Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ГОРНОСПАСАТЕЛЬ / КРОССФИТ / ВОЕНИЗИРОВАННАЯ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ / ВОЕНИЗИРОВАННЫЙ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровская Ю.А., Руденко Г.В., Пихконен Л.В.

Цель исследования - обоснование необходимости внедрения специальных физических упражнений для обучающихся по специальности «Горное дело» специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» в рамках профессионально-прикладной физической подготовки (далее - ППФП) при проведении занятий по физической культуре и спорту. Методика и организация исследования. Научное исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России с 2013 по 2018 г. Апробация методики физической подготовки студентов показала, что в рамках развития специальных упражнений для закрепления необходимых профессиональных качеств горноспасателя необходимо делать упор на формирование таких профессионально значимых качеств, как быстрота, ловкость, выносливость, включение упражнений психологической направленности для преодоления страха высоты, боязни замкнутого пространства и темноты, нарушений координации движений, совершенствования двигательных навыков прикладного характера. Результаты исследования и выводы. Шестилетний опыт показал, что занятия физической культурой при подготовке горноспасателей должны носить прикладной характер, учитывающий специфику будущей профессии. Системная, планомерная работа в рамках ППФП горноспасателей способствовала развитию профессионально важных физических качеств будущих горноспасателей, совершенствованию функциональных возможностей организма, укреплению здоровья обучающихся. Результаты исследования подтвердили значение выбранной методики и разработанных программ ППФП студентов, позволяющей быстро адаптироваться к практическому выполнению служебных задач будущих горноспасателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровская Ю.А., Руденко Г.В., Пихконен Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION TO BUILD PROFESSIONAL COMPETENCY OF FUTURE MINE-RESCUERS

Objective of the study was to substantiate the necessity to introduce in the applied professional physical training course for students majoring in "Mining", specialization "Mining Process Safety and Mine Rescue", special physical exercises. Methods and structure of the study. The experiment was run on the basis of the Saint-Petersburg University of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia from 2013 through 2018. Testing of the physical training technique showed that in the development of special exercises to reinforce the necessary professional skills of a mine-rescuer, emphasis should be placed on the formation of such professionally important physical qualities as speed, agility, endurance, the inclusion of psychological exercises to overcome the fear of heights (acrophobia), fear of being locked in (claustrophobia) and fear of the dark (scotophobia), as well as coordination exercises and exercises to improve applied motor skills. Results and conclusions. The six-year experiment showed that physical training of mine-rescuers should be of applicable nature and take into account the specific nature of the future profession. The regular and systematic work within the framework of the applied professional physical training of the mine-rescuers contributed to the development of the professionally important physical qualities of future mine-rescuers, improvement of their functional capacities and health. The findings confirmed the importance of the chosen methodology and developed programs of applied professional physical training of the mine-rescuers that enabled them to faster translate their professional commitments into action.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

УДК/UDC 378.14.796; 796.011

Поступила в редакцию 10.02.2021 г.

Информация для связи с автором: dubrovskayaY-A@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.А. Дубровская1 Доктор педагогических наук, профессор Г.В. Руденко1 Кандидат технических наук Л.В. Пихконен2

1 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

2 Учебный центр «МАЭБ», Санкт-Петербург

PHYSICAL EDUCATION ТО BUILD PROFESSIONAL COMPETENCY OF FUTURE MINE-RESCUERS

PhD, Associate Professor Yu.A. Dubrovskaya1 Dr. Hab., Professor G.V. Rudenko1 PhD L.V. Pikhkonen2

1 Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg

2 Training center "MAEB", St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - обоснование необходимости внедрения специальных физических упражнений для обучающихся по специальности «Горное дело» специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» в рамках профессионально-прикладной физической подготовки (далее -ППФП) при проведении занятий по физической культуре и спорту. Методика и организация исследования. Научное исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России с 2013 по 2018 г. Апробация методики физической подготовки студентов показала, что в рамках развития специальных упражнений для закрепления необходимых профессиональных качеств горноспасателя необходимо делать упор на формирование таких профессионально значимых качеств, как быстрота, ловкость, выносливость, включение упражнений психологической направленности для преодоления страха высоты, боязни замкнутого пространства и темноты, нарушений координации движений, совершенствования двигательных навыков прикладного характера.

Результаты исследования и выводы. Шестилетний опыт показал, что занятия физической культурой при подготовке горноспасателей должны носить прикладной характер, учитывающий специфику будущей профессии. Системная, планомерная работа в рамках ППФП горноспасателей способствовала развитию профессионально важных физических качеств будущих горноспасателей, совершенствованию функциональных возможностей организма, укреплению здоровья обучающихся. Результаты исследования подтвердили значение выбранной методики и разработанных программ ППФП студентов, позволяющей быстро адаптироваться к практическому выполнению служебных задач будущих горноспасателей.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, физические упражнения, горноспасатель, кроссфит, военизированная горноспасательная часть, военизированный горноспасательный отряд.

Abstract

Objective of the study was to substantiate the necessity to introduce in the applied professional physical training course for students majoring in "Mining", specialization "Mining Process Safety and Mine Rescue", special physical exercises.

Methods and structure of the study. The experiment was run on the basis of the Saint-Petersburg University of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia from 2013 through 2018. Testing of the physical training technique showed that in the development of special exercises to reinforce the necessary professional skills of a mine-rescuer, emphasis should be placed on the formation of such professionally important physical qualities as speed, agility, endurance, the inclusion of psychological exercises to overcome the fear of heights (acrophobia), fear of being locked in (claustrophobia) and fear of the dark (scotophobia), as well as coordination exercises and exercises to improve applied motor skills. Results and conclusions. The six-year experiment showed that physical training of mine-rescuers should be of applicable nature and take into account the specific nature of the future profession. The regular and systematic work within the framework of the applied professional physical training of the mine-rescuers contributed to the development of the professionally important physical qualities of future mine-rescuers, improvement of their functional capacities and health. The findings confirmed the importance of the chosen methodology and developed programs of applied professional physical training of the mine-rescuers that enabled them to faster translate their professional commitments into action.

Keywords: applied professional physical training, physical exercises, mine-rescuer, crossfit, mine rescue unit, mine rescue brigade.

Введение. Развитие особых навыков, связанных со значительными физическими нагрузками,- одна из приоритетных задач при подготовке горноспасателей. Учёными доказано, что внедрение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) ведёт к сокращению сроков адаптации к профессии горноспасателя, снижению заболеваемости в среднем на 32 %, снижению травматизма на 7 %, повышению производительности труда на 5 0% [3].

Цель исследования - обоснование необходимости внедрения специальных физических упражнений для обучающихся по специальности «Горное дело» специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» в рамках ППФП при проведении занятий по физической культуре и спорту.

Методика и организации исследования. В ходе эксперимента разработана методика и программа сквозной практической подготовки с 1-го по 6-й курс, в которой

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

одним из основных элементов предусматривалась физическая подготовка на тренажёрах и специальные физические упражнения, развивающие следующие профессионально значимые качества будущих горноспасателей:

- профессионально значимые физические качества горноспасателей: общая выносливость, ловкость, динамическая сила, силовая выносливость, взрывная сила, устойчивость к параметрам микроклимата, устойчивость к неблагоприятным факторам производства - основные; быстрота движения, гибкость - вспомогательные [7];

- профессионально значимые психические качества горноспасателей: скорость реакции, концентрация и переключение внимания, оперативность мышления, пространственная ориентировка, психическая уравновешенность, волевые качества [7].

В рамках образовательного процесса по специальности «Горное дело» специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» была организована особая физическая подготовка студентов. После обучения выпускники этой специализации получают различные квалификационные категории «спасатель» в зависимости от профиля подготовки (поисково-спасательной, аварийно-спасательной, водолазной, газоспасательной, горноспасательной и др.) [4].

Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании выявлены приоритетные факторы, которые, по мнению студентов, преподавателей и специалистов-производственников, определяют успешность при выполнении профессиональных задач горноспасателя.

Установлена необходимость при подготовке горноспасателей включать на занятиях по физической культуре и спорту профессионально-прикладные физические упражнения, а также элементы кроссфита. Кроссфит в общепринятом понимании -это набор интервальных тренировок высокой интенсивности: тяжёлой атлетики, плиометрики, пауэрлифтинга, гимнастики, гиревого спорта, силовых упражнений, бега и других упражнений, направленных на тренировку предельных физических качеств. Элементы кроссфита активно применяются в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузах спасательного профиля и ведомственных соревнованиях - силовые упражнения в виде соревнований на перетягивание каната, перенос тяжёлых предметов, приседание с грузом, многократные повторения с лёгким весом и другие упражнения.

В рамках подготовки горноспасателей физические упражнения кроссфита рекомендовано выполнять с учетом специфики будущей профессии: бег с утяжелением, бег с препятствиями и бег по узким брусам и брёвнам, подъём по штурмовой лестнице, боевое развёртывание рукавов, а также элементы тяжёлой атлетики - перенос на время баллонов с газом, становую тягу груза, перенос пострадавшего на носилках и руках на время, эвакуация пострадавшего с высоты на верёвках и другие силовые упражнения.

Внедрение этих элементов в программу физической подготовки для горноспасателей позволит легче перенести значительные нагрузки во время прохождения практик. На тренировках в учебной шахте и на специальных тренажёрах студентам приходится работать в спецодежде с включённым респиратором, закреплённым на плечах горноспасательном оснащении, и если добавить имитацию экстремальной внешней среды в виде тепловой камеры, задымленного и неосвещённого пространства, становится понятна необходимость подготовительных физических упражнений по специальной программе в течение учебного года перед учебной и производственной практиками.

ППФП требует длительных, упорных тренировок. Поэтому элементы этих упражнений входят в обязательные ежемесячные тренировки военизированных горноспасательных

частей. Шестилетний опыт выявил необходимость коррекции комплекса упражнений для горноспасателей по приобретению навыков, связанных с проведением спасательных операций в подземных условиях.

Труд горноспасателя характеризуется большим объёмом двигательной активности, ходьбой по измененному рельефу, в гору, под гору, причём на расстояния от 8 до 12 км и более за смену. Большая стрессовая нагрузка, опасность, ответственность за жизнь подчинённых. Кроме этого, работа горноспасателя происходит в тяжёлых санитарно-гигиенических условиях: пыль, недостаточная видимость, загазованность, сильный шум, неблагоприятные микроклиматические условия. Значительные физические усилия требуются и при ремонте горной техники, её установке в шахте, тоннелях, рудниках.

Горноспасатель может находиться в шахте до 4 часов. Время нахождения в шахте определяется емкостью индивидуального средства защиты - кислородного аппарата, переносимого за спиной. Для обучающихся-горноспасателей требуется особое оборудование, а именно: кислородные аппараты весом около 12 кг, дополнительная нагрузка в виде переносимого на себе табельного оснащения и средств спасения: аппарат искусственной вентиляции лёгких, дополнительный кислородный аппарат и др. Это спецоборудование добавляет спасателю носимую на себе нагрузку до 20-24 кг.

В условиях шахты все операции значительно усложняются и приобретают экстремальный характер. Поэтому кроме силы и выносливости в рамках ППФП необходимо развивать умение выдерживать психологические нагрузки в условиях длительного нахождения в ограниченном пространстве, отсутствии освещения, загазованности, преодолении завалов.

Комплекс упражнений ППФП для обучающихся-горноспа-сателей был разработан, апробирован и реализован в рамках практической подготовки во время выездных учебных и производственных практик с 2013 по 2018 г.

Выпускникам специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» присваивается квалификация «горный инженер» и в рамках этой специализации они получают возможность работать на руководящих должностях младшего и среднего командного состава военизированных горноспасательных частей и отрядов (далее ВГСЧ и ВГСО).

В состав ВГСЧ входит учебно-курсовой комбинат, который обеспечен оборудованными учебными классами, учебной шахтой с тренажерами, тренировочным полигоном. На учебно-курсовом комбинате работники ВГСЧ проходят подготовку и переподготовку, отрабатывают специальные физические упражнения, необходимые при проведении спасательных работ на горном предприятии. Для обучения студентов на тренажерах учебно-курсового комбината ВГСЧ была разработана специальная программа подготовки, включающая упражнения на силовую статическую выносливость, координационную и рефлекторную ловкость, которые развивают профессионально важные физические качества будущих горноспасателей, психофизическую устойчивость и выживаемость в экстремальных условиях. Описание специальной программы профессионально-прикладной подготовки по специальности «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» требует отдельного рассмотрения вне данной статьи.

Выводы. Разработанные методики и программы, включающие профессионально-прикладные физические упражнения, составляют основу для формирования профессиональных компетенций горноспасателей. Шестилетний опыт внедрения программ в рамках учебных и производственных практик для горноспасателей показал необходимость включения в образовательный процесс с первых курсов прикладных занятий по физической культуре и спорту с использованием элементов

42

http://www.teoriya.ru

№4 2021 Апрель | Арп!

кроссфита, которые способствуют развитию профессионально значимых физических и психических качеств горноспасателя, формируют устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни.

Литература

1. Дубровская Ю.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как основа для формирования практических компетенций обучающихся в вузах силовых ведомств (на примере вузов МЧС России) / Ю.А. Дубровская, Л.В. Пихконен // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - № 4. - С. 174-181.

2. Мингалиев С.Г. Профессиональная подготовка спасателей для проведения аварийно-спасательных работ / С.Г. Мингалеев,

A.В. Курсаков // Технологии гражданской безопасности. - 2007. - Т. 4. - С. 18-20.

3. Полиевский С.А. Физкультура и профессия / С.А. Полиевский, И.Д. Старцева. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 159 с.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. № 693 г. Москва «Об утверждении перечня должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций».

5. Руденко Г.В. Методика определения психофизиологического потенциала организма / Г.В. Руденко, Ю.А. Дубровская, И.В. Бобров // Известия Тульского университета. - 2018. - № 4. - С. 8-11.

6. Руденко Г.В. Физическая культура как фактор сохранения и укрепления здоровья работников горной отрасли / Г.В. Руденко, И.А. Пан-ченко, Ю.А. Дубровская // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. - 2018. - № 2. - С. 172-17.

7. Фатькин В.М. Обоснование показателей профессионально-прикладной физической подготовки студентов-горняков и методика оценки их состояния в процессе трудовой деятельности /

B.М. Фатькин // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2008. - № 56. - С. 241-254.

References

1. Dubrovskaya Yu.A., Pikhkonen L.V. Professionalno-prikladnaya fiz-icheskaya podgotovka kak osnova dlya formirovaniya prakticheskikh

kompetentsiy obuchayushchikhsya v vuzakh silovykh vedomstv (na primere vuzov MChS Rossii) [Professionally applied physical training as basis for formation of students' practical competences in universities of law enforcement agencies (case study of universities of EMER-COM of Russia)]. Obrazovanie. Nauka. Nauchnyie kadry. 2019. No.4. pp. 174-181.

2. Mingaliev S.G., Kursakov A.V. Professionalnaya podgotovka spasate-ley dlya provedeniya avariyno-spasatelnykh rabot [Professional training of rescuers for emergency rescue operations]. Tekhnologii grazh-danskoy bezopasnosti. 2007. V. 4. pp. 18-20.

3. Polievskiy S.A., Startseva I.D. Fizkultura i professiya [Physical education and profession]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1988. 159 p.

4. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 13 avgusta 2013 g. # 693 g. Moskva «Ob utverzhdenii perechnya dolzhnostey i spet-sialnostey rabotnikov, rabotayushchikh spasatelyami na postoyan-noy shtatnoy osnove v professionalnykh avariyno-spasatelnykh slu-zhbakh, professionalnykh avariyno-spasatelnykh formirovaniyakh i uchastvuyushchikh v likvidatsii chrezvyichaynykh situatsiy» [Resolution of the Government of the Russian Federation No. 693 of August 13, 2013, Moscow "On approval of the list of positions and specialties of employees working as rescuers on permanent regular basis in professional emergency rescue services, professional emergency rescue teams and participating in emergency response."].

5. Rudenko G.V., Dubrovskaya Yu.A., Bobrov I.V. Metodika opredeleniya psikhofiziologicheskogo potentsiala organizma [Body psychophysio-logical potential rating methodology]. Izvestiya Tulskogo universiteta. 2018. No. 4. p. 8-11.

6. Rudenko G.V., Panchenko I.A., Dubrovskaya Yu.A. Fizicheskaya kul-tura kak faktor sokhraneniya i ukrepleniya zdorovya rabotnikov gornoy otrasli [Physical education as factor in protection and promotion of health of mining industry workers]. Izvestiya Tulskogo gosudarstven-nogo universiteta. Nauki o Zemle. 2018. no. 2. pp. 172-17.

7. Fatkin V.M. Obosnovanie pokazateley professionalno-prikladnoy fizicheskoy podgotovki studentov-gornyakov i metodika otsenki ikh sostoyaniya v protsesse trudovoy deyatelnosti [Justification of indicators of professionally applied physical training of student-miners and condition rating methodology during work]. Gorny informatsionno-analiticheskiy byulleten (nauchno-tekhnicheskiy zhurnal). 2008. No. 56.pp. 241-254.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ СЛОЖНОЙ РЕАКЦИИ В КИБЕРСП0РТЕ

Кандидат химических наук А.С. Талан1 Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Новосёлов1 А.К. Сложеникин1

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

УДК/UDC 796.012

Ключевые слова: киберспортсмены, методика, игровые эпизоды, моделирование, киберспортивная платформа.

Введение. Практика показывает, что с помощью метода моделирования игровых эпизодов можно значительно развить быстроту сложной реакции в игровых видах спорта, а также повысить надёжность и эффективность технико-тактических действий.

Цель исследования - разработать и обосновать методику развития быстроты сложной реакции в киберспорте.

Методика и организация исследования. Методика в первую очередь ориентирована на игроков в командные шутеры (Counter-Strike, RainbowSix, и др.), в которых киберспортсмен постоянно попадает в большое количество разнообразных игровых ситуаций. В рамках исследования разработана методика и спроектирован программный продукт, который был внедрён на высоконагруженную киберспортивную платформу.

Результаты исследования и их обсуждение. Методика развития быстроты сложной реакции в киберспорте включает:

• Обработку игровых данных по эффективности применения технико-тактических действий игроком до старта обучения.

• Составление перечня наиболее распространённых игровых эпизодов в данных киберспортивных дисциплинах путём опроса профессиональных игроков и тренеров.

BUILDING COMPLEX REACTION SPEED IN ESPORTS

PhD A.S. Talan1

PhD, Associate Professor M.A. Novoselov1 A.K. Slozhenikin1

1Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 27.01.2021 г.

• Описание технико-тактических действий, наиболее эффективных в каждом игровом эпизоде.

• Mоделирование игровых эпизодов с помощью турнирной платформы в формате теста: подготовка скриншотов игровых эпизодов, подготовка вариантов ответов.

• Оценку результатов тестирования.

• Обеспечение соответствия арсенала соревновательных технико-тактических действий требованиям отработанных игровых эпизодов.

• Обработку игровых данных по эффективности применения технико-тактических действий игроком после обучения.

Выводы. Разработана и внедрена для дальнейших экспериментов в качестве программного продукта методика моделирования условий и ситуаций соревновательной деятельности с целью тренировки быстроты сложной реакции киберспортсменов на платформе click-storm.com.

Литература

1. Новосёлов M.A. Aктуализация научного сопровождения компьютерного спорта / M.A. Новосёлов, Е.Н. Скаржинская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 201l. -№ 3. - С. 39-40.

Информация для связи с автором: alex@click-storm.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.