ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ОГУ ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА
THE IMPORTANCE OF THE PHYSICAL CULTURE IN THE VITAL ACTIVITY OF THE ART-GRAPHI FACULTY STUDENTS OF THE OREL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. S. TERGENEV
Шавырина Светлана Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Прикладной физической культуры» Орловский государственный университет
имени И. С Тургенева г. Орёл, Россия Shavyrina Svetlana Vasilyevna candidate of pedagogical sciences, associate professor department "Applied physical culture" Orel State University named after i. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В статье рассмотрена проблема самооздоровления студентов. Отраженыы причиныы ослабления здоровья у молодежи. Важной задачей является приобретение студентами навы^юв по укреплению своего здоровья. Проведен опрос выз/явление для оценки значения и мотивации физической культуры.
Abstract. In the article the problem of student self-treatment is considered. The reasons of weakening of youth health are reflected here. The important task is the obtaining health promotion skills by the students. The interview was taken for defining the evaluation of meaning and motivation of the physical culture.
Ключевые слова: двигательная активность, мотивация, студент, физическая культура, нагрузка, здоровье, спорт.
Keywords: motor activity, student, physical culture, load, health, sport.
Актуальность. В настоящее время, на территории России, в различных формах обучения получают образование порядка пяти с половиной миллионов студентов по самым различным специальностям.
У многих студентов выявляется ослабление иммунной защиты, от которой зависит их здоровье и успешность учебной и спортивной деятельности. В состоянии предболезни выраженность симптомов снижения иммунитета повышается. Очень остро стоит проблема самооздоровления студентов. Самооздоровление студентов нужно понимать как систему оздоровительных немедикаментозных мероприятий, осуществляемых под руководством преподавателей физической культуры и самих студентов, способствующих укреплению здоровья и физической реабилитации ослабленных студентов, предрасположенных к заболеваниям. Причем, эти мероприятия не заменяют врачебной помощи студентам, а дополняют её. Студенты должны уметь
112/131
определить суть причины ухудшения своего состояния и отобрать средства, которые будут способствовать его ликвидации. Предпочтение должно отдаваться самостоятельным формам подготовки с выдачей заданий на учебно-тренировочных занятиях, на которых можно проводить и тестирование выраженности симптомов состояния предболезни. Важной задачей является приобретение студентами навыков по укреплению своего здоровья, которые понадобятся им не только в период учебы, но и в процессе будущей профессиональной деятельности. Для решения поставленной задачи необходимо мотивировать, проводить беседы на тему о значении физической культуры в жизнедеятельности студентов, вызывать интерес, преподаватели должны вести работу систематически по приобщению молодежи к физической культуре как одного из важных составляющих эффективных средств по укреплению и сохранению улучшения своего состояния. В связи с этим главной задачей физической культуры в вузе является развитие познавательного интереса студентов к занятиям физической культурой и спортом.
К сожалению, на практике проблеме коррекции состояния предболезни студентов не уделяется должного внимания. Это подтверждают результаты исследований многих авторов, об ухудшении состояния здоровья студентов в процессе их обучения в вузе за счет влияние таких неблагоприятных факторов, как учебная нагрузка, режим занятий, совмещение работы с учебой, нарушение режима труда и отдыха, сокращение кратности питания, недостаточная материальная обеспеченность. Для решения этой проблемы необходимо в учебно-воспитательном процессе уделять существенное внимание сохранению и укреплению их здоровья.( Руденко, Н. Н. 2009, Ильин, А. Г. 2010, Макеева В. С. 2017).
В свою очередь, создают предпосылки к развитию хронического утомления и, как следствие, снижению показателей успеваемости, физической подготовленности и ухудшению состояния здоровья студенческой молодежи.
Сомов Д. С (2007) отмечает, что здоровье студенческой молодежи является одним из важнейших условий эффективного его участия в образовании. Различные отклонения и ухудшения в здоровье, возникающие в процессе обучения, являются препятствиями в достижении успехов в образовательном процессе вуза.
С целью определения какое значение и место в их жизни имеет физическая культура и выявления мотивации, было предложено ответить на вопросы анкеты.
Было проведен опрос. Участвовали в опросах 65 студентов 1-11 курсов ХГФ Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева (9 юношей и 56 девушек, средний возраст 17 лет). Опрос проводили в мае 2017 года. Были заданы вопросы (см. приложение)
В результате заданного вопроса, соблюдаете организацию труда и отдыха? Было выявлено, что четко планируют и соблюдают режим дня только 14% опрошенных, 48% - не соблюдают, 38% стараются соблюдать время от времени. Указывают причины несоблюдения режима в 45% называют «не могу, не получается», 26% - «нет времени», в 11% - не важно для здоровья, в 11% -лень, и в 7% - нет силы воли. Полученные данные указывают, что половина опрошенных студентов не осознает важности значения физической культуры
и планирования своего времени и своей деятельности это говорит о неумении современных молодых людей грамотно планировать свою жизнь и учебу.
Анализ анкетирование показал, при оценки своего физического развития и физической подготовленности 15% оценили себя на «отлично», 40% - на «хорошо», 33% - на «удовлетворительно» 12% - на «неудовлетворительно».
На вопрос: «Трудно ли вам дается учеба в вузе?» положительно ответили 15% респондентов, 17% ответили, что «нет» и 68% - «иногда». Последний ответ отражает проблемы студентов, связанные с отдельными предметами. Важно отметить, что среди студентов, соблюдающих режим дня, нет ни одного, кто бы пожаловался на существенные трудности в учебе. Большинство их тех, кто умеет планировать свой день
На вопрос: Сколько времени вы тратите на отдых и хобби? Ответили, что на полноценный отдых и хобби 40% студентов тратит 1-2 часа в день, еще 25% - 34 часа. Остальные 35% респондентов указывают на отсутствие времени на отдых и хобби, а имеют возможность полноценно отдыхать только в выходные и праздничные дни.
В Общеобразовательной школе по предмету «физическая культура» были аттестованы на оценку «5» -66%, «4»-30 % и «3» - 4%.
Из них занимались физической культурой в основной группе 70%, а в специальной -13%, остальные 17% в подготовительной.
В положительном влиянии физических упражнений на здоровье уверены 95% студентов.
Мотивы занятий физической культурой: получить зачет 62% избежать проблем со здоровьем 5% быть физически активным вместе со сверстниками 33%, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы 68%. На вопрос: В любых обстоятельствах вы стараетесь регулярно заниматься физической культурой? Ответили 48% опрошенных.
Одним из факторов, влияющих на здоровье, является семья. Хотелось отметить важную роль данному фактору. В семье формируется установка на здоровье, привычки питания, двигательный режим и на другие аспекты здорового образом жизнью. У 15% студентов родители занимались физкультурой, а 37% семей имеется литература по физкультурно-спортивной тематике. Положительно относятся 73% студентов к проведению трех разовых занятий по физической культуре.
Анализирую полученные данные опроса, следует отметить, что уровень физической подготовленности снижается. Мотивация на здоровье студентов, находится на должном уровне. Большая часть студентов хотят заниматься 3 раза в неделю. Так, как хотят иметь стройную фигуру и сильные мышцы, быть в хорошей физической форме. В ходе анкетирования было выявлено, что меньшее количество студентов имеют специальную, спортивную литературу. Для повышения значимости физической культуры, педагогам необходимо систематически мотивировать к занятиям по физической культуре, эффективно обучать студентов по овладению современными знаниями о здоровье человека, умениями и навыками по использованию средств, форм и методов оздоровления.
Анкета для студентов, оценка физической подготовленности и их мотивацию
к занятиям физической культуры.
1. Возраст
2. Соблюдаете, планируете режим дня?
3 Трудно ли вам дается учеба в вузе?
4. В какой медицинской группе занимались: основной, подготовительной, специальной?
5. Какую успеваемость имели по физической культуре в школе?
6. Как вы относитесь к проведению трехразовых занятий по физической культуре?
7. Как часто вы болеете (1-2 раза в год, более)?
8. Занимаетесь вы физической культурой самостоятельно?
9. Ваши родители занимались или занимаются физической культурой?
10. Имеется ли в вашей библиотечки специальная спортивная литература?
11. Общение с друзьями во время физкультурно-спортивных мероприятий доставляет вам удовольствие?
12.Сколько времени вы тратите на отдых и хобби?
13. В любых обстоятельствах вы стараетесь регулярно заниматься физической культурой?
14. Вы ждете занятий физической культуры, потому что они укрепляют мое здоровье?
15. Вы занимаетесь физической культурой, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы?
Литература
1. Богомолова Е. С. Оценка физического развития детей и подростков : учебное пособие Е. С. Богомолова. — Н. Новгород : НГМА, 2006. - 260 с.
2. Белкина Н. В. Здоровьеформирующая технология физического воспитания студенток вуза / Н. В. Белкина // Теория и практика физической культуры. - 2006. -№2. - С. 7-11.
3. Горбань И. Г. Влияние физкультурно-спортивной подготовки студентов на адаптационный период начала обучения в вузе /И. Г Горбань./Вестник ОГУ, 2005. -№11. - С.115-117.
4. Ильин А. Г Особенности динамики показателей физического развития детей и подростков / Руководство по социальной педиатрии. — Хабаровск: ДВГМУ, 2010. — 281 с.
5. Руденко Н. Н. Физическое развитие — главный критерий здоровья / Н. Н. Руденко. И. Ю. Мельникова //Современные проблемы/ педиатрии : мат. конф. / под ред. Ф. П. Романюка, В. П. Алферова. - СПб, 2009. - С. 17-20.
6. Сомов Д. С. Теория и методология реализации здоровыесбережения в условиях современного вуза : автореф. дисс. ... докт. пед. наук / Д. С. Сомов; Ставрополь, 2007. — 42 с.
7. Ямпольская Ю. А. Физическое развитие школьников Москвы/ в последние десятилетия //Биология. — 2007. - № 14. — С. 18-23.
References
1. Bogomolova E. S. Ocenka fizicheskogo razvitiya detej i podrostkov [Evaluation of physical development of children and adolescents]. N. Novgorod, NMMA Publ, 2006, 260 p.
2. Belkina N. V. Zdorov'eformiruyushchaya tekhnologiya fizicheskogo vospitaniya studentok vuza [Zdorovega technology physical education students of the University]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2006, no.2, pp. 7-11.
3. Gorban' I. G. Vliyanie fizkul'turno-sportivnoj podgotovki studentov na adaptacionnyj period nachala obucheniya v vuze [Influence of physical culture and sports training of students on the adaptation period of the beginning of training at the University]. Vestnik OGU - Bulletin ofOSU, 2005, no.11, pp. 115-117.
4. Il'in A. G. Osobennosti dinamiki pokazatelej fizicheskogo razvitiya detej i podrostkov [Features of dynamics of indicators of physical development of children and adolescents]. Rukovodstvo po social'noj pediatrii [Guide to social Pediatrics]. Khabarovsk, DUGA Pub/., 2010, 281 p.
5. Rudenko N. N., Mel'nikova I. Yu. [Physical development-the main criterion of health]. Sovremennye problemy pediatrii: mat. konf. [Modern problems of Pediatrics. Conf.]. St. Petersburg, 2009, pp. 17-20.
6. Somov D. S. Teoriya i metodologiya realizacii zdorov'esberezheniya v usloviyah sovremennogo vuza. Avtoref. diss. dokt. ped. nauk [Theory and methodology of realization of health saving in the conditions of modern University. Author's abstract of Dr. diss.]. Stavropol, 2007, 42 p.