Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность в социально-культурной сфере в условиях интеграционных процессов'

Профессиональная деятельность в социально-культурной сфере в условиях интеграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / MULTICULTURAL APPROACH IN EDUCATION SYSTEM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ / НОВАЯ ШКОЛА / NEW SCHOOL EDUCATIONAL PARADIGMS / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПАРАДИГМА / COMPETENCE-BASED PARADIGM / ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ (ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / HUMANITARIAN TECHNOLOGY (MULTICULTURAL) EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЛИЧНОСТИ / SOCIAL MATURITY OF PERSONALITY / HUMANITARIAN AND ANTHROPOLOGICAL EDUCATION / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FUNCTIONAL LITERACY / PROFESSIONAL IDENTITY / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛА / PROFESSIONAL COMPETENCE / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / SOCIAL ROLE / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIVE EDUCATION / ГУМАНИТАРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матис В.И.

В статье свои теоретические представления об основных направлениях формирования личности и некоторые фрагменты поликультурного подхода в образовании автор прослеживает на примере подготовки специалистов к социально-культурной деятельности, определяет место и роль компетентностной парадигмы в методологии поликультурного подхода при подготовке специалиста социально-культурной деятельности образовании в условиях модернизации современной школы. Анализируются составные элементы поликультурного образования и современные тенденции его развития, в статье определено специальное место профессиональному уровню подготовки специалиста, сочетающего в себе профессиональный уровень (компетенции и компетентности) и формирование духовных и нравственных ценностей, составляющих социальную зрелость личности профессионала. Автор обращает внимание и на другую проблему, которая заключается в том, что в ХХI веке усиливаются интеграционные процессы между культурами различных сообществ современного мира. В связи с этим вектор профессиональной подготовки в школе, колледже или вузе необходимо направлять не только на изучение различных традиций, вписанных в естественно-историческую природу развития человечества, но и связан с формированием различных компетенций личности, связанных с их коммуникативными качествами, умением чувствовать себя комфортно в любых социально-культурных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE SOCIO-CULTURAL SPHERE IN CONDITIONS OF INTEGRATION PROCESSES

The author traces his theoretical views about the main directions of personality formation and some fragments of the multicultural approach in education on the example of training specialists for socio-cultural activities, determines the place and role of the competence paradigm in the methodology of the multicultural approach in education in conditions of modern school modernization. Elements of multicultural education and modern tendencies of its development are analyzed. The article defines a special place for the professional level of specialist training combining the professional level (competence and competence) and the formation of spiritual and moral values that constitute the social maturity of the professional personality. The author draws attention to another problem, which consists in the fact that in the 21st century integration processes among the cultures of various communities of the modern world are intensifying. In this connection, the vector of vocational training in a school, college or university should be directed not only to studying different traditions inscribed in the natural historical development of mankind, but also to the formation of various personal competencies related to their communicative qualities, the ability to feel comfortable in any social situation -cultural conditions.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность в социально-культурной сфере в условиях интеграционных процессов»

(Р<0,05), в тесте «Набивание мяча за 15 сек» - 9,8 раз (Р<0,05), в тесте «Ходьба по гимнастической скамейке» - 8,2 сек (Р<0,05).

Таким образом проведённый эксперимент показал, что разработанная и реализованная методика развития координа-

Библиографический список

ционных способностей слабовидящих школьников 14-15 лет доказала свою эффективность, что позволяет рекомендовать её активное использование в различных образовательных учреждениях

1. Горулев П.С. Физическая подготовка в адаптивном спорте (на примере легкоатлетов с нарушением зрения, специализирующихся в беге на средние дистанции): научная монография. Уфа, 2014.

2. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. Москва, 2005.

3. Евстигнеева М.И., Курысь В.Н., Ерёмин И.В., Батищева Л.Д., Деньгова Л.Е. Коррекция биологического возраста студентов медицинского вуза средствами физической культуры: монография. Ставрополь, 2014.

4. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. Москва, 2014.

5. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие. Москва, 2007.

References

1. Gorulev P.S. Fizicheskaya podgotovka v adaptivnom sporte (na primere legkoatletov s narusheniem zreniya, specializiruyuschihsya v bege na srednie distancii): nauchnaya monografiya. Ufa, 2014.

2. Evseev S.P. Teoriya i organizaciya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury. Moskva, 2005.

3. Evstigneeva M.I., Kurys' V.N., Eremin I.V., Batischeva L.D., Den'gova L.E. Korrekciya biologicheskogo vozrasta studentov medicinskogo vuza sredstvami fizicheskoj kul'tury: monografiya. Stavropol', 2014.

4. Holodov Zh.K. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovaniya. Moskva, 2014.

5. Shapkova L.V. Chastnye metodiki adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: uchebnoe posobie. Moskva, 2007.

Статья поступила в редакцию 07.05.18

УДК 37.013.43:37.03

Matis V.l., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: vmatis@rambler.ru

PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE SOCIO-CULTURAL SPHERE IN CONDITIONS OF INTEGRATION PROCESSES. The

author traces his theoretical views about the main directions of personality formation and some fragments of the multicultural approach in education on the example of training specialists for socio-cultural activities, determines the place and role of the competence paradigm in the methodology of the multicultural approach in education in conditions of modern school modernization. Elements of multicultural education and modern tendencies of its development are analyzed. The article defines a special place for the professional level of specialist training combining the professional level (competence and competence) and the formation of spiritual and moral values that constitute the social maturity of the professional personality. The author draws attention to another problem, which consists in the fact that in the 21st century integration processes among the cultures of various communities of the modern world are intensifying. In this connection, the vector of vocational training in a school, college or university should be directed not only to studying different traditions inscribed in the natural historical development of mankind, but also to the formation of various personal competencies related to their communicative qualities, the ability to feel comfortable in any social situation -cultural conditions.

Key words: multicultural approach in education system, new school educational paradigms, competence-based paradigm, humanitarian technology (multicultural) education, social maturity of personality, humanitarian and anthropological education, functional literacy, professional identity, professional competence, social role, innovative education.

В.И. Матис, д-р пед. наук, проф. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

E-mail: vmatis@rambler.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В статье свои теоретические представления об основных направлениях формирования личности и некоторые фрагменты поликультурного подхода в образовании автор прослеживает на примере подготовки специалистов к социально-культурной деятельности, определяет место и роль компетентностной парадигмы в методологии поликультурного подхода при подготовке специалиста социально-культурной деятельности образовании в условиях модернизации современной школы. Анализируются составные элементы поликультурного образования и современные тенденции его развития, в статье определено специальное место профессиональному уровню подготовки специалиста, сочетающего в себе профессиональный уровень (компетенции и компетентности) и формирование духовных и нравственных ценностей, составляющих социальную зрелость личности профессионала. Автор обращает внимание и на другую проблему, которая заключается в том, что в XXI веке усиливаются интеграционные процессы между культурами различных сообществ современного мира. В cвязи с этим вектор профессиональной подготовки в школе, колледже или вузе необходимо направлять не только на изучение различных традиций, вписанных в естественно-историческую природу развития человечества, но и связан с формированием различных компетенций личности, связанных с их коммуникативными качествами, умением чувствовать себя комфортно в любых социально-культурных условиях.

Ключевые слова: поликультурный подход в системе образования, новая школа, образовательные парадигмы, компетентностная парадигма, гуманитарно-техническое (поликультурное) образование, социальная зрелость личности, гуманитарно-антропологическое образование, функциональная грамотность, профессионализм личности, компетентность профессионала, социальная роль, инновационное образование.

Формирование личности профессионала готовой к социализации в современных условиях и осуществлять свою профессиональную деятельность в сфере социально-культурной деятельности актуализируется упрочением интеграционных процессов в мировом сообществе и необходимостью подготовки современного молодого человека к постоянно меняющемуся миру. Пока эта задача только начинает решаться и не может не привлекать

внимание исследователей и практиков образования в различных точках мира.

Свои теоретические представления об основных направлениях формирования компетентной личности и некоторые фрагменты поликультурного подхода в образовании можно проследить при подготовке специалистов к социально-культурной деятельности. Эти фрагменты изложены в работах многих ав-

торов: педагогов, психологов, социологов, философов. Но для того чтобы разрозненные структурные и содержательные элементы были сведены в целостную функционирующую систему, необходимо изучить имеющийся опыт, определить недостающие звенья, соотнести их значимость, отметить интегративные способности и место каждого элемента в системе. Такая работа позволит создавать единое образовательное пространство, основанное на инновационном, в данном случае поликультурном подходе к подготовке профессионала. Это означает, что в современных условиях необходимо новое понимание цели и задач российской школы и системы образования в целом, основанных не на традиционном, консервативном представлении об обучении и воспитании, а учитывающих современные процессы и современные тенденции в обществе. Разработкой моделей такой школы в течение многих лет занимаются как учёные-педагоги, так и практики отечественного образования (В.В. Виноградов, Г. Корнетов, В.В. Макаев, З.А. Малькова, В.И. Матис, Г.В. Разумовская, Л.Л. Супрунова, А.В. Хуторской, Е.А. Ямбург и др.) [1; 2; 3; 4].

Перечисленные авторы отмечают, что на первый план при обучении выходят не столько запоминание сведений из различных учебных программ или курсов, сколько способности действовать в той или иной социокультурной ситуации. «Лич-ностно-ориентированный подход к конструированию образовательных стандартов отличается ... тем, что не задаёт конкретного предметного содержания в качестве результата изучения курса или темы, но требует от ученика . его собственного приращения» [5, с. 161]. В этих словах, на наш взгляд, довольно ярко отражены изменения цели современного образования. Под изменениями авторы предполагают различные компетенции. По мнению многих экспертов, в овладении различными компетенциями и заключается современный гражданский заказ системе образования.

Авторитарно-догматическая организация учебного процесса, ориентированная на формирование «адаптивной личности» и основанная на передаче готовых знаний (преподавании истин), контроле и оценивании степени их освоенности учащимися, оказалась несостоятельной в плане реализации новых целей образования. И на смену ей предлагается принципиально новая форма организации обучения, направленная на развитие личности, её духовных и познавательных возможностей, получение знаний нового качества, т. е. возникает необходимость включения в образовательный процесс новой образовательной парадигмы -компетентностной в рамках общего поликультурного подхода при подготовке специалистов для социально-культурной деятельности, предполагающей и компетенции самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы) и компетенции личностного самосовершенствования, получаемые в результате овладения профессией, специальностью или в результате получения общего образования. Новая парадигма учитывает, что востребованность выпускника учебного заведения определяется не только и не столько объёмом знаний по различным дисциплинам, направлениям или специальности. «Отношения «выпускник - общество» выражаются в большей степени понятиями «конкурентоспособность», «профессиональная компетентность», которые определяют успех в процессе профессиональной адаптации, социализации и самореализации личности» [6, с. 342], о чём мы уже писали в одной из своих статей.

Вслед за Г.П. Ильиным, который представляет образовательную парадигму, в рамках которой строится процесс обучения, как «совокупность основных представлений, не всегда осознаваемых, лежащих в основе педагогической практики» [7, с. 12] мы полагаем, что необходимость включения компетентностной парадигмы в рамках поликультурного подхода является следствием осознания несоответствия сложившихся ранее традиционных представлений в современной педагогической практике [1; 8].

Компетентностная парадигма в поликультурном образовании, которая формируется в новых условиях, по крайней мере, в 31 регионе России, включённых в эксперимент по модернизации образования, представляет собой приоритетные направления организации, функционирования и развития системы для достижения конечной цели. Конечной целью модернизации является предоставление качественного образования для всех обучающихся независимо от места жительства, с тем, чтобы полученные знания способствовали более быстрой и активной социализации личности. Это в полной мере относится к организации

обучения при подготовке специалистов социально-культурной деятельности.

«Если сравнивать основные парадигмы систем образования, используемые в современной российской школе (традиционные и инновационные), то явно обнаруживаются существенные различия в характеристиках этих систем» [8, с. 251 - 253]. Анализ парадигм показывает их актуальность и универсальность, поскольку их можно «примерить» не только к школе вообще, но и к подготовке конкретных специалистов в различных сферах жизни. В этом смысле следует обратить внимание и на другую проблему, которая заключается в том, что в XXI веке усиливаются интеграционные процессы между культурами различных сообществ современного мира. В этой связи вектор подготовки в школе, колледже или вузе необходимо направлять не только на изучение различных традиций, вписанных в естественноисто-рическую природу развития человечества, а связывать с формированием различных компетенций личности, характеризующих её профессионализм. Не менее важными признаются все компетенции, способствующие социализации личности в постоянно и быстро меняющемся мире [9] - в этом заключается ещё одна особенность характеристики цели поликультурного подхода, его методологическая установка.

В современных условиях все более актуальной становится задача не просто повышения качества получаемых знаний, а совершенно новый уровень как их объёма, так и технологии усвоения. Эти требования современной практики отражены во всех нормативных документах регионального, федерального значения и международных рекомендациях.

Таким новым уровнем может стать гуманитарно-техническое (поликультурное) образование, предполагающее высокую степень сформированности социальной зрелости личности при наличии мировоззренческой, профессиональной и нравственной её культуры. Социальная зрелость личности - это устойчивая система социально значимых черт, включающая мировоззренческую, нравственную и профессиональную культуру, характеризующих социальный тип личности. Такое понимание социальной зрелости, в свою очередь, предполагает использование различных подходов в современном образовании: антропологического (личностно-ориентированной парадигмы), акмеологического (когнитивно-знаниевой и компетентностной парадигмы), культурологического (культурологической парадигмы), являющихся составными частями поликультурного подхода в образовании, которые подробно рассмотрены нами в монографии «Поликультурное образование в современном обществе» [8].

Как отмечается в статье «К вопросу о методологии формирования государственной политики в сфере культуры, искусства и образования» [6] «одним из безусловных вызовов нашего времени является требование прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы производства и воспроизводства человечности и человеческого» [6, с. 344]. Думаем, что не ошибёмся в своём позиционном утверждении, что из всех форм общественной практики именно образование, и, прежде всего, инновационное (поликультурное) образование, пытается решать эту проблему не утилитарно, а по существу. В подавляющем большинстве современных концепций и программ развития образования появляется принципиально новое его измерение - гуманитарно-антропологическое. Фактически речь идёт о постановке беспрецедентной задачи для образования: «оно должно стать универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих отстаивать собственную человечность, быть не только материалом и ресурсом социального производства, но, прежде всего, подлинным субъектом культуры и исторического действия» [6].

Такой подход хоть и с трудом, но все более укореняется в гуманитарных науках, и не только в качестве нового объяснительного принципа «феномена человека». Антропологический подход в сфере гуманитарного знания - это в первую очередь ориентация на человеческую реальность во всей её полноте, во всех её духовно-душевно-телесных измерениях; это поиск средств и условий становления цельного человека; человека как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного бытия.

Другая сторона социальной зрелости профессионала в сфере социально-культурной деятельности - профессиональная культура в первую очередь предполагает наличие глубоких знаний, умений и навыков ведущих к усвоению определённых компетенций и компетентности в своей профессиональной сфере. Однако этими критериями профессиональная зрелость

не ограничивается. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры трагедий в концертно-развлекательных комплексах, ак-вапарках, центрах развлечений, где одной из основных причин, связывающих беды в одну всенародную, явился узкий техницизм и непрофессионализм принимаемых решений организаторов и руководителей упомянутых учреждений.

Учёные, создавшие сложную современную технику, формировались в своих убеждениях на ценностях, отражённых в произведениях Ф.М. Достоевского, С.В. Рахманинова, Л.Н. Толстого, П. И. Чайковского и воспитывались на великих гуманистических идеях просветителей, на высокой литературе и искусстве. Они относились к созданной ими технике, как их учили относиться ко всему М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, А.П. Чехов, что означало в первую очередь ответственность за принятое решение и за свой труд, и за результаты своего труда и поступков. Поэтому создаваемая техника требует от тех, кто ее обслуживает, такой же высокой профессиональной грамотности и ответственности за результаты своего труда.

Неслучайно именно в таких условиях появилась проблема определённого уровня функциональной грамотности. Высокий уровень нужен не только на производстве, где техника становится все более сложной, но и при пользовании инфраструктурой современного транспорта, коммуникативных бытовых средств. Отсутствие функциональной грамотности (знание правил безопасности при обращении с электрическими приборами или

Библиографический список

этнопсихологических и этнопедагогических особенностей обучения, навыки общения и организация массовых мероприятий, умение пользоваться химическими, биологическими и другими средствами или владение юридическими тонкостями оформления наследства у разных народов, правила пользования информационными системами или знание этнических языков, где приходиться трудиться и пр.) в современном сложном технологическом и многонациональном мире чревато риском для здоровья, опасно для окружающих, ведёт к конфликтам, а иногда и к катастрофам.

Причинами аварий являются не только недостаток профессиональных знаний, но и вопиющая, преступная безответственность, угодничество, карьеризм и т. д. Поэтому гуманитаризация и гуманизация всей системы образования и воспитания становятся особенно актуальными в современных рыночных условиях, когда несовместимый с подлинным профессионализмом узкий техницизм и утрата социальной защищенности личности и целых социальных, национальных и демографических групп является порой предметом гордости неквалифицированных специалистов в области культуры, многих инженерно-технических работников, а иногда и политических деятелей.

Это в первую очередь означает, что профессиональная зрелость неразрывно связана со зрелостью мировоззренческой и нравственной.

1. Матис В.И. Школа глобальной ориентации (поликультурный подход в образовании и культурной сфере): монография. Барнаул: АЗБУКА, 2014.

2. Тарасова Н.В. Мировой опыт реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. Среднее профессиональное образование. 2007; 2.

3. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по разному? Пособие для учителя. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

4. Ямбург Е.А. Школа и её окрестности. Москва: Центр книги Рудомино», 2011.

5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учебное пособие. Москва-Санкт-Петербург, 2003.

6. Матис В.И. К вопросу о методологии формирования государственной политики в сфере культуры, искусства и образования. Мир науки, культуры и образования. 2012; 6.

7. Ильин Г.Л. Философия и история образования: психолого-педагогический аспект: учебное пособие. Москва: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

8. Матис В.И. Поликультурное образование в современном обществе: монография. Барнаул: Изд-во АГИК, 2016.

9. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. Педагогика. 2005; 4.

References

1. Matis V.I. Shkola global'noj orientacii (polikul'turnyjpodhod v obrazovaniii kul'turnoj sfere): monografiya. Barnaul: AZBUKA, 2014.

2. Tarasova N.V. Mirovoj opyt realizacii kompetentnostnogo podhoda v professionalem obrazovanii. Srednee professional'noe obrazovanie. 2007; 2.

3. Hutorskoj A.V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Kak obuchaf vseh po raznomu? Posobie dlya uchitelya. Moskva: VLADOS-PRESS, 2005.

4. Yamburg E.A. Shkola i ee okrestnosti. Moskva: Centr knigi Rudomino», 2011.

5. Derkach A.A., Zazykin V.G. Akmeologiya: uchebnoe posobie. Moskva-Sankt-Peterburg, 2003.

6. Matis V.I. K voprosu o metodologii formirovaniya gosudarstvennoj politiki v sfere kul'tury, iskusstva i obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2012; 6.

7. Il'in G.L. Filosofiya i istoriya obrazovaniya: psihologo-pedagogicheskij aspekt: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 1999.

8. Matis V.I. Polikul'turnoe obrazovanie vsovremennom obschestve: monografiya. Barnaul: Izd-vo AGIK, 2016.

9. Andreev A.L. Kompetentnostnaya paradigma v obrazovanii: opyt filosofsko-metodologicheskogo analiza. Pedagogika. 2005; 4.

Статья поступила в редакцию 10.05.18

УДК 377

Panina S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Education Science Department, North-Eastern Federal University

(Yakutsk, Russia), E-mail: psv1148@mail.ru

Pavlov D.I., MA Student, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: psv1148@mail.ru

ACTIVATION OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE VOCATIONAL GUIDANCE OF YOUNG STUDENTS IN YAKUTIA. The article reflects one of the most important components of modern career guidance for young people, such as social partnership. It is considered by the author as a flexible form of cooperation, social dialogue of achievement on issues of professional self-determination and the formation of students. The goal of social partnership in vocational guidance is improving the quality of vocational training, meeting current and future needs in highly qualified specialists. The experience of general educational and professional organizations on the activation of social partnership in the Republic of Sakha (Yakutia) is presented.

Key words: professional orientation, social partnership, institutions of secondary vocational education, institutions of higher education.

С.В. Панина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет

имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: psv1148@mail.ru

Д.И. Павлов, студент каф. педагогики ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет

имени М.К. Аммосова», г. Якутск E-mail: psv1148@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.