Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР / ГОРНОСПАСАТЕЛЬ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ГОРНОЕ ДЕЛО / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / РАБОТОДАТЕЛЬ / ВОЕНИЗИРОВАННАЯ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ / ВОЕНИЗИРОВАННЫЙ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД / MINING ENGINEER / MOUNTAIN RESCUE / MINING PROFESSION / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / EDUCATIONAL PRACTICE / INDUSTRIAL PRACTICE / CONTENT AND STRUCTURE OF PRACTICAL TRAINING / EMPLOYER / PARAMILITARY MOUNTAIN RESCUE UNITS / PARAMILITARY MOUNTAIN RESCUE TEAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровская Юлия Аркадьевна, Пихконен Леонид Валентинович, Руденко Геннадий Викторович

Публикация посвящена организации и методическому сопровождению учебных и производственных практик для горных инженеров по специальности 21.05.04 Горное дело специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело». Практико-ориентированный подход реализован для студентов горного профиля в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России» с 2013 по 2018 годы. В статье представлена структура и содержание первой учебной практики - «Горно-геологическая учебно-ознакомительная практика» для 1-го курса обучения. На примере первой учебной практики отрабатывалась модель педагогических систем проведения практических занятий, конкатенированная с учебными и производственными практиками всего периода обучения - с 1 по 6 курс. Модель адаптирована к задачам и потребностям горной промышленности и является частью модуля «Концепт программ практической подготовки». По результатам шестилетнего эмпирического исследования установлено, что практико-ориентированное обучение является необходим условием качественной подготовки горноспасателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровская Юлия Аркадьевна, Пихконен Леонид Валентинович, Руденко Геннадий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL EXPERIENCE OF PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS-MOUNTAIN RESCUERS

This publication is dedicated to the organization and methodological support of educational and industrial practices for mining engineers in the specialty 21.05.04 Mining specialization "Technological safety and rescue". The practice-oriented approach was implemented for mining students at the Saint Petersburg University of GPS of the Ministry of emergency situations of Russia from 2013 to 2018. This article presents the structure and content of the first training practice - "Mining and geological training and familiarization practice" for the 1st year of training. On the example of the first training practice, the model of pedagogical systems for conducting practical classes was worked out, concatenated with educational and industrial practices of the entire training period - from 1 to 6 years. The model is adapted to the challenges and needs of the mining industry and is part of the module "Concept of practical training programs". Based on the results of a six-year empirical study, it was found that practice-oriented training is a necessary condition for high-quality training of mountain rescuers.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ»

of Management, Vol. 7, No. 2 (24), pp. 21-24.

3. Griffo, R., Spanevello, A., Temporelli, P.L., Faggiano, P., Carone, M., Magni, G., Ambrosino, N. and Tavazzi, L. (2017), "Frequent coexistence of chronic heart failure and chronic obstructive pulmonary disease in respiratory and cardiac outpatients: Evidence from SUSPIRIUM, a multicentre Italian survey", Eur. J. Prev. Cardiol., Vol. 24, No. 6, pp. 567-576.

4. Karpov, V.Yu. Zavalishina, S.Yu., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Ivanov, D.A. (2019), "Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries", Indian Journal of Public Health Research and Development, Vol. 10, No. 10, pp. 2723-2728.

5. Karpov V.Yu., Zavalishina, S.Yu., Romanova, A.V. and Voevodina, T.M. (2019), "Physiological mechanisms of rehabilitation in vegetative vascular dystonia", Indian Journal of Public Health Research and Development, Vol. 10, No. 10, pp. 1997-2002.

6. Karpova, S.N. and Prigoda, G.S. (2019), "Technology of use of the unified training complexes during physical training of students of special medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 172, No. 6, pp. 113-117.

7. Lobanov, Yu.Ya. and Mironov, A.O. (2017), "Functions of the educational and physical environment of the university in the implementation of an individual-oriented model of learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 60-65.

8. Maltsev, A.A. (2015), "Model of formation of social competence of the students studying in the direction physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 88-91.

9. Mandrikov, V.B. (2001), Technology of optimization of health, physical training and education of students of medical schools: monograph, Volgograd.

10. Morozova, OV and Abakumova, E.N. (2016), "The effectiveness of strength exercises to improve the functional state of students of special medical groups", Humanitarian Studies, No. 3 (59), pp. 111- 116.

11. Petina, E. Sh. (2015), "Physical and sports interests and motor aspiration of medical students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 115-118.

12. Svetlichkina, A.A. and Kozlyatnikov, O.A. (2016), "Planning of intensity of physical activities on the basis of electrocardiography researches at highly skilled athletes and students of the Astrakhan GMU", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 214-217.

13. Chichkova, М.А. and Svetlichkina, А.А (19.09.2017), Method for the integrated assessment of indicators of the cardiovascular system in people with disabilities, Patent 2672934, Astrakhan State Medical University, RF, No. 2017132798.

14. Chichkova, М.А. and Svetlichkina, А.А (19.09.2017), Method for the integrated assessment of indicators of the cardiovascular system in athletes, Patent 2652968, Astrakhan State Medical University, RF, No. 2017132775.

15. Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Karpicheva, Yu.V. and Kuznetsov, P.K. (2018), "Student's sport and improvement of quality of formation of disciplines on physical culture in the context of "The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation until 2020"", Scientific works of the North-West Institute of Management of RANEPA, Vol. 9, No. 3 (35), pp. 47-67.

16. Chichkova, M.A., Svetlichkina, A.A., and Dorontsev, A.V. (2018), "Assessment of the impact of occupations adaptive sports on reserve indicators of warmly vascular system at patients with neu-rotouch relative deafness of the I-II degree", Human. Sport. Medicine, Vol. 18, No. 4, pp. 117-122.

17. Scherbakova, V.P. (2016), Adapted working program for the subject "Physical culture" for students with limited opportunities of health and special educational needs, available at: https://infourok.ru/adaptirovannaya-rabochaya-programma-po-predmetu-fizicheskaya-kultura-dlya-studentovsogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-i--1755492.html.

Контактная информация: aleksandr.doroncev@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 17.08.2020

УДК 378.14

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ

Юлия Аркадьевна Дубровская, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский горный университет; Леонид Валентинович Пихконен, горный инже-

нер, кандидат технических наук, Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Учебный центр «МАЭБ», Санкт-Петербург;

Геннадий Викторович Руденко, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский горный университет

Аннотация

Публикация посвящена организации и методическому сопровождению учебных и производственных практик для горных инженеров по специальности 21.05.04 Горное дело специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело». Практико-ориентированный подход реализован для студентов горного профиля в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России» с 2013 по 2018 годы. В статье представлена структура и содержание первой учебной практики - «Горно-геологическая учебно-ознакомительная практика» для 1-го курса обучения. На примере первой учебной практики отрабатывалась модель педагогических систем проведения практических занятий, конкатенированная с учебными и производственными практиками всего периода обучения - с 1 по 6 курс. Модель адаптирована к задачам и потребностям горной промышленности и является частью модуля «Концепт программ практической подготовки». По результатам шестилетнего эмпирического исследования установлено, что практико-ориентированное обучение является необходим условием качественной подготовки горноспасателей.

Ключевые слова: горный инженер, горноспасатель, специальность Горное дело, практико-ориентированный подход, учебная практика, производственная практика, содержание и структура практической подготовки, работодатель, военизированная горноспасательная часть, военизированный горноспасательный отряд.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p105-113

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL EXPERIENCE OF PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS-MOUNTAIN RESCUERS Yulia Arkadyevna Dubrovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Mining University; Leonid Valentinovich Pikhkonen, the mining engineer, candidate of technical sciences, Autonomous non-profit organization of additional professional education "Training center "MAEB ", St. Petersburg; Gennady Viktorovich Rudenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg Mining University

Abstract

This publication is dedicated to the organization and methodological support of educational and industrial practices for mining engineers in the specialty 21.05.04 Mining specialization "Technological safety and rescue". The practice-oriented approach was implemented for mining students at the Saint Petersburg University of GPS of the Ministry of emergency situations of Russia from 2013 to 2018. This article presents the structure and content of the first training practice - "Mining and geological training and familiarization practice" for the 1st year of training. On the example of the first training practice, the model of pedagogical systems for conducting practical classes was worked out, concatenated with educational and industrial practices of the entire training period - from 1 to 6 years. The model is adapted to the challenges and needs of the mining industry and is part of the module "Concept of practical training programs". Based on the results of a six-year empirical study, it was found that practice-oriented training is a necessary condition for high-quality training of mountain rescuers.

Keywords: mining engineer, mountain rescue, mining profession, practice-oriented approach, educational practice, industrial practice, content and structure of practical training, employer, Paramilitary Mountain rescue units, Paramilitary Mountain rescue team.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы профессиональные сообщества на различных конференциях, семинарах и съездах встревожены качеством подготовки специалистов инженерных спе-

циальностей. Так, например, на совместных заседаниях учебно-методического объединения «Горное», Высшего горного совета и Комитета по энергетической стратегии и развитию Топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) РФ на базе Торгово-промышленной палаты РФ (далее ТИП РФ) уже в 2014-2017 годах рассматривались актуальные вопросы подготовки специалистов горного и геологического профиля, их трудоустройства, адаптации на производстве и эффективности учебных программ и планов. На уровне председателя Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, президента некоммерческого партнерства «Горнопромышленники России», заместителей председателя Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, руководителей горнодобывающих предприятий минерально-сырьевого комплекса (далее - МСК), а также представителей Совета учебно-методических объединений высших учебных заведений все чаще вставал вопрос качественной подготовки кадрового потенциала для горнопромышленного комплекса. Представители производственных предприятий МСК, являясь основными потребителями и заказчиками специалистов горного профиля, в своих выступлениях и обращениях к руководству вузов вызывали обеспокоенность качеством практической подготовки выпускников, их некоторой оторванностью от задач современного производства и сложностью адаптации в структуру действующего предприятия [2, 3]. К сожалению, несмотря на попытки работодателей - горнодобывающих предприятий МСК - пересмотреть учебные планы и программы подготовки студентов в части усиления практической составляющей, ситуация не изменилась в лучшую сторону. Содержание учебных планов и программ подготовки сильно теоретизировано, формализовано и, зачастую, не соответствует реалиям современного производства. В рамках данной статьи не будем вдаваться в причины сложившейся ситуации. Это достаточно сложная, давно назревшая проблема, требующая отдельного рассмотрения.

Считаем, что для качественной подготовки и последующей востребованности выпускника вузам необходимо решить ряд важнейших образовательных задач: приблизить содержание обучения к современным требованиям производства; сократить продолжительность послевузовской адаптации к новой технике и оборудованию; показать студенту специфику взаимодействия в производственном коллективе; соединить на практике потребности реального сектора экономики и технологические возможности предприятия

[5].

Нормативные документы Министерства науки и высшего образования РФ (далее -Минобрнауки), учебные планы вузов горного профиля, конечно, предусматривают образовательный процесс, сочетающий теоретические знания и практическую подготовку в виде ежегодных учебных и производственных практик. Но, в последние годы, для ряда горных специализаций в некоторых вузах, не обладающих возможностями взаимодействия с профильными производствами, наблюдается формализация этой, на наш взгляд, важнейшей составляющей качественного профессионального образования. Бесспорно, что приобретение опыта практической работы на производстве, формирование профессиональных умений являются важной основой для формирования первых профессиональных навыков, первого производственного опыта, первых отношений в атмосфере коллектива действующего предприятия [1]. Такой опыт помогает быстрее понять студенту отношение к выбранной профессии, укрепить уверенность в правильности выбора своей инженерной специализации, а возможно, наоборот, понять уже в первые годы обучения, что продолжение образования и карьерного роста как специалиста в этом направлении не получится [6].

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Особую роль при организации и проведении практик играет учебно-методическое обеспечение, его качество, полнота и детальная проработка. В подготовке документации

для практик важно избежать формализма, так как к проведению практик подключены представители от производства. В серии статей мы детально рассмотрим каждую из шести учебных и производственных практик, их особенности, структуру, содержание с перечислением образовательных задач и расписанием на каждый день практики; отчетную документацию обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования был утвержден приказом Минобрнауки в январе 2011 года по специальности 21.05.04 Горное дело (в документах того периода шифр специальности был 130400), и первый прием на специализацию «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» прошел в 2011-2012 учебном году только в двух горных вузах: на тот период в Московском государственном горном университете и в Санкт-Петербургском государственном горном университете - Национальном минерально-сырьевом университете «Горный». В 2013 году на эту специализацию осуществили прием обучающихся и в ФГБУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России» (далее - Университет ГПС МЧС России).

Образовательный процесс был выстроен таким образом, чтобы ежегодно обучающиеся проходили практическую подготовку в течение 5 недель [4] (таблица 1).

Таблица 1 - Типы учебных и производственных практик по курсам обучения специальность 21.05.04 Горное дело специализация «Технологическая безопасность и горноспасательное дело»_

№ Курс обучения Тип практики Наименование практики

1. 1 курс Учебная практика первая учебная - горно-геологическая учебно-ознакомительная

2. 2 курс Учебная практика вторая учебная - горно-геодезическая учебно-ознакомительная

3. 3 курс Производственная практика производственная практика в качестве ученика пробонаборщика

4. 4 курс Производственная практика производственная практика в качестве ученика респираторщика

5. 5 курс Производственная практика производственная практика в качестве помощника командира отделения

6. 6 курс Производственная - преддипломная преддипломная практика

Из таблицы следует методологическая последовательность прохождения практик по принципу «от простого к сложному», согласованная со специальными дисциплинами учебного плана. В первые два года проводятся учебно-ознакомительные практики, кото -рые дают основу - начальное представление обучающимся о выбранной профессии.

Все производственные практики (с 3-го курса) проходили в отрядах военизированных горноспасательных частей (далее - ВГСЧ) Кузнецкого и Печорского бассейнов, Ростовской, Челябинской области и республики Хакасии, а также на действующих региональных горных предприятиях - шахтах, рудниках и разрезах. Производственная практика начиналась с оформления на временную работу в военизированный горноспасательный отряд (далее - ВГСО) с записью в трудовой книжке и с выплатой заработной платы. С 3 курса студенты регулярно работали в подземных условиях, и с этой же практики начинается подземный стаж будущих горных инженеров. На 3-м курсе студенты были приняты на работу учениками пробонаборщика, на 4-м - учениками респираторщи-ка, на 5-м - помощниками командира отделения. Образовательный процесс был выстроен последовательно: ознакомление с профессией шло от первых ступеней профессий по табелю о рангах аварийно-спасательных подразделений ВГСЧ в категории «Рабочие» до категории «Руководитель». Необходимо отметить, что в структуре ВГСЧ впервые были введены должности ученика и помощника вышеприведенных профессий, а также была разработана программа взаимодействия руководителя практики от предприятия с обучающимися. Кроме того, специфика работы подразделений ВГСЧ не предполагает нахождение большой группы практикантов, и, начиная с 3 курса, группа делилась на подгруппы численностью от 1 до 3 человек, что привело к географическому увеличению ежегодных

мест проведения практик в разных частях горнодобывающих районов России (таблица 2). Таблица 2 - Места проведения практик по курсам обучения по специальности 21.05.04 Горное дело специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело»

Курс обучения Наименование практики Место проведения практики

1 курс первая учебная - Горногеологическая учебно-ознакомительная г. Санкт-Петербург и Ленинградская область

2 курс вторая учебная - Горногеодезическая учебно-ознакомительная г. Санкт-Петербург, Ленинградская область; Р. Коми, Воркутинский военизированный горноспасательный взвод «ВГСО Печорского бассейна» филиал ФГУП «ВГСЧ»

3, 4, 5, 6 курс производственная практика в качестве -ученика пробонаборщика, -ученика респираторщика, -помощника командира отделения филиал «Кемеровский ВГСО» ФГУП «ВГСЧ»; филиал «Новокузнецкий ВГСО» ФГУП «ВГСЧ»; филиал «Прокопьевский ВГСО» ФГУП «ВГСЧ»; филиал «Копейский» ВГСО ФГУП «ВГСЧ»; филиал «ВГСО Ростовской области» ФГУП ВГСЧ»; филиал «ВГСО Урала» ФГУП «ВГСЧ»; филиал «ВГСО Юга и Центра» ФГУП «ВГСЧ»; филиал «ВГСО Восточной Сибири» ФГУП «ВГСЧ»

При этом каждый год для практиканта был новый отряд ВГСЧ и новый регион, чтобы каждый обучающийся посмотрел различное оснащение отрядов, различные схемы ведения аварийно-спасательных работ, зависящие от типа горнодобывающего предприятия, и даже различное отношение сотрудников отряда к практикантам во время прохождения практики. Последнее имеет педагогически-воспитательное значение с точки зрения ознакомления практиканта с психологическими особенностями работы в производственном коллективе. Программа практики была составлена таким образом, что кроме работы в подземных условиях, были обязательные тренировки в учебной шахте и на учебно-тренировочных полигонах. Тренировки в учебных центрах проводились по программе вспомогательных горноспасательных команд в соответствии с нормативными документами ВГСЧ. Подробное описание этих практик мы приведем в последующих статьях.

Перед проведением практик до каждого руководителя регионального отделения ВГСЧ и назначенного руководителя практики от предприятия доводилось содержание программы практики, проводились консультации по особенностям ее образовательной составляющей и отчетности. Профессорско-преподавательский состав кафедры контролировал прохождение практики еженедельными видеоконференциями с руководством отрядов по специально выделенному каналу, а также направлял ответственных лиц от кафедры в места прохождения практики.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, после летней сессии у будущих горных инженеров запланирована первая учебная горногеологическая учебно-ознакомительная практика. Цель практики - в условиях горного производства познакомиться с задачами, решаемыми горными инженерами этой специализации на производстве. В течение 5 недель обучающиеся знакомились с геологическими объектами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, с некоторыми предприятиями горного производства и подземного строительства (таблица 2, рисунок 1). Экскурсиям обязательно предшествовали лекции и беседы со студентами по изучаемым объектам. В начале прак-

'исунок 1 - Выездная геологическая практика в Ленинград' ской области. Изучение геологических обнажений, ознакомление с формами залегания и типами горных пород

тики перед поездкой на горные предприятия студенты прослушивали лекции о структуре предприятия, организации производственного процесса и перспективах его развития, об особенностях данного технологического процесса, его параметрах, технико-экономических показателях и проходят обязательный инструктаж по технике безопасности. Лекции начитывались профессорско-преподавательским составом вуза, а также специалистами предприятия.

Задачи учебной практики: закрепить теоретические знания, полученные на 1 курсе в рамках дисциплин «Геологии», «Введение в профессию», «История горного и горноспасательного дела»; изучить геологические обнажения; практически ознакомиться с формами залегания и типами горных пород; ознакомиться с технологическими процессами горных производств, механизмами и оборудованием, транспортными и инженерными коммуникациями; с организацией проходческих и других горно-строительных работ; приобрести навыки работы с проектной документацией, геологическими картами, планами горных работ и с планами ликвидации аварий; на практике отработать применение средств индивидуальной защиты и первичных средств пожаротушения.

На иллюстрированных фрагментах прохождения практики можно видеть неподдельный интерес студентов к изучаемым и осматриваемым объектам. На 1-м курсе наблюдается психологический контраст студентов между школьными представлениями о выбранной профессии и реальными масштабами действующего производства. Дисциплина «Геология» изучается на 1 курсе в течение 2-х семестров и является важной составляющей профессионального обучения горных инженеров. Конечно, на лабораторных и практических занятиях в аудиториях вуза и горно-минералогических музеях студенты изучают коллекции минералов и горных пород, знакомятся с формами залеганиями и типами месторождений, но полученные в аудитории академические знания обретают другое значение в полевых работах на местности и дополняют образовательный процесс эмоциональной составляющей (рисунок 1).

На каждом объекте студенты находятся целый день и учатся фиксировать характерные обнажения горных пород, и составлять описание выделенного участка, сопоставляя его с геологическими периодами по стратиграфической шкале.

Еще одним ярким эпизодом практики 1-го курса является посещение метрополитена. Специфика метрополитена вносит корректировку в график практики, так как действующую линию метро можно посещать только ночью за ограниченное количество времени - 4-5 часов (рисунки 2. 3).

Рисунок 2 - Выездная практика с посещением вырабо- Рисунок 3 - Выездная практика с посещением проход-ток действующей линии метро. Ознакомление с транс- ческого забоя строящейся линии метро. Ознакомление портными и инженерными коммуникациями, механиз- с организацией проходческих и других горно-

мами и оборудованием метрополитена строительных работ, механизмами и оборудованием

проходческих участков метрополитена

За это время студенты пешком проходят перегон между станциями, осматривают и зарисовывают крепление и оснащение транспортных туннелей, замеряют габариты элементов крепи, ширины проходов и рельсовых путей, знакомятся с организацией контроля и безопасности движения подвижных составов. Перед спуском в туннель в вестибюле

станции проводится инструктаж по технике безопасности. Так как строящаяся горная выработка представляет собой объект повышенной опасности, посещению проходческого забоя метрополитена предшествует ознакомление с техникой безопасности, с работой средств индивидуальной защиты, правилами поведения в зоне проведения горных работ, расположением эвакуационных и аварийных выходов.

Это первое знакомство студентов с подземными горными работами на примере действующего предприятия - проходческого участка метрополитена. На безопасной дистанции практиканты наблюдают за работой подъемно-транспортного оборудования, механизированным возведением крепи, армированием выработки, обеспечением вентиляции и водоотлива. Посещение метрополитена, как действующих линий метро, так и строящихся сопровождается и контролируется представителями профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры Университета ГПС МЧС России и назначенными ответственными инженерами от предприятия.

Выбранная студентами специализация «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» связана со структурами, обеспечивающими аварийно-спасательные работы на горнопромышленных предприятиях и подземном строительстве. Более того, эта новая специализация была создана для подготовки кадров для военизированных горноспасательных частей. Поэтому с 1-го курса и в дальнейшем, все 6 курсов обучения, студенты ежегодно на практике будут знакомиться, а потом и работать в подразделениях ВГСЧ. На 1-м курсе студенты несколько дней практики проводят в горноспасательном пункте Санкт-Петербургского ВГСО 21 ФГКУ «УВГСЧ в строительстве», где подробно рассматривают аварийно-спасательную технику, индивидуальные средства защиты, оказание первой помощи пострадавшим, оснащение и возможности контрольно-измерительной лаборатории.

Отдельное внимание уделяется изучению и особенностям применения средств индивидуальной защиты горноспасателя, респиратору Р-30. Практикантам дается возможность под контролем опытного представителя горноспасательного пункта показать в аудитории непростую технику включения в респиратор на примере двух-трех добровольцев из числа студентов. Необходимо отметить, что включение в кислородный респиратор требует определенных навыков. Первые шаги в профессию, сделанные ошибки перед своим студенческим коллективом - все имеет важное познавательно-образовательное значение. Студенты при прохождении учебной горно-геологической практики обязаны: полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики; подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка; изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии; нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты; вести отчетные документы по практике (дневник практики). Проведение зачета по учебной горногеологической практике осуществляется в соответствии с расписанием, в присутствии комиссии и обучающихся по данной специализации. По результатам защиты комиссия принимает решение об оценке, выставляемой обучающемуся в соответствии с установленными критериями [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ

В настоящее время, по результатам выпуска и трудоустройства специалистов, мы с уверенностью можем сказать, что почти шестилетний опыт практико-ориентированного обучения в Университете ГПС МЧС России - положительный, и выбранный подход в образовательном процессе оправдал ожидания и профессорско-преподавательского состава вуза, и выпускников, и работодателей.

ВЫВОДЫ

Программа горно-геологической учебно-ознакомительной практики после 1 курса обучения предусматривает первое знакомство с профессией горного инженера, с дей-

ствующим предприятием. Эмоционально-психологическая составляющая, которая складывается в процессе геологических выездных занятий, посещения метрополитена и знакомства с аварийно-спасательным оборудованием, укрепляет уверенность у обучающихся в правильности выбранной профессии, а также формирует у них представление о связи теоретических и практических знаний, их необходимости в реальных условиях производства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыденко, Т.М. Роль работодателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик /, А.П. Пересыпкин, Л.В. Верзунова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=5753 (дата обращения: 01.08.2019).

2. Шафраник, Ю.К. О формировании кадрового потенциала горнопромышленного комплекса : доклад / Ю.К. Шафраник // Материалы 1-ого Национального горнопромышленного форума, Москва, 2014. - URL : http://rosgorprom.com/index.php?option=com_content&view=article&id=137&catid=70&Itemid=105 (дата обращения: 01.06.2020).

3. Язев, В.А. О важности специалитета в области подготовки горных инженеров : доклад / В.А. Язев // Материалы 1-ого Национального горнопромышленного форума, Москва, 2014. - URL : http://rosgorprom.com/index.php?option=com_content&view=article&id=111:2014-06-02-10-45-09&catid=35:2014-02-27-08-09-24&Itemid=59 (дата обращения: 01.06.2020).

4. Дубровская, Ю. А. Опыт организации практической подготовки и защиты отчетов по результатам прохождения производственных практик // Наука и образование транспорту. - 2019. - № 2. - С. 254-256.

5. Дубровская, Ю.А. Организационные принципы защиты отчетов студентами технических вузов по результатам практической подготовки / Ю.А. Дубровская, Л.В. Пихконен // Международный журнал экспериментального образования. - 2019. - № 6. - С. 12-16.

6. Пихконен Л.В. Усиление практической составляющей обучения студентов по направлению подготовки 130400 «Горное дело» (на примере выездной практики в ВГСО «Печорский бассейн» в г. Воркуте) / Л.В. Пихконен, В.А. Родионов, А.Н. Сергиенко // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций : материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2016. - С. 35-41.

REFERENCES

1. Davydenko, T.M. Peresypkin, A.P. and Verzunova, L.V. (2012), "The role of employers in the development of professional competencies of students in the implementation of educational and industrial practices", Modern problems of science and education, No 2, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5753 (date of access: 01.08.2019).

2. Shafranik, Yu.K. (2014), "On the formation of the personnel potential of the mining complex: report", Materials of the 1st National Mining Forum, Moscow, available at: http://rosgorprom.com/index.php?option=com_content&view=article&id=137&catid=70&Itemid= 105 (date of access: 01.06.2020).

3. Yazev, V.A. (2014), "On the Importance of Specialization in the Training of Mining Engineers: A Lecture", Materials of the 1st National Mining Forum, Moscow, available at: http://rosgorprom.com/index.php?option=com_content&view=article&id=137&catid=70&Itemid=105 (date of access: 01.06.2020).

4. Dubrovskaya, Yu.A. (2019), "Experience in organizing practical preparation and defense of reports based on the results of passing industrial practices", Science and Education for Transport, No. 2, pp. 254-256.

5. Dubrovskaya, Yu.A. Pihkonen, L.V. (2019), "Organizational principles for the protection of reports by students of technical universities based on the results of practical training", International Journal of Experimental Education, No. 6, pp. 12-16.

6. Pihkonen, L.V., Rodionov, V.A. and Sergienko, A.N. (2016), "Strengthening the practical component of training students in the field of training 130400" Mining "(on the example of field practice in the VGSO" Pechora Basin "in Vorkuta)", Training in the system of prevention and elimination of the consequences of emergencies: materials of international scientific-practical conference, St. Petersburg,

pp. 35-41.

Контактная информация: dubrovskayay-a@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.08.2020

УДК 372.879.6

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ВЕДЕНИЯ ЕДИНОБОРСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИТУАЦИОННОГО И АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ 8 КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Денис Александрович Иванов, старший преподаватель, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск; Аркадий Владимирович Литманович, кандидат педагогических наук, доцент, Гурий Михайлович Грузных, кандидат педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

В статье представлены результаты проведенного педагогического эксперимента, отражающие уровень освоения программы с элементами единоборств. Основной целью исследования являлось получение объективной информации, подтверждающей наличие положительного влияния уровня освоенности избранных эпизодов единоборств на эффективность ведения поединков школьниками в условиях соревновательного противоборства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: единоборства, школьники, моделирование, ситуационный подход.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p113-117

FORMATION OF THE BASES OF SINGLE COMBATS WITH SITUATIONAL AND ALGORITHMIC APPROACHES TO TEACHING AT PHYSICAL CULTURE LESSON FOR 8TH GRADE SCHOOLCHILDREN IN GENERAL SCHOOL

Denis Alexandrovich Ivanov, the senior teacher, Siberian Automobile and Highway University, Omsk; Arkady Vladimirovich Litmanovich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Gury Mikhailovich Gruznykh, the candidate of pedagogical sciences, professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Abstract

The article presents the results of the pedagogical experiment, reflecting the level of assimilation of the program with martial arts elements. The main purpose of the study was to obtain objective information confirming the positive impact of the level of mastery of selected martial arts episodes on the effectiveness of fighting students in a competitive fight.

Keywords: martial arts, schoolchildren, modeling, situational approach.

ВВЕДЕНИЕ

Постоянно возрастающая популярность единоборств обусловлена потребностью молодёжи в освоении технических действий, формирующих навыки самозащиты, высокий уровень физического развития, психологической уверенности и способности управлять своим состоянием в экстремальных ситуациях, подготовке к выполнению нормативов ВФСК ГТО.

Анализ программ по физической культуре включающих различные виды единоборств позволил выявить их несоответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения. Главной особенностью которого, является смена ориентиров процесса обучения, заключающаяся в последовательном пе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.