Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка как основа для формирования практических компетенций обучающихся в вузах силовых ведомств (на примере вузов МЧС России)'

Профессионально-прикладная физическая подготовка как основа для формирования практических компетенций обучающихся в вузах силовых ведомств (на примере вузов МЧС России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / спасатель / горноспасатель / пожарный кроссфит / военизированный горноспасательный отряд / профессионально-прикладная физическая подготовка / тренировочный процесс / физические упражнения / the educational process / rescuer / rescuers / firefighter crossfit / paramilitary mine rescue team / professionally-applied physical training / training exercise

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлия Аркадьевна Дубровская, Леонид Валентинович Пихконен

В статье обобщен опыт подготовки обучающихся по специальностям «Пожарная безопасность» и «Горное дело» специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» в рамках профессионально-прикладной физической подготовки при проведении занятий по физической культуре и спорту. Профессионально-прикладная физическая подготовка способствует развитию профессионально важных физических качеств и способностей будущих спасателей, совершенствованию функциональных возможностей организма, укреплению индивидуального здоровья обучающихся. В статье приведены примеры порядка проведения и объема занятий по дисциплинам физической культуры и спорта по специальности «Пожарная безопасность». Показана необходимость профессионально-прикладной физической подготовки для приближения тренировок к практическому выполнению служебно-боевых задач будущих спасателей и горноспасателей. Авторами обоснован тезис, что в рамках специальной физической подготовки необходимо делать упор на развитие таких двигательных качеств, как быстрота, ловкость, выносливость; на необходимость упражнений для преодоления страха, боязни замкнутого пространства, страха высоты, нарушения координации движений, а также формирования и совершенствования двигательных навыков прикладного характера. Для приближения тренировок к практическому выполнению служебно-боевых задач необходимо проводить профессионально-прикладную физическую подготовку на специально оборудованных тренажерах и макетах, имитирующих работу в зоне чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юлия Аркадьевна Дубровская, Леонид Валентинович Пихконен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally Applied Physical Training as the Basis for the Formation of Practical Competencies of Students in the Universities of Law Enforcement Agencies (on the Example of Universities EMERCOM of Russia)

The article summarizes the experience of training students in the specialties “Fire safety" and “Mining" specialization “Technological safety and mountain rescue" in the framework of professional and applied physical training during physical culture and sports. Professionally applied physical training contributes to the development of professionally important physical qualities and abilities of future rescuers, improving the functional capabilities of the body, strengthening the individual health of students. The article provides examples of the order and scope of classes in the disciplines of physical culture and sports in the specialty “Fire safety". The necessity of professional and applied physical training for the approximation of training to the practical performance of service and combat tasks of future rescuers and rescuers is shown. The authors substantiate the thesis that within the framework of special physical training it is necessary to focus on the development of such motor qualities as speed, agility, endurance; on the need for exercises to overcome fear, fear of confined space, fear of heights, impaired coordination of movements, as well as the formation and improvement of motor skills of an applied nature. To approach training to the practical implementation of service and combat tasks, it is necessary to conduct professional and applied physical training on specially equipped simulators and models that simulate work in the zone of emergency situations of natural and man-made nature.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка как основа для формирования практических компетенций обучающихся в вузах силовых ведомств (на примере вузов МЧС России)»

УДК 378.14 ББК 74.489

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10213

Профессионально-прикладная физическая подготовка как основа для формирования практических компетенций обучающихся в вузах силовых ведомств (на примере вузов МЧС России)

Professionally Applied Physical Training as the Basis for the Formation of Practical Competencies of Students in the Universities of Law Enforcement Agencies (on the Example of Universities EMERCOM of Russia)

Юлия Аркадьевна ДУБРОВСКАЯ,

кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела лицензирования, аккредитации и контроля качества образования Санкт-Петербургского горного университета

E-mail: DubrovskayaY-A@mail.ru

Леонид Валентинович ПИХКОНЕН,

кандидат технических наук, лектор АНО ДПО «УЦ «МАЭБ»

E-mail: leop1@yandex.ru

Аннотация. В статье обобщен опыт подготовки обучающихся по специальностям «Пожарная безопасность» и «Горное дело» специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» в рамках профессионально-прикладной физической подготовки при проведении занятий по физической культуре и спорту.

Профессионально-прикладная физическая подготовка способствует развитию профессионально важных физических качеств и способностей будущих спасателей, совершенствованию функциональных возможностей организма, укреплению индивидуального здоровья обучающихся.

В статье приведены примеры порядка проведения и объема занятий по дисциплинам физической культуры и спорта по специальности «Пожарная безопасность». Показана необходимость профессионально-прикладной физической подготовки для приближения тренировок к практическому выполнению служебно-боевых задач будущих спасателей и горноспасателей.

Аbstract. The article summarizes the experience of training students in the specialties "Fire safety" and "Mining" specialization "Technological safety and mountain rescue" in the framework of professional and applied physical training during physical culture and sports.

Professionally applied physical training contributes to the development of professionally important physical qualities and abilities of future rescuers, improving the functional capabilities of the body, strengthening the individual health of students.

The article provides examples of the order and scope of classes in the disciplines of physical culture and sports in the specialty "Fire safety". The necessity of professional and applied physical training for the approximation of training to the practical performance of service and combat tasks of future rescuers and rescuers is shown.

The authors substantiate the thesis that within the framework of special physical training it is necessary to focus on the development of such motor qualities as speed, agility, endurance; on the need for exercises

Авторами обоснован тезис, что в рамках специальной физической подготовки необходимо делать упор на развитие таких двигательных качеств, как быстрота, ловкость, выносливость; на необходимость упражнений для преодоления страха, боязни замкнутого пространства, страха высоты, нарушения координации движений, а также формирования и совершенствования двигательных навыков прикладного характера.

Для приближения тренировок к практическому выполнению служебно-боевых задач необходимо проводить профессионально-прикладную физическую подготовку на специально оборудованных тренажерах и макетах, имитирующих работу в зоне чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ключевые слова: образовательный процесс; спасатель; горноспасатель; пожарный кроссфит; военизированный горноспасательный отряд; профессионально-прикладная физическая подготовка; тренировочный процесс; физические упражнения

to overcome fear, fear of confined space, fear of heights, impaired coordination of movements, as well as the formation and improvement of motor skills of an applied nature.

To approach training to the practical implementation of service and combat tasks, it is necessary to conduct professional and applied physical training on specially equipped simulators and models that simulate work in the zone of emergency situations of natural and man-made nature.

Keywords: the educational process; rescuer; rescuers, firefighter crossfit; paramilitary mine rescue team; professionally-applied physical training; training exercise

Постановка проблемы

Развитие особых навыков, связанных со значительными физическими нагрузками, — одна из приоритетных задач при подготовке специалиста в военных вузах, вузах системы МВД и МЧС, в спецподразделениях различных силовых ведомств.

В статье рассматриваются некоторые проблемы и задачи профессионально-прикладной физической подготовки на примере Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (далее — Университет).

На примере специальности «Пожарная безопасность» и специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» специальности «Горное дело» рассмотрим организацию физической подготовки специалистов, в служебной деятельности которых требуется развитие профессионально важных физических качеств. После обучения выпускники этой специализации получают различные квалификационные категории «спасатель» в зависимости от профиля подготовки (поисково-спасательной, аварийно-спасательной, водолазной, газоспасательной, горноспасательной и др.) [1].

Описание исследования

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Пожарная безопасность» и специализации «Техноло-

гическая безопасность и горноспасательное дело» специальности «Горное дело» дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках базовой части (72 академических часа) и элективных дисциплин (модулей) в объеме 328 академических часов (табл. 1) [7, с. 8].

Цель освоения дисциплины (модуля) по физической культуре и спорту — развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья [3; 9].

Для обучающихся дисциплина направлена на тренировку и развитие всех систем и функций организма; двигательные умения и навыки; воспитание волевых качеств, бережное отношение к своему здоровью, а также потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни.

С 1-го курса для обучающихся установлены нормативы по физической подготовке от минимально допустимого уровня до максимально допустимого уровня (табл. 2), которые с каждым годом повышаются по мере развития физических качеств и роста физической активности [5; 8; 10]. Преобладающую часть упражнений составляют легкоатлетические упражнения как наиболее универсальные для поддержания спортивной формы.

Таблица 1. Порядок проведения и объем дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту (очная форма обучения)

Вид учебной работы Всего Семестры

часов 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й

Общая трудоемкость дисциплины в часах 400 36 50 38 54 36 56 38 56 36

Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах, ч 2/72 0,5 0,5 1,0

Аудиторные занятия (всего) 400 36 50 38 54 36 56 38 56 36

В том числе:

Лекции (базовый курс) 4 2 2

Практические занятия (базовый курс) 68 18 16 34

Практические занятия (электив- 328 36 50 38 54 18 38 38 56 —

ный курс)

В том числе:

Вид аттестации — зачет Зачет с оценкой 36 4 4 4 4 4* 4 4 4 4*

* Базовый курс

Таблица 2. Зачетные нормативы по физической подготовке для курсантов 1-го курса

Упражнения Номер Курсанты Оценка

упражнения 5 4 3

Бег 100 м 1 Юноши 13.1 13.6 14.6

Девушки 15.5 16.3 16.9

Кросс 1 км 2 Юноши 3.15 3.30 3.45

Девушки 4.00 4.15 4.40

Кросс 3 км 3 Юноши 11.40 11.55 12.20

(Девушки 2 км) Девушки 10.15 10.50 11.15

Кросс 5 км 4 Юноши 22.40 23.40 24.40

(Девушки 3 км) Девушки 15.30 16.30 17.30

Челночный бег 5 Юноши 18.0 19.0 20.0

4 х 26 м Девушки 28.0 29.0 30.0

Бег (зал) 6 Юноши 4.00 4.45 5.00

1000 м Девушки 5.00 5.30 6.00

Челночный бег 7 Юноши 26 27 28

10 х 10 м (сек) Девушки 31 33 35

Прыжок в длину 8 Юноши 2.20 2.05 1.85

с места Девушки 1.90 1.80 1.65

Подтягивание

на перекладине 9 Юноши 15 13 11

(Девушки из положе- Девушки 20 16 10

ния виса лежа)

Сгибание и разгибание 10 Юноши 20 17 14

рук в упоре лежа Девушки 12 11 10

Из виса на гимнасти- 11 Юноши 13 10 8

ческой стенке — угол Девушки 10 8 5

Поднимание туловища

из положения лежа на 12 Юноши 35 30 28

спине в сед Девушки 30 25 22

за 1 мин

Силовое комплексное 13 Юноши 4 3 2

упражнение Девушки 34 30 26

Приемы самозащиты 14 Юноши Девушки 5 5 4 4 3 3

Задачи программы физической подготовки:

■ освоение базовых двигательных умений и навыков при выполнении физических упражнений;

■ обучение технике правильного выполнения физических упражнений по установленным нормативам;

■ формирование навыка ориентировки собственного тела в пространстве (пространственно-временная диффе-ренцировка);

■ активизация защитных сил организма, закаливание организма;

■ коррекция и развитие общей и мелкой моторики;

■ повышение физиологической активности органов и систем организма, укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной систем;

■ развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции);

■ коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки);

■ формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.

Последние три задачи касаются непосредственной деятельности спасателя и развиваются в рамках подготовки соревнований по пожарно-спасательному (по-жарно-прикладному) спорту [4; 6]. На рис. 1 показаны элементы тренировки, развивающие быстроту, выносливость, ловкость, координацию движений.

Рис. 1. Соревнования по пожарно-спасательному спорту (фото с сайта www.igps.ru)

Для приближения тренировок к практическому выполнению служебно-боевых задач профессионально-прикладная физическая подготовка проводится при полном оснащении на тренажерах и макетах, имитирующих работу в зоне чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [2; 13].

На рис. 2 приведены фрагменты тренировочного процесса в боевой и специальной одежде, развивающие преодоление страха высоты и замкнутого пространства [11—13].

Еще один из элементов профессионально-прикладного применения физических навыков — относительно новый вид

соревнований среди пожарных подразделений — пожарный кроссфит.

Кроссфит в общепринятом понимании — это набор интервальных тренировок высокой интенсивности: тяжелой атлетики, плиометрики, пауэрлифтинга, гимнастики, гиревого спорта, силовых упражнений, бега и других упражнений, направленных на зрелищность и испытание предельных физических качеств. Элементы кроссфита давно применялись в образовательном процессе — силовые упражнения в виде соревнований на перетягивание каната, перенос тяжелых предметов, приседание с грузом, многократные повторения с легким весом и другие упражнения.

Рис. 2. Тренировка на тренажерах и макетах в боевой и специальной одежде

(фото с сайта www.igps.ru)

В пожарном кроссфите физические упражнения, как правило, выполняются в полном боевом снаряжении и с конкурсными элементами, учитывающими профессиональные стороны спасателя. Более того, большинство развиваемых в процессе тренировок профессионально-прикладных физических качеств можно смело приобщать к перспективному спортивному направлению — пожарный кроссфит. Причем конкурсные элементы можно изменять под потребности текущих задач не только профессии, но и попутно решая задачи привлекательности и агитации молодежи на специальность спасателя, развивая здоровую

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

спортивную состязательность, соревновательную атмосферу и зрелищность.

В состав конкурсных этапов пожарного кроссфита могут входить любые упражнения как по легкой атлетике, включающие бег с утяжелением, бег с препятствиями и бег по узким брусам и бревнам, подъем на пожарную башню по штурмовой лестнице, подъем по автомобильной пожарной лестнице, боевое развертывание рукавов, а также элементы тяжелой атлетики — перемещение многокилограммовых покрышек ударами кувалды, перенос на время баллонов с газом, тракторных покрышек, становую тягу груза, перемещение автомобиля тя-

гой за канат, перенос пострадавшего на На рис. 3 и 4 показаны фрагменты

носилках и руках на время, эвакуация соревнований с применением силовых

пострадавшего с высоты на веревках и упражнений пожарного кроссфита в бое-

другие силовые упражнения. вой и специальной одежде.

Рис. 3. Силовые соревнования по пожарному кроссфиту (фото с сайта www.igps.ru)

Рис. 4. Соревнования по пожарному кроссфиту на перемещение пострадавших на время (фото с сайта www.igps.ru)

Понятно, что такой вид спорта требует длительных и упорных тренировок и особой профессионально-прикладной подготовки участников. Поэтому элементы этих упражнений входят в обязательные ежемесячные тренировки аэромобильной группы (АМГ) пожарно-спасательных формирований и военизированных горноспасательных частей.

В рамках образовательного процесса при подготовке курсантов по специальности «Пожарная безопасность» и студентов специализация «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» необходимо, чтобы дисциплины (модули) по физической культуре и спорту имели профессионально-прикладную направленность. Базовые упражнения, применяемые к специальности «Пожарная безопасность» и используемые в пожарном кроссфите, применимы и к развитию физических качеств горноспасателей. Необходимо внести коррекцию в комплекс упражнений по приобретению специфичных навыков, связанных с проведением спасательных операций в подземных условиях в атмосфере, непригодной для дыхания в течение ограниченного времени.

Горноспасатель может находиться в шахте до 4 часов. Время нахождения в шахте определяется емкостью индивидуального средства защиты — кислородного аппарата, переносимого за спиной. Для обучающихся-горноспасателей требуется оборудование, отличающееся от оборудования для пожарно-спасательных отрядов, а именно: кислородные аппараты, имеющие в несколько раз больший вес (около 12 кг), чем аппараты на сжатом воздухе, применяемые пожарными подразделениями; дополнительная нагрузка в виде переносимого на себе табельного оснащения и средств спасения (аппараты искусственной вентиляции легких, дополнительный кислородный аппарат и др.), которые добавляют еще 20—24 кг.

В условиях шахты все операции, применяемые спасательными отделениями на поверхности, значительно усложняются и приобретают экстремальный характер. Кроме силы и выносливости — необходимых физических качеств горноспасателя — в рамках профессионально-прикладной тренировки следует развивать умение выдерживать психологические нагрузки в условиях длительного нахождения в ограниченном пространстве, отсутствии освещения, загазованности, в непригодной для дыхания атмосфере, задымлении, преодо-

лении завалов. Этот комплекс для обу-чающихся-спасателей разработан, апробирован и был реализован при практической подготовке во время выездной учебной и производственной практики студентов, будущих горноспасателей, с 2013 по 2018 гг.

Выпускникам специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» присваивается квалификация «горный инженер» и в рамках этой специализации они получают возможность работать на руководящих должностях младшего и среднего командного состава военизированных горноспасательных частей и отрядов (далее — ВГСЧ и ВГСО). Слово «военизированный» означает, что, несмотря на, казалось бы, далекую от военной тематики специальность «горный инженер», в отрядах горноспасательной службы действуют Устав и организационная структура военных организаций.

В состав ВГСЧ входит учебно-курсовой комбинат, который обеспечен оборудованными учебными классами, учебной шахтой с тренажерами, тренировочным полигоном. На учебно-курсовом комбинате работники ВГСЧ проходят подготовку и переподготовку, отрабатывая специальные физические упражнения, необходимые при проведении спасательных работ на горном предприятии.

Для обучения курсантов на тренажерах учебно-курсового комбината ВГСЧ была разработана специальная программа подготовки, включающая упражнения на силовую статическую выносливость, координационную и рефлекторную ловкость, развивающие профессионально-важные физические качества будущих спасателей, психофизическую устойчивость и выживаемость в экстремальных условиях. Описание специальной программы профессионально-прикладной подготовки по специальности «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» требует отдельного рассмотрения вне рамок данной статьи.

Выводы

1. Профессионально-прикладные физические упражнения — основа формирования профессиональных компетенций спасателей.

2. Становление нового вида спорта — пожарного кроссфита — способствует развитию среди обучающихся здоровой спортивной состязательности, создает соревновательную атмосферу, решает задачи привлекательности и агитации

молодежи для обучения по профессии спасатель.

3. Развитие таких физических качеств, как сила, выносливость, ловкость, способствует формированию профессиональных практических умений и навыков спасателя.

4. Формирование профессиональных компетенций спасателя и горноспасателя неразрывно связано с прикладным характером занятий по физкультуре, обеспечивающих не только развитие и совершенствование психофизических качеств, но и сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. № 693 г. Москва «Об утверждении перечня должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций».

2. Аганов С.С. Критерии и показатели развития физической культуры обучающихся в вузах МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере. 2016. № 2 (38). С. 116—122.

3. Амбросенок ДА., Титаренко С А. Совершенствование общей физической подготовки курсантов и студентов в период самостоятельных занятий: Учеб.-метод. рекомендации. СПб, 2013.

4. Гавриленко Е.С. Дифференцированная методика физической подготовки спасателей МЧС в условиях Дальневосточного региона России: Дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2007.

5. Горбачева O.A. Профессиональная подготовка студенческих спасательных отрядов в учебных центрах ГПС МЧС России: Дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2013.

6. Динаев Б.М. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах пожарно-технического профиля: Дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2009.

7. Мотовичев К.В. Методические рекомендации «Порядок проведения и объем подготовки обучающихся по физической культуре по программам бакалав-

риата и специалитета по очной и заочной формам обучения, а также при освоении образовательной программы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья». СПб, 2018. С.8.

8. Муравицкий А.И. Инновационная методика воспитания физических качеств у спасателей и пожарных в процессе профессионально-прикладной подготовки: Дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2004.

9. Пащенко A.A., Амбросенок ДА. Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины «Физическая культура и спорт» Специальность 21.05.04 «Горное дело» специализация: «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» Уровень специалите-та. СПб, 2018.

10. Петров С.А. Современные методы подготовки горноспасателей и шахтеров к ликвидации последствий возможных аварий на объектах ведения горных работ и транспортного строительства в Российской Федерации // Сб. трудов VIII Междунар. горноспасат. конф. IMRB. 2017. С. 75-76.

11. Пихконен Л.В., Балабанов A.A., Заступов Д.Е. Формирование психологической устойчивости обучающихся при проведении практической подготовки на полигонах и учебных шахтах // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 2018. Вып. 3. С. 109—112.

12. Руденко Г.В., Дубровская Ю-A., Бобров И.В. Методика определения психофизиологического потенциала организма // Известия Тульского университета. 2018. № 4. С. 8—11.

13. Тыщенко Е.Г., Бобрищев A.A. Специальная физическая тренировка спасателей поисковых подразделений МЧС Российской Федерации к действиям в условиях повышенных температур // Проблемы управления рисками в техносфере. 2013. № 1 (25). С. 138—144.

14. Шлепков A.B., Зайкин Р.Г. Мониторинг формирования профессионально важных качеств средствами профессионально-прикладной физической подготовки спасателей в образовательной организации МЧС России. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере. 2016. № 3 (39). С. 135—142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.