- определить средства и методы, направленные на формирование навыков стрельбы сотрудников органов внутренних дел;
- разработать методику обучения стрельбе сотрудников органов внутренних дел;
- определить эффективность влияния разработанной методики на формирование навыков стрельбы сотрудников.
Предполагается, что разработанная и научно обоснованная методика обучения сотрудников органов внутренних дел позволит определить и практически внедрить в процесс обучения современные критерии оценки и системы контроля готовности сотрудников к стрельбе в реальных условиях оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, а также в дальнейшем использовать разработанную методику обучения стрельбе сотрудников в процессе огневой подготовки.
Литература:
1. Архипов, С.Н. Использование стрелкового тренажера СКАТТ на занятиях по огневой подготовке с сотрудниками спецподразделений // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2014.
2. Гребенюк, С.П. Приемы и правила стрельбы из 9-мм пистолета Макарова (ПМ) и 7,62-мм автомата Калашникова (АКМ), Рязань, 2004.
3. Жадан, В.Н. О современной криминогенной обстановке в России и деятельности правоохранительных органов // Молодой ученый. - 2013. - №8. - С. 290-294. - URL https://moluch.ru/archive/55/7464/ (дата обращения: 18.06.2019).
4. Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 26.02.2006 № 24.
5. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169.
6. Торопов, В.А. Огневая подготовка: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. - 2000. - 368 с.
7. Шестаков, М.П. Методика организации и проведения занятий по огневой подготовке: Учебно-методическое пособие. - Новокузнецк, 2010.
Педагогика
УДК 371
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); магистрант Медведская Ирина Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ИНСТРУМЕНТАРИИ ОЦЕНКИ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ
РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос диагностики уровня развития пересказа у старших дошкольников с ОНР. Предлагается авторская (Жулина Е.В., Медведская И.В.) комплексная диагностическая методика обследования пересказа с позиции основных критериев связной речи (логичность, связность, последовательность).
Ключевые слова: связная речь, ОНР, пересказ, диагностика, дошкольники.
An^tatton. This article discusses the issue of diagnosing the level of retelling by preschoolers with general speech underdevelopment. The authors describe (Zhulina EV, Medvedskaya IV) the comprehensive diagnostic technique for retelling from the standpoint of the main criteria for coherent speech (logic, connectedness, sequence).
Keywords: connected speech, general speech underdevelopment, retelling, diagnosis, preschoolers.
Введение. Дошкольное детство - важный этап в жизни ребенка, который определяет все его последующее развитие.
Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом речевого и психического развития ребенка [2]. К сожалению, не все дети могут качественно построить свое речевое высказывание. Поэтому необходимо своевременно выявить недостатки в речевом развитии и корректировать их.
По уровню развития устной речи в старшем дошкольном возрасте можно судить об общем развитии личности. Алгоритм развития речи представляет собой систематическую работу над ее содержанием, последовательное обучение детей строить предложения, осмысленный подход к подбору слов и их форм, работа над грамотным построением мысли.
Проблема формирования связной речи считается важной в работе с дошкольниками, имеющими проблемы в речевом развитии. Недоразвитие речи влечет за собой сужение знаний об окружающем мире, задержку в понимании необходимости общения, специфичность развития самой речи.
В настоящее время стал очевидным рост количества дошкольников с общим недоразвитием речи, которые испытывают затруднения при составлении пересказа. Общее недоразвитие речи (ОНР) встречается с высокой частотой - до 5-10% детского населения в возрасте до шести лет [8].
Вопросам своеобразия связной речи у детей с ОНР посвятили свои исследования целый ряд известных ученых и педагогов (Глухов В.П., Левина Р.Е., Чиркина Г.В., Жукова Н.С. и другие).
В теоретической и методической литературе существует несколько методик диагностики монологической и диалогической речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР), одним из разделов которых является исследование способности к пересказу.
В современной логопедии существуют разнообразные методики обследования степени развития связной речи, пересказа в частности.
Работа по формированию и разработке новых диагностических методик обследования пересказа продолжается и в настоящее время.
К наиболее известным в логопедической практике можно отнести методики В.П. Глухова, В.К. Воробьевой, Т.А. Фотековой, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, анализ заданий которых представлен в данной статье.
Изложение основного материала статьи. Умение говорить - это возможность, которая дана только человеку. На становление речи оказывают влияние многие психические процессы, такие как восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Однако и сами психические процессы формируются с помощью речи. Благодаря речи происходит общение между людьми. Она имеет немаловажную роль в регулировании поведения и всестороннем развитии ребенка. Исходя из этого и необходимо говорить о важности своевременного развития всех компонентов речевой системы [61.
Развитая монологическая и диалогическая речь является главным показателем развития речи ребенка. Развитая связная речь позволяет ребенку лучше формулировать собственные мысли, дает больше возможностей для познания окружающего мира, помогает строить отношения со сверстниками и взрослыми, способствует полноценному психическому развитию. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о необходимости своевременного развитии речи дошкольников, ее совершенствовании, предупреждении появления нарушений и их своевременное исправлении. Становление связной речи у детей даже при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии является сложным процессом и еще сложнее, если у ребенка фиксируется общее недоразвитие речи (ОНР) [51.
Развитие связной речи - одно из главных направлений в коррекционном обучении детей с общим недоразвитием речи. Особое внимание уделяется развитию монологических способностей, программированию высказываний, составлению рассказов и пересказ. Чтобы наиболее эффективно преодолеть речевое недоразвитие и подготовить детей к школе, необходимо качественно развивать у детей монологическую и диалогическую речь [4]. Для современных детей дошкольного возраста компьютер и телевизор, к сожалению, стали заменять чтение книг. Дети, которые просто сидят и смотрят мультипликационные фильмы, ограничивают тем самым развитие собственной речи. Они затрудняются в пересказе, рассказывании, имеют небольшой словарный запас. В настоящее время возникает потребность в рассмотрении недостатков развития пересказа у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, так как для своевременной коррекции дефектов речи обязательно надо учитывать все имеющиеся специфические особенности у детей. Степени развития и качественным характеристикам пересказа посвящены многочисленные работы в современной лингвистике, психолингвистике и психологии [7]. Рассмотрением вопроса о проблемах в развитии пересказа занимались уже достаточно давно многие исследователи. Среди них можно выделить С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Т.В. Ахутину, В.П. Глухова и других. В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.И. Лалаева в своих исследованиях указывают на существующие проблемы в фонетике, лексике и грамматике, проявляющиеся в пересказах детей [7].
Пересказ - это «связное последовательное изложение художественного текста, передача содержания с использованием готовых, данных автором речевых форм» [7]. Пересказ всегда рассматривают как более легкую речевую деятельность, чем рассказ. Дошкольник с ОНР при пересказе использует уже готовую речевую форму автора или педагога.
Здесь возникает вопрос о необходимости осмысления ребенком с общим недоразвитием речи самого текста, его свободная передача без изменения основной лексики автора, еще и сочувствие героям. Важно отметить, что запоминание большого объема школьной программы связано с пересказом.
В настоящее время существует много разных диагностических методик качественного и количественного анализа уровня развития монологической речи детей, умения детьми пересказывать тексты. Одним из критериев при подборе методики является цель исследования, возрастные особенности детей и доступность исследования.
При обследовании пересказа определяют умения детей по составлению разных видов пересказа, в каждом из которых учитывают следующие умения:
1. При пересказе литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику героев.
2. Умение полно и последовательно излагать пересказ, видеть начало, середину и конец рассказа.
3. Умение пересказывать от разных лиц героев.
• Высокий уровень - ребенок умеет полно передать текст с выраженной интонацией. Ребенок правильно определяет начало, середину и конец текста, умеет передавать текст от любого действующего героя рассказа, может озаглавить текст, так как понял основную мысль автора.
• Средний уровень - ребенок по дополнительным вопросам передает текст произведения, вызывают затруднения у ребенка переход от одной части к другой. Не может определить конец или начало текста. Речь ребенка не отличается яркой выразительностью. Передает текст только от автора. Озаглавливает текст с помощью наводящих вопросов.
• Низкий уровень - ребенок с трудом пересказывает текст даже с помощью взрослого. Словарный запас ниже нормы. Нет интонации и выразительности в передаче текста. Не умеет определить начало, середину и конец текста. Не передаёт текст от имени героев.
Самой известной методикой исследования умения пересказать текст является методика В.П. Глухова.
В основе разработанной авторской (Жулина Е.В., Медведская И.В.) комплексной методики обследования пересказа с точки зрения основных характеристик связной речи у детей с ОНР лежат задания и критерии оценки из классических методик Глухова В.П [3], О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, В.К. Воробьевой [1], Фотековой Т.А., Н.С. Жуковой.
В целях комплексного обследования пересказа детей используется серия заданий, которая включает:
1. Пересказ знакомой сказки.
2. Пересказ прослушанного рассказа.
3. Подробный пересказ.
4. Краткий пересказ.
5. Выборочный пересказ.
6. Пересказ с использованием предметных картинок.
Материал: тексты (сказка К. Ушинского «Спор животных», адаптированный рассказ «Дремучий медведь» (по К.Г. Паустовскому), рассказ «Дружок и Пушок»), предметные картинки по сказке «Репка» и любые предметные картинки, не связанные с данной сказкой.
Описание заданий:
Первое задание позволяет определить возможности дошкольника в воспроизведении небольшого по объему и простого по структуре текста. Два раза читается сказка «Репка». Перед вторым чтением дается напоминание о дальнейшем пересказе.
Второе задание позволяет определить, насколько развито умение последовательно передавать структуру текста, содержание целого текста и отдельных частей.
Читается сказка К. Ушинского «Спор животных» и после чтения ребенку задается вопрос: «О чем эта сказка?». Затем предлагается пересказать текст.
Целью третьего задания является выявление репродуктивных возможностей детей. Ребенку дважды читается адаптированный рассказ «Дремучий медведь» (по К.Г. Паустовскому). Перед повторным чтением рассказа ребенку дается напоминание о дальнейшем полном пересказе. В данном задании допускаются дополнительные вопросы с целью уточнения понимания ребенком содержания рассказа.
Четвертое задание помогает определить умение выделять главное в тексте. Ребенку предлагается дать короткий пересказ рассказа «Дремучий медведь».
Пятое задание помогает оценить умения пересказывать текст выборочно.
Ребенку предлагается прослушать рассказ, а затем пересказать сначала о собаке, затем о коте.
Собака и кот.
У Миши есть собака и кот. Собака белая, а кот серый. Когда Миша идет гулять, собака бежит с ним, а кот ждет их на окошке. Собака и кот живут дружно. Собака любит грызть кости, а кот лакает молоко. Ночью собака не спит, сторожит дом, а кот пугает мышей.
Примерный пересказ ребенка:
а) Собака мохнатая, лает, кусает. Она как сторож с ружьем. Любит кота.
б) Кот серый. Котик пьет молоко, и я люблю молоко.
Шестое задание выявляет умение ребенка пересказывать текст, используя предметные картинки.
Ребенку предлагается для прослушивания сказка или рассказ (знакомый и незнакомый), а потом ответить на вопросы по содержанию и пересказать текст. В этом задании используются предметные картинки. Перед ребенком раскладывают разные картинки и предлагают выбрать те, на которых изображены предметы их прочитанной сказки.
Анализируя речь дошкольников с ОНР необходимо сравнить полученные результаты обследования с символическим эталоном нормы. В качестве символического эталона рекомендуется схема развития детской речи в норме, предложенная Гвоздевым А.Н. С помощью данной схемы можно определить степень недоразвития речи, сформированность всех компонентов языка.
Анализируя пересказ ребенка, основное внимание следует обратить на содержание текста, на связность, логичность и последовательность между словами, между предложениями и между частями текста. Необходимо отметить наличие смысловых пропусков, повторов, паузы, аграмматизм, а также степень самостоятельности и выразительность речи.
Разработанное авторами статьи комплексное обследование пересказа позволяет оценить связность речи с позиции ее основных характеристик. Основными критериями оценки являются: логичность, связность, последовательность, правильность (лексика и грамматика), самостоятельность, выразительность.
Используется балловая система, которая учитывает уровень выполнения задания: хороший - 4, удовлетворительный - 3, недостаточный - 2, низкий - 1. Баллы помогают наглядно оценить возможности ребенка в составлении пересказа текста, а в динамических исследованиях показать степень овладения навыками пересказа в целом.
Сумма баллов в границе 24-20 балла соответствует "хорошему" уровню навыка пересказа, от 14 до 18 соответствует "удовлетворительному " уровню, от 9 до 12" - недостаточному" и от 1 до 6 - "низкому".
Например, к несущественным нарушениям связности можно отнести пропуски отдельных, важных для передачи смысла, слов, фраз, нечастые случаи отсутствия смысловой и синтаксической межфразовой связи. При существенных нарушениях связности фиксируется отсутствие в пересказе смысловой и синтаксической связи между рядом стоящими фразами, пропуск слов или частей текста, нарушение логической связи между частями текста. Отсутствие какой - либо части текста, отсутствие логической связи между смежными предложениями, незаконченность частей текста, сочетание разных недостатков свидетельствуют о существенных нарушениях связности рассказа [3].
Примерная схема оценки пересказа по основным характеристикам связной речи для детей с ОНР
третьего и четвертого уровня
Критерии оценки пересказа Характеристика Баллы
Логичность Полностью передается содержание текста. Ребенок понимает тему рассказа. Воспроизведены все основные смысловые звенья. Умение выделить основную мысль текста и его озаглавить. Полностью передается содержание текста. правильно определяет начало, середину и конец текста, единичные смысловые несоответствия. Пересказ неполный. Тема рассказа понята, но пересказ краткий. Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или изменение смысла, или появление посторонней информации противоречивость слов в предложении. Ребенок не может озаглавить текст, т.е не видит основную мысль автора. Задание не выполнено. 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов
Последовательность Самостоятельный пересказ основных частей текста в правильной последовательности, со структурной соотнесенностью (н с к). В пересказе встречаются слова и выражения автора. Умение выделить начало, середину и конец текста и их пересказать. Незначительные сдвиги структурных частей Изменения в последовательности каких-либо частей. Перечисление небольших эпизодов или действий. Нарушение структуры текста. Не выделяется ни одна часть текста. Неумение озаглавить текст. Пропуски частей текста Задание не выполнено. 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов
Связность Соблюдается связность изложения. Воспроизведены все основные смысловые звенья. Наблюдается связь между словами, фразами, предложениями и частями текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения. Используются самостоятельные и зависимые предложения. Связность изложения значительно нарушена. В межфразовой связи используется повтор одного и того же слова («жесткий» способ связи). Неоднократные нарушения связности при воспроизведении текста. Нарушение синтаксической связи между предложениями, аграмматизм. Задание не выполнено. 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов
Самостоятельность Пересказ полностью самостоятельный. Пересказ с небольшой помощью в виде наводящих вопросов или после дополнительного чтения текста. Пересказ только после дополнительных вопросов. Пересказ с дополнительными вопросами и только после повторного чтения текста. Задание не выполнено. 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов
Выразительность Ребенок передаёт текст с выраженной интонацией. Использует метафоры и сравнения, легко изменяет темп речи, высоту голоса, управляет силой голоса делает переходы от громкого звучания к тихому, и наоборот. При пересказе соблюдает паузы. Изменение высоты, силы голоса доступно только после указаний педагога. Выразительность интонации присутствует. Бедная интонация. В пересказе не использует сравнения, метафоры. Задание не выполнено. 4 балла 3 балла 2 балл 1 балл 0 баллов
Правильность (Лексика и грамматика) В пересказе отсутствуют логические и грамматические ошибки. Для связи предложений используются местоимения, наречия, союзы и т.д. В пересказе нет аграматизмов, но заметно одинаковое построение высказываний, поиск слов. Наличие аграмматизмов, частые повторы, неправильное использование слов. В пересказе отмечено множество аграмматичных словосочетаний, предложений. Задание не выполнено. 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов
Выводы. Разработанная авторская комплексная методика обследования пересказа позволит выявить проблемы в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3-4 уровня). Данная комплексная методика дает возможность проанализировать проблемы в развитии связной речи с позиции основных ее критериев (логичность, связность, последовательность). Учитывая, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого и психического развития ребенка, важно именно в этот период своевременно выявить недостатки в речевом развитии и корректировать их.
Литература:
1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. - М., Транзиткнига, 2006. - 158 с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Л.С. Выготский. - М., Лабиринт, 1999. - 352 с.
3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
4. Жулина Е.В. Развитие речи в условиях онто и дизонтогенеза. Учебное пособие. Мининский университет. - Том. Часть 1, Н. Новгород. 2019, 96 с.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. - М.: «ГНОМ и Д», 2003 - 48 с.
6. Коррекция нарушения пересказа у детей с общим недоразвитием речи Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=582949 © Библиофонд
7. Флотская, Н.Ю. Особенности развития навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня / Н.Ю. Флотская. Источник: //https://docviewer.yandex.ru/view/745652221/ SWorld - 16-28 June 2015
8. Шалимов В.Ф. Опыт применения препарата «Тенотен детский» в терапии задержек речевого развития у детей / В.Ф. Шалимов // Детская и подростковая реабилитация. - Москва: Общероссийский общественный Фонд «Социальное развитие России», 2013 - № 2 - С. 53-60.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Рожкова Наталья Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье изложен материал посвященный использованию логопедической ритмимики как способа коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста. На основе анализа специальной литературы раскрыты понятие дизартрии и сущность логоритмики. Доказана эффективность использования логоритмических занятий с дошкольникольниками с дизартрией.
Ключевые слова: дизартрия, причины дизартрии, логопедическая ритмика, лечение дизартрии.
Annоtation. The article presents the material devoted to the use of logopedic rhythmics as means of correction of dysarthria in preschool children. Based on the analysis of literature revealed the notion of dysarthria and the essence of logarithmic. Proven efficiency logarithmically sessions with preschool children with dysarthria.
Keywords: dysarthria, causes of dysarthria, logopedic rhythmics, treatment of dysarthria.
Введение. На сегодняшний день вопрос о состоянии здоровья и образования всей нации, в особенности, детей дошкольного возраста является не просто актуальным, он является основным при учете современной ситуации. По данным специальных исследований, за последние годы возросло число новорожденных, имеющих перинатальную патологию центральной нервной системы, которая способствует развитию речевых нарушений. Необходимо отметить, что из общего количества детей более 70% рождаются физиологически незрелыми, и 50-70% имеют легкую степень дизартрии. Дизартрия рассматривается как синдром, имеющий сложную структуру, и занимает особое место среди других видов нарушения речи.
Речь является одним из самых мощных стимулов развития для каждого ребенка. Следует иметь в виду, что с помощью неё люди выражают свои чувства, потребности, мысли, эмоции, желания, передают важную информацию, договариваются, а так же делятся жизненным опытом. Следовательно, речь - это основное средство человеческого общения. Любая речевая патология, в том числе дизартрия, может негативно повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка, его поведение, восприятие самого себя.
Возраст от пяти до семи лет характеризуется самым высоким уровнем речевого развития. Дети дошкольного возраста с дизартрией больше всего повержены риску замедления учебного процесса. Этот риск связан как с задержкой формирования речевой системы, так и с трудностями в адаптации в детском саду, школе и обществе в целом. У детей с дизартрией наблюдаются фонетические нарушения, нарушения просодики, атаксия, вегетативные расстройства. Недостатки произношения могут стать препятствием при обучении ребенка, но своевременная коррекция поможет быстрее овладеть навыками чтения и письма [6]. Таким образом, в коррекционной работе с дошкольниками требуется комплексная и инновационная работа по преодолению дизартрии. Логопедическая ритмика, как способ коррекции, обладает большим потенциалом и мультисенсорными возможностями воздействия, которые являются необходимыми для успешного воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями - отмечала Г.А. Волкова [1].
Изложение основного материала статьи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, выстраивать отношения с взрослыми и сверстниками, тем расширенней