Научная статья на тему 'Логопедическая ритмика в комплексной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста'

Логопедическая ритмика в комплексной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2059
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / SPEECH RHYTHMIC / A GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / OLDER PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Кадикина Марина Вадимовна

В статье отражены результаты теоретического анализа и экспериментального исследования влияние логопедической ритмики на преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH THERAPY RHYTHM IN THE INTEGRATED WORK TO OVERCOME THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH IN CHILDREN OF OLDER SCHOOL AGE

The article reflects the results of theoretical analysis and experimental research on the effect of speech rhythmic on overcoming the general underdevelopment of speech in children of middle preschool age.

Текст научной работы на тему «Логопедическая ритмика в комплексной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста»

7. Жулина Е. В. Инновационная деятельность в образовании. Сборник статей по материалам IV региональной научной конференции (30 октября 2017 г.). - НН: 2018 г., с. 18 - 23

8. Жулина Е. В. К вопросу коррекции средствами сказки недостатков связной речи у детей с общин недоразвитием речи. Ж-л Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4

9. Зинкевич - Евстигнеева Т. Б. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2016. 320 с.

10. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Альянс, 2013.

11. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб., 1997.

12. Ушакова, О.С. Связная речь / О.С. Ушакова // Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 3 -е изд. М. Просвещение, 1994

13. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада — М., 1999. — с. 36-112

Педагогика

УДК: 376.37

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Кадикина Марина Вадимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье отражены результаты теоретического анализа и экспериментального исследования влияние логопедической ритмики на преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: логопедическая ритмика, общее недоразвитие речи, старшие дошкольники.

Annоtation. The article reflects the results of theoretical analysis and experimental research on the effect of speech rhythmic on overcoming the general underdevelopment of speech in children of middle preschool age.

Keywords: speech rhythmic, a general underdevelopment of speech, older preschoolers.

Введение. Возраст от пяти до семи лет характеризуется высоким уровнем развития речи. В этот период старшие дошкольники должны грамотно строить развернутые предложения, хорошо уметь пересказывать небольшие тексты и понимать то, что говорят. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать интонацию речи, ее темп и ритм, силу голоса. Также старшие дошкольники активно осваивают разные типы текстов и письменную речь. К сожалению, в настоящее время возрастает число детей, у которых возникают трудности в произношении отдельных звуков, в понимании написанного текста, в правильном выражении собственных мыслей и желаний, неправильно строят предложения и могут совершать ошибки в образовании различных грамматических форм. Так проявляется общее недоразвитие речи у старших дошкольников.

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста может выражаться как в полном отсутствии общеупотребительной речи, так и в наличии элементов лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Однако, несмотря на различную выраженность признаков ОНР, страдающие им дети, как правило, отличаются поздним развитием речи, ограниченным словарным запасом, выраженным аграмматизмом, а также недостаточностью звукопроизношения и фонематического восприятия.

В таком случае, детям необходима помощь специалиста - логопеда, которая осуществляется в специализированных детских садах и учреждениях дополнительного образования. Одним из элементов коррекционной педагогики является логопедическая ритмика. Она объединяет такие компоненты как речь, музыка и движение.

Изложение основного материала статьи. Актуальной проблемой современной логопедии является значение логоритмики в комплексной работе по преодолению общего недоразвития речи (ОНР) у детей среднего дошкольного возраста.

Исследования по применению логопедической ритмика для детей старшего дошкольного возраста проводились еще в XIX веке. Первым кто выделил музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики был Жак-Далькроз. И только в 30-е годы сформировалась как особое направление и до сих пор развивается благодаря таким основоположникам, как В.А. Гиляровский, В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Г.А. Волкова и др. Они подчеркивали, что занятия логопедической ритмикой воздействуют на физическое, умственное и эстетическое воспитание ребенка.

В настоящие время в логопедической работе с детьми с ОНР вопрос выбора средства комплексной коррекции данной речевой патологии является актуальным. Дело в том, что ОНР является стойкой и тяжелой формой нарушения речи, при которой страдает не только речевая коммуникация, но и все виды моторики (общая, мелкая, артикуляторная, мимическая). Кроме того, формируется вторичная интеллектуальная недостаточность - многие дети-логопаты остаются не говорящими или почти не говорящими вплоть до поступления в школу, страдает взаимодействие ребенка с миром: не развивается в должной мере познавательная деятельность. Было принято решение сконцентрировать внимание именно на безречевых детях с ОНР первого уровня, так как этот случай является самым сложным.

Одним из традиционных и достаточно эффективных методов воздействия, способствующих преодолению моторных нарушений, является логоритмика, которую мы решили включить в модель комплексной коррекции ОНР первого уровня в данном исследовании. Для решения речевых и неречевых проблем у детей старшего дошкольного возраста, была разработана модель комплексной коррекции, включающая собственно логопедические занятия и логоритмические.

Цель исследования: теоретически и эмпирически изучить особенности речевого и моторного развития у старших дошкольников с ОНР первого уровня, разработать и внедрить модель комплексной коррекции моторики, включив в нее логоритмику.

Объект исследования: речевое и моторное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: модель комплексной коррекции ОНР первого уровня с включением в работу логоритмики.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что через активизацию всех видов моторики во время логоритмических занятий возникает интенсивное воздействие на двигательные центры и центр Брока, что стимулирует речедвигательный анализатор речи, за счет чего эффективность логопедической коррекции ОНР первого уровня значительно повышается.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования обозначились следующие задачи:

1. Проанализировать теоретическую базу в логопедической, психологической, психолингвистической, медицинской и другой специальной литературе по проблеме исследования.

2. Подобрать, обосновать и провести методики изучения речевых и моторных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать и апробировать модель комплексной коррекции ОНР первого уровня для безречевых детей старшего дошкольного возраста с включением логоритмики, выявить ее эффективность.

В рамках теоретического анализа литературы по обозначенной теме была представлена характеристика речевого и психомоторного развития безречевых детей с ОНР первого уровня. Изучению ОНР первого уровня посвятили значительное время такие видные исследователи, как Роза Евгеньевна Левина, Валентина Константиновна Воробьева, Галина Анатольевна Волкова, Валерий Анатольевич Ковшиков и другие. Дети при сохранном слухе и интеллекте значительно отстают в овладении всеми компонентами речевой системы и моторном развитии от нормально развивающихся сверстников. У безречевых детей с ОНР первого уровня речь представляет собой отдельные лепетные слова и аморфные корни, сильно нарушена мелкая моторика вплоть до невозможности выполнения обиходных действий (открыть кран, застегнуть пуговицы).

Установлено, что дополнительные затруднения в овладении родной речью обусловлены наличием у детей с ОНР первого уровня вторичных отклонений в развитии восприятия, внимания, памяти, воображения и других психических процессов, а также быстрой утомляемостью. Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Эти особенности мы учитывали при выборе диагностических методик и составлении модели комплексной работы.

Логоритмические занятия позволяют коррегировать индивидуально-психологические нарушения детей с ОНР первого уровня и способствуют расширению и активизации словарного запаса, стабилизации психики, увеличивают диапазон двигательных действий.

На этапе констатирующего эксперимента перед нами стояла цель изучить речевые и моторные нарушения у старших дошкольников с моторной алалией, сравнить их с нормой развития. В соответствии с этой целью были сформулированы следующие задачи:

1. Подобрать методики исследования речевого и моторного развития детей.

2. Провести диагностики речевого и моторного развития детей без патологии и детей с моторной алалией.

3. Провести сравнительный анализ и выявить речевые и моторные особенности детей с диагнозом моторная алалия.

В рамках констатирующего эксперимента были подобраны и проведены диагностические методики обследования состояния речи и моторики у старших дошкольников с логопедическим заключением «ОНР I уровня». При выборе методик диагностики уровня развития речи и моторики у безречевых детей старшего дошкольного возраста учитывалась необходимость получения наиболее целостной оценки их способностей. Для достижения задач данного исследования были выбраны методики обследования уровня речевого развития (сборник программ по коррекции нарушений речи под ред. Г.В.Чиркиной: в ходе индивидуальной диагностики выяснялось понимание названий и действий, коротких текстов, состояние активного словаря и навыков речевого подражания) и уровня моторного развития (для оценки состояния крупной, мелкой, артикуляционной и мимической моторики использовались схемы из учебного пособия «Логопедическая ритмика» Г.А.Волковой).

Следуя данным, полученным в ходе обследования детей с ОНР первого уровня по схеме Чиркиной В.Г., мы выяснили, что 95% безречевых детей имеют низкий уровень освоения и владения родной речью и лишь один ребенок (5%) показал средний результат. Детям сложно понять устные инструкции, пространственно-временные отношения, запомнить и повторить за логопедом фразу или простое предложение.

Отражены двигательные навыки (пройти по траектории, постоять на одной ноге, выполнить ряд движений по устной команде и др.) детей с нормой развития и детей с моторной алалией и I уровнем речевого развития. Наибольшие трудности у детей вызвали задания, связанные с мелкой моторикой, выполнением последовательности действий. Низкий уровень психомоторного развития показали семнадцать дошкольников (85%) из группы детей с моторной алалией, средний уровень - три человека (15%).

Оценка результатов констатирующего эксперимента позволила выявить основные недостатки речи и моторики детей с ОНР первого уровня: многочисленные пропуски звуков; грубое нарушение слоговой структуры; грубые (весьма обильные и многообразные) нарушения звукопроизношения; речевой негативизм; застенчивость и робость; невротическая и неврозоподобная симптоматика. Также можно выделить такие речевые и психолого-педагогические особенности детей с диагнозом алалия, как затруднение узнавания знакомых слов. Неустойчивость значений слов, нечеткость произношения приводят к тому, что дети действуют по словесной инструкции неуверенно, не могут длительно слушать, когда им читают или рассказывают. Таким образом, результаты данного эксперимента выявили необходимость разработки новой модели комплексной коррекции моторной алалии у детей старшего дошкольного возраста.

Цель, которую мы поставили перед собой на этапе формирующего эксперимента, - разработать и апробировать авторскую модель комплексной коррекции ОНР первого уровня у детей старшего дошкольного возраста, включив в нее логоритмику.

Авторская модель комплексной коррекции речевых нарушений у безеречевых детей старшего дошкольного возраста была разработана на основе программы логопедической работы с детьми с I уровнем

речевого развития из сборника под редакцией Т. Б. Филичевой. Наша модель включала собственно логопедическую работу и логоритмику - обе эти формы работы велись параллельно. Было проведено 32 собственного логопедических индивидуальных занятий и 32 групповых занятий логоритмических занятий, продолжительностью 30 минут в течение учебного года (с конца сентября по середину мая). Формирующий эксперимент состоял из трех этапов: вводного, активизирующего и заключительного. Особое внимание во время логоритмической работы было уделено упражнениям, направленным на коррекцию всех видов моторики - крупной, мелкой, артикуляционной и мимической. Точно так же, как и в собственно логопедической работе, содержание включало развитие понимания речи и развитие активной подражательной деятельности с акцентом на предметы и действия.

По результатам апробации авторской логопедической программы был проведен контрольный эксперимент. В контрольной группе улучшили свои показатели в общей сложности шестеро детей (60%), в экспериментальной - семеро (70%). Повторное обследование состояния моторики лиц с речевыми нарушениями (по учебнику «Логопедическая ритмика» Волковой Г.А.) после завершения эксперимента также показало положительную динамику в обеих группах. В контрольной группе вместо двоих детей со средними показателями их стало пятеро, низкий результат остался у пятерых вместо восьми. В экспериментальной группе восемь детей показали средний результат, двое - низкий, до проведения эксперимента их было двое и восемь.

Мы видим, что положительная динамика в экспериментальной группе более выражена, чем в контрольной, разница по некоторым параметрам (например, «активный словарь и навыки подражания») более чем двукратная.

Это доказывает эффективность разработанной модели комплексной коррекции ОНР первого уровня у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования нашла свое подтверждение: через активизацию всех видов моторики во время логоритмических занятий возникает интенсивное воздействие на двигательные центры и центр Брока, что стимулирует речедвигательный анализатор речи, за счет чего эффективность логопедической коррекции моторной алалии значительно повышается.

Выводы. Таким образом, использование логопедической ритмики в коррекционной работе у детей старшего дошкольного возраста, способствует реализации основной задачи: развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию моторного развития детей.

Литература:

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие / Воробьева В.К. - М.: МПСИ, 2016. - 328 с.

3. Выготский Л.С. Вопросы изучения детской психологии. - СПб.: Лань, 2013. - 356 с.

4. Гуцу, Е.Г., Няголова, М.Б. Проектирование учебного занятия в вузе на основе компетентностного подхода // Вестник Мининского университета. 2017. № 2

5. Жулина Е.В. Соловьева Н.Н. Логопедическая ритмика как средство коррекции просодики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-2. С. 79-82.

6. Кузнецова Е.Н. Логоритмические занятия // Дошкольное воспитание. - 2013 - №3.

7. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Федоренко и др. - М.: Просвещение, 2014 - 442 с.

8. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Центр- пресс, 2013. - 256 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород);

магистрант Теремец Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ

РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье раскрыто значение фонетической ритмики, направленной на развитие и коррекцию речи при помощи сочетания движений и произнесения определенного речевого материала, в логопедической работе с детьми с нарушением звуковой стороны речи. Упражнения на занятиях по фонетической ритмике направлены на формирование основных компонентов речи у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: фонетическая ритмика, значение фонетической ритмики, нарушение звуковой стороны речи, работа над произносительной стороной речи, восприятие и воспроизведение речи, логопед-дефектолог.

Annotation. The article reveals the meaning of phonetic rhythmics aimed at the development and correction of speech by means of a combination of movements and pronouncing a certain speech material in speech therapy with children having the sound speech disorders. Phonetic rhythmics exercises aim to the formation of the main components of speech in preschool children.

Keywords: phonetic rhythmics, meaning of phonetic rhythmics, sound speech disorder, pronunciation training, speech perception and reproduction, speech therapist-speech pathologist.

Введение. Актуальным вопросом логопедии является коррекция разнообразных звуковых нарушений речи. Для достижения положительных результатов в логопедической работе важно четко знать не только структуру дефекта, но и методы и приемы коррекции. Следовательно, проблему выбора модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.