Научная статья на тему 'Методика формирования профессиональных компетенций будущего учителя истории в процессе внеаудиторной работы'

Методика формирования профессиональных компетенций будущего учителя истории в процессе внеаудиторной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1051
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE FORMATION / TEACHER'S TRAINING / HISTORY TEACHER / OUT-OF-CLASS WORK / METHODS OF TEACHING HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Анна Валерьевна

Базовыми элементами, определяющими развитие современного высшего образования в России, являются федеральные государственные образовательные стандарты, в основу которых положен компетентностный подход, предполагающий достижение субъектами образования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В статье представлена авторская позиция в отношении понятия «профессиональные компетенции» и выявлена совокупность профессиональных компетенций учителя истории в области «Педагогическая деятельность». Статья посвящена методике формирования профессиональных компетенций студентов в процессе внеаудиторной работы по предмету, включающая совокупность этапов, методов, средств и способов деятельности, направленных на становление и развитие компетенций будущих учителей истории. Разработанная классификация критериев (мотивационного, когнитивного, действенно-операционного, рефлексивного) и показателей позволила определить уровни сформированности профессиональных компетенций: критический, репродуктивный, продуктивный и креативный. Апробация предложенной методики осуществлялась в процессе организации и проведения внеаудиторной работы со студентами исторического факультета Уральского государственного педагогического университета. Автором также представлено дескрипторное описание профессиональных компетенций учителя истории на основе нормативно-правовых документов, отражающих требования к основным видам деятельности и функциям педагога, а также требований работодателей образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Professional Competence Formation of Future History Teachers in Extra-Curricular Work

The basic elements determining the development of modern higher education in Russia are the Federal State Educational Standards, which are based on a competence approach, including formation of cultural, general professional and professional competencies. The article presents the author's definition of the concept of "professional competence" and identifies a set of professional competences of teachers of History in the field of "Pedagogical activity". The article is devoted to the methodology of formation of professional competence of students in extracurricular work, including a set of stages, methods, means and methods of activities aimed at formation and development of competencies of future teachers of History. The developed classification of criteria (motivational, cognitive, effective and operational, reflexive) and indicators allowed us to determine the levels of formation of professional competencies defined as critical, reproductive, productive and creative. Approbation of the proposed method was carried out in extracurricular work with students of Historical Faculty of the Ural State Pedagogical University. The author also gives the description of professional competencies of History Teachers on the basis of regulatory documents reflecting the requirements for the key activities and functions of the teacher, as well as the demands from the employers.

Текст научной работы на тему «Методика формирования профессиональных компетенций будущего учителя истории в процессе внеаудиторной работы»

УДК 378.147:371.124:93

ББК Ч448.985 ГСНТИ 14.35.19 Код ВАК 13.00.08

Антонова Анна Валерьевна,

старший преподаватель, кафедра теории и методики обучения истории, Уральский государственный педагогический университет, 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональные компетенции; формирование компетенций; подготовка будущих учителей; учителя истории; внеаудиторная работа; методика преподавания истории.

АННОТАЦИЯ. Базовыми элементами, определяющими развитие современного высшего образования в России, являются федеральные государственные образовательные стандарты, в основу которых положен компетентностный подход, предполагающий достижение субъектами образования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В статье представлена авторская позиция в отношении понятия «профессиональные компетенции» и выявлена совокупность профессиональных компетенций учителя истории в области «Педагогическая деятельность». Статья посвящена методике формирования профессиональных компетенций студентов в процессе внеаудиторной работы по предмету, включающая совокупность этапов, методов, средств и способов деятельности, направленных на становление и развитие компетенций будущих учителей истории. Разработанная классификация критериев (мотивационного, когнитивного, действенно-операционного, рефлексивного) и показателей позволила определить уровни сформированности профессиональных компетенций: критический, репродуктивный, продуктивный и креативный. Апробация предложенной методики осуществлялась в процессе организации и проведения внеаудиторной работы со студентами исторического факультета Уральского государственного педагогического университета. Автором также представлено дескрипторное описание профессиональных компетенций учителя истории на основе нормативно-правовых документов, отражающих требования к основным видам деятельности и функциям педагога, а также требований работодателей образовательных организаций.

Antonova Anna Valerievna,

Senior Lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching History, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

METHODS OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION OF FUTURE HISTORY TEACHERS IN EXTRA-CURRICULAR WORK

KEY WORDS: professional competence; competence formation; teacher's training; History teacher; out-of-class work; methods of teaching History.

ABSTRACT. The basic elements determining the development of modern higher education in Russia are the Federal State Educational Standards, which are based on a competence approach, including formation of cultural, general professional and professional competencies. The article presents the author's definition of the concept of "professional competence" and identifies a set of professional competences of teachers of History in the field of "Pedagogical activity". The article is devoted to the methodology of formation of professional competence of students in extracurricular work, including a set of stages, methods, means and methods of activities aimed at formation and development of competencies of future teachers of History. The developed classification of criteria (motivational, cognitive, effective and operational, reflexive) and indicators allowed us to determine the levels of formation of professional competencies defined as critical, reproductive, productive and creative. Approbation of the proposed method was carried out in extracurricular work with students of Historical Faculty of the Ural State Pedagogical University. The author also gives the description of professional competencies of History Teachers on the basis of regulatory documents reflecting the requirements for the key activities and functions of the teacher, as well as the demands from the employers.

Основной движущей силой современных реформ высшего педагогического образования выступает возрастание требований к уровню интеллектуального и духовно-нравственного развития педагога, к его психолого-педагогической, учебно-методической и предметной подготовке, необходимым для жизни в современном быстро меняющемся и усложняющемся мире, и связанное с этим появление норма-

© Антонова А. В., 2017

тивно-правовых документов в сфере образования, закрепляющих новые требования к профессиональной подготовке учителей XXI века.

В «Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утверждена Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8) отмечается, что «повышение эффективности общего обра-

зования, а также его конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы общего образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации» [7, с. 2].

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12. 2010 г. № 1897) [15] и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрна-уки России от 17.05.2012 г. № 413) [14] требуют от учителя соответствующего уровня квалификации, включающего «компетентность в предметной области знаний и методах обучения, общую культуру, самоорганизованность, эмоциональную устойчивость» [14, с. 37], а также владения профессиональными компетенциями для реализации требований стандарта и успешного достижения учащимися планируемых результатов освоения образовательной программы.

Современного учителя истории должны отличать творческий подход к педагогической деятельности, глубокие знания в области предметной и методической подготовки, активная жизненная позиция, гражданственность и патриотизм, умение ориентироваться в лавинообразных информационных потоках и информационно-коммуникационных технологиях, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере, стремление к личностному и профессиональному росту, поэтому понятие «профессиональные компетенции будущего учителя истории» мы рассматриваем с позиции системного подхода и определяем как актуализированную систему ценностей, умений и навыков в психолого-педагогической и историко-методической областях знаний, способную воплощаться в педагогической деятельности учителя.

В связи с вступлением в действие новых образовательных стандартов (Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «44.03.01 - Педагогическое образование», (уровень бакалавриата) [12], «44.03.05 - Педагогическое образование (уровень бакалавриата)) [13], основанных на компетентностном подходе, образовательный процесс в вузе направлен на формирование у будущих учителей общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки «44.03.01 - Педагогическое образование» (уровень бакалавриата), образовательная организация «вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом

направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид деятельности» [12, с. 8].

Перечень профессиональных компетенций, представленных в вышеперечисленных образовательных стандартах, является весьма обобщенным и универсальным для педагогов всех учебных предметов и не учитывает специфики как профессиональной подготовки учителя истории, так и особенностей его педагогической деятельности, в связи с чем возникает необходимость выявления и обоснования перечня профессиональных компетенций будущего учителя истории с учетом основных профессиональных задач, стоящих перед учителем истории, согласно федеральным государственным образовательным стандартам, и особенностей преподавания учебного предмета «История» в школе.

Проблема профессиональных компетенций учителя сегодня активно изучается отечественными учеными (Е. В. Барышникова, Е. Н. Бондаренко, Т. А. Зотова, М. Н. Карпова, Н. М. Мкртчян, Т. Ю. Мкртчян, Е. В. Попова, Т. В. Рихтер, М. М. Умарова, С. Н. Чистякова, Ш. И. Шаропов, И. А. Штоббе и др.) [3; 4; 5; 6; 8; 9; 10; 11; 16].

На основе анализа научной литературы и собственного педагогического опыта автором были выявлены профессиональные компетенции в области педагогической деятельности учителя истории:

- владение предметно-методическими умениями (картографическими, хронологическими, аналитическими, методическими и др.) для обеспечения качества учебно-воспитательной работы по истории;

- способность и готовность к восприятию социально-психологических характеристик различных групп учащихся в процессе педагогической деятельности;

- способность применять исторические знания в процессе осуществления учебно-воспитательной работы в образовательных организациях;

- способность к рационально обоснованному выбору учебника по истории, критическому анализу учебников и их использованию;

- способность самостоятельно приобретать знания и умения по специальности, повышать квалификацию и уровень профессионализма;

- способность и готовность использовать современные информационно-коммуникационные технологии в учебной и внеучебной работе по истории;

- способность и готовность к проектной деятельности [1, с. 9-10].

Формирование профессиональных компетенций будущего учителя истории

осуществляется в процессе как учебной, так и внеучебной (внеаудиторной) работы. Внеаудиторная работа является одним из элементов системы формирования профессиональных компетенций студентов, так как располагает дополнительными резервами, которые не в полной мере используются в процессе личностного и профессионального становления будущих учителей истории в педагогическом вузе [2, с. 187].

Под методикой формирования профессиональных компетенций мы понимаем совокупность этапов, методов, средств и способов деятельности педагога, направленных на становление и развитие компетенций будущих учителей истории, порядок их применения и взаимосвязи.

В процессе формирования профессиональных компетенций студента во внеаудиторной работе мы выделяем следующие этапы: мотивационный, содержательно-дея-тельностный и результативно-оценочный.

Наличие мотивационного этапа предполагает стимулирование и побуждение мотивации студента к овладению профессиональными компетенциями в процессе внеаудиторной работы. Основной задачей этого этапа является знакомство с системой внеаудиторной работы по истории и максимальное побуждение студента к практической деятельности во внеаудиторной работе, формирование мотивационно-личност-ного компонента профессиональных компетенций у будущего специалиста.

Содержательно-деятельностный этап включает организацию практической деятельности студента в рамках внеаудиторной работы, посредством которой студент реализует профессиональные компетенции, необходимые для осуществления педагогической деятельности. Данный этап характеризуется выбором методов и средств формирования профессиональных компетенций студента, выполнением им различных видов внеаудиторной работы.

Назначением результативно-оценочного этапа является проведение диагностических срезов, их анализ и оценка, сравнение поставленных целей и полученных результатов. Содержательное направление третьего этапа предполагает готовность к самостоятельной профессиональной деятельности и саморазвитию профессиональных компетенций в процессе обучения и будущей педагогической деятельности.

При разработке авторской методики формирования профессиональных компетенций в процессе внеаудиторной работы студентов нами была выявлена классификация критериев оценки сформированно-сти профессиональных компетенций бу-

дущего учителя истории, проявляющаяся в конкретных показателях. Критерии оценки сформированности профессиональных компетенций студентов представлены в табл. 1.

По степени проявления критериев и показателей нами были определены четыре уровня сформированности профессиональных компетенций будущего учителя истории:

- критический уровень, который характеризуется очень низким уровнем знаний студентов в области профессиональной подготовки, полным отсутствием интереса к внеаудиторной работе, неразвитостью профессиональных компетенций;

- репродуктивный (низкий) уровень, который предполагает наличие общих представлений студентов о будущей педагогической деятельности, характеризуется слабо выраженным интересом к внеаудиторной работе, разрозненностью знаний, низким уровнем развития профессиональных компетенций;

- продуктивный (средний) уровень, который характеризуется тем, что студенты осознают значимость профессиональной подготовки для их будущей педагогической деятельности, обладают профессионально-педагогическими знаниями, умениями и навыками, проявляют интерес к некоторым видам и формам внеаудиторной работы; у студентов сформированы профессиональные компетенции, необходимые для педагогической деятельности;

- креативный (высокий) уровень, который характеризуется тем, что знания носят системный характер, студентом осознается личностно значимая потребность в их углублении и творческом применении в практической деятельности; этот уровень характеризуется сформированностью профессионально-педагогических умений и навыков, профессиональных компетенций, ярко выраженным интересом к внеаудиторной работе.

Поскольку компетенции представляют собой совокупность дескрипторов в виде знаний, умений и практического опыта, то для проектирования компетентностно ориентированной системы профессиональной подготовки будущего педагога необходимо определиться с составом дескрипторов каждой выделенной автором профессиональной компетенции, что в настоящее время является одной из актуальных проблем организации и реализации процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» [1, с. 10].

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2017. № 1 39

Таблица 1

Критерии оценки сформированности профессиональных компетенций студентов во внеаудиторной работе

№ п/п Критерий Показатель Методы диагностики

1. Мотива-ционный - осознание необходимости развития профессиональных компетенций как компонента профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности; - готовность к проявлению формируемых компетенций во внеаудиторной работе; - потребность самосовершенствования в области профессиональных компетенций. Анкетирование, самооценка, наблюдение, изучение результатов деятельности

2. Когнитивный - собственно знание, владение процедурами его добывания и проведения с ним интеллектуальных операций; - наличие знаний о профессии учителя истории, внеклассной работе по предмету, осознание значимости профессиональных компетенций в области педагогической деятельности; - способность использовать исторические знания в практической деятельности. Анкетирование, самооценка, наблюдение, изучение результатов деятельности

3. Действенно-операционный - опыт участия в педагогически организованной внеаудиторной работе студентов в вузе; - умение планировать и анализировать собственную деятельность, организовывать различные виды внеаудиторной и других видов деятельности, наличие организационно-управленческих навыков; - умение устанавливать взаимоотношения со студентами, преподавателями, администрацией факультета; - умение использовать в своей деятельности современные информационно-коммуникационные технологии; - реализация профессиональных компетенций в различных видах внеаудиторной работы. Самооценка, анкетирование, наблюдение, изучение результатов деятельности, экспертная оценка

4- Рефлексивный - способность осмыслять, оценивать, прогнозировать свою внеаудиторную работу, ее результаты и достижения; - умение осуществлять самооценку и самоанализ своих действий, поступков, личностных и профессиональных качеств. Самооценка, экспертная оценка

Дескрипторное описание осуществлялось на основе нормативно-правовых документов, отражающих требования к основным видам деятельности и функциям педагога, а также требований работодателей образовательных организаций (табл. 2).

Авторская методика формирования профессиональных компетенций будущего учителя истории во внеаудиторной работе по предмету была апробирована в процессе проведения опытно-экспериментальной работы в период с 2008 по 2012 г. Экспериментальная работа осуществлялась в Уральском государственном педагогическом университете (исторический факультет, экспериментальная группа (ЭГ)) и Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Институт гуманитарных наук и искусств, департамент «Исторический факультет» - контрольная группа № 1 (КГ1); департамент «Факультет искусствоведения и культурологии» - контрольная группа № 2 (КГ2)).

В экспериментальной группе внеаудиторная работа проводилась в соответствии с авторской программой «Организация внеаудиторной работы студентов исторического факультета педагогического вуза» и планом проведения общественно значимых мероприятий, культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами УрГПУ. В контрольных группах внеаудиторная работа автором не проводилась.

В ходе опытно-экспериментальной работы было проведено два среза: исходный и итоговый.

В качестве средств достижения цели и задач формирующего этапа эксперимента были использованы исторические олимпиады, музыкально-литературные вечера, тематические заседания клубов, исторические конференции, конкурс «Педагогический дебют», конкурс социально значимых студенческих проектов «Моя инициатива в образовании», международный фестиваль любителей истории «День Грифона».

Динамика развития профессиональных компетенций студентов определялась путем использования специальных методов (самооценки, экспертного опроса, наблюдения, беседы и др.) как в экспериментальной, так и в контрольных группах на начало и окончание опытно-экспериментальной работы. Наблюдение и беседы со студентами экспериментальной группы осуществлялись в процессе как внеаудиторных мероприятий исторического факультета, так и внеучебных конкурсов, проходивших в Уральском государственном педагогическом университете («Лучшая академическая группа УрГПУ», «Лучший студент», «Педагогический дебют» и др.), а также в процессе педагогической практики студентов в общеобразовательных школах г. Екатеринбурга. Наблюдение и беседы со студентами контрольных групп осуществлялись в процессе как учебных, так и внеучеб-ных мероприятий («День Первокурсника», тематические круглые столы и др.).

Таблица 2

Дескрипторное описание профессиональных компетенций будущего учителя истории в области «Педагогическая деятельность»

Название компетенции Дескрипторное описание профессиональной компетенции

Знать Уметь Владеть

Владение предметно-методическими умениями для обеспечения качества учебно-воспитательной работы по истории Знать сущность процессов воспитания и обучения, специфику и особенности обучения истории в школе, предметно-методические умения, которыми должен владеть будущий учитель истории Уметь применять картографические, хронологические, аналитические и др. умения при проектировании и реализации учебной и воспитательной работы по истории Владеть систематизированными теоретическими и практическими знаниями и умениями для проектирования и осуществления учебной и воспитательной работы по истории

Способность и готовность к восприятию со-циально-психологичес-ких характеристик различных групп учащихся в процессе педагогической деятельности Знать основные психолого-педагогические и возрастные особенности обучающихся Уметь применять имеющиеся знания для планирования и осуществления педагогической деятельности с детьми различных возрастных и социальных групп Владеть навыками использования различных методов психолого-педагогической деятельности с детьми различных возрастных и социальных групп

Способность применять исторические знания в процессе осуществления учебно-воспитательной работы в образовательных организациях Знать отечественную и всеобщую историю, современные подходы к преподаванию истории, программы обучения истории Уметь применять базовые знания в области отечественной и всеобщей истории в процессе реализации педагогического процесса Владеть исторической терминологией, систематизированными знаниями в области отечественной и всеобщей истории для осуществления учебно-воспитательного процесса

Способность к рационально обоснованному выбору учебника по истории, критическому анализу учебников и их использованию Знать перечень федеральных учебников и принципы его формирования Уметь анализировать структуру учебника (текстового и внетекстового компонентов), содержание учебного исторического материала, представленного в учебнике Владеть навыками анализа и отбора учебной литературы для реализации учебного процесса по истории

Способность самостоятельно приобретать знания и умения по специальности, повышать квалификацию и уровень профессионализма Знать специфику профессии учителя истории, основные способы самообразования и личностного роста Уметь осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост Владеть навыками осуществления профессионального образовательного маршрута и профессиональной карьеры

Способность и готовность использовать современные информаци-онно-коммуникацион-ные технологии в учебной и внеучебной работе по истории Знать основные методики и средства программного обеспечения общего и профессионального назначения в обучении истории и обществознания Уметь применять современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебной и внеучеб-ной деятельности Владеть навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения в обучении истории и обществознания (Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, CorelDRAW, My Test, киностудия Windows Live и др.), в воспитательной работе

Способность и готовность к проектной деятельности Знать основы проектной деятельности, основы проектирования образовва-тельных программ и др. Уметь проектировать, прогнозировать, анализировать и самоконтролировать свою педагогическую деятельность и индивидуальную траекторию развития обучающихся Владеть умениями проектирования и прогнозирования педагогической деятельности, моделирования индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся посредством учебного предмета «История»

После проведения констатирующего и формирующего этапов эксперимента как в экспериментальной, так и в контрольных группах было проанализировано количество студентов, обладающих критическим, репродуктивным, продуктивным и креативным уровнями сформированности профессиональных компетенций. Результаты этого анализа отражены в табл. 3.

Сравнивая результаты диагностики сформированности профессиональных компетенций студентов экспериментальной и контрольных групп, мы установили, что на начало эксперимента уровень сформи-рованности профессиональных компетенций в трех группах существенным образом не отличался.

41

Таблица 3

Сравнительные данные уровня сформированности профессиональных компетенций студентов на начало и окончание опытно-экспериментальной работы (ОЭР)

Начало ОЭР Окончание ОЭР

Уровни (констатирующий эксп.) (формирующий эксп.)

ЭГ КГ1 КГ2 ЭГ КГ1 КГ2

(50 чел.) (30 чел.) (32 чел.) (50 чел.) (30 чел.) (32 чел.)

Критический 12,3 % 12,0 % 12,9 % 1 ,1 % 6, 1 % 11, 2 %

Репродуктивный 33,4 % 32,3 % 36,7 % 14,9 % 21,0 % 28,1 %

Продуктивный 38,9 % 36,7 % 33,4 % 48,3 % 43,3 % 39,3 %

Креативный 15,4 % 19,0 % 17,0 % 35,7 % 29,6 % 21,4 %

На рис. 1 графически представлены уровни сформированности профессиональных компетенций в контрольных и экспе-

40 35 30 25 20 15 10 5 0

риментальной группах на начало и окончание опытно-экспериментальной работы.

50 40 30

критическим репродуктивный продуктивный

20 10 0

критический репродуктивный продуктивный креативный

1ЭГ

□ КГ1

□ КГ2

1ЭГ

□ КГ1

□ КГ2

Констатирующий эксперимент

Формирующий эксперимент

Рис 1. Распределение студентов по уровням сформированности профессиональных компетенций на начало и окончание ОЭР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты итогового среза показали, что увеличилось число студентов, достигших высокого (креативного) уровня сфор-мированности профессиональных компетенций в экспериментальной группе на 20,3 %, в контрольной группе № 1 - на 10,6 %, в контрольной группе № 2 этот показатель изменился всего лишь на 4,4 %.

Из табл. 3 и рис. 1 видно, что в экспериментальной группе большая часть студентов переместилась с критического и репродуктивного (низкого) уровней на продуктивный (средний) и креативный (высокий), а в контрольных группах с критического и репродуктивного (низкого) уровней в основном на продуктивный (средний).

При анализе изменения уровня сфор-мированности профессиональных компетенций у студентов контрольных групп наблюдалась положительная динамика компетенций, однако у студентов экспериментальной группы произошли более существенные изменения, обусловленные тем, что эти студенты были включены в специально организованный процесс формирования профессиональных компетенций во внеаудиторной работе по истории, осуществляемый согласно разработанной методике.

Таким образом, формирование профессиональных компетенций будущего учителя истории в процессе профессиональной подготовки представляет собой достаточно сложный и поэтапный процесс, осуществляемый на протяжении всего периода обучения в вузе. Комплексный подход к процессу формирования профессиональных компетенций студентов во внеаудиторной работе требует учета результатов профессионально-личностного развития студентов и корректирования на этой основе внеаудиторной работы, осуществляемой с будущими учителями истории.

Предложенная методика формирования профессиональных компетенций будущего учителя истории представляет собой определенную организацию в целостной системе профессиональной подготовки будущего учителя истории. Профессиональные компетенции будущего учителя истории формируются в целостном учебно-воспитательном процессе, который реализуется в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, аудиторной и внеаудиторной работы студента, нацеленных, с одной стороны, на всестороннее развитие личности, с другой - на усвоение будущими учителями систематизированных знаний, умений и

навыков, формирование и развитие компе- интеллектуальных способностей и потенци-

тенций, необходимых для осуществления альных возможностей, выработку и закреп-

профессиональной деятельности, развитие ление навыков самообразования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова А. В. Основные подходы к определению дескрипторов профессиональных компетенций будущего учителя истории в процессе обучения в вузе // Воспитание и обучение истории в школе и вузе: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития : сб. науч. ст. XX всерос. историко-пед. чтения / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т истории и археологии УрО РАН. - Eкатеринбург, 2016. - Ч. III. -С. б-13.

2. Антонова А. В. Структурно-функциональная модель формирования профессиональной компетентности студентов в процессе внеаудиторной работы по истории // Педагогическое образование в России. - 2011. - да 5. - С. lS4-lg2.

3. Барышникова E. В., Попова E. В. Формирование профессиональных компетенций бакалавров педагогического вуза // Вестник челябинского гос. пед. ун-та. - 2013. - N° 11. - С. g-lS.

4. Бондаренко E. Н. Воззрения на профессиональные компетенции современного учителя в различных странах мира // Высшее образование сегодня. - 200g. - W 1. - С. 42-44.

б. Зотова Т. А. Особенности формирования профессиональных компетенций у студентов-историков педагогических вузов // Mир науки, культуры, образования. - 2010. - да 1 (20). - С. l7g-lSl.

6. Карпова M. Н. Содержание и структура профессиональных компетенций педагога изобразительного искусства // Знание. Понимание. Умение. - 20ll. - W 1. - С. 23S-242.

7. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций [Электронный реусрс]. - Режим доступа:

http://www•consultant•ru/document/cons_doc_LAW_lбббб4/•

5. Mкртчян Н. M., Mкртчян Т. Ю. Роль педагогической практики в формировании профессиональных компетенций будущих учителей истории // Инновационная наука. - 2015. - да 4. - С. 123-12б.

g. Рихтер Т. В. Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза // Перспективы науки и образования. - 2014. - Ж 9. - С. 73-76.

10. Шаропов Ш. И. Умарова, M. M. Формирование профессиональной компетенции будущих учителей как педагогическая проблема // Ученые записки Худжандского гос. ун-та им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2012. - да 1(29). - С. 1бб-1б1.

11. Штоббе И. А. Профессиональные компетенции педагога // Mир науки, культуры, образования. -2009. - да 4 (16). - С. 116-llS.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «44.03.01 - Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» : приказ Mинистерства образования и науки РФ от 04.12. 2015 г. да 1426.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «44.03.05 - Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» : приказ Mинистерства образования и науки РФ от 09.02. 201б г. да gl.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования : приказ Mинобрнауки России от 17.05.2012 г. да 413.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Mинобрнауки России от 17.12. 2010 г. да 1897.

1б. Чистякова С. Н. Профессиональные компетенции педагога и новые стандарты // Профессиональное образование. Столица. - 20l3. - W 4. - С. l4-l7.

REFERENCES

1. Antonova A. V. Osnovnye podkhody k opredeleniyu deskriptorov professional'nykh kompetentsiy budushchego uchitelya istorii v protsesse obucheniya v vuze // Vospitanie i obuchenie istorii v shkole i vuze: istoricheskiy opyt, sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya : sb. nauch. st. XX vseros. istoriko-ped. cht-eniya / Ural. gos. ped. un-t, In-t istorii i arkheologii UrO RAN. - Ekaterinburg, 201б. - Ch. III. - S. б-13.

2. Antonova A. V. Strukturno-funktsional'naya model' formirovaniya professional'noy kompetentnosti stu-dentov v protsesse vneauditornoy raboty po istorii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Ros-sii. - 20ll. - W 5. - S. lS4-lg2.

3. Baryshnikova E. V., Popova E. V. Formirovanie professional'nykh kompetentsiy bakalavrov pe-dagogicheskogo vuza // Vestnik chelyabinskogo gos. ped. un-ta. - 20l3. - W 11. - S. g-lS.

4. Bondarenko E. N. Vozzreniya na professional'nye kompetentsii sovremennogo uchitelya v razlichnykh stranakh mira // Vysshee obrazovanie segodnya. - 200g. - W 1. - S. 42-44.

6. Zotova T. A. Osobennosti formirovaniya professional'nykh kompetentsiy u studentov-istorikov pedagog-icheskikh vuzov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2010. - да 1 (20). - S. l7g-lSl.

6. Karpova M. N. Soderzhanie i struktura professional'nykh kompetentsiy pedagoga izobrazitel'nogo iskusst-va // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2011. - да 1. - S. 23S-242.

7. Kompleksnaya programma povysheniya professional'nogo urovnya pedagogicheskikh rabotnikov ob-shcheobrazovatel'nykh organizatsiy [Elektronnyy reusrs]. - Rezhim dostupa: http://www•consultant•ru/document/cons_doc_LAW_lбббб4/•

5. Mkrtchyan N. M., Mkrtchyan T. Yu. Rol' pedagogicheskoy praktiki v formirovanii professional'nykh kompetentsiy budushchikh uchiteley istorii // Innovatsionnaya nauka. - 2015. - да 4. - S. 123-12б.

9. Rikhter T. V. Formirovanie professional'nykh kompetentsiy studentov pedagogicheskogo vuza // Perspek-tivy nauki i obrazovaniya. - 2014. - № 9. - S. 73-75.

10. Sharopov Sh. I. Umarova, M. M. Formirovanie professional'noy kompetentsii budushchikh uchiteley kak pedagogicheskaya problema / / Uchenye zapiski Khudzhandskogo gos. un-ta im. akademika B. Gafurova. Gumani-tarnye nauki. - 2012. - № 1(29). - S. 156-161.

11. Shtobbe I. A. Professional'nye kompetentsii pedagoga // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2009. -№ 4 (16). - S. 115-118.

12. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgo-tovki «44.03.01 - Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata)» : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 04.12. 2015 g. № 1426.

13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgo-tovki «44.03.05 - Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata)» : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 09.02. 2016 g. № 91.

14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya : prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.05.2012 g. № 413.

15. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya : prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.12. 2010 g. № 1897.

16. Chistyakova S. N. Professional'nye kompetentsii pedagoga i novye standarty // Professional'noe obrazovanie. Stolitsa. - 2013. - № 4. - S. 14-17.

Статью рекомендует д-р историч. наук, проф. М. В. Попов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.