Научная статья на тему 'Значение фонетической ритмики в коррекции нарушений звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста'

Значение фонетической ритмики в коррекции нарушений звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1753
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА / ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ / НАРУШЕНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ / РАБОТА НАД ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ / ВОСПРИЯТИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РЕЧИ / ЛОГОПЕД-ДЕФЕКТОЛОГ / PHONETIC RHYTHMICS / MEANING OF PHONETIC RHYTHMICS / SOUND SPEECH DISORDER / PRONUNCIATION TRAINING / SPEECH PERCEPTION AND REPRODUCTION / SPEECH THERAPIST-SPEECH PATHOLOGIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Теремец Ирина Николаевна

В статье раскрыто значение фонетической ритмики, направленной на развитие и коррекцию речи при помощи сочетания движений и произнесения определенного речевого материала, в логопедической работе с детьми с нарушением звуковой стороны речи. Упражнения на занятиях по фонетической ритмике направлены на формирование основных компонентов речи у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Теремец Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF PHONETIC RHYTHMICS FOR THE CORRECTION OF SOUND SPEECH DISORDER IN PRESCHOOL CHILDREN

The article reveals the meaning of phonetic rhythmics aimed at the development and correction of speech by means of a combination of movements and pronouncing a certain speech material in speech therapy with children having the sound speech disorders. Phonetic rhythmics exercises aim to the formation of the main components of speech in preschool children.

Текст научной работы на тему «Значение фонетической ритмики в коррекции нарушений звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста»

речевого развития из сборника под редакцией Т. Б. Филичевой. Наша модель включала собственно логопедическую работу и логоритмику - обе эти формы работы велись параллельно. Было проведено 32 собственного логопедических индивидуальных занятий и 32 групповых занятий логоритмических занятий, продолжительностью 30 минут в течение учебного года (с конца сентября по середину мая). Формирующий эксперимент состоял из трех этапов: вводного, активизирующего и заключительного. Особое внимание во время логоритмической работы было уделено упражнениям, направленным на коррекцию всех видов моторики - крупной, мелкой, артикуляционной и мимической. Точно так же, как и в собственно логопедической работе, содержание включало развитие понимания речи и развитие активной подражательной деятельности с акцентом на предметы и действия.

По результатам апробации авторской логопедической программы был проведен контрольный эксперимент. В контрольной группе улучшили свои показатели в общей сложности шестеро детей (60%), в экспериментальной - семеро (70%). Повторное обследование состояния моторики лиц с речевыми нарушениями (по учебнику «Логопедическая ритмика» Волковой Г.А.) после завершения эксперимента также показало положительную динамику в обеих группах. В контрольной группе вместо двоих детей со средними показателями их стало пятеро, низкий результат остался у пятерых вместо восьми. В экспериментальной группе восемь детей показали средний результат, двое - низкий, до проведения эксперимента их было двое и восемь.

Мы видим, что положительная динамика в экспериментальной группе более выражена, чем в контрольной, разница по некоторым параметрам (например, «активный словарь и навыки подражания») более чем двукратная.

Это доказывает эффективность разработанной модели комплексной коррекции ОНР первого уровня у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования нашла свое подтверждение: через активизацию всех видов моторики во время логоритмических занятий возникает интенсивное воздействие на двигательные центры и центр Брока, что стимулирует речедвигательный анализатор речи, за счет чего эффективность логопедической коррекции моторной алалии значительно повышается.

Выводы. Таким образом, использование логопедической ритмики в коррекционной работе у детей старшего дошкольного возраста, способствует реализации основной задачи: развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию моторного развития детей.

Литература:

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие / Воробьева В.К. - М.: МПСИ, 2016. - 328 с.

3. Выготский Л.С. Вопросы изучения детской психологии. - СПб.: Лань, 2013. - 356 с.

4. Гуцу, Е.Г., Няголова, М.Б. Проектирование учебного занятия в вузе на основе компетентностного подхода // Вестник Мининского университета. 2017. № 2

5. Жулина Е.В. Соловьева Н.Н. Логопедическая ритмика как средство коррекции просодики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-2. С. 79-82.

6. Кузнецова Е.Н. Логоритмические занятия // Дошкольное воспитание. - 2013 - №3.

7. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Федоренко и др. - М.: Просвещение, 2014 - 442 с.

8. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Центр- пресс, 2013. - 256 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Теремец Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ

РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье раскрыто значение фонетической ритмики, направленной на развитие и коррекцию речи при помощи сочетания движений и произнесения определенного речевого материала, в логопедической работе с детьми с нарушением звуковой стороны речи. Упражнения на занятиях по фонетической ритмике направлены на формирование основных компонентов речи у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: фонетическая ритмика, значение фонетической ритмики, нарушение звуковой стороны речи, работа над произносительной стороной речи, восприятие и воспроизведение речи, логопед-дефектолог.

Annotation. The article reveals the meaning of phonetic rhythmics aimed at the development and correction of speech by means of a combination of movements and pronouncing a certain speech material in speech therapy with children having the sound speech disorders. Phonetic rhythmics exercises aim to the formation of the main components of speech in preschool children.

Keywords: phonetic rhythmics, meaning of phonetic rhythmics, sound speech disorder, pronunciation training, speech perception and reproduction, speech therapist-speech pathologist.

Введение. Актуальным вопросом логопедии является коррекция разнообразных звуковых нарушений речи. Для достижения положительных результатов в логопедической работе важно четко знать не только структуру дефекта, но и методы и приемы коррекции. Следовательно, проблему выбора модели

эффективного коррекционно-логопедического воздействия при нарушениях звуковой стороны речи справедливо будет назвать одной из важнейших научно-педагогических проблем настоящего времени.

Фонетическая ритмика является эффективным средством логопедической работы с дошкольниками, так как способствует повышению мотивации к логопедическим занятиям, снятию негативизма; улучшению кровообращения, расслабления либо повышения мышечного тонуса (в зависимости от целей); развитию мелкой моторики, улучшению координации; развитию пространственных представлений, активизации звукопроизношения.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время в сфере коррекции нарушений речи у детей с особенностями развития существует два основных подхода - когнитивный и телесно-ориентированный. Первый включает методы, направленные на преодоление трудностей усвоения знаний и формирование высших психических функций. Второй - методы, ориентированные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

В связи с этим, одним из нетрадиционных и эффективных методов воздействия, способствующих преодолению речевых нарушений, является метод фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика - одно из эффективных средств, входящих в работу по формированию произношения играет существенную роль, как в коррекции речи детей, так и в развитии у них естественности движений, а также тренировки памяти. Раскованность и непринуждённость , приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства артикуляционных органов.

Фоноритмика уникальна тем, что сочетает в себе и телесно-ориентированный, и когнитивный подход: это означает, что движения, выполняемые, стимулируют звукопроизношение. А. В. Семенович указывает на то, что «актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении речью, чтением, письмом».

Таблица 1

«Обоснование выбора упражнений через теорию уровневой организации движений Н.А. Бернштейна»

Теория уровневой организации движений Н.А. Берштейна

А — уровень палеокинетических регуляций, он же руброспинальный уровень центральной нервной

системы._

В — уровень синергии и штампов, он же таламопаллидарный._

С — уровень пространственного поля, он же пирамидно-стриарный._

Р — уровень действий, он же теменно-премоторный, кортикальный._

Е — высший кортикальный уровень символических координации и психологической организации движений._

Фоноритмические движения имеют не только механическое и физическое воздействие, приводят к мышечной релаксации или активизации и общему успокоению, снятию усталости, утомляемости, агрессии. Это способствует развитию сложных точных движений, согласованности движений разных частей тела, зрительно-моторной и слухомоторной координации, ориентации в пространстве.

Вместе с другими коррекционно-развивающими занятиями для детей с нарушениями речи уже несколько лет успешно проводятся занятия по фонетической ритмике по верботональному методу, основанный на связи речи и произношения с ритмом и движениями тела.

Многим детям с нарушением слуха или, например, у ребенка нет нарушения физического слуха, а страдает сенсорное звено восприятия речи, легче усвоить и произносить тот или иной звук по движениям. Обязательное условие занятий — создание эмоционально-положительного фона, активное использование жестов, мимики, интонации.

Многие из детей используют верхнегрудное (ключичное) дыхание, характеризующееся укороченными поверхностными движениями. Неправильное дыхание приводит к напряжению и поднятию грудной клетки и плеч. Изначально в работе по включению фонетической ритмики в коррекцию детей обучают правильному дыханию. Затем идёт знакомство со звуком или буквой и выполнение игровых упражнений.

Порядок двигательных упражнений соединяется с проговариванием, и успех в выполнении этих задач, в том числе, зависит и от педагога, проводящего эти занятия. Он должен сам двигаться естественно и раскованно. Его речь всегда должна быть образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной. Некая сложность должна быть замаскирована интересом, а ее постепенное преодоление стимулировано желанием получить результат.

Эта работа входит составной частью в общую программу коррекционно-развивающей работы и является вспомогательным средством, отнюдь не заменяя традиционные подходы, а лишь дополняя их.

Система коррекционно-развивающей работы основана на методе замещающего онтогенеза А. В. Семенович, который опирается на принципы строения, развития и реабилитации высших психических функций и предполагает комплексную нейропсихологическую коррекцию и абилитацию процессов развития дошкольников с нарушениями речи.

Логопедические группы детского сада реализуют программу коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, что обязательно учитывается при разработке фоноритмических занятий. Коррекционно-развивающие фоноритмические занятия проходят один раз в неделю.

Работа с ребенком предполагает не только формирование основных двигательных навыков и коррекцию психомоторных функций, но и закрепление пройденного звукового материала, в соответствие с комплексно-

тематическим планом учителя-логопеда и согласно ему проводит работу с детьми с нарушениями речи, при этом обязательным условием является отработка дома с родителями упражнений, выполняемых на занятии.

Индивидуальная логопедическая рабочая тетрадь включает задания по фоноритмике. Задания, содержащиеся в тетради, помогают закрепить знания, умения и навыки, которые получают дети в процессе занятий.

Комплекс коррекционныхупражнений применяемых на занятии фоноритмики:

Дыхательные упражнения способствуют оптимизации газообмена и кровообращения, обеспечения вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной саморегуляции.

Дыхательные упражнения входят в структуру занятия и предшествуют другим упражнениям. Детей обучают четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох-задержка-выдох-задержка». Вначале каждый из них может составлять 2-3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек.

В процессе последующей коррекции отработанные и закрепленные (автоматизированные) дыхательные упражнения сочетаются с любым из описываемых ниже заданий, под непосредственным контролем специалиста.

Растяжки - это упражнения, направленные на отработку ощущений на своем теле и ригидности зажимов. Гимнастические упражнения для тренировки базовых рефлексов, мышц тела, ног, спины могут выполнять различные функции: растягивание и расслабление отдельных групп мышц или суставов. Артикуляция гласных отрабатывается в процессе фонетической ритмики, например: «а» - разводим руки вперёд и в стороны; «у» - плавные движения отдельных рук вперёд; «о» - плавные движения обеих рук в стороны вверх; «и» - плавные движения рук в стороны; «э» - плавные движения рук в стороны вниз; «ы» - присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.

Затем гласные отрабатываются с другими правильно произносимыми звуками совместно с движениями. Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д. Речевой материал подбирается с учётом произносительных возможностей детей, так же в течение курса изменяется, усложняется. Затем направляется на решение различных задач (например: автоматизация определённого звука, работа над интонацией и слитностью речи, работа над темпом, работа над голосом и т. д.). В работе с детьми с нарушениями слуха важен навык воспроизведения ритмов. При работе над ритмом используются отхлопывания и прыжки. Допускается также отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету.

Фонетическая ритмика способствует расширению сенсомоторного опыта, выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Для занятий подходят все комплексы артикуляционной гимнастики, предпочтение определяется исходя из нарушений звукопроизношения ребенка, стадии формирования звука, лексико-тематического плана логопед.

Работа с артикуляцией трудна по той причине, что она требует постоянного повторения. Во время занятий фонетической ритмики используют упражнения, связанные с речевым аппаратом. Это усиливает мотивацию ребенка и дает быстрый коррекционный эффект.

Применяются так же и упражнения для развития кинестетических и кинетических возможностей: тренировка нижней челюсти, губных мышц, мышц языка. Упражнения направлены на формирование динамической организации двигательного акта, ловкости. Развитие ловкости - одна из наиболее важных задач психомоторной коррекции, способствующая развитию высших психических функций.

Кроме того, во время занятий фонетической ритмики выполняются упражнения для развития глазодвигательных возможностей. Позже это задание усложняют, подключая руку ребенка - теперь он пробует перемещать предмет сам и сам следит за ним взглядом. Полезно совмещать эти упражнения с дыхательными по следующему алгоритму: глубокий вдох - движение, задержка дыхания - остановка, свободный выдох с произнесением звука или звукосочетания- возврат в исходное положение.

Пальчиковая гимнастика - упражнения для кистей рук, статические и динамические упражнения для пальцев, способствующие развитию мелкой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения. Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Стимулирование ориентации в пространстве. Ритмическое упражнение в сочетании с произнесением фонем, слов, фраз - это всегда работа в пространстве. Учась этому, ребенок закрепляет понятия «вправо -влево», «вверх - вниз», учится ориентироваться в пространстве и направлении, на опыте постигая побуждающую к действию мотивацию.

Релаксация проводится в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Интеграция в теле -релаксация, самонаблюдение, воспоминания событий и ощущений - является частью единого процесса. Тем самым снимается накопившееся во время занятия напряжение, и восстанавливаются силы.

В дошкольный период особое место занимает использование фонетической ритмики как одного из эффективных средств работы над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Двигательные возможности маленького ребенка постепенно развиваются, и подражание движениям (не только крупным, но и мелким, в том числе и артикуляционным) становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение. С помощью фонетической ритмики на групповых и индивидуальных занятий у детей развиваются восприятие и воспроизведение речи . Разработка и использование фонетической ритмики основываются на слуховом восприятии, которое является основным в коммуникации. Интонация речи основывается на составлении ритма, паузы, время. Артикуляционная

моторика и моторика рук находятся в прямой зависимости (доказана связь учёными), поэтому развитие движений и правильное их использование у детей, имеет важное значение в обучении произношению.

Итак, фонетическая ритмика - один из эффективных методов психомоторной коррекции нарушений звукопроизношения. Процесс совмещает в себе воздействие ритма движения, дыхания и специально подобранных фоноритмических упражнений. На занятиях реализуется принцип взаимосвязи телесного и психического - через движения, выполняемые ребенком, осуществляется целенаправленное воздействие на развитие его конкретных физических качеств и психических функций. Этот метод коррекции всегда является комплексным, даже когда идет упор на тренировку моторики.

Положительное влияние достигается с помощью ритмически упорядоченной моторной и сенсорной нагрузки на ребенка. Разнообразие движений обеспечивает развитие звуковой стороны речи дошкольника. Фонетическая ритмика - один из эффективных приёмов, входящих в работу по формированию произношения и играет существенную роль, как в коррекции речи детей, так и в развитии у них естественности движений, а также тренировки памяти. Раскованность и непринуждённость , приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства артикуляционных органов.

Выводы. Эффективность занятий фонетической ритмики, способствующей развитию звуковой стороны речи у дошкольников, выявлена. Итак, можно сделать следующие выводы:

1. Занятия фонетической ритмикой дают возможность максимально приблизить речь дошкольников с нарушением речи к нормально развивающейся. Речевое дыхание нормализуется. Темп речи приближается к нормальному. Сила и высота голоса устанавливается . Речь становится интонационно и эмоционально окрашенной. Занятия фонетической ритмикой расширяют кругозор учащихся с нарушением речи, обогащают их словарь. На каждом занятии тренируется слуховое внимание, идёт развитие фонематического восприятия.

2. Также положительно влияют двигательные упражнения на физическое развитие детей.

3. Занятия способствуют творческому и эстетическому развитию. У детей зарождается умение работать коллективно, а также дети учатся относиться друг к другу внимательно, с уважением. Развивается память дошкольников.

Литература:

1. Современное состояние и тенденции развития специальной педагогике и психологии: Материалы Всероссийской научной конференции молодых учёных (28-30 марта 2016 г., дефектологический факультет МШУ): сборник статей / под ред. А.В.Кротковой, И.Н.Нурлыгоянова, Т.А.Соловьёвой. - М. - Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 337 с.

2. Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; Ин-т спец.образования, - Екатеринбург, 2013, - №2 (30). - 132 с.

3. Ступак Л. А., Огородова И. С., Челышева А. А., Кимяева С. А. Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 371-374.

4. Формирование личностных универсальных учебных действий во внеурочное время: сборник учебно-методических работ / под ред. В.Л. Казанской, И.Н. Нурлыгоянова, Л.И. Руленковой. - М. - Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 145 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Заварина Светлана Юрьевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Ермолинская Елена Александровна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация. В данной статье авторами выделены особенности современной социокультурной ситуации как фактора появления потребности в инклюзивном образовании, рассматривается роль и значение видов искусства в образовательном процессе как инструмент снятия негативных влияний среды и потенциальных возможностей искусства, взаимодействия разных видов художественной деятельности в области общего развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, как условия сохранения индивидуальности каждого ребенка.

Ключевые слова: социальная педагогика, инклюзивное образование, полихудожественность, обучение, воспитание, физиология, эмоционально-образная сфера, художественное воспитание.

Annotation. In this article, the author highlights the peculiarities of interaction between different types of artistic activities in the field of overall development of children of preschool and younger school age as a condition of maintaining the individuality of each child, features of the current sociocultural situation as a factor in the emergence of the need for inclusive education, the role and importance of arts in the educational process as an instrument for removing negative environmental influences and the potential of art. The preservation of this author is because of how and how organized the process and conditions of training and education.

Keywords: inclusive education, social pedagogy, polyodontidae, education, physiology, emotional-imaginative sphere, art education.

Введение. Современный мир настолько динамично развивается, изменяется, эволюционирует, что маленькому ребенку надо сильно постараться, чтобы органично вписаться в этот сложный, многогранный, многоликий мир взрослого. Данные усилия требуют от него напряжения всех жизненных сил. Результаты гармоничного вхождения в мир взрослых у каждого индивида будут свои. Различие способности познания мира, освоения окружающей действительности во многом зависит от уровня психолого-физиологического потенциала конкретного ребенка. Учитывая природные задатки индивида и то, что человек-существо социальное, а также то, что он является продуктом определенных социальных и экономических условий, «маршрут» развития каждого ребенка может разительно отличаться и отличается один от другого, что делает каждого из них неповторимым, уникальным. Под «маршрутом» развития или становления личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.