Научная статья на тему 'Методически аспекты обучения студентов диалоговой речи в системе преподавания английского языка в высшей школе'

Методически аспекты обучения студентов диалоговой речи в системе преподавания английского языка в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ / КОММУНИКАНТ / КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ / РЕПЛИКА / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / DIALOGUE / DIALOGICAL SPEECH / DIALOGICAL COMMUNICATION / SPEECH SITUATION / COMMUNICATIVE SITUATION / COMMUNICATIVE-SPEECH SITUATION / COMMUNICANT / COMMUNICATIVE ACT / REPLICA / SPEECH DEVELOPMENT / TYPES OF SPEECH ACTIVITY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE APPROACH / METHODS OF TEACHING ENGLISH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бузинская Яна Михайловна

Статья посвящена изучению проблем подготовки будущих филологов иностранного языка в высшей школе. В работе рассматривается диалог как эффективная форма и средство формирования коммуникативной компетентности будущих филологов. В работе анализируются методические аспекты обучения диалогической речи будущих учителей иностранного языка в системе преподавания английского языка в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бузинская Яна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF TRAINING OF STUDENTS DIALOG SPEECH IN THE SYSTEM OF TEACHING ENGLISH IN HIGH SCHOOL

The article is devoted to the study of the problems of training future philologists of a foreign language in higher education. The paper considers dialogue as an effective form and means of formation of communicative competence of future philologists. The paper analyzes the methodological aspects of teaching dialogical speech of future teachers of a foreign language in the system of teaching English in higher education.

Текст научной работы на тему «Методически аспекты обучения студентов диалоговой речи в системе преподавания английского языка в высшей школе»

Заметим, что в Крыму существуют проблемы профессиональной подготовки исполнителей народной песни. Первая проблема - это ограниченное количество высших учебных заведений, в которых обучают специальному виду вокального искусства - народному пению. Вторая - отсутствие научно обоснованной методики обучения народному пению. Еще одна проблема - отсутствие бюджетных мест для обучения по данному профилю в ВУЗ Крыма, а также рост всеобщего спроса на современную поп-музыку, которая влияет на количество исполнителей народной песни.

Анализ современного состояния профессиональной подготовки исполнителей народных песен связан с изучением особенностей деятельности преподавателей, специализирующихся на народнопесенном исполнительстве. Известно, что опыт профессионального обучения народной манере пения в условиях образовательных учебных заведений музыкального искусства в Крыму является незначительным. Главным образом он аккумулируется в студиях при Домах молодежи, отличаясь от любительского опыта наличием программных требований и совокупностью методик относительно «обучения» пению в народно-академической манере.

На улучшение профессиональной подготовки исполнителей народной песни большое влияние имеют фестивали и конкурсы вокального искусства (номинация «Народное пение»). Во время таких мероприятий проводятся конференции, «Круглые столы», на которых специалисты вокального искусства и фольклористы затрагивают вопросы специфики и манеры исполнения народных песен, обсуждают состояние и перспективы фольклорного исполнительства Крыма. Поэтому одним из важных видов практической деятельности исполнителей народных песен является участие в разнообразных региональных, всероссийских и международных вокальных, фольклорных конкурсах.

Роль фестивалей в развитии и становлении молодого исполнителя, бесспорно, позитивная, ведь это стимулирует достижение признания своего таланта, способности, затраченного труда. Активное участие певцов в культурной жизни как небольшого населенного пункта, так и города способствует повышению уровня профессиональной подготовки исполнителей народной песни, росту интереса к традиционному исполнительству и многонациональной культуре Крыма в целом.

Выводы. Профессиональная подготовка исполнителей народной песни базируется на принципах целостной научной системы знаний об эволюции, этнологии Крыма и имеет большое значение в истории развития музыкальной культуры современности.

Литература:

1. Антология крымской народной музыки / под ред. Ф. М. Алиева. - Симферополь: Крымучпедгиз, 2001. - 600 с.

2. 1ваницький, А. I. Украшська музична фольклористика (методолопя i методика): навчальний поЫбник / А. I. 1ваницький. — К.: Заповщ 1997. - 392 с.

3. Кривенко, Ж. Д. Обучение исполнению русских народных песен различных жанров / Ж. Д. Кривенко. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2007 - № 3. - С. 277-279.

4. Къырымтатар халкъ йырлары / терт. эт. И. Бахшыш, Э. Налбандов. - Акъмесджит: Таврия, 1996. - 447 с.

5. Шамина, Л. В. Основы народно-певческой педагогики: / учебное пособие / Л. В. Шамина. — ФГОУ ВПО, РАМ им. Гнесиных. — М.: Графика, 2010. — 202 с.

6. Шерфединов, Я. Янъгъырай къайтарма / Я. Шерфединов. - Ташкент: Узбекистан, 1990. - 224 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Бузинская Яна Михайловна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

МЕТОДИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ДИАЛОГОВОЙ РЕЧИ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблем подготовки будущих филологов иностранного языка в высшей школе. В работе рассматривается диалог как эффективная форма и средство формирования коммуникативной компетентности будущих филологов. В работе анализируются методические аспекты обучения диалогической речи будущих учителей иностранного языка в системе преподавания английского языка в высшей школе.

Ключевые слова: диалог, диалогическая речь, диалогическое общение, речевая ситуация, коммуникативная ситуация, коммуникативно-речевая ситуация, коммуникант, коммуникативный акт, реплика, развитие речи, виды речевой деятельности, коммуникативная компетентность, коммуникативный подход, методика преподавания английского языка.

Annotation. The article is devoted to the study of the problems of training future philologists of a foreign language in higher education. The paper considers dialogue as an effective form and means of formation of communicative competence of future philologists. The paper analyzes the methodological aspects of teaching dialogical speech of future teachers of a foreign language in the system of teaching English in higher education.

Keywords: dialogue, dialogical speech, dialogical communication, speech situation, communicative situation, communicative-speech situation, communicant, communicative act, replica, speech development, types of speech activity, communicative competence, communicative approach, methods of teaching English.

Введение. В современных условиях развития общественных отношений между странами владение иностранными языками является необходимым условием успешности образованной человека. В этой связи сегодня существенно повышаются требования к преподаванию иностранных языков в вузе и личности филолога иностранного языка, в частности английского.

Требования к профессиональной компетентности будущего филолога английского языка сформулированы и закреплены сегодня на государственном уровне в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Филолог».

В связи с высокими требованиями современного общества и государства к учителям иностранного языка в педагогической науке сегодня все активнее разрабатываются новые подходы, методики и технологии обучения студентов, направленные на повышение уровня качества педагогического образования будущих филологов.

В настоящее время в отечественной педагогической науке отмечается ориентация на коммуникацию как цель обучения иностранным языкам, то есть внимание акцентируется на коммуникативном подходе в иноязычном обучении.

К определяющим принципам коммуникативного подхода исследователи относят следующие:

- речевую направленность, сущность которой которая заключается в том, что способом достижения формирования коммуникативной компетентности является правильное пользование иностранным языком;

- индивидуализацию с точки зрения ее личностного аспекта как главного средства мотивации и активности субъектов образовательного процесса;

- полифункциональность, обеспечивающая отбор иноязычного материала для реализации адекватного процесса коммуникации;

- ситуативность, заключающая в обеспечении речевой среды для студентов путем создания речевых ситуаций;

- новизну и т.д.

На основе изучения законодательных документов, регламентирующих аспекты профессиональной подготовки будущих филологов английского языка, и научных публикаций современных исследователей в качестве цели обучения иностранным языкам в высших педагогических учебных заведениях определим овладение студентами иностранным языком как средством общения и осуществление в этом процессе воспитания, образования и развития личности студента. Обучение должно быть ориентировано на достижение такого уровня владения иностранным языком, который позволяет студентам пользоваться им при непосредственном устном общении с носителями языка в элементарных стандартных ситуациях повседневной жизни. Невозможно найти взаимопонимание без умения общаться на иностранном языке, вести диалог с собеседником.

Так, несмотря на постоянный поиск и развитие методической базы преподавания английского языка в высшей школе основной формой языкового общения был и остается диалог. Однако возможности, задачи и принципы его применения с целью повышения эффективности профессиональной подготовки будущих филологов английского языка систематическим совершенствуются.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение методических особенностей обучения студентов диалоговой речи в системе преподавания английского языка в высшей школе.

Изложение основного материала статьи. Идея диалога как организации формы обучения должна строиться на сочетании культурного и гуманистического аспектов процесса становление личности будущего филолога.

Обучение диалоговой речи является одним из аспектов реализации развития речи обучающихся. Среди четырех видов речевой деятельности, говорение может реализовываться как в монологической, так и диалоговой форме. Однако на основе анализа государственный требований к филологу иностранного языка подчеркнем, что, наряду с другими умениями и способностями, специалист должен быть компетентным, прежде всего, в разговорной речи, реализующейся в форме диалога. Так, диалог выступает средством формирования речевой коммуникативной компетентности, а умение построить диалогическую речь с собеседником на английском языке - результатом и показателем профессиональной подготовки.

По мнению Е.М. Галишниковой, «диалоговое общение - это один из важных аспектов коммуникативного подхода, значимое средство создания языковой среды, оно включает умения корректно вести переговоры, располагать к себе деловых партнеров, грамматически верно выражать мысли, аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения, свободно оперировать профессиональными терминами и понятиями» [2, с. 80].

Единицей коммуникативной компетенции является диалогическая речь, которая представляет собой объединенное ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно порожденных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения.

М.М. Бахтин определял диалогическую речь как особую коммуникативную среду [1].

С точки зрения психологической науки, диалогическое общение обусловлено:

- процессами восприятия речи собеседника;

- процессами языкового оформления мысли и восприятия реплик партнера по общению [4].

Диалог представляет собой продукт скоординированной устной речевой деятельности двух и более собеседников. Это связный текст, обладающий всеми основными лингвистическими характеристики сверхфразового единства. Компонентами диалога являются реплики, соединение которых, характеризующееся структурной, интонационной и семантической единством, составляет диалогическое единство.

Обращение к диалогу как к форме и средству формирования коммуникативной компетентности будущих филологов английского языка вызвано, в том числе, общей тенденций в современной педагогике, характеризующейся обоснованием эффективности активных и интерактивных форм и методов обучения, в которых студент оказывается в активной познавательной позиции, выступая субъектом образовательной деятельности [6].

Так, по мнению Е.П. Звягинцевой и Н.Н. Дробышева, «к особенностям интерактивных форм обучения относят единое смысловое пространство, активное включение студента в это пространство (погружение в языковую среду), единство средств и методов реализации решения поставленных задач, вхождение в такое эмоциональное состояние, которое позволяет приблизиться к реальным ситуациям речевого общения» [3].

Указанные цели, по мнению исследовательниц, достигаются за счет применения таких форм диалогового обучения, как:

- ролевые и деловые игры;

- дискуссии;

- мозговой штурм;

- кейс-анализ;

- решение ситуационных задач;

- презентации;

- конференции;

-дебаты и т.д. [3].

То есть, за счет таких форм работы, которые развивают и активно используют в большей степени навыки говорения [3].

На основе анализа требований образовательных стандартов и методической литературы сформулируем следующие требования к обучению диалогической речи студентов:

- актуальность учебного материала для студента;

- личностная и профессиональная значимость информации;

- эмоциональная выразительность;

- влияние на эмоциональную сферу личности студента;

- проблемность материала, что способствует повышению мотивированности к участию в дискуссии;

- применение ролевых ситуаций;

- организация обсуждения событий и ситуаций, которые возникают непосредственно в группе студентом [5].

При обучении диалогической речи на занятиях по английскому языку целесообразно применять различные виды упражнений. Упражнения могут реализовываться как в устной, так и письменной форме, поскольку наличие вариативности дает возможность для самовыражения всем студентам. Именно в рамках диалога отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в повседневном общении.

Во время реализации системы упражнений и заданий, направленных на формирование диалогической речи студентов, преподавателю следует учитывать общедидактические и лингводидактические принципы, к которым ученые относят следующие:

- обеспечения мотивации;

- преемственности, систематичности и последовательности обучения;

- преобладания формирования устной речи над письменной;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей студентов;

- практической речевой направленности учебного процесса;

- индивидуализации и дифференциации обучения;

обеспечение самостоятельности и самоконтроля;

использование межпредметных связей и тому подобное [8].

Одной из важнейших психологических особенностей диалогической речи является ее ситуативность. Ситуативность диалогическая речи объясняется тем, что часто ее содержание можно понять только в контексте той ситуации, в которой она осуществляется.

Осуществление реплик диалога представляет собой вступление коммуникантов в коммуникативный акт путем реализации речевого действия, которое не может существовать без ситуации общения. В этой связи задачей преподавателя английского языка является создание ситуаций общения.

В данном ключе стоит уточнить, что методически ценными являются не любые ситуации, а лишь те, которые побуждают коммуникантов к речи. В связи с чем такие ситуации именуются в теории коммуникации речевыми, или коммуникативными. Они предполагают общение двух и более человек и всегда содержат в себе стимул к речи.

Вслед за В.Л.Скалкиным, под ситуацией коммуникативно-речевой ситуацией будем понимать динамическую систему взаимодействующих факторов, которые привлекают человека к речевому общению и определяют его поведение в пределах одного акта общения [7].

Выводы. В системе профессиональной подготовки будущего учителя английского языка одной из основных задач является формирование его коммуникативной компетентности. Указанная цель в системе образовательного процесса высшей школы может быть достигнута путем реализации целенаправленной педагогической деятельности по формированию навыков диалогического общения студентов.

При реализации данной педагогической деятельности необходим учет общедидактических и лингводидактических принципов, а также ряда других методических особенностей, среди которых: внимательное отношения к подбору диалогического материала; обеспечение создания коммуникативной ситуации; применение вариативных видов диалогических упражнений с использованием методов активного и интерактивного обучения студентов.

Литература:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986. - 445 с.

2. Галишникова Е.М. Реализация коммуникативного подхода через обучение диалоговому общению в процессе изучения иностранного языка в экономическом вузе // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 6. - С. 78-80.

3. Звягинцева Е.П., Дробышева Н.Н. Диалоговое обучение в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования студентов // Современные исследования социальных проблем. -2013. - № 5 (25).

4. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности - М.: Московский психолого-социологический институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.

5. Исхакова Ф. С. Обучение правильной неподготовленной диалогической речи / Ф. С. Исхакова // Иностранные языки в школе. - 1976г. - № 4. - С. 54-57.

6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. - М.: НИИ «Школа технологий», 2005. - 288 с.

7. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английской речи): пос. для учит. - К., Рад. школа., 1989. - 158 с.

8. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов/ А.Н. Щукин - М.: Филоматис, 2004. - 446 с.

Педагогика

УДК: 371.134:78:37.036

старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Валит Элла Аркадьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «эстетическая культура», его структура и специфика. На основе анализа работ педагогов-классиков прослеживаются различные подходы и принципы подготовки педагогов-музыкантов в историческом развитии. Обозначено, что важным фактором эстетического становления личности педагога является искусство музыки, «проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживание души». Проблема формирования эстетической культуры в педагогике многоаспектна, основой ее изучения являются: систематизация чувственного образа и рефлексия воспринятого, исследование художественного мышления, изучение особенностей нравственно-эстетического и художественного воспитания.

Ключевые слова: культура, эстетическая культура, музыкально-эстетическая культура, эстетическое сознание, эстетическое воспитание, педагог-музыкант, профессиональное образование, компетентностный подход.

Annotation. The article reveals the essence of the concept "aesthetic culture", its structure and specificity. Various approaches and principles of the training of musicians in historical development are traced. A significant factor in aesthetic formation is the art of music. The problem of formation of aesthetic culture in pedagogy is multifaceted, the basis of its study are: the systematization of the sensory image and the reflection of the reality, the study of artistic thinking, the study of the features of moral aesthetic and artistic education.

Keywords: culture, aesthetic culture, aesthetic consciousness, aesthetic education, musician, vocational education, competency approach.

Введение. Для исследования проблемы формирования эстетической культуры педагогов-музыкантов необходимо проанализировать содержательные основы категорий «культура», «эстетическая культура», «эстетическая культура личности», «музыкально-эстетическая культура».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постичь и определить феномен культуры человек пытался издавна. Уже в древнейшем из языков -санскрите - имеется родственное культуре слово, смысл которого - «просвещение». В латыни термин «культура» более многозначен. Он означает «возделывание», «обрабатывание, уход», «образование, развитие», «почитание». Для древности культура - это прежде всего однонаправленный процесс передачи и воспроизводства знаний, нравственных установок, смыслов, опыта от одного поколения к другому, являющийся атрибутивным условием жизни человека в обществе. Такое понимание сущности культуры во многом сохраняется и в современной науке.

Формулировка цели статьи. Анализ методологических подходов к формированию эстетической культуры педагогов-музыкантов в процессе профессиональной подготовки.

Изложение основного материала статьи. В современном обществе существенное обновление претерпевает система высшего образования. Это связано с гуманизацией и демократизацией образования, содержание которого в новой парадигме рассматривается как овладение культуры. Одной из актуальных задач высшей школы является формирование музыкально-эстетической культуры обучающихся. Именно музыкальная культура является базой культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности. Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования музыкально-эстетической культуры находится в поле зрения философов, культурологов, социологов, психологов и педагогов.

Для исследования проблемы формирования музыкально-эстетической культуры будущих педагогов-музыкантов необходимо проанализировать содержательные основы категорий «культура», «эстетическая культура», «музыкально-эстетическая культура». Само понятие «культуры» как общенаучной категории имеет длинную историю, оно всегда было связано с просвещением и воспитанием подрастающего поколения. В современном понимании данное понятие «культура» охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы и включает все, что создано человеком в определенных исторических условиях.

Особый интерес представляет музыкально-эстетическая культура личности. Эстетическая культура - это способность личности к полноценному восприятию, правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты. Эстетическая культура включает в себя следующие компоненты:

- эстетические восприятия - способность выделять в искусстве и жизни эстетические качества, образы и переживать эстетические чувства;

- эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства;

- эстетические потребности - потребности в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;

- эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства;

- эстетические идеалы - социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическая культура, по мнению В. Вернадского, - это процесс и результат человеческой деятельности, направленной на формирование духовных потребностей общества, группы людей, наций,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.