Научная статья на тему 'Проблемы преподавания социологии в высшей школе в период модернизации образования'

Проблемы преподавания социологии в высшей школе в период модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / SOCIOLOGY / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / SOCIOLOGICAL KNOWLEDGE / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL COMPETENCE / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

Статья посвящена изучению тенденций развития отечественного образования, оказывавших влияние на функционирование высшей школы и породивших ряд проблем в системе преподавания социологических дисциплин в педагогических вузах. В работе анализируются такие явления модернизации, как: принятие за концептуальную основу реализации образования компетентностного подхода, гуманизация и гуманитаризация высшего профессионального образования; а также их влияние на систему преподавания социологии в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TEACHING OF SOCIOLOGY IN HIGH SCHOOL IN THE PERIOD OF MODERNIZATION OF EDUCATION

The article is devoted to the study of trends in the development of national education, which influenced the functioning of higher education and gave rise to a number of problems in the system of teaching sociological disciplines in pedagogical universities. The paper analyzes such phenomena of modernization as the adoption of the conceptual basis of the implementation of education competence-based approach, humanization and humanitarization of higher education; as well as their impact on the system of teaching sociology in high school.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания социологии в высшей школе в период модернизации образования»

2. Целью гендерного воспитания является формирование гендерной идентичности и овладение гендерной ролью;

3. Процесс гендерного воспитания обусловлен развитием социальных и гендерных ролей личности;

4. В основе гендерного воспитания лежат гендерные стереотипы и гендерное поведение.

Литература:

1. Бояркина, М. В. Социализация и гендерное воспитание личности: учебное пособие / М. В. Бояркина; под науч. ред. А. В. Роговой; Забайкал. гос. ун-т. - Чита, 2013. - 126 с.

2. Андреева, Н. А. Особенности гендерного воспитания в дошкольном возрасте / Н. А. Андреева. -Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2014. - №4(24). - С. 92-102.

3. Лопатин, В. В. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка: более 35000 слов, 2500 иллюстраций: активная, наиболее употребительная лексика русского языка конца XX - начала XXI века / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. - Москва: Эксмо, 2007. - 909 с.

4. Педагогика: учеб. для вузов: стандарт 3-го поколения / под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.

5. Пермяков, А. А. Краткий словарь педагогических понятий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.А. Пермяков, В. В. Морозов, Э.Р. Зарединова. - Кривой Рог; Симферополь: Видавничий дiм, 2010. - 131 с.

6. Блохина, Н. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления / Н. Блохина // Общество и гендер. Материалы Летней школы в Рязани 1-12 июля 2003 года. - Рязань: "Поверенный", 2003. -С. 3-6.

7. Воронцов, Д. В. Гендерная психология общения / Д. В. Воронцов. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. - 208 с.

8. Основы диалога. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений гуманитарного и общеобразовательного направлений обучения / Е. И.Семиколенова, О. И. Суслова, А. Г. Шилина [и др.] -Симферополь, 2007. - 160 с.

9. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А.Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад": Женские инновационные проекты". - М.: Информация - XXI век, 2002. - 256 с.

10. Газизова, Н. Б. Роль средств массовой информации в формировании традиционных ролей мужчин и женщин / Н.Б. Газизова // Практикум по гендерной психологии. - СПб., 2003. - С. 113-117.

11. Евтушенко, И. Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Дис ... кан. пед. наук / Евтушенко Ирина Николаевна. - Челябинск, 2008. - 191 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат политических наук, доцент кафедры

философии и социальных наук Бекиров Сервер Нариманович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению тенденций развития отечественного образования, оказывавших влияние на функционирование высшей школы и породивших ряд проблем в системе преподавания социологических дисциплин в педагогических вузах. В работе анализируются такие явления модернизации, как: принятие за концептуальную основу реализации образования компетентностного подхода, гуманизация и гуманитаризация высшего профессионального образования; а также их влияние на систему преподавания социологии в высшей школе.

Ключевые слова: социология, социологическое знание, компетенция, компетентность, компетентностный подход, социальная компетентность, проблемы, модернизация образования, высшее педагогическое образование, гуманизация образования, гуманитаризация образования.

Annotation. The article is devoted to the study of trends in the development of national education, which influenced the functioning of higher education and gave rise to a number of problems in the system of teaching sociological disciplines in pedagogical universities. The paper analyzes such phenomena of modernization as the adoption of the conceptual basis of the implementation of education competence-based approach, humanization and humanitarization of higher education; as well as their impact on the system of teaching sociology in high school.

Keywords: sociology, sociological knowledge, competence, competence, competence approach, social competence, problems, modernization of education, higher pedagogical education, humanization of education.

Введение. Начало XXI века - переломный период в жизни отечественного общества. В этот период определялись основные направления осуществления политики государства, приоритеты и задачи развития всех сфер социума. Сегодня значительное внимание уделяется реформированию системы образования, в частности высшего.

Так, тенденции развития отечественного социума оказывают влияние на формирование концептуальных основ реализации высшего профессионального педагогического образования.

Стратегии модернизации отечественного высшего профессионального педагогического образования вызваны современным потребностям общества. В этой связи одним из ведущих концептуальных подходов профессиональной подготовки специалистов в высшей школе определен компетентностный подход, предполагающий не просто трансляцию традиционных ЗУНов (знаний, умений и навыков) от преподавателя к студенту, а формирование профессиональной компетентности будущих выпускников.

В этой связи сегодня интенсивно начинают разрабатываться специальные инновационные методики, в том числе и психолого-педагогические. Анализ современных исследований подтверждает тот факт, что

традиционные формы и методы обучения, ограничиваясь, главным образом, организацией процесса передачи студентам разнообразной информации, необходимой для их дальнейшей деятельности, отличаются низкой степенью эффективности. Это вызывает потребность поиска новых путей, технологий и методов реализации профессиональной подготовки будущих педагогов.

Изменения в системе образования вызваны не только стремительно изменяющими тенденциями развития социума, но и появлением новых общественных и государственных требований к личности гражданина.

В этой связи возникает потребность трансформации традиционной подготовки будущего специалиста и гражданина. В данном контексте мощным фактором формирования личности гражданина и профессионала в соответствии с современными требованиями выступает социологическое образование. Его реализация в условиях информационного общества и модернизирующегося образования, ввиду внедряемых инноваций, связана с рядом проблем.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение проблем преподавания социологии в педагогическом вузе на современном этапе и особенностей его реализации в период модернизации образования.

Изложение основного материла статьи. Как было отмечено выше, в современных условиях от системы высшего образования требуется формирование специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, а также гражданина, отвечающего требованиям стремительно развивающегося общества, обладающего достаточной гибкостью и способностью к адаптации к новым условиям жизнедеятельности и реализации профессионального труда.

По мнению Э.Ш. Мусаевой, «новые общественные условия таковы, что они не просто заставляют людей переучиваться, а требуют изменения системы» [5, с. 90]

В системе формирования ответственной личности будущего специалиста и гражданина эффективным и действенным фактором выступает социологическое образование.

Э.Ш. Мусаева в данном контексте подчеркивает, что «социологические знания являются своего рода инструментом адаптации человека к современному обществу, осознания своего места и роли в нем» [5, с. 90].

Так, на преподавателя социологических дисциплин сегодня возлагается большая ответственность. В современных условиях он должен не просто передать будущему специалисту парадигму социологического знания, но и сформировать гражданина нового типа. В этой связи реализация социологического образования будущих специалистов должна соответствовать современным требованиям и тенденциям модернизации образования.

В указанном контексте обратимся к рассмотрению проблем и тенденция модернизации образования, отразившихся на способах и содержании преподавания социологических дисциплин.

В условиях модернизации отечественного образования одним из ведущих подходов его реализации выступает компетентностный подход, теоретиками которого являются В.И. Бабенко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, В.Д. Шадриков, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин, И.С. Якиманская и другие отечественные ученые.

В рамках преподавания социологических дисциплин в системе реализации высшего профессионального педагогического образования основной целью в современных условиях является формирование социальной компетентности будущих выпускников.

Чтобы максимально полно раскрыть сущность данного термина, необходимо рассмотреть основные концептуальные понятия компетентностного подхода, а именно: компетенция и компетентность. В данном контексте следует уточнить, что определение сущности данных понятий является сложной научной проблемой последних лет.

Т.Б. Михеева на основе анализа научных подходов к определению сущности указанных понятий уточняет, что «в литературе, особенно в научно-методической, термины «компетенция» и «компетентность» часто используются как синонимы, тем не менее между ними существует различие. Так компетенция - сумма знаний в некоторой области, которыми человек обладает как профессионал или, возможно, как любитель. Компетентность же обычно предполагает высокий уровень владения определённой областью» [4, с. 111].

Вслед за М.В. Кондурар, в рамках данного исследования будем следовать данному заключению: «компетенция и компетентность определяются во взаимосвязи друг с другом, причем уровень компетентности (квалификация) зависит от соответствия её требованиям компетенции. Компетенция определяется постановщиком задачи, работодателем, руководителем, а компетентность формируется в процессе обучения и реализуется и развивается в профессиональной деятельности» [3, с. 191].

Рассмотрев содержательные характеристики ведущих концептуальных понятий компетентностного подхода, обратимся к анализу сущности термина «социальная компетентность».

С точки зрения социологической науки социальная компетентность в широком смысле представляет собой «основу жизнедеятельности человека в обществе как существа социального и личности» [2, с. 27]. Более конкретно социальная компетентность представляет собой, по мнению С.В. Никитиной, способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, эффективно реализовывать задачи жизнедеятельности, в том числе профессиональной, в обществе с рыночной экономикой на основе современной базовой методологической, мировоззренческой, духовной, моральной, информационной культуры [6].

Так, обобщая вышесказанное, заключим, что социальная компетентность в социологии рассматривается в тесной взаимосвязи с процессами социализации и становления личности как субъекта социума.

З.И. Колычева под социальной компетентностью понимает «совокупность: социальной зрелости; социальной направленности; социальной адаптивности; социальной активности; социальной мобильности; социальной успешности; социальной креативности» [2, с. 30].

Задачей преподавателя социологии в педагогическом вузе на современном этапе является формирование социальной компетентности будущих педагогов, для чего, по нашему мнению, необходимо знание его структурных компонентов и обеспечение ряда организационно-педагогического условий.

Вслед за З.И. Колычевой, к структурным компонентам социальной компетентности педагога отнесем следующие:

- познавательный (когнитивный);

- эмоционально-волевой;

- операционально-деятельностный;

- ценностно-мотивационный [2].

Указанные компоненты могут рассматриваться также в значении уровней развития социальной компетентности педагога.

Когнитивный компонент выступает в роли показателя развития социального интеллекта педагога и реализуется посредством познания себя и окружающих. Эмоционально-волевой компонент предполагает овладение механизмами контроля педагога над собственной эмоционально волевой сферой. Операционально-деятельностный компонент предусматривает овладение социально-перцептивными, рефлексивными, интеллектуальными, коммуникативными умениями и навыками. Ценностно-мотивационный (смысловой) компонент заключается в формировании ценностных установок (метаустановок) педагогической деятельности.

Процесс формирования социальной компетентности предполагает построение соответствующего образовательного процесса и образовательной среды. Такой процесс характеризуется как социально-образовательный. В рамках социально-образовательного процесса формирование социальной компетентности должно реализовываться с учетом ряда принципов:

- активности;

- диалогизации;

- соотношения учебной ситуации с реальной профессиональной деятельностью будущих педагогов и их личным опытом;

- событийности (педагогической ситуации);

- взаимодополнения и взаиморазвития;

- усиления и расширения сферы деятельности и общения;

- увеличения числа механизмов социального развития;

- индивидуализированного подхода;

- свободы самовыражения;

- использования развивающих коммуникаций;

- прогрессирующего самоконтроля;

- синтеза в образовательном процессе интеллектуальной, эмоциональной, духовной деятельности на основе предметно-творческой деятельности [2].

Тенденциями в развитии и модернизации отечественной системы высшего профессионального образования, вызывающей проблемы реализации образовательного процесса на современном этапе являются гуманизация и гуманитаризация образования.

Гуманитаризация и гуманизация высшего образования отвечает насущным потребностям трансформации общества.

Многие современные исследователи подчеркивают огромную значимость гуманитаризации и гуманизации учебного процесса в отечественной высшей школе, акцентируя внимание на роли социо-гуманитарных дисциплин, в частности социологии, в подготовке специалистов с высшим образованием.

В этой связи в рамках развития процессов гуманизации и гуманитаризации образования преподавание социологии должно строиться на основе их концептуальных основ и принципов.

По мнению Л.Н. Антропянской, «смысл процессов гуманизации и гуманитаризации образования состоит в том, что в результате действия этих процессов происходит формирование и дальнейшее развитие гармоничной личности будущего профессионала. Этот профессионал комфортно сосуществует в коллективе, ощущает себя частью мирового пространства, принимая его целостно, а себя самого воспринимая как нечто самоценное» [1, с. 228]

Основной целью данных процессов является воспитание способности к личностному росту путем нацеливания личности на «познание на собственном опыте в результате собственного поиска, проверки своих предположений и гипотез, экспериментирования» [7, с. 202].

Выводы. Таким образом, в условиях модернизации образования реализация высшего профессионального педагогического образования связано с рядом существенных содержательных, концептуальных и организационных трансформаций, что требует пересмотра путей реализации профессиональной подготовки в высшей школе. В частности, это касается преподавания социологического знания как ведущего фактора формирования личности будущего специалиста и гражданина.

Проблемы и изменения в системе преподавания социологии вызваны, прежде всего, концептуальными изменениями в системе образования, а именно: принятием в качестве основополагающего при реализации высшего профессионального образования компетентностного подхода. В этой связи в систему задач преподавания социологии входит формирование социальной компетентности будущих педагогов.

На сущность преподавания социологии влияют также тенденции гуманизации и гуманитаризации образования, требующие содержательного изменения учебных курсов и реализации процесса образования на основе их концептуальных идей и принципов, что позволит формировать качественно новых специалистов, соответствующих актуальным вызовам современности.

Литература:

1. Антропянская Л.Н. Развитие процессов гуманизации и гуманитаризации в современном образовательном пространстве // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. - 2006. - № 4. - С. 228-231.

2. Колычева З. И. Социальная компетентность педагога в свете модернизации образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2003. - №. - С. 26-35.

3. Кондурар М.В. Понятия компетенция и компетентность в образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 1. - С. 189-192.

4. Михеева Т.Б. «Компетенция» и «компетентность»: к вопросу использования понятий в современном российском образовании // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. - 2011. - № 5. - С. 110-114.

5. Мусаева Э.Ш. О некоторых проблемах и проблемности в преподавании социологии в вузе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2009. - № 1. - С. 90-95.

6. Никитина С.В. Подходы к определению сущности понятия «социальная компетентность» // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе. - СПб., 2002. - С. 111-113.

7. Целоева Д.М. Принципы инновационного обучения как ключевые условия гуманизации и гуманитаризации образования (на примере образовательных учреждений г. Назрани, Республика Ингушетия) // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 7. - С. 200-204.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению роли поликультурной компетентности в системе профессиональной компетентности учителя истории. В работе рассмотрена сущность понятий «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность», «поликультурная компетентность». В исследовании проанализированы структурные компоненты поликультурной компетентности и особенности ее формирования.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность, поликультурная компетентность, структура поликультурной компетентности, компоненты поликультурной компетентности, профессиональная подготовка учителей истории.

Annotation. The article is devoted to the study of the role of multicultural competence in the system of professional competence of a teacher of history. The paper considers the essence of the concepts "competence approach", "competence", "competence", "professional competence", "multicultural competence". The study analyzes the structural components of multicultural competence and peculiarities of its formation.

Keywords: competence, competence, competence approach, professional competence, multicultural competence, multicultural competence structure, components of multicultural competence, professional training of teachers of history.

Введение. На современном этапе проходит процесс реформирования системы высшего профессионального образования, вызванный бурным развитием информационного общества.

В период модернизации высшего профессионального образования в качестве основополагающего подхода реализации профессиональной подготовки будущих специалистов признан компетентностный подход. Реализация указанного подхода обеспечивает перевод статических теоретических знаний и практических умений в гибкие, мобильные и оперативные формы практического действия.

Внедрение компетентностного подхода требует содержательной трансформации процесса профессиональной подготовки будущих специалистов с целью создания максимально благоприятных условий для формирования и развития различных видов компетентностей.

На основе специфики профессиональной деятельности учителей истории необходимым является формирование поликультурной компетентности будущих выпускников как составляющей их профессиональной компетентности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение роли поликультурной компетентности в системе профессиональной компетентности историков и анализ ее компонентов, формирование которых является одной из основных задач профессиональной подготовки будущего учителя истории.

Изложение основного материала статьи. Одним из ведущих подходов к реализации высшего профессионального образования, в том числе педагогического, признан в условиях реформирования системы образования компетентностный подход.

По мнению Т.Б. Михеевой, «компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности у выпускника школы и молодого специалиста к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникативно насыщенного пространства» [5, с. 110].

В отечественной науке теоретиками компетентностного подхода являются В.И. Бабенко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и другие отечественные ученые.

Для исследования сущности понятия «поликультурная компетентность» необходимо обратиться к изучению содержания терминов, составляющих смысловое ядро понятийного аппарата компетентностного подхода: компетентность и компетенция.

Анализ теоретических источников позволяет говорить, о том, что в современной отечественной педагогике развивается научная дискуссия относительно определения сущности указанных понятий. Отсутствие единого подхода к определению сущности анализируемых терминов говорит о наличии педагогической проблемы. Однако в рамках данного исследования будем следовать мнению авторитетных ученых - теоретиков компетентностного подхода.

По мнению Э.Ф. Зеера, компетенция - это «процедурные знания и умения (знания в действии), а также способности, необходимые для успешной деятельности в конкретных ситуациях» [3, с. 12]

По определению А.В. Хуторского компетенция представляет собой «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [7, с. 59]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.