Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ НА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ НА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / УЧЕБНАЯ ШАХТА / ГОРНОЕ ДЕЛО / ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР / ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕНИЗИРОВАННЫЙ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровская Ю.А., Пихконен Л.В., Дубровская В.А.

Показано, что практико-ориентированное обучение и специальные упражнения по физической подготовке при обучении по специальности «Горное дело» (специализация «Технологическая безопасность и горноспасательное дело») - необходимые условия для подготовки специалистов в области промышленной безопасности. Формирование профессиональных компетенций горноспасателя неразрывно связано с прикладным характером занятий по физической культуре. Внимание акцентировано на то, что формирование профессиональных компетенций напрямую связано с качеством физической подготовки выпускника, в основе которой развитие у будущих горноспасателей выносливости, силы и ловкости. Подготовка кадров для горнодобывающей отрасли предполагает твердую теоретическую базу и отработку практических навыков в условиях учебной базы военизированных спасательных отрядов и горнодобывающих предприятий. Тренировки в учебной шахте и на полигоне за время практического обучения позволяют сформировать у обучающихся навыки для выполнения основных задач поисково-спасательных подразделений, требующих от горноспасателей мобилизации всего психофизиологического потенциала организма. Приведен пример расписания видов занятий в рамках практической подготовки в учебно-курсовом комбинате филиала «ВГСО Печорский бассейн», расположенного в городе Воркута Республики Коми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровская Ю.А., Пихконен Л.В., Дубровская В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION IN EXPERIENCE-ORIENTED PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ACTIVITIES OF MINING ENGINEERS

The experience-oriented special physical training in the Mining Art course on process safety and mine rescue work is the first-order condition in training of specialists in industrial safety. Formation of professional competences of a mine rescuer is inextricably connected with practical physical training. It is emphasized that professional competence formation is directly related with the quality of physical training of a graduate to develop endurance, power and agility of a future mine rescuer. Mining personnel training provides a solid theoretical framework and practical training at training facilities of mine rescue brigades and mining companies. Training in a mock mine or on a testing ground allows students to develop skills aimed at accomplishment of major search-and-rescue missions, which requires mobilization of the whole mental and physiological potential of a human body. The article gives an example of a practical training timetable at the training and teaching facilities of the Pechora Basin Mine Rescue Brigade's division in Vorkuta in the Republic of Komi.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ НА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ»

ГИАБ. Горный информационно-аналитический бюллетень / MIAB. Mining Informational and Analytical Bulletin, 2021;(2):127-138 ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL PAPER

УДК 622.8; 378.14; 7967012.68 DOI: 10.25018/0236-1493-2021-2-0-127-138

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ НА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Ю.А. Дубровская1, Л.В. Пихконен2, В.А. Дубровская1

1 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: DubrovskayaY-A@mail.ru 2 АНО ДПО «Учебный центр «МАЭБ», Санкт-Петербург, Россия

Аннотация: Показано, что практико-ориентированное обучение и специальные упражнения по физической подготовке при обучении по специальности «Горное дело» (специализация «Технологическая безопасность и горноспасательное дело») — необходимые условия для подготовки специалистов в области промышленной безопасности. Формирование профессиональных компетенций горноспасателя неразрывно связано с прикладным характером занятий по физической культуре. Внимание акцентировано на то, что формирование профессиональных компетенций напрямую связано с качеством физической подготовки выпускника, в основе которой развитие у будущих горноспасателей выносливости, силы и ловкости. Подготовка кадров для горнодобывающей отрасли предполагает твердую теоретическую базу и отработку практических навыков в условиях учебной базы военизированных спасательных отрядов и горнодобывающих предприятий. Тренировки в учебной шахте и на полигоне за время практического обучения позволяют сформировать у обучающихся навыки для выполнения основных задач поисково-спасательных подразделений, требующих от горноспасателей мобилизации всего психофизиологического потенциала организма. Приведен пример расписания видов занятий в рамках практической подготовки в учебно-курсовом комбинате филиала «ВГСО Печорский бассейн», расположенного в городе Воркута Республики Коми.

Ключевые слова: учебный процесс, физические качества, учебная шахта, горное дело, горный инженер, промышленная безопасность, военизированный горноспасательный отряд, учебная практика, производственная практика.

Для цитирования: Дубровская Ю.А., Пихконен Л.В., Дубровская В.А. Формирование профессиональных компетенций горных инженеров на практико-ориентированных занятиях по физической культуре и спорту // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2021. - № 2. - С. 127-138. DOI: 10.25018/0236-1493-2021-2-0-127-138.

Professional competence formation in experience-oriented physical training and sports activities of mining engineers

Yu.A. Dubrovskaya1, L.V. Pikhkonen2, B.A. Dubrovskaya1

1 Saint-Petersburg Mining University, Saint-Petersburg, Russia, e-mail: DubrovskayaY-A@mail.ru 2 ANO Dopolnitelnogo Professionalnogo Obrazovaniya Uchebnyi Center Maeb, Saint-Petersburg, Russia

© Ю.А. Дубровская, Л.В. Пихконен, В.А. Дубровская. 2021.

Abstract: The experience-oriented special physical training in the Mining Art course on process safety and mine rescue work is the first-order condition in training of specialists in industrial safety. Formation of professional competences of a mine rescuer is inextricably connected with practical physical training. It is emphasized that professional competence formation is directly related with the quality of physical training of a graduate to develop endurance, power and agility of a future mine rescuer. Mining personnel training provides a solid theoretical framework and practical training at training facilities of mine rescue brigades and mining companies. Training in a mock mine or on a testing ground allows students to develop skills aimed at accomplishment of major search-and-rescue missions, which requires mobilization of the whole mental and physiological potential of a human body. The article gives an example of a practical training timetable at the training and teaching facilities of the Pechora Basin Mine Rescue Brigade's division in Vorkuta in the Republic of Komi.

Key words: training process, physical characteristics, mock mine, mining, mining engineer, industrial safety, mine rescue brigade, training practice, production practice.

For citation: Dubrovskaya Yu. A., Pikhkonen L. V., Dubrovskaya B. A. Professional competence formation in experience-oriented physical training and sports activities of mining engineers. MIAB. Mining If Anal. Bull. 2021;(2):127-138. [In Russ]. DOI: 10.25018/0236-1493-2021-20-127-138.

Введение

Опыт подготовки горных инженеров по действующему федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (далее — ФГОС ВО) показал, что обучение по данной специальности должно быть практико-ориентированным с первого по шестой курс.

Особенностью практики студентов горных вузов является не только экскурсионное посещение горных предприятий, но и работа на старших курсах во время производственных практик на горных предприятиях, включая работу в подземных условиях на рабочих должностях, что, как правило, связано со значительными физическими нагрузками.

Физическая подготовка горноспасателей — обособленная, специализированная и мало изученная ветвь профессиональной подготовки горных инженеров. В статье рассматривается процесс формирования части профессиональных навыков и умений студентов специальности «Горное дело» специализации «Технологическая безопасность и гор-

носпасательное дело» с помощью методов физической подготовки. В статье приведены примеры на основе анализа опыта подготовки обучающихся Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (далее — Университет) во время учебной и производственной практик 2013 — 2018 гг. [1].

Физическая подготовка в образовательных организациях МЧС России является важной составляющей структуры всей профессиональной подготовки и направлена на выработку необходимых в служебной деятельности профессионально важных физических качеств. Такая подготовка является необходимым звеном в формировании специалистов для структуры МЧС России, в частности, профессиональной подготовки спасателей поисковых подразделений МЧС России [2, 3]. Относительно недавно выделенная специализация «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» требует специфичных навыков от выпускника, применения как основных физических качеств, таких как сила и выносливость, так и умения выдержи-

вать психологические нагрузки, связанные со спасательными операциями в подземных условиях.

Ограниченное пространство, отсутствие освещения, загазованная, непригодная для дыхания атмосфера, задымление, преодоление ползком завалов, транспортировка пострадавших по горным выработкам на носилках: все это реалии профессии, требующие особой подготовки высокопрофессиональных кадров в области горного дела. Поэтому при составлении программ практик было уделено повышенное внимание развитию навыков адаптации обучающегося для выполнения специальных задач средствами физической культуры и решения актуальных проблем повышения психологической устойчивости с учетом взаимосвязи и общности приемов и упражнений физической и психологической выживаемости в экстремальных условиях [4-7].

Описание исследования

Чтобы понять процесс формирования компетенций, нужно пояснить содержание практик будущих горных специалистов-спасателей.

В 2010 г. после реорганизации военизированных горноспасательных частей (далее — ВГСЧ), военизированных горноспасательных отрядов (далее — ВГСО) и их переход в структуру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) для обеспечения аварийно-спасательных и технических работ на объектах горнодобывающей промышленности, подземного строительства, а также объектах металлургии и энергетики потребовалось создание новой специальности для подготовки кадров, способных решать комплекс задач в области промышленной безопасности.

Из обширного перечня задач, стоящих перед горным инженером-спасателем, выделим те задачи, которые требуют применения специфических физических и психологических качеств: оказание первой помощи, поиск и спасение людей на объектах ведения строительных и горных работ. Развитие таких качеств предусмотрено в программах практической подготовки в рамках летней учебной и производственной практик на базе военизированных горноспасательных отрядов. Большинство отрядов имеют все необходимое оборудование для обучения и переподготовки горноспасателей России, а также младшего и среднего руководящего состава вспомогательных горноспасательных команд. При горноспасательном отряде находится учебно-курсовой комбинат, учебная шахта и тренировочный полигон, которые были задействованы в процессе практико-ориентированного обучения студентов.

При разработке методического обеспечения по практикам в рабочие программы были включены требования ФГОС ВО, нормативных документов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, локальных актов Университета, а также основные элементы подготовки вспомогательных горноспасательных команд, элементы программ целенаправленной физической тренировки спасателей поисковых подразделений МЧС России. Кроме этого, в программах учебных и производственных практик были учтены методики, отражающие специфику обратной связи между физической и профессиональной подготовкой специалистов спасательных отрядов [8-10].

Чтобы определить профессиональные компетенции, связанные с физической подготовкой, без которых невозможно проведение спасательных операций в экстремальных условиях, необходимо выделить основные задачи поисково-спа-

сательных подразделений, требующие от горноспасателя мобилизации всего психофизиологического потенциала организма.

К таким задачам относятся формирование следующих физических качеств:

• Выносливость

Выносливость — это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности и умение поддерживать заданную интенсивность деятельности в течение определенного времени. Выносливость является одним из основных физических качеств, необходимых горному спасателю. Известно, что чем интенсивнее деятельность, тем ниже выносливость человека. В профессиональной деятельности горноспасателя выносливость требуется для выполнения целого комплекса задач: длительное передвижение с нагрузками под землей по наклонным выработкам (респиратор весит около 12 кг, добавляем табельное оснащение, которое определяется аварийной ситуацией и для горноспасательного отделения в среднем составляет около 8 — 12 кг на одного человека, итого 20 — 24 кг, усложняющих работу в экстремальных условиях), транспортировка пострадавшего на носилках, работа с ручными инструментами по ликвидации завалов, перекрепление выработок, возведение взрывопожароза-щитных перемычек и пр.

• Сила

Сила в спортивном понимании — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий. В работе горноспасателей точнее говорить о силовой статической выносливости — способности противостоять утомлению продолжительным мышечным напряжениям значительной величины. В большинстве случаев при проведении спасательных операций трудно отделить статическую выносливость от выносли-

вости, указанной в предыдущем пункте. Например, перенос пострадавшего на носилках требует и значительного напряжения мышечных усилий при его погрузке, подъеме, преодолению препятствий, и способности к длительному выполнению тяжелой физической работы.

• Ловкость

Ловкость — это интегральный показатель совокупных координационных способностей, не имеющих единого критерия для оценки. В спортивных соревнованиях, в зависимости от характера и условий проведения, выбирают тот или иной измеритель. Ловкость основана на воспроизведении старых координационных связей с использованием двигательных анализаторов и приобретенного в процессе тренировок запаса условно-рефлекторных двигательных связей.

Ловкость важна не только с физической, но и с психологической точки зрения. Она зависит от полноценности восприятия собственных движений в окружающей обстановке и инициативности, что особенно важно при работе в экстремальных ситуациях, когда многие действия выполняются на рефлекторном уровне. В литературе известны следующие измерители ловкости: координационная сложность задания; точность его выполнения; время выполнения [11-14].

Для горноспасателя координационная и рефлекторная способность проявляется в умении точно выполнить сложные процедуры по спасению пострадавшего за минимальный отрезок времени. В частности, в задымленной и частично непригодной для дыхания атмосфере, потерявшего сознание человека нужно подключить к аппарату искусственного дыхания, по-возможности, в максимально короткое время, закрепить пострадавшего и дыхательный аппарат и приготовить его к транспортировке. Такие действия достигаются

только путем длительных тренировок, чтобы довести все операции по спасению людей в экстремальной ситуации аварийной обстановки до автоматизма, когда должна включаться условно-рефлекторная мышечная память.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных требований к физической и психологической подготовке горного спасателя, становятся понятны усилия и средства, затраченные на создание и эффективное функционирование учебных шахт и тренировочных полигонов, разработку новых технологий обучения и подготовку всех категорий спасательных подразделений военизированных горноспасательных отрядов и частей (штатных сотрудников, младшего и среднего руководящего состава, внештатных горноспасательных формирований).

Каждый отряд в обязательном порядке имеет учебную шахту и тренировочный полигон, оборудованные макетами и фрагментами выработок и объектов горного предприятия, насколько возможно приближенными к условиям действующего предприятия: тепловой и дымовой камерами, тренажерами, имитирующими горные выработки, узкими проходами, лабиринтами, различными видами завалов, лестницами, переходами через транспортные коммуникации и пр. Регулярные физические тренировки при полном оснащении в учебной шахте и полигоне, имитация различных аварийных ситуаций и отработка действий по ликвидации последствий нештатных ситуаций в подземных условиях, упражнения на применение способов оказания первой помощи пострадавшему, обязательные соревнования между отделениями на специально оснащенных площадках на комплексное применение методов ликвидации аварий, тушения пожаров и спасения людей — все это является принципиально важной составляющей поддержания спасатель-

ных подразделений в режиме боевой готовности.

Ни один горный вуз в современных условиях финансирования не в состоянии для одной специализации построить учебную шахту, оснастить ее оборудованием и квалифицированным преподавательским составом, имеющим опыт горноспасательных работ, не говоря уже о необходимости постоянного контакта с горными предприятиями для внедрения новых технологий по предотвращению аварий и проведения регулярных профилактических работ. Поэтому Университет принял необычное, но как показал шестилетний опыт обучения учебных групп, методически правильное решение использовать для усиления практической подготовки студентов специальности «Горное дело» специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» учебно-тренировочную базу военизированных горноспасательных отрядов.

Была разработана специальная программа работы студенческих групп в учебно-курсовом комбинате военизированного горноспасательного отряда, максимально приближенная к программе вспомогательных горноспасательных команд (далее — ВГК), регулярно проходящих обучение и переподготовку для обеспечения безопасности горнодобывающего предприятия.

В рамках статьи мы приведем из программ практик только физическую составляющую как значимую часть, формирующую профессиональные компетенции спасателя. В качестве примера в таблице приведены фрагменты расписания занятий из программы практики в учебно-курсовом комбинате филиала «ВГСО Печорский бассейн», расположенного в городе Воркута Республики Коми.

В горноспасательном деле терренкур — специальный тренажер для обучения горноспасателей передвижению

Фрагмент расписания занятий учебных групп из программы практики студентов по специальности «Горное дело» специализация «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» Fragment of the student's training timetable in the course of Industrial Safety and Mine Rescue Works in Mining

Содержание мероприятия / занятия Количество часов

теория практика

Посещение спортивного комплекса ежедневно 2 — 3 ч

Упражнение в респираторе Р-30 в учебной шахте: переодевание в спецодежду, надевание и беглая проверка респиратора, включение в респиратор 1 1

Ходьба по горизонтальным выработкам в спецодежде и оснащением с включенным респиратором. Продолжительность работы — 40 мин, время на отдых — 10 мин 1 2

Ходьба по наклонным выработкам в спецодежде и оснащением с включенным респиратором. Продолжительность работы — 40 мин, время на отдых — 10 мин 1 2

Ходьба в задымленных горизонтальных и наклонных выработках в спецодежде и оснащением с включенным респиратором. Продолжительность работы — 20 мин, время на отдых — 10 мин 1 2

Ознакомление с условиями тепловой тренировки по выполнению упражнений под нагрузкой за фиксированное время в тепловой камере учебной шахты при нормальной температуре. Продолжительность работы в камере 20 мин 1 2

Ознакомление с условиями тепловой тренировки по выполнению упражнений под нагрузкой за фиксированное время в тепловой камере учебной шахты при повышенной температуре. Продолжительность работы в камере 20 мин 1 2

Передвижение по тесным выработкам ползком, включая терренкур*. Продолжительность работы 60 мин 1 1

Отработка умения сооружать быстровозводимые противовзрывные перемычки 1 2

* Терренкур (от фр. terrain — местность и cours — курс лечения) в справочных и энциклопедических изданиях — метод санаторно-курортного лечения, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок, восхождений в гористой местности по определенным, размеченным маршрутам. Терренкур является методом тренирующей терапии, развивает выносливость, улучшает работу сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, стимулирует обмен веществ, нервную активность, а также тренирует мышцы конечностей, туловища, стимулирует обмен веществ.

в особо стесненных условиях, способствующий развитию выносливости.

Каждый отряд в своем табельном оснащении обязательно содержит тренажер терренкур, который имитирует узкую или заваленную выработку. Передвижение на тренажере возможно только ползком, а задымление выработки до полного отсутствия видимых ориентиров и перемещение включенного респи-

ратора впереди себя создает физическую нагрузку и вырабатывает устойчивость к стрессовым ситуациям. На рис. 1 показан фрагмент тренировочного упражнения на терренкуре в учебной шахте без задымления.

В содержательной части таблицы приведены упражнения и тренировки, требующие значительного физического напряжения. Кроме этого, упражнения

Рис. 1. Прохождение через терренкур с включенным респиратором Fig. 1. Terrain walking using a respirator

в респираторе в тепловой камере, задымленном пространстве, под искусственными завалами и перемещение в стесненных условиях и ползком дополняли физические нагрузки, неизбежные в профессиональной деятельности горноспасателя, а также психологической составляющей, связанной с негативной стороной физиологических реакций организма на чрезвычайные ситуации. Методы отработки выносливости, силы и ловкости на учебных занятиях в Университете нашли применение для отработки профессиональных компетенций будущего горного спасателя. Отрабатываемые на занятиях по физической культуре и спорту нормативы в практическом применении позволяют оценить

эффективность подготовки и функционирование ее как подсистемы профессиональной подготовки спасателей. Такие тренировки проводились с учебными группами студентов со второго курса (в рамках учебных практик) по шестой курс (в рамках производственных практик). Это позволило максимально подготовить студентов к предстоящей профессиональной деятельности и понять значимость физической подготовки при проведении спасательных операций на горном предприятии в экстремальных условиях.

Особенность разработанных программ практик состояла в том, что начиная со второго курса обучения студенты знакомились с характером работы гор-

Рис. 2. Тренировка в респираторе на преодоление препятствий в условиях ограниченного пространства учебной шахты

Fig. 2. Obstacle crossing in a limited area of a mock mine using a respirator

Рис. 3. Тренировка в респираторе по преодолению препятствий и искусственных завалов Fig. 3. Crossing of obstacles and manmade blockages using a respirator

Рис. 4. Тренировка в респираторе в задымленной горизонтальной выработке Fig. 4. Training in a smoke tunnel using a respirator

Рис. 5. Тренировка в респираторе в тепловой камере при нормальной и повышенной температуре по выполнению упражнений под нагрузкой за фиксированное время

Fig. 5. Training in a heat cell using a respirator at the normal and higher temperatures with execution of exercises under load and within a fixed time

носпасательных подразделений и горного производства, и понимали прикладной характер занятий по физической культуре и спорту [15-18]. Упражнения в учебной шахте выявляют интерес к выбранной специальности, нивелируют стрессовые ситуации, неизбежные в той или иной степени при первом нахожде-

нии в темном, замкнутом пространстве в недружественной среде, тем самым вырабатывая у студента психологическую устойчивость к стрессовым ситуациям.

Фрагменты практического обучения с применением физических нагрузок представлены на рис. 2-5.

Заключение

1. Применение физических качеств студентов специальности «Горное дело» специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело», таких как выносливость, сила и ловкость при прохождении учебных и производственных практик на учебно-тренировочной базе военизированного горноспасательного отряда является важным и необходимым этапом для формирования профессиональных компетенций выпускника.

2. Практико-ориентированное обучение по новым разработанным програм-

мам практик показывает, что формирование профессиональных компетенций горноспасателя неразрывно связано с прикладным характером занятий по физкультуре.

3. Тренировки в учебной шахте и на полигоне за время практического обучения позволяют акцентировать внимание студентов на физической составляющей при подготовке к выполнению основных задач поисково-спасательных подразделений, требующих от горноспасателей мобилизации всего психофизиологического потенциала организма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пихконен Л. В., Родионов В. А., Сергиенко А. Н. Усиление практической составляющей обучения студентов по направлению подготовки 130600.65 «Горное дело» (на примере выездной практики в ВГСО «Печорский бассейн» в г. Воркуте) / Международная научно-практическая конференция «Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций», СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2016. - С. 35-41.

2. Муравицкий А. И. Инновационная методика воспитания физических качеств у спасателей и пожарных в процессе профессионально-прикладной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2004. - 127 с.

3. Шленков А. В., Зайкин Р. Г. Мониторинг формирования профессионально-важных качеств средствами профессионально-прикладной физической подготовки спасателей в образовательной организации МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2016. - № 3 (39). - С. 135-142.

4. Гавриленко Е. С. Дифференцированная методика физической подготовки спасателей МЧС в условиях Дальневосточного региона России: дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2007. - 159 с.

5. Динаев Б. М. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах пожарно-технического профиля дисс. ... канд. пед. наук. - Шуя, 2009. - 157 с.

6. Пихконен Л. В., Балабанов А. А., Заступов Д. Е. Формирование психологической устойчивости обучающихся при проведении практической подготовки на полигонах и учебных шахтах // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. -2018. - № 3. - С. 109-112.

7. Тыщенко Е. Г., Бобрищев А. А. Специальная физическая тренировка спасателей поисковых подразделений МЧС Российской Федерации к действиям в условиях повышенных температур // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2013. - № 1 (25). -С. 138-144.

8. Радионовская Т. И., Баева Л. С. Практическая подготовка как основополагающий фактор формирования профессиональных компетенций // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17175 (дата обращения: 23.08.2019).

9. Гольдман А. А., Семенов А. С., Егорова А. А. Организация практико-ориентиро-ванного обучения по техническим направлениям подготовки специалистов (на примере

МПТИ (Ф) СВФУ и АК «АЛРОСА») // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9. - С. 274-278.

10. Давыденко Т. М., Пересыпкин А. П., Верзунова Л. В. Роль работодателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view7id = 5753 (дата обращения: 23.08.2019).

11. Рукович А. В. К вопросу об организации производственных практик в вузах по специальностям горно-геологического направления, реализующим подготовку специалистов по ФГОС-3+ (на примере специальности 25.05.03 Технология геологической разведки) // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 3-1. - С. 4749. URL:http:// expeducation.ru/ru/article/view7id=11211 (дата обращения: 30.08.2019).

12. Аганов С. С. Критерии и показатели развития физической культуры обучающихся в вузах МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2016. -№ 2 (38). - С. 116-122.

13. Руденко Г. В., Дубровская Ю. А., Бобров И. В. Методика определения психофизиологического потенциала организма // Известия Тульского университета. - 2018. -№ 4. - С. 8-11.

14. Забелина Л. Н., Карева Г. В. Применение модифицированной методики круговой тренировки на занятиях по физическому воспитанию у студентов технического вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020. - № 2. -С. 41-43.

15. Dashe Li, Yanli Feng, Dapeng Cheng, Yi Lu Exploration and research on the engineering education model of «practicing while teaching with curriculum integration» / 2nd Annual International Conference on Cloud Technology and Communication Engineering. Conference Proceeding, Abstracts of Papers. Nanjing, China, 17-19 August 2018, p. 133.

16. Schexnayder C., AndersonS. Construction engineering education: History and challenge // Journal of Construction Engineering and Management. 2011. Vol. 137 (10). Pp. 730-739.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Tejedor G., Segalas J., Rosas-Casals M. Transdisciplinarity in higher education for sus-tainability: How discourses are approached in engineering education // Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 175. Pp. 29-37.

18. Stough T., Ceulemans K., Lambrechts W., Cappuyns V. Assessing sustainability in higher education curricula. A critical reflection on validity issues // Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 172. Pp. 4456-4466. EES

REFERENCES

1. Pikhkonen L. V., Rodionov V. A., Sergienko A. N. Increase in practical training of students in Training Area 130600.65 Mining: A case-study of field training at Pechora Basin Mine Rescue Brigade in Vorkuta. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Podgotovka kadrov v sisteme preduprezhdeniya i likvidatsii posledstviy chrezvychaynykh situatsiy» [Personnel Training in Emergency Prevention and Accident Management: International Conference Proceedings], Saint-Petersburg, 2016, pp. 35-41. [In Russ].

2. Muravitskiy A. I. Innovatsionnaya metodika vospitaniya fizicheskikh kachestv u spasate-ley i pozharnykh v protsesse professionalno-prikladnoy podgotovki [Innovation procedure for physical building of rescuers and firemen during applied professional training], Candidate's thesis, Smolensk, 2004, 127 p.

3. Shlenkov A. V., Zaykin R. G. Monitoring of profession-critical skills during applied professional physical training of rescuers at the educational institution of the Russian Federation Ministry of Emergencies. Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere. 2016, no 3 (39), pp. 135-142. [In Russ].

4. Gavrilenko E. S. Differentsirovannaya metodika fizicheskoy podgotovki spasateley MCHS v usloviyakh Dalnevostochnogo regiona Rossii [Differentiated physical training procedure for rescuers of the Russian Federation Ministry of Emergencies in the Russian Far East], Candidate's thesis, Khabarovsk, 2007, 159 p.

5. Dinaev B. M. Sovershenstvovanie professionalno-prikladnoy fizicheskoy podgotovki kursantov v vuzakh pozharno-tekhnicheskogo profilya [Improvement of applied professional physical training of students at fire engineering universities], Candidate's thesis, Shuya, 2009, 157 p.

6. Pikhkonen L. V., Balabanov A. A., Zastupov D. E. Formation of psychological stability of students in practical training on proving grounds and in mock mines. Vestnik Sankt-Peterburg-skogo universiteta GPS MChS Rossii. 2018, no 3, pp. 109-112. [In Russ].

7. Tyshchenko E. G., Bobrishchev A. A. Special training of search and rescue teams of the Russian Federation Ministry of Emergencies to operate under higher temperatures. Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere. 2013, no 1 (25), pp. 138-144. [In Russ].

8. Radionovskaya T. I., Baeva L. S. Practical training as a master standard of professional competence formation. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014, no 6. [In Russ], available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17175 (accessed 23.08.2019).

9. Goldman A. A., Semenov A. S., Egorova A. A. Organization of experience-oriented training in engineering: A case-study of the Mirny Polytechnic Institute, Branch of the Ammosov Northeastern Federal University, and ALROSA. Modern High Technologies. 2016, no 9, pp. 274278. [In Russ].

10. Davydenko T. M., Peresypkin A. P., Verzunova L. V. Role of employers in development of professional competences of students in theoretical and practical exercises. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012, no 2. [In Russ], available at: http://science-education.ru/ru/ article/view?id = 5753 (accessed 23.08.2019).

11. Rukovich A. V. Organization of practical training of students in mining and geology at universities training specialists by FGOS-3+ standards: A case-study of specialists in geological exploration technology (Specialty Code 25.05.03). Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya. 2017, no 3-1, pp. 47-49. [In Russ], available at: http:// expeducation.ru/ru/arti-cle/view?id=11211 (accessed 30.08.2019).

12. Aganov S. S. Criteria and indices of physical training at universities of the Russian Federation Ministry of Emergencies. Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere. 2016, no 2 (38), pp. 116-122. [In Russ].

13. Rudenko G. V., Dubrovskaya Yu.A., Bobrov I. V. Procedure to assess mental and physiological potential of a human body. Izvestiya Tulskogo universiteta. 2018, no 4, pp. 8-11. [In Russ].

14. Zabelina L. N., Kareva G. V. Application of modified circuit physical exercises training for students of technical universities. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2020, no 2, pp. 41-43. [In Russ].

15. Dashe Li, Yanli Feng, Dapeng Cheng, Yi Lu Exploration and research on the engineering education model of «practicing while teaching with curriculum integration». 2nd Annual International Conference on Cloud Technology and Communication Engineering. Conference Proceeding, Abstracts of Papers. Nanjing, China, 17-19 August 2018, p. 133.

16. Schexnayder C., Anderson S. Construction engineering education: History and challenge. Journal of Construction Engineering and Management. 2011. Vol. 137 (10). Pp. 730-739.

17. Tejedor G., Segalas J., Rosas-Casals M. Transdisciplinarity in higher education for sus-tainability: How discourses are approached in engineering education. Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 175. Pp. 29-37.

18. Stough T., Ceulemans K., Lambrechts W., Cappuyns V. Assessing sustainability in higher education curricula. A critical reflection on validity issues. Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 172. Pp. 4456-4466.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Дубровская Юлия Аркадьевна1 - канд. пед. наук, доцент, e-mail: DubrovskayaY-A@mail.ru, Пихконен Леонид Валентинович - канд. техн. наук, e-mail: leop1@yandex.ru, АНО ДПО «Учебный центр «МАЭБ», Дубровская Валерия Андреевна1 - студент, e-mail: vic_can98@mail.ru, 1 Санкт-Петербургский горный университет.

Для контактов: Дубровская Ю.А., e-mail: DubrovskayaY-A@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Yu.A. Dubrovskaya1, Cand. Sci. (Ped.), Assistant Professor, e-mail: DubrovskayaY-A@mail.ru,

L.V. Pikhkonen, Cand. Sci. (Eng.), e-mail: leop1@yandex.ru,

ANO Dopolnitelnogo Professionalnogo Obrazovaniya

Uchebnyi Center Maeb, Saint-Petersburg, Russia,

B.A. Dubrovskaya1, Student, e-mail: vic_can@mail.ru,

1 Saint-Petersburg Mining University, 199106, Saint-Petersburg, Russia.

Corresponding author: Yu.A. Dubrovskaya, e-mail: DubrovskayaY-A@mail.ru.

Получена редакцией 07.10.2019; получена после рецензии 20.08.2020; принята к печати 10.01.2021. Received by the editors 07.10.2019; received after the review 20.08.2020; accepted for printing 10.01.2021.

_ A _

ОТДЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ ГОРНОГО ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО БЮЛЛЕТЕНЯ

(СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК)

ОБЗОР ГЕОФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ УГОЛЬНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

(2020, № 11, СВ 36, 12 с.) Ахметзянова Альбина Маратовна — аспирант, ГИ НИТУ «МИСиС», e-mail: albina4570@mail.ru.

Процесс разработки угольных месторождений можно разделить на две взаимосвязанные стадии — разведку и добычу. Использование на первом этапе автоматизированных систем дает возможность повысить качество разведки. Рассмотрены основные методы геофизического исследования угольных месторождений. Приведен их анализ и дано обоснование эффективности использования описываемых методов. Скважинные геофизические исследования — это набор физических методов, используемых для изучения горных пород, а также для контроля технического состояния скважин. Цель работы: анализ эффективности использования современных геофизических методов исследования угольных месторождений. Задачи исследования: обзор современных геофизических методов исследования и обоснование их эффективности в применении к разработке угольных месторождений.

Ключевые слова: горные предприятия, геофизические методы, скважины, разработка, разведка, уголь, угольные месторождения, разрез, шахта.

A REVIEW OF THE METHODS OF GEOPHYSICAL RESEARCH OF COAL DEPOSITS

A.M. Akhmetzyanova, Graduate Student, e-mail: albina4570@mail.ru,

Mining Institute, National University of Science and Technology «MISiS», 119049, Moscow, Russia.

The development process of coal stages can be divided into two interrelated stages — exploration and production. Practice shows that the quality of production directly depends on the quality of the exploration conducted. For this reason, the use of automated systems at the first stage makes it possible to improve its quality. The article discusses the main methods of geophysical research of coal deposits. The analysis and substantiation of the effectiveness of using the described methods are given. Downhole geophysical surveys are a set of physical methods used to study rocks, as well as to monitor the technical condition of wells. Downhole geophysical surveys are divided into two large groups: downhole geophysics methods and logging methods. Logging is known as mining and drilling geophysics, and is used to study rocks in the immediate vicinity of wells (inspection radius 1 — 2 m). Purpose of the work: аnalysis of the effectiveness of the use of modern geophysical methods for the study of coal deposits. Research objectives: review of modern geophysical research methods and substantiation of their effectiveness as applied to the development of coal deposits.

Key words: mining enterprises, geophysical methods, wells, development, exploration, coal, coal deposits, section, mine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.