Научная статья на тему 'Формирование поликультурной компетентности будущих учителей истории в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе'

Формирование поликультурной компетентности будущих учителей истории в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MULTICULTURAL COMPETENCE / СТРУКТУРА ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / MULTICULTURAL COMPETENCE STRUCTURE / КОМПОНЕНТЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMPONENTS OF MULTICULTURAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ / PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS OF HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

Статья посвящена изучению роли поликультурной компетентности в системе профессиональной компетентности учителя истории. В работе рассмотрена сущность понятий «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность», «поликультурная компетентность». В исследовании проанализированы структурные компоненты поликультурной компетентности и особенности ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A POLYCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF HISTORY IN THE PROCESS OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING AT HIGHER SCHOOL

The article is devoted to the study of the role of multicultural competence in the system of professional competence of a teacher of history. The paper considers the essence of the concepts "competence approach", "competence", "competence", "professional competence", "multicultural competence". The study analyzes the structural components of multicultural competence and peculiarities of its formation.

Текст научной работы на тему «Формирование поликультурной компетентности будущих учителей истории в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе»

7. Целоева Д.М. Принципы инновационного обучения как ключевые условия гуманизации и гуманитаризации образования (на примере образовательных учреждений г. Назрани, Республика Ингушетия) // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 7. - С. 200-204.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению роли поликультурной компетентности в системе профессиональной компетентности учителя истории. В работе рассмотрена сущность понятий «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность», «поликультурная компетентность». В исследовании проанализированы структурные компоненты поликультурной компетентности и особенности ее формирования.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность, поликультурная компетентность, структура поликультурной компетентности, компоненты поликультурной компетентности, профессиональная подготовка учителей истории.

Annotation. The article is devoted to the study of the role of multicultural competence in the system of professional competence of a teacher of history. The paper considers the essence of the concepts "competence approach", "competence", "competence", "professional competence", "multicultural competence". The study analyzes the structural components of multicultural competence and peculiarities of its formation.

Keywords: competence, competence, competence approach, professional competence, multicultural competence, multicultural competence structure, components of multicultural competence, professional training of teachers of history.

Введение. На современном этапе проходит процесс реформирования системы высшего профессионального образования, вызванный бурным развитием информационного общества.

В период модернизации высшего профессионального образования в качестве основополагающего подхода реализации профессиональной подготовки будущих специалистов признан компетентностный подход. Реализация указанного подхода обеспечивает перевод статических теоретических знаний и практических умений в гибкие, мобильные и оперативные формы практического действия.

Внедрение компетентностного подхода требует содержательной трансформации процесса профессиональной подготовки будущих специалистов с целью создания максимально благоприятных условий для формирования и развития различных видов компетентностей.

На основе специфики профессиональной деятельности учителей истории необходимым является формирование поликультурной компетентности будущих выпускников как составляющей их профессиональной компетентности.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение роли поликультурной компетентности в системе профессиональной компетентности историков и анализ ее компонентов, формирование которых является одной из основных задач профессиональной подготовки будущего учителя истории.

Изложение основного материала статьи. Одним из ведущих подходов к реализации высшего профессионального образования, в том числе педагогического, признан в условиях реформирования системы образования компетентностный подход.

По мнению Т.Б. Михеевой, «компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности у выпускника школы и молодого специалиста к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникативно насыщенного пространства» [5, с. 110].

В отечественной науке теоретиками компетентностного подхода являются В.И. Бабенко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и другие отечественные ученые.

Для исследования сущности понятия «поликультурная компетентность» необходимо обратиться к изучению содержания терминов, составляющих смысловое ядро понятийного аппарата компетентностного подхода: компетентность и компетенция.

Анализ теоретических источников позволяет говорить, о том, что в современной отечественной педагогике развивается научная дискуссия относительно определения сущности указанных понятий. Отсутствие единого подхода к определению сущности анализируемых терминов говорит о наличии педагогической проблемы. Однако в рамках данного исследования будем следовать мнению авторитетных ученых - теоретиков компетентностного подхода.

По мнению Э.Ф. Зеера, компетенция - это «процедурные знания и умения (знания в действии), а также способности, необходимые для успешной деятельности в конкретных ситуациях» [3, с. 12]

По определению А.В. Хуторского компетенция представляет собой «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [7, с. 59]

Многие современные ученые настаивают на том, что нельзя отождествлять понятия компетенции и компетентности.

По мнению И.А. Зимней, «компетентность не есть компетенции, она есть - их интегративное воплощение» [4, с. 5], «это прижизненно формируемое, этносоциокультурно обусловленное, актуализируемое в деятельности, во взаимодействии с другими людьми, основанное на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленное интегративное личностное качество человека, которое, развиваясь в образовательном процессе, становится и его результатом» [4, с. 7].

Рассмотрев сущность ключевых понятий терминологического аппарата компетентностного подхода, обратимся к изучению сущности поликультурной компетентности, формирование которой, по нашему мнению, является одной из задач при реализации профессиональной подготовки будущих учителей истории в высшей школе.

Поликультурная компетентность является компонентом профессиональной компетентности педагога. Последнее понятие, вслед за Т.Б. Михеевой, будем рассматривать как «готовность специалиста к выполнению профессиональных обязанностей, к деятельности в сфере своей профессии», «степень сформированности системы знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для эффективного выполнения конкретной деятельности» [5, с. 112].

По мнению И.В. Васютенковой, поликультурная компетентность определяется уровнем профессиональной и культурологической грамотности, опытом и индивидуальными особенностями педагога, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию, с потенциалом формирования поликультурной гуманистической картины мира в ходе учебного процесса на основе диалога культур [1].

По мнению исследователей Ф.П. Хакуновой и А.М. Хупсароковой, поликультурная компетентность -это «способность личности к эффективной жизни и деятельности, взаимодействию в поликультурном обществе» [6, с. 51].

Поликультурная компетентность педагога, по определению указанных ученых, представляет собой «интегративное личностно-профессиональное качество, обусловливающее его способность эффективно участвовать в социальных процессах поликультурного общества, осуществлять межкультурное взаимодействие, учитывать поликультурный состав субъектов профессиональной деятельности и использовать его характеристики и особенности для решения педагогических задач, а также осуществлять поликультурное воспитание учащихся» [6, с. 52].

Проблема формирования поликультурной компетентности будущего учителя смежная с такими педагогическими проблемами, которые связаны с формированием личности учителя, его общей культуры, педагогического мастерства, готовности к педагогической деятельности, профессиональной компетентности.

Необходимость формирования данной компетентности учителей истории вызвана поликультурным характером отечественного социума, а также спецификой предмета истории.

Цель формирования поликультурной компетентности заключается в подготовке поликультурно грамотного, профессионально и социально компетентного специалиста образовательной сферы, обладающего высоким уровнем патриотической воспитанности.

Формирование поликультурной компетентности будущих учителей истории предполагает знанием ее структурных компонентов, к которым, вслед за Ф.П. Хакуновой и А.М. Хупсароковой, отнесем следующие:

- когнитивный;

- мотивационно-ценностный;

- деятельностно-поведенческий [6].

Обратимся к более детальному изучению содержания каждого из приведенных компонентов структуры.

Когнитивный компонент направлен на формирование готовности будущего учителя истории к поликультурной деятельности на основе усвоения комплекса знаний, включающего:

- знание и понимание феномена культуры и поликультурности, родной, мировой, иноязычной культур;

- знание и понимание культуры межнационального общения и культуры мира (бесконфликтного существования).

В рамках данного компонента формируются профессионально значимые для учителя истории качества, такие как:

- поликультурная грамотность;

- кросскультурная грамотность;

- толерантность в межэтнических отношениях.

Мотивационно-ценностный компонент поликультурной компетентности связан с когнитивным компонентом и включает следующие составляющие:

- мотивы;

- цели;

- ценностные установки студента.

Мотивационно-ценностный компонент анализируемой в данном исследовании компетентности предусматривает воспитание у студентов отношения к будущей профессиональной деятельности как к ценности, потребности формирования и самовоспитания собственной поликультурной компетентности, стремления к личностному самосовершенствованию.

Деятельностно-поведенческий компонент поликультурной компетентности позволяет определить уровень творческой преобразовательной деятельности будущего учителя истории. Данный компонент заключается в формировании профессиональных умений и навыков связывать содержание исторических дисциплин с проблемами поликультурности, опыта межкультурного взаимодействия в образовательном процессе на основе диалога культур.

Наряду с когнитивным, мотивационно-ценностным и деятельностно-поведенческим компонентами исследователями выделяется также личностно-рефлексивный компонент поликультурной компетентности [2; 8]. Данный компонент предполагает:

- положительное оценивание будущим учителем истории педагогических явлений с опорой на социально и личностно значимые ценности;

- способность студента к адекватной самооценке собственных профессиональных возможностей и личностных качеств на основе самоуважения и позитивного самовосприятия;

- наличие таких личностных качеств, как культурная толерантность, поликультурное мировоззрение, моральная ответственность за трактовку событий прошлого и их применения для планирования будущего.

Процесс формирования поликультурной компетентности будущих учителей истории должен осуществляться поэтапно. Этапы данной деятельности должны соответствовать предметному содержанию проанализированных выше компонентов поликультурной компетентности.

Выводы. Учитывая особенности развития мирового общества, содержание исторических дисциплин, а также специфику педагогической деятельности, закономерным видится формирование готовности будущего учителя истории к реализации профессиональной деятельности в поликультурной среде.

Поскольку сегодня основным концептуальным подходом к реализации высшего профессионального образования признан компетентностный, в данной связи актуализируется потребность формирования поликультурной компетентности будущих учителей истории.

В рамках их профессиональной компетентности поликультурная компетентность играет важную роль, так как современный учитель истории, ввиду учета специфики предмета истории, должен обладать такими качествами, как толерантность, культура межличностного и межнационального общения, поликультурная грамотность, кросскультурная грамотность и т.д.

Процесс формирования поликультурной компетентности предполагает знание ее структурных компонентов. На основе анализа теоретических источников, посвященных проблеме формирования поликультурной компетентности как составляющей профессиональной компетентности, нами были выделены такие компоненты ее структуры, как когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-поведенческий, личностно-рефлексивный.

Формирование поликультурной компетентности будущих учителей истории должно реализовываться, по нашему мнению, целостно с учетом всех ее компонентов, а также поэтапно в соответствии с содержанием структуры анализируемой в данном исследовании компетентности.

Литература:

1. Васютенкова И.В. Развитие поликультурной компетентности учителя в условиях последипломного педагогического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 27 с.

2. Гурьянова Т.Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов ссузов (на материале обучения иностранному языку): дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 2008. - 205 с.

3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 12-18.

4. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 2-10.

5. Михеева Т.Б. «Компетенция» и «компетентность»: к вопросу использования понятий в современном российском образовании // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. - 2011. - № 5. - С. 110-114.

6. Хупсарокова А.М., Хакунова Ф.П. Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 1. - С. 50-55.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

8. Щеглова Е.М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2005. - 164 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Бекова Марина Руслановна

Ингушский государственный университет (г. Магас)

СТРУКТУРА И МЕСТО РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Аннотация. В статье изучена структура и место рефлексивной позиции в профессиональной подготовке будущего педагога-психолога. Структура рефлексивной позиции формируется в процессе профессиональной подготовки в вузе. И наоборот, профессиональная подготовка эффективно осуществляется и проходит при условии, если студенты производят систематический рефлексивный анализ предыдущего опыта. Сделан вывод о том, что процесс рефлексии, как желание будущего учителя занять активную позицию по отношению к своей профессиональной деятельности, то есть к себе как к субъекту, позволяет осмыслить и оценить ее результативность и спрогнозировать дальнейшее развитие.

Ключевые слова: структура, рефлексивная позиция, профессиональная подготовка, будущий педагог-психолог.

Annotation. The structure and place of the reflexive position in the professional training of the future teacher-psychologist is studied in the article. The structure of the reflexive position is formed in the process of professional training in the university. Conversely, vocational training is effectively carried out and goes on provided that students produce a systematic reflexive analysis of the previous experience. It is concluded that the process of reflection, as the desire of the future teacher to take an active position in relation to his professional activity, that is, to himself as a subject, allows us to comprehend and evaluate its effectiveness and to predict further development.

Keywords: structure, reflexive position, vocational training, future teacher-psychologist.

Введение. Среди профессиональных компетенций педагогов-психологов остро стоит проблема развития рефлексивных способностей, определяющая новые методологические задачи перед высшим профессиональным психолого-педагогическим образованием, новые требования к уровню подготовки специалистов школ. В свете нового ФГОС профессионализм педагога-психолога проявляется в его компетентности (competens с лат. - соответствующий, способный) и компетенциях, позволяющих ему эффективно осуществлять индивидуальную профессиональную деятельность. Определение структуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.