими знаниями и эффективностью их применения на практике» [3, с. 227].

На основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению подготовки «Филолог» уточним, что среди ключевых профессиональных компетентностей (профессиональная, коммуникативная, социальная и др.) базовая подготовка будущего филолога должна быть направлена, в том числе, и на формирование поликультурной компетентности. Согласно указанному документу, этот процесс, кроме прочего, предполагает расширение поликультурных знаний и реализацию мероприятий, формирующих поликультурную направленность личности выпускника вуза [5].

Под поликультурной компетентностью будущего учителя-филолога иностранного языка будем понимать целостное, интегративное, многоуровневое, личностное новообразование, которое является результатом профессиональной подготовки личности в высшем учебном заведении и в процессе непрерывного педагогического образования. Успешность формирования данного новообразования обусловлена совокупностью сформированных у будущего специалиста компетенций, способствующих:

- социализации личности;

- формированию у нее мировоззренческих и научно-профессиональных взглядов;

- формированию педагогического творчества и мастерства;

- формированию способности к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию в течение жизни.

Личность со сформированной поликультурной компетентностью присущи ценностные ориентации, общая и филологическая культура, богатый опыт взаимодействия с другими людьми.

Поликультурная компетентность является результатом средств, методов и технологий поликультурного образования, в основе которого - репрезентация вариативности культур, подготовка обучающихся к взаимодействию с поликультурным миром.

По мнению А.В. Шафриковой, «поликультурное образование направлено на развитие и сохранение многообразия культурных ценностей, норм и форм деятельности, что существуют в обществе, и базируется на взаимодействии разных культур» [6, с. 6].

Формирование поликультурной компетентности реализуется в рамках межкультурного взаимодействия. Реализация цели поликультурного образования может достигаться и в системе изучения будущими филологами иностранно языка в высшей школе. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость преподавания иностранных языков и поликультурного образования обосновывается тем, что занятия по иностранному языку позволяют личности оказаться в контексте пересечение культур, реализованного практикой межкультурной коммуникации. Иностранный язык отражает часть иноязычного мира, его культуру, быт, манеры его носителей. Так, изучение иностранного языка реализуется в неразрывной связи с миром и культурой народов - его носителей.

Обосновав потенциал иностранного языка как эффективного средства формирования поликультурной компетентности, обратимся к рассмотрению возможных форм, методов и приемов работы со студентами на занятиях английского языка с целью формирования компонентов анализируемой в данном исследовании компетентности.

Так, формирование поликультурной компетентности может реализовываться путем организации разговорной практики и ознакомления с лингвокраеведческим материалом.

Наибольшим поликультурным потенциалом обладают аутентичные художественные тексты, аудио и видеоматериалы, которые своим содержанием раскрывают отдельные аспекты культуры страны, население которой говорит на английском языке. Использование указанных дидактических средств создает эффект реалистичной мультикультурной и иноязычной среды, содержащей визуальную, слуховую и текстовую информацию о содержании и формах, воплощающих язык и культуру страны. Такие дидактические средства, как текстовые, аудио- и видеоматериалы, позволяют обучать студентов в неразрывном единстве языка и культуры, стимулируют мотивацию будущих филологов к познавательной деятельности через вызов стремления у обучающихся понять и оценить услышанное или прочитанное, распознать связи между культурными явлениями.

Не менее эффективным средством поликультурного образования является сеть Интернет. Так, на основе использования элементов компьютерных и проектных технологий, при которых ведущим средством является Интернет, студентам может быть предложена работа над индивидуальным или групповым проектом в качестве средства расширения иноязычной коммуникативной компетенции студентов в процессе углубления поликультурной направленности их языковой подготовки. Коммуникативная и творческо-поисковая деятельность в условиях глобальной сети выступает фактором формирование толерантного сознания личности.

Эффективность методики проектной технологии в данном ключе обосновывается ее поэтапной реализацией, которая способствует развитию и формированию: познавательной деятельности; критического и творческого мышления, умений находить необходимый материал в информационном пространстве поликультурного мира; умения самостоятельно приобретать знания.

Продуктивными для формирования поликультурной компетентности будущих филологов в рамках изучения английского языка является проведение занятий в различных формах с применением активных методов обучения, а именно:

- конференций;

- лингвокраеведческих викторин;

- виртуальных экскурсий по странам, население которых говорит на английском языке;

- дебатов и диспутов;

- творческих конкурсов;

- презентаций, проектов;

- дней и праздников национальной культуры.

Для организации межкультурного общения на занятиях по английскому языку с целью формирования компонентов поликультурной компетентности будущих филологов требуется создание учебных коммуникативных ситуаций, определяющих условия и цели общения. На таких занятиях могут использоваться темы, связанные с особенностями культур различных стран и народов. Во время обсуждения на таких занятиях преподавателю стоит реализовывать и цели поликультурного воспитания, формируя толерантное отношение студентов к представителям других культур, а также не только к их языку, но и традициям, религии, обычаям, нормам народной этики и морали.

Выводы. Система преподавания английского языка выступает эффективной средой для формирования поликультурной компетентности будущих филологов, так как приемы, методы и дидактические средства английского языка обладают колоссальным потенциалом относительно решения целей и задач поликультурного образования.

Литература:

1. Зеер Э., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э. Зеер, Д. Заводчиков // Высшее образование в России, 2007. - № 2. - С. 40.

2. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. - 2007. - № 3. - С. 361-365.

3. Лобанов А.П. Интеллектуальная компетентность в структуре профессиональной подготовки психологов // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2009. - № 2. -С. 227-232.

4. Некрасова Н.В. Поликультурная компетенция как основа формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров регионоведения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6. - С. 81-90.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 ноября 2015 г. N 1299 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 Филология (уровень магистратуры)» // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/450401.pdf

6. Шафрикова А.В. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников: автореф. дис. канд. пед. наук / А.В. Шафрикова. - Казань, 1998. - 28 с.

Педагогика

УДК 371

ассистент кафедры Бузолина Анастасия Николаевна

Институт психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменского государственного университета» (г. Тюмень)

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДХШ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы допрофессиональной подготовки обучающихся детской художественной школы (ДХШ), один из важнейших его компонентов образующий фактор в эстетическом и творческом становлении личности будущего художника является чувство цвета. Автор рассматривает различные методы развития чувства цвета в ходе работы с обучающими над жиуописаным пейзажем.

Ключевые слова: чувство цвета, живописный пейзаж, метод, цветовой анализа живописных произведений, упражнения, показ, прием.

Annotation. The article deals with the problems of pre-professional training of students of children's art school, one of its most important components forming a factor in the aesthetic and creative development of the personality of the future artist is a sense of color. The author considers various methods of developing the sense of color in the course of work with the tutorials on the picturesque landscape.

Keywords: sense of colour, the picturesque landscape, the method of color analysis paintings, exercises showing.

Введение. Развитие чувства цвета, как умения выделять, называть различные цвета и оттенки, умения группировать их по разным признакам, умения видеть и понимать гармонию, настроение цветовых соотношений в природе и живописи, играет важную роль в эстетическом и творческом развитии подрастающего поколения.

Известно, что эстетическое развитие способствует благоприятному психическому развитию ребенка, развитию его художественных способностей.

Таким образом, перед образованием на сегодняшний день стоит проблема, связанная с развитием чувства цвета у детей.

Изложение основного материала статьи. Процесс восприятия и развития чувства цвета у детей в изобразительной деятельности изучали многие психологи: Е.И. Игнатьев, З.М. Истомина, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина и др.; искусствоведы и художники: Н.Н. Волков, В.В. Кандинский, И. Иттен, Р.М. Ивенс и др.; педагоги: Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Л.В. Пантелеева, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина и др.

Исследователь теории цвета Ивенс Р.М. полагает, что в основное определение чувства цвета входит умение видеть, «чувствовать» глазами именно физические, изобразительные свойства цветов и их оттенки, умение различать цвета по основным характеристикам цвета: светлоте, яркости, насыщенности. Это умение обусловлено, прежде всего, развитостью, «натренированностью» зрительного аппарата человека, опытом восприятия цветового богатства окружающего мира, природы [4, С. 42].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.