ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧЕНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЛЕЙБОЛА
IMPROVE THE PHYSICAL CONDITION OF RURAL SCHOOL STUDENTS THROUGH
THE USE OF VOLLEYBALL
Соломченко Марина Александровна кандидат педагогических наук, зав. кафедрой «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия
Solomchenko Marina Aleksandrovna Ph.D., head of department «Theory and methodology chosen sport»> Orel State University named after I. S. Turgenev,
Orel, Russia
Головин Николай /Алексеевич учитель физической культуры МБОУ «Здоровецкая средняя общеобразовательная школа»>
г. Орёл, Россия
Golovin Nikolay Alekseevich teacher of physical culture «Zdorovenky average secondary schoo»
Orel, Russia
Аннотация. Работа посвящена привлечению школьников к активным занятиям спортом и усвоению ими принципов здорового образа жизни. В подростковой среде одним из популярных видов спорта считается волейбол. Применение экспериментальной разработанной программы на занятиях у подростков в сельской школе поможет расширить их возможности совершенствования самого процесса физического воспитания, позволит повысить уровень их физической подготовленности и укрепить здоровье занимающихся.
Abstract. The work is devoted to attracting students to the active sports and mastering the principles of healthy lifestyle. Among teenagers one of the most popular sport is the volleyball. The experimental program developed in the classroom in adolescents in a rural school help to improve their possibilities of improvement of process of physical education will improve their level of physical fitness and to improve the health of the student.
Ключевые слова: сельская школа, физическое состояние, физическое воспитание, волейбол.
Keywords: rural schoo, physical condition, physical education, volleyball.
В настоящее время наблюдается низкая заинтересованность детей и подростков, обучающейся в сельских общеобразовательных школах, в укреплении мировоззрения в сфере физической культуры и спорта, основ здорового образа жизни, «осознании роли двигательной активности для достижения жизненных и профессиональных целей, приобретении личного опыта творческого использования средств и методов физической культуры является причиной систематических пропусков учебных занятий, снижения уровня физического физической подготовленности школьников» [1, 3, 5].
Существует определенное противоречие между результатами реализации программы по физическому воспитанию в сельских школах и итоговыми результатами ее практического применения, которое заставляет учителей искать новые формы и методы организации физической культуры для школьников, «изучать их потребности в занятиях различными видами спорта, предлагать различные варианты для внедрения в учебный процесс» [2, 3, 6, 7].
По изучению потребностей подростков одними из популярных в сельских школах видов спорта являются спортивные игры, в частности, волейбол [2, 4, 5, 6]. К сожалению, не всегда эффективное использование средств и методов волейбола в процессе физического воспитания сельских школьников поддерживается обоснованными технологиями по организации и проведению занятий.
Мы провели анализ эффективности проведения занятий по традиционной системе. Выяснилось, что 35-40% от общего объема занятий используются неэффективно при уровне моторной плотности, не превышающей 50%. Также нами изучались мотивы и потребности сельских школьниках по поводу применения различных видов двигательной активности, отношения к учебным занятиям. В результате выяснилось, что многие подростки занимаются физической культурой только на занятиях в школе, то есть 2-3 раза в неделю и в основном, для получения оценки по предмету. На вопрос: «Ваше отношение к занятиям физкультурой и спортом?» - 33, 5 процентов школьников ответили: что занимаются систематически, 57 % - занимаются нерегулярно и 9,5 % -не занимаются вообще.
На предложенный вопрос: «Что Вам не нравится на занятиях по физическому воспитанию?» почти 90% школьников ответили: принудительность, скучно, не интересно, мало подвижных и спортивных игр. Из 122 опрошенных 89 человека, т.е. 65% школьников, хотели бы заниматься спортивными играми.
Основными мотивами занятий тем или иным видом спорта назывались, как «Интересно», «Нравится», «Хочу научиться играть», «Хочу с пользой проводить свободное время», «Хочу укрепить здоровье» и «Поддерживать спортивную форму». Эти причины составляют 87 % общей дисперсии выборки.
Тщательно проанализировав учебную программу занятий по физической культуре, определив недостаточную степень ее эффективности, изучив мотивы и потребности школьников в различных формах двигательной активности и выяснив популярность спортивных игр, оценив инвентарь и материально-техническое обеспечение и уровень квалификации преподавателей, было
принято решение разработать вариант программы, основанный на преимущественном использовании средств волейбола.
Волейбол был выбран не случайно по нескольким причинам: для занятий не требуется сложное оборудование и инвентарь; эта спортивная игра популярна среди сельских школьников; характер игровой деятельности предъявляет повышение требования к развитию систем и функций организма подростков, что позволяет при регулярных занятиях получать положительный тренировочный эффект; занятия волейболом способствует развитию у подростков качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности (умение взаимодействовать в коллективе, способность адекватно реагировать на внезапно изменяющуюся ситуацию и т.д.); наличие в преподавательском составе опытного бывшего игрока.
Предложенная программа занятий для сельских школьников включала 8 часов теории и 68 часа практических занятий. Для правильного построения занятий вначале осуществлялось обучение тому или иному техническому элементу игры, в дальнейшем было его закрепление и совершенствование, завершалось все контрольным выполнением элемента. Много проводили эстафет с техническими элементами волейбола, учебных игр с определенным заданием, упражнения с постоянной сменой партнеров, участие в соревнованиях внутришкольных и районных. Особое внимание уделялось технической подготовке с дополнительными упражнениями по физической подготовке. Много на занятиях также применяли подвижных игр, которые являются подводящие и подготовительные к волейболу таких, как «Передача мяса в эстафете», «Перестрелка на волейбольной площадке», «Пионербол», «Гонка мячей по кругу» и т. д.
Во время учебно-тренировочных игр решались задачи технико-тактических действий, «они дают возможность моделировать и многократно повторять стандартные игровые ситуации, эффективность решения которых определяется степенью овладения технико-тактическими элементами» [5, 7].
На начальном этапе занятий отводилось незначительное количество времени на двухстороннюю игру для того, чтобы школьники заинтересовались самой игрой и оценили свои возможности. Чтобы объяснить суть игры учитель физической культуры старался правильно подобрать определенные подводящие упражнения, которые помогали совершенствовать навыки технических приемов игры, правильно подобранные средства специальной физической подготовки способствовали развитию этих навыков. В дальнейшем игры стали проходит более интересно и с эмоциональным подъемом.
Мы попытались учесть недостатки традиционной программы, увеличив при этом моторную плотность занятий на 15-20%, сократило время на объяснение и рассказ, увеличили сложность подводящих упражнений, придавая спортивно-тренировочный характер для различных средств занятия.
Введение в учебный процесс «спортивной тренировки увеличивает возможность целенаправленного воздействия на физическое развитие, работоспособность, функциональные возможности школьников, уровень их здоровья» [1, 3].
Школьники сельской школы поделили на две группы: контрольную и экспериментальную. В контрольной группе (15 человек) занимались
физической культурой по традиционной программе, в экспериментальной группе (15 человек) осваивали разработанную программу, которая базировалась на применении средств волейбола более 65-70%.
Чтобы определить уровень физической подготовленности применялись традиционные тесты по физической культуре, которые проводились в течение учебного года. Первое время в контрольной и экспериментальной группах уровень физической подготовленности приблизительно находился на одном уровне. Проследив динамику показателей у испытуемых можно отметить, что в течение первой четверти они изменялись в равной степени у занимающихся волейболом и у тех кто не занимался.
Такие показатели физической подготовленности, как быстрота (бег 100м), скоростно-силовые (челночный бег, прыжок в высоту), силовые (бросок набивного мяча, подтягивание и отжимания) во второй четверти стали изменяться лучше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
Результаты выполнения тестов, характеризующих скоростно-силовые способности школьники (бег на 100 м и челночный бег 92 м), претерпевали положительные изменения на 1,21 секунды и 1,8 секунды соответственно в экспериментальной группе и немного улучшились на 0,3 секунды и 0,88 секунды в контрольной группе соответственно. Мы считаем, что это объясняется тем, что волейбол является скоростно-силовым видом спорта и занятия преимущественно носят тренировочный характер.
Положительные изменения произошли в тестировании силовых способностей (подтягивание и отжимания) в экспериментальной группе на 23%, в контрольной только на 2,6 %. Результаты выполнения прыжка вверх с места в экспериментальной группе увеличились на 3,5 см, а в контрольной всего на 1,1 см. Длина броска набивного мяча весом 1 кг в контрольной группе немного уменьшилось на 0,2 м, а в экспериментальной отмечено увеличение на 1,9 м.
Нужно отметить, что систематические занятия в течение учебного по экспериментальной программе с применением средств волейбола показывает, что положительные изменения ряда показателей физической подготовленности показаны практически во всех видах тестирования. За рассматриваемый период показатели выросли в среднем на 29 %, что считается весьма значительным приростом.
В начале исследования исходный уровень технической подготовленности у школьников, как в контрольной, так и в экспериментальной группе был примерно одинаковый.
В течение учебного года регулярные занятия в экспериментальной группе привели к улучшению результатов выполнения тестов, характеризующих уровень технической подготовленности школьников. Например, средний результат выполнения передачи над собой сверху и снизу двумя руками из 10 раз в экспериментальной группе увеличился соответственно с 5,33 и 4,7 раза до 9,7 и 9,5 раза, а в контрольной группе практически не изменился или даже немного снизился.
Возрос результат выполнения таких тестов, как подача, передача на точность. В начале эксперимента из 10 попыток выполнения подачи обе группы находились примерно на одинаковом техническом уровне (даны средние
значения) - 2,76 и 2,0 раза, но по окончанию эксперимента в экспериментальной группе значение этого показателя резко выросло до 7,8 раз, а в контрольной осталось без изменения.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что выполнение в учебном году оздоровительной программы занятий волейболом, содержащей в себе элементы спортивной тренировки, позволяет улучшить уровень физической и технической подготовленности школьников, которое по большинству рассматриваемых параметров начинают статистически достоверно превосходить своих сверстников, занимающихся по традиционной программе.
Полученные в ходе эксперимента количественные значения таких критериев, как челночный бег 92 м, подтягивание, прыжок вверх с места, бросок мяча весом 1 кг, передача мяча сверху, снизу, на точность, подача мяча, целесообразно использовать в качестве показателей тренировочного эффекта занятий волейболом.
Количественные характеристики физического состояния
в экспериментальной группе с ниже среднего (4,9 баллов) стали составлять -11,9 баллов (средний уровень), что дает основание утверждать о перспективности использования спортивных технологий в школьном учебном процессе.
Результаты исследования, проведенного для разработки наиболее эффективного варианта занятий волейболом и определения степени их воздействия на уровень физического состояния и технической подготовленности школьников, позволили: экспериментально подтвердить высокую эффективность годовой учебной программы игровой направленности, в которой акцент сделан на получение развивающего и оздоровительного эффекта (возрастает ЖЕЛ с 54 до58 мг - на 1 балл по оценочной шкале, на 7 единиц или 1 балл увеличился критерий характеризующий силовые способности занимающихся, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы с исходного уровня 1 балл до конечного - 5 баллов); установить, что разделение тренировочных упражнений по специализированной направленности, сложности и величине, дающее дополнительные возможности для целенаправленного планирования, контроля эффективности проведения и, при необходимости, своевременной коррекции процесса занятий волейболом (сокращается неэффективное использование времени с 25 до 10-5 минут) весьма перспективно; определить, что для контроля уровня физической подготовленности занимающихся наиболее пригодны такие тесты, как челночный бег 92 м, подтягивание, бросок мяча весом 1 кг, прыжок вверх с места; утверждать, что выполнение определенных средств развивающей оздоровительной программы занятий волейболом приводит к более выраженному (на 50-70%), чем при выполнении традиционной программы, повышению уровня технической подготовленности школьников, контролировать который целесообразно с помощью таких тестов, как передача мяча над собой сверху, снизу, передача мяча на точность, подача, блокирование и нападающий удар; отметить, что высокая оздоровительная направленность разработанной программы проявилась в увеличении уровня физического состояния школьников-волейболистов за учебный год увеличился с 5 (ниже среднего)
до 12 (средний уровень) баллов, что значительно отличается от занятий по традиционной программе, в результате которых этот параметр у школьников почти не изменился; отметить тот факт, что пропуски занятий в учебном году, с введением программы игровой направленности, сократились по неуважительным причинам в экспериментальной группе с 14 до 2%, а уровень заболеваемости ОРЗ снизился с 15 % до 9 %.
Таким образом, введение в учебный процесс спортивной тренировки по волейболу увеличивает возможность целенаправленного воздействия на физическое развитие, работоспособность, функциональные возможности школьников, уровень их здоровья.
Список литературы:
1. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры: 1995. - №4. - С. 2-7.
2. Беляев, А. В. Тренировочный эффект игровых упражнений волейболистов /
A. В. Беляев. - М, 1986- 245 с.
3. Виноградов, П. А. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи / П. А. Виноградов,
B. П. Моченов // Теория и практика физической культуры. - 1998. - №7.1. -
C. 24-26.
4. Вертель, А. В. Скоростно-силовые способности спортсменов-волейболистов и методика их развития на начальном этапе обучения / А. В. Вертель // Детский тренер (журнал в журнале) - М. ФИС, 2006. - №1. - С. 14.
5. Игнатенкова, М. Ю. Дифференцированная методика приоритетного использования средств волейбола в группах спортивного совершенствования студенток педагогических вузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04: Смоленск, 2002 -132 с.
6. Коновалова М. П. Организация и методика повышения уровня физического статуса студентов гуманитарного вуза на основе использования волейбола : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 Краснодар, 2001 -144 с.
7. Кучкин, С. Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности /С. Н. Кучкин. - Волгоград, 1994. -104 с.
References
1. Bal'sevich V. K, Lubysheva L. I. Fizicheskaya kul'tura: molodezh' i sovremennost' [Physical Culture: Youth and Modernity]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury -Theory and Practice of Physical Culture. 1995. no.4. C. 2-7.
2. Belyaev A. V. Trenirovochnyy effekt igrovykh uprazhneniy voleybolistov [The training effect of volleyball game ]. Moscow, 1986. 245p.
3. Vinogradov P. A., Mochenov B. P. Novyy etap v razvitii fizkul'turno-ozdorovitel'noy i sportivnoy raboty sredi uchashcheysya molodezhi [A new stage in the development of physical fitness and sports work among students]. Teoriya i
praktika fizicheskoy kul'tury - Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 1998. no. 7.1. Pp. 24-26.
4. Vertel' A. V. Skorostno-silovye sposobnosti sportsmenov-voleybolistov i metodika ikh razvitiya na nachal'nom etape obucheniya [Speed-strength abilities of sportsmen-volleyball players and a technique of their development at the initial stage of training]. Detskiy trener (zhurnal v zhurnale) - Children's coach (magazine in the magazine). Moscow, Physical Education and Sports Publ, 2006. no.1. Pp. 14.
5. Ignatenkova M. Yu. Differentsirovannaya metodika prioritetnogo ispol'zovaniya sredstv voleybola v gruppakh sportivnogo sovershenstvovaniya studentok pedagogicheskikh vuzov. Diss. cand. ped. Nauk [Differentiated methods of priority use of volleyball in groups of sports perfection of students of pedagogical universities. PhD. Ped. sci. diss.]. Smolensk, 2002. 132p.
6. Konovalova M. P. Organizatsiya i metodika povysheniya urovnya fizicheskogo statusa studentov gumanitarnogo vuza na osnove ispol'zovaniya voleybola. Diss. cand. ped. nauk [Organization and methodology of increasing the level of physical status of students of a liberal arts college on the basis of using volleyball. PhD. Ped. sci. diss.]. Krasnodar, 2001. 144 p.
7. Kuchkin S. N. Metody otsenki urovnya zdorov'ya i fizicheskoy rabotosposobnosti [Methods for assessing health and physical performance]. Volgograd, 1994. 104 p.