Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ АДАПТИВНОСТИ ВЫПУСКНИКА К ОСОБЕННОСТЯМ ГОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА'

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ АДАПТИВНОСТИ ВЫПУСКНИКА К ОСОБЕННОСТЯМ ГОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ГОРНОЕ ДЕЛО / ИНЖЕНЕР / ГОРНОСПАСАТЕЛЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровская Юлия Аркадьевна, Пихконен Леонид Валентинович, Руденко Геннадий Викторович

В рамках статьи обобщен опыт проведения занятий по профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП), обоснована задача практической направленности занятий физической культуры и спорта, регламентирующая, что для выполнения служебных задач будущих горноспасателей, необходима специализированная физическая подготовка, которая обеспечит формирование профессионально важных качеств будущих выпускников - быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции, отработку упражнений на преодоление боязни замкнутого пространства, страха высоты. В рамках подготовки выпускников по специальности Горное дело направленности «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» была апробирована программа ППФП, позволяющая выпускникам подготовиться к особенностям горного производства, проведению спасательных операций в экстремальных условиях, максимально быстро адаптироваться к работе в горноспасательных подразделениях и снизить период адаптации для включения в рабочий процесс для выполнения профессиональных задач. По результатам проведенного эмпирического исследования установлено, что для адаптивности выпускника к особенностям горного производства, необходимо тренировки ППФП максимально приблизить к практическому выполнению профессиональных задач горноспасателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровская Юлия Аркадьевна, Пихконен Леонид Валентинович, Руденко Геннадий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF PHYSICAL TRAINING FOR THE ADAPTABILITY OF A GRADUATE TO THE PECULIARITIES OF MINING PRODUCTION

The article summarizes the experience of conducting classes on professional and applied physical training (PPFP), it justifies the task of practical orientation of physical culture and sports classes, regulating that to perform the official tasks of future mountain rescuers, specialized physical training is necessary, which will ensure the formation of professionally important qualities of future graduates - speed, agility, flexibility, endurance, accuracy of movements, muscle strength, motor reaction, working out exercises to overcome the fear of confined space, fear of heights. As part of the training of graduates in the specialty of Mining with a focus on "Technological safety and mountain Rescue", the PPFP program was tested, which allows graduates to prepare for the peculiarities of mining production, conducting rescue operations in extreme conditions, adapt as quickly as possible to work in mountain rescue units and reduce the adaptation period for inclusion in the workflow for performing professional tasks. According to the results of the conducted empirical research, it was found that for the adaptability of the graduate to the peculiarities of mining production, it is necessary to bring the training of the PPFP as close as possible to the practical implementation of the professional tasks of mountain rescuers.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ АДАПТИВНОСТИ ВЫПУСКНИКА К ОСОБЕННОСТЯМ ГОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА»

3. Предложенная методика позволила улучшить уровень развития специальной выносливости у детей среднего школьного возраста занимающихся легкой атлетикой по отношению к исходному уровню в тесте на 600 м на 2,8 с, в тесте на 800 м на 2,5 с, в тесте на 1000 м на 2,5 с, в тесте на 100 м на 0,41 с.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И.С. Барчуков ; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. - Москва : КНОРУС, 2011. - 368 с.

2. Жилкин, А.И. Теория и методика легкой атлетики : учебник / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук.. - Москва : Академия, 2013. - 464 с.

3. Кадыров, Р.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Р.М. Кадыров, Д.В. Морщинина. - Москва : КНОРУС, 2016. - 132 с.

4. Луценко, С.А. Базовые виды двигательной деятельности и методики обучения: легкая атлетика: учебно-методическое пособие / С. А. Луценко. - Санкт-Петербург : Институт специальной педагогики и психологии, 2008. - 84 с.

5. Прогноз физической работоспособности при нагрузочном тестировании / А.Л. Поха-чевский, Ю.М. Рекша, А.А. Жарких [и др.] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 165-168.

REFERENCES

1. Barchukov I. S. and Barchukova G. V. (2011), Theory and methodology of physical education and sports: textbook, KNORUS, Moscow.

2. Zhilkin, A. I., Kuzmin V. S. and Sidorchuk E. V. (2013), Theory and methodology of athletics, Academia, Moscow.

3. Kadyrov, R. M. and Morzhinina D. V. (2016), Theory and methodology of physical culture, KNORUS, Moscow.

4. Lutsenko, S. A. (2008), Basic types of motor activity and training methods: Track and field athletics: an educational and methodological manual, Institute of Special Pedagogy and Psychology, Saint-Petersburg.

5. Pokhachevsky, A. L., Reksha Yu. M. and Zharkikh A. A. et al (2015), "Prediction of physical performance during load testing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (130), pp. 165168.

Контактная информация: deta210@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.09.2021

УДК 378.14+796.011.3

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ АДАПТИВНОСТИ ВЫПУСКНИКА К ОСОБЕННОСТЯМ ГОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Юлия Аркадьевна Дубровская, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский горный университет; Леонид Валентинович Пихконен, кандидат технических наук, горный инженер, «Учебный центр «МАЭБ», Санкт-Петербург; Геннадий Викторович Руденко, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский

горный университет

Аннотация

В рамках статьи обобщен опыт проведения занятий по профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП), обоснована задача практической направленности занятий физической культуры и спорта, регламентирующая, что для выполнения служебных задач будущих горноспасателей, необходима специализированная физическая подготовка, которая обеспечит формирование профессионально важных качеств будущих выпускников - быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции, отработку упражнений на преодоление боязни замкнутого пространства, страха высоты. В рамках подготовки выпускников

по специальности Горное дело направленности «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» была апробирована программа ППФП, позволяющая выпускникам подготовиться к особенностям горного производства, проведению спасательных операций в экстремальных условиях, максимально быстро адаптироваться к работе в горноспасательных подразделениях и снизить период адаптации для включения в рабочий процесс для выполнения профессиональных задач. По результатам проведенного эмпирического исследования установлено, что для адаптивности выпускника к особенностям горного производства, необходимо тренировки ППФП максимально приблизить к практическому выполнению профессиональных задач горноспасателей.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, горное дело, инженер, горноспасатель, физические упражнения, адаптация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p79-83

IMPORTANCE OF PHYSICAL TRAINING FOR THE ADAPTABILITY OF A GRADUATE TO THE PECULIARITIES OF MINING PRODUCTION

Yulia Arkadyevna Dubrovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Mining University; Leonid Valentinovich Pikhkonen, the mining engineer, candidate of technical sciences, Autonomous non-profit organization of additional professional education "Training center "MAEB ", St. Petersburg; Gennady Viktorovich Rudenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg Mining University

Abstract

The article summarizes the experience of conducting classes on professional and applied physical training (PPFP), it justifies the task of practical orientation of physical culture and sports classes, regulating that to perform the official tasks of future mountain rescuers, specialized physical training is necessary, which will ensure the formation of professionally important qualities of future graduates - speed, agility, flexibility, endurance, accuracy of movements, muscle strength, motor reaction, working out exercises to overcome the fear of confined space, fear of heights. As part of the training of graduates in the specialty of Mining with a focus on "Technological safety and mountain Rescue", the PPFP program was tested, which allows graduates to prepare for the peculiarities of mining production, conducting rescue operations in extreme conditions, adapt as quickly as possible to work in mountain rescue units and reduce the adaptation period for inclusion in the workflow for performing professional tasks. According to the results of the conducted empirical research, it was found that for the adaptability of the graduate to the peculiarities of mining production, it is necessary to bring the training of the PPFP as close as possible to the practical implementation of the professional tasks of mountain rescuers.

Keywords: professionally applied physical training, mining, engineer, mountain rescuer, physical exercises, adaptation.

ВВЕДЕНИЕ

Некоторые профессии горного производства требуют от специалистов особой физической подготовки, одна из таких профессий - горный инженер-спасатель, которых готовят в рамках специальности Горное дело направленности (профиля) «Технологическая безопасность и горноспасательное дело». Этот профиль изначально предполагает высокие требования к выпускникам в части психофизиологического состояния организма. Шестилетний опыт подготовки показал, что из-за слабой физической подготовленности студентов-горноспасателей возникают неблагоприятные ситуации в период практической подготовки - в рамках прохождения учебных и производственных практик на предприятиях горнопромышленного комплекса. Физически и психологически слабо подготовленных выпускников небезопасно допускать и к проведению спасательных операций на объекты горного производства.

Конечно, при поступлении в вуз на специальность Горное дело абитуриенты обладали определенным уровнем общей физической подготовленности. Однако, как выяснилось при прохождении практического обучения, для будущих горноспасателей этого недостаточно. Модель физической подготовленности спасателей составляет особые,

специфические физические и психофизические качества: быстрота реакции, ловкость, гибкость, выносливость точность движений, мышечная сила, двигательная реакция, преодоление страха высоты, боязни замкнутого пространства. Эти качества у абитуриентов если и есть, то находятся на низком уровне и требуют развития и совершенствования.

Существует множество работ, рассматривающих организацию и роль ППФП в системе высшего образования. Вопрос о совершенствовании процесса физической подготовки студентов горных специальностей стал активно изучаться с начала 70-х годов XX века и основателем этого направления стал H.H. Шабалкин. Его идеи получили развитие в работах Ю.А. Сабирова, Г.В. Руденко, И.А. Панченко, H.H. Кладкина, З.М. Хусяйнова, Н.Д. Сигова. Часть авторов в приоритет ставит развитие такого навыка как выносливость, другие исследователи настаивают, что первично развитие скорости. Наш опыт подготовки выпускников-горноспасателей доказал, что все физические качества необходимо развивать одновременно: комплексный метод специальной ППФП наиболее эффективен при подготовке специалистов горного профиля для работы в условиях сложного горного производства. Проведенный анализ научных источников показал, что вопрос формирования, развития и совершенствования профессионально ППФП выпускников горных специальностей изучен недостаточно, что и обусловило выбор данного направления нашего исследования.

Цель исследования - анализ опыта физической подготовки студентов-горноспасателей в процессе практической подготовки на учебных комбинатах военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ), и необходимости внедрение элементов этих упражнений при проведении плановых учебных занятий по физической культуре и спорту для максимальной адаптивности к особенностям горного производства.

Теоретический обзор возможного использования программ ППФП для адаптивно -сти выпускника к особенностям горного производства показал крайне низкую исследо-ванность этого вопроса. Следует отметить, что в литературе вопросам обоснования внедрения специализированной физической подготовки в существующую учебную программу для обучения специалистов горноспасательного профиля уделено мало внимания.

Работа горноспасателей связана с выполнением сложных комплексных задач, нередко с риском для жизни и здоровья, с экстремальными физическими нагрузками. Для подготовки таких выпускников требуется специализированная физическая подготовка, включающая одновременно формирование профессионально важных физических и психофизиологических качеств. К задачам специализированной ППФП мы относим:

- формирование, развитие и совершенствование двигательных качеств: быстрота, ловкость, выносливость, точность движений, мышечная сила, двигательная реакция;

- коррекция нарушений психомоторики: преодоление страха высоты, преодоление страха замкнутого пространства, панических атак, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки.

Считаем эти две задачи основными, на решение которых должны быть направлены специализированные занятия по физической подготовке горноспасателя.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Горноспасатель может находиться в шахте до четырех часов в атмосфере непригодной для дыхания. На себе он несет: кислородные аппараты, вес около двенадцати килограмм, табельное оснащение и средства спасения, аппараты искусственной вентиляции легких, дополнительный кислородный аппарат - это еще около двадцати килограммов. Итого - более тридцати килограммов. Кроме этого, необходимо помнить о специфических условиях внутри шахты, где все операции значительно усложняются и приобретают экстремальный характер.

В процессе практики и тренировок студентов-горноспасателей выявилась потребность развития кроме необходимых профессионально физических качеств - силы и выносливости, психофизиологических качеств - умение выдерживать большие нагрузки при полной экипировке в условиях длительного нахождения в темноте, в ограниченном пространстве и непригодной для дыхания атмосфере.

Существующие программы по физической культуре и спорту в большинстве горных вузов предусматривают два обязательных занятия в неделю продолжительностью по девяносто минут. Для специальности Горное дело направленности (профиля) «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» типовых физических занятий оказалось недостаточно для выполнения сложных профессиональных задач. Например, при прохождении учебной и производственной практик студентов-горноспасателей, проводимых в отрядах ВГСЧ и на производственных объектах минерально-сырьевого комплекса, выявилась проблема полноценного выполнения физических упражнений, предназначенных для спасательных подразделений. Прохождение терренкура - необходимое упражнение для развития у горноспасателя выносливости и силы. В горноспасательном деле терренкур - специальный тренажер для обучения передвижения горноспасателей в особо стесненных условиях, необходим для развития двигательных навыков, которые легко можно сформировать и в условиях спортзала (рисунок 1): достаточно поставить любое верхнее ограждение - например, легкоатлетические барьеры, и на занятиях по физиче-

Это упражнение можно усложнить работой в паре: один ползком тащит по полу на тканевой поверхности однокурсника, а потом меняются местами -это имитация спасательной операции по эвакуации пострадавшего в горной выработке.

Кроме этого, можно включить часть упражнений из программ ППФП по транспортировке на носилках пострадавшего на различные дистанции. Все эти упражнения не требуют специального оборудования, дополнительных затрат, и могут проводиться сначала в спортивном зале, а затем на стадионе даже используя соревновательные принципы состязания между группами студентов-горняков на время.

Таким образом, в рамках подготовки специалистов-горноспасателей, остро стоит необходимость откорректировать комплекс специальных физических упражнений и обеспечить формирование специализированных навыков, связанных с ликвидацией аварийных ситуаций на горном предприятии и проведением спасательных операций в подземных условиях. Существующие программы по физической культуре и спорту не предусматривают развитие даже простейших психофизиологических качеств, необходимых горному инженеру в процессе его профессиональной деятельности и разработка методик приобретения таких навыков является актуальной задачей.

ской культуре провести отработать упражнения на выносливость.

Рисунок 1 - Тренировочные упражнения на терренкуре в учебной шахте

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Данный комплекс упражнений для будущих горноспасателей был разработан, апробирован и реализован в рамках практической подготовки - во время выездных учебных и производственных практик с 2013 по 2018 годы. Упражнения на силовую статическую выносливость, координационную и рефлекторную ловкость, психофизическую устойчивость и выживаемость в экстремальных условиях отрабатывались в учебно-курсовых центрах и комбинатах ВГСЧ, которые оборудованы специализированными учебными классами, учебной шахтой с тренажерами и тренировочным полигоном. Именно в учебно-курсовых центрах студенты одновременно с работниками ВГСЧ проходили подготовку, пусть и по облегченной программе, отрабатывая специальные физические упражнения, необходимые для выполнения спасательных работ на предприятиях минерально-сырьевого комплекса.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ проведенной работы показал, что для приближения тренировок ППФП к практическому выполнению служебных задач спасательных подразделений горного производства, необходимо проводить занятия на специально оборудованных тренажерах и макетах, имитирующих работу в аварийных ситуациях и в зонах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

ВЫВОДЫ

1. С первого года обучения по специальности Горное дело в рамках ППФП необходимо начинать формирование физической готовности будущих горноспасателей к выполнению профессиональных задач.

2. Модель физической подготовленности спасателей включает такие физические и психофизические качества как быстрота реакции, ловкость, гибкость, выносливость точность движений, мышечная сила, двигательная реакция, преодоление страха высоты, боязни замкнутого пространства, которые необходимо формировать в процессе ППФП. При незначительной корректировке программы, без дополнительных финансовых затрат можно сместить акценты на развитие этих профессиональных качеств в минимально необходимых для начала практики значениях.

Контактная информация: DubrovskayaY-A@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.09.2021

УДК 378.147

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ: К ВОПРОСУ О ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Дмитрий Сергеевич Емченко, преподаватель, Сергей Анатольевич Забаровский, доцент, Омский автобронетанковый инженерный институт

Аннотация

Статья посвящена анализу проблем профессиональной подготовки иностранных курсантов по военным специальностям в военных вузах Министерства обороны Российской Федерации. Авторы приходят к выводу о том, что необходимо дифференцировать обучение иностранных курсантов, что имеет немаловажное значение в профессиональной подготовке и способствует удовлетворению предъявляемых требований со стороны основного заказчика. Этому будет способствовать определение возможностей образовательного процесса военного вуза в осуществлении более компетентной и точечной подготовки обучающихся иностранных курсантов с учетом их личных особенностей и профильного образования, уже полученного до поступления в военный вуз, а также поиск новых форм и методов профессиональной подготовки в военном вузе, способных в наиболь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.