СИСТЕМНОСТЬ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
SYSTEMIC IMPROVEMENT OF STUDENTS, OREL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. S. TURGENEV BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE
Молчанов Андрей Сергеевич
старший преподаватель кафедра «Теория и методика физического воспитания и спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Molchanov Andrey Sergeevich senior lecturer
department "Theories and methods of physical education and sport"
Orel state university named after i. S. Turgenev
Orel, Russia
Бенидзе Ника Гультадиевич
студент
факультет «Академия физической культуры и спорта»> Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
г. Орел, Россия Benidze Nick Gustavovich student
faculty "Academy of physical culture and sports» Orel state university named after i. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В работе обсуждается опыт развития представления о здоровье и здоровом образе жизни у студентов в рамках предмета «Физическая культура», в том числе по средством физических упражнений.
Abstract. The paper discusses the experience of the development of ideas about health and healthy lifestyles among students in the subject "Physical culture", including by means of exercise.
Ключевые слова: физическая культура, системный подход, здоровье самооздоровление.
Keywords: physical culture, systematic approach, health self-recovery.
Современный этап развития человечества привел к резкому изменению условий существования человека развитию сложных технологий, предъявляющих большие требования к состоянию здоровья человека, наряду с этим в наше время наблюдается незнание основ здорового образа жизни, неумение адекватно реагировать на стрессовые ситуации, что во многом обуславливает снижение уровня культуры здоровья. Многие люди наносят дополнительный ущерб своему здоровью из-за недостаточного знания азов психологии здоровья, подверженности таким нарушенным состояниям, как раздражение, осуждение, уныние, сомнение.
В настоящее время человечеству необходим кардинальный пересмотр
собственных взглядов на здоровье. Именно поэтому здоровье изменяет свой статус в обществе. Оно начинает восприниматься как явление социальное, как одна из общечеловеческих ценностей, причем приоритетная среди определяющих социально-экономическую политику государства.
Современная социокультурная и экономическая ситуация требует расширения представлений человека о себе, своем здоровье, своем месте в мире, те изменения мировоззрения каждого отдельного человека. Мы полагаем, что наилучшей возможностью реализовать стратегию здоровьетворения на общественном и индивидуальном уровне является внедрение культуры здоровья в систему современного образования.
Образование в сфере здоровья означает расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, просвещение относительно различных способов самооздоровления. При этом под здоровьем понимается не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая и духовная гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, с природой и с самим собой, основанные на самоопределении человека направлении самореализации и совершенствования.
C первого курса у студентов всех факультетов Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева в учебный план введен курс дисциплины «Физическая культура». Эта дисциплина посвящена не только физическим, но и психологическим, социальным и нравственным аспектами оздоровления. Программа дисциплины призвана сформировать у студентов целостный, комплексный взгляд на здоровье. Таким образом, Мы основываемся на идее системности.
Физическая культура предполагает целеустремленную последовательную работу по возвращению человека самому себе, освоению человеком своего тела, души, духа, разума, развитию внутреннего наблюдателя (умение слышать, видеть, чувствовать и понимать себя). Достижение вышеназванных целей возможно путем целенаправленной планомерной учебно-методической работы по расширению представлений о физическом, психическом: социальном, духовном здоровье и здоровом образе жизни, критериях здоровья и факторах, на него влияющих, о методах диагностики и развития здоровья. Осветив ряд определений здоровья, за которыми стоят конкретные научные подходы. Мы подводим студентов к пониманию здоровья как универсального феномена, проявляющегося в единстве организма, саморегуляции, гармоническом взаимодействии всех органов, а также в доброжелательных отношениях с людьми, с природой и с самими собой. Расширив представления студентов о здоровье, мы переходим знакомству с валеологическим пониманием болезней.
Каждая болезнь это призыв жизни к нам, задача, которую предстоит решить, чтобы изменить направленность наших мыслей и расширить рамки нашего знания.
То, что человек обычно замечает в болезни, это не сама болезнь, а только ее симптом, ее телесное выражение. Поэтому наша задача показать студентам, что сама болезнь большой степени является дисгармонией в сознании человека признаком его выпадения из естественного порядка, нарушением всей его целостности, а не только телесных отправлений. И, естественно, она одновременно является предупреждением необходимости покинуть прежний
путь и восстановить гармонию в сознании и душе.
Вслед за изучением валеологических подходов к здоровью и болезни в соответствии с программой курса мы переходим последовательному изучению всех составляющих или уровней здоровья: физического, психического, социального и духовного. Факторам и критериям здоровья, методам его измерения, способам воздействия,
При освещении каждой из составляющих здоровья внимание уделяется коррекции здоровья.
При знакомстве с особенностями социального здоровья студенты узнают, что наряду с социальной адаптацией, успешностью профессиональной деятельности, удовлетворенностью ею и своим социальным статусом. К важнейшим факторам социального здоровья относятся: уровень социальной зрелости, наличие гармоничных семейных отношений и других партнерских отношений, соответствие социального и личного самоопределения т.е. все то, что невозможно без духовно нравственного становления.
Большинством людей, в том числе молодежью, в наименьшей мере в качестве неотъемлемой составляющей интегрального здоровья осознается духовная составляющая.
Вместе с тем мы стремимся донести до сознания молодежи, что нельзя стремиться духовному совершенству иначе, чем через совершенство в земных проявлениях, через совершенствование своего тела, своих отношений, своих человеческих качеств, осознание своего предназначения, своих высших ценностей и смыслов. В сочетании духовного и физического видится нам технология формирования физической культуры, как составляющей культуры здоровья студента. Высокие показатели физической подготовленности в свою очередь служат функциональным фундаментом для развития специальных физических качеств для эффективной работы над совершенствованием других сторон подготовленности студента, таких как техническая тактическая психическая стороны.
Первые годы преподавания курса Физическая культура студентам ОГУ имени И. С. Тургенева показали необходимость и актуальность такой работы поскольку она ориентирована на развитие личности и нравственно-духовное становление студента в ходе расширения и углубления представлений о здоровье, которые традиционно ограничены физическим уровнем. В результате изучения курса студенты подготовили немало содержательных, осмысленных работ, которые смогут служить им перспективным планом формирования и развития собственной личности.
Студенты, подошедшие с интересом к программе оздоровления и приложившие необходимые усилия для ее создания, получили неоценимый, уникальный опыт самосознания, целеполагания и личностного роста. В заключительной части эти студенты об удовлетворенности проделанной работой, с эффективности и безусловной необходимости для молодого поколения россиян. Мы ознакомились с отзывами ряда студентов о дисциплине целом и о создании ими индивидуальной программы оздоровления, работа над которой проводилась в заключение курса Физическая культура
Полученные отзывы вдохновляют нас на дальнейшую работу со студентами, развитие системного взгляда на здоровье, позволяющего развивать личность
обучающихся посредством их самостоятельной работы над исследованием и творением собственного здоровья.
Для достижения поставленной цели формирования психологически и физически здорового человека, в первую очередь, необходимо осознание своей миссии каждым преподавателем. На наш взгляд максимально эффективным в этом контексте преподавателем будет тот, который транслирует смысл и значение спорта и физической культуры на примере личного проживания. Кроме того, для осуществления подобной трансляции необходимо расширить пространство физкультуры, создавая спортивно-оздоровительное пространство ВУЗа. Это пространство включает в себя разнообразные секции, как для спортсменов-разрядников, так и для начинающих студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников, межфакультетские соревнования и др.
В заключении. Только объединенные усилия преподавателей и администрации вуза, разделяющих идеологию преподавания физической культуры, как ресурса освоения физического и психического потенциалов, познания и расширения возможностей человека сделает возможным решение непростых задач, которые диктует нам современная жизнь.
Литература
1. Горшков, А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие для вузов / А. Г. Горшков, М. Я. Виленский. - М. : Гардарики - 2007. -218 с. URL: http://www.knorusmedia.ru/db_files/pdf/ 3416.pdf
2. Физическая культура : учебник / колл. авторов; под ред. М. Я. Виленского. М : КНОРУС, 2012. - 424 с. URL: http://www.knorusmedia.ru/db_files/pdf/2839.pdf
References
1. Gorshkov А. G., Vilenskij M. Ya. Fizicheskaya kul'tura i zdorovyj obraz zhizni studenta [Physical culture and healthy lifestyle of a student]. Moscow, Gardariki Publ. 2007, 218 p. Access mode: http://www.knorusmedia.ru/db_files/pdf/ 3416.pdf
2. Vilenskiy M. Ya. (ed.). Fizicheskaya kul'tura [Physical education]. Moscow, KNORUS Publ., 2012, 424 p. Access mode: http://www.knorusmedia.ru/db_files/pdf/2839.pdf