СИСТЕМА «ТАБАТА» КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА 3-4 КУРСОВ
THE SYSTEM OF «ТАБАТА» AS AN EFFECTIVE MEANS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF THE FACULTY OF SOCIAL 3-4 COURSES
Тимохина Наталья Викторовна старший преподаватель кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Timokhina Natalia Viktorovna senior lecturer of the department «Applied physical culture»> Orel State University named after I. S. Turgenev,
Orel, Russia
Шавырина Светлана Васильевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная физическая культура»> Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева, г. Орёл, Россия Shavyrina Svetlana Vasilyevna Ph. D., associate professor of the department
«Applied physical culture» Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются условия развития профессионально-значимых качеств студентов 3-4 курсов социального факультета. Физическая культура является учебной дисциплиной, и её роль связана с такими переменами как, здоровье, уровень физической подготовленности. В статье представлен комплекс интервальной тренировки по системе «Табата», которая эффективно проявила себя в повышении уровня физической подготовленности студентов на занятиях физической культурой в ВУЗе.
Abstract. The article deals with the conditions of development of professionally important qualities of students of 3-4 courses of the faculty of social. Physical education is an academic discipline and its role associated with such changes, health, level of physical fitness. The article presents the complex of interval training on the system, "TABATA", which effectively proved itself in increasing the level ophysical preparedness of students to employment by physical culture at the University.
Ключевые слова: физическая культура, мотивация, система «Табата», интервальная тренировка, инновация.
Keywords: physical culture, motivation, system «TABATA», interval training,
innovation.
В высших учебных заведениях дисциплина «Физическая культура» выступает качественной и результирующей мерой комплексного воздействия различных форм, средств и методов на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции. Одним из методов привлечения студентов к занятию физической культурой и спортом является наличие в программе ВУЗов трех основных аспектов: образовательного, который подразумевает сообщение задач, распределение отдельных заданий, привлечение студентов к анализу и исправлению ошибок при выполнении движений; воспитательного, предполагающего решение задач общего воспитания и развития физических качеств. Это общее требование к любой сфере педагогической деятельности, усиливающиеся тем, что в двигательной деятельности индивида личностные качества проявляются особенно ярко; последний аспект оздоровительный который характеризуется постепенным возрастанием нагрузки плотности урока и самоконтроля за ней [1, с.10-15].
Решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач на занятиях физической культуры осуществляется комплексно. Образовательные и воспитательные - не разрывный процесс, как и обучение практическим и теоретическим навыкам.
Физическая культура, как учебный предмет - практический и развивающий, единственный предмет, решающий задачи укрепления здоровья и дальнейшего физического развития [2, с. 22].
Одним из современных методологических подходов, позволяющих переосмыслить современное состояние педагогической деятельности как образовательного пространства и наметить пути его модернизации в стране, является инновационная деятельность.
Инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов человека, общества и государства. При этом критериями инновации должны быть научная новизна и практическое воплощение.
С учетом сложившихся негативных изменений в сфере физической культуры, а также новых условий социально-экономического и культурного развития в ВУЗах многих стран ведется интенсивный поиск перспективных направлений, новых подходов, инновационных технологий физического воспитания [3, с. 47-54].
К одним из инновационных направлений в сфере физического воспитания специалисты относят занятия с нетрадиционными видами двигательной активности. Для решения сложной задачи физического воспитания для студентов 3-4 курсов в ВУЗе могут использоваться разнообразные современные технологии, в частности технологии оздоровительной физической культуры - система «Табата» [4].
Система «Табата» - это комплекс интервальных тренировок высокой интенсивности, которые уже приобрели немалую популярность в мире. Авторство метода принадлежит японскому ученому и спортивному врачу Идзуми Табата. Вместе с коллективом единомышленников из Токийского Национального института фитнеса и спорта в 1996 году доктор Табата провел исследования
по выяснению результативности коротких интенсивных интервальных тренировок для снижения жира и повышения выносливости.
Протокол Табата - интервальная тренировка общей продолжительностью четыре минуты. Она состоит из восьми циклов интенсивных нагрузок, чередующихся короткими отдыхами. Начинать тренировку следует с тщательной разминки, чтобы разогреть мышцы и подготовить их к нагрузкам на пике возможностей, далее необходимо выполнить 8 сетов по следующей схеме:
- Фаза работы- 20секунд.
- Фаза отдыха- 10 секунд.
В каждой активной фазе упражнения выполняются так быстро, как только возможно. Фаза отдыха длится ровно 10 секунд, в течении которых нужно максимально расслабиться, а затем немедленно приступить к следующему сету 20 секундной интенсивной нагрузки. Итоговое время тренировки «Табата» составляет 4 минуты, после чего рекомендуется провести короткую разминку и несколько упражнений на растяжку. Преимущества тренировки системы «Табата»:
- Не требует специального оборудования и тренера;
- Не нужно многочасовых тренировок, достаточно 3-4 подходов по 4 минуты, 2-3 раза в неделю;
- Доступно людям любого возраста с любой физической подготовкой;
- Развитие выносливости;
- Уменьшение жировой прослойки и укрепление мышц.
Так как такая тренировка максимально нагружает организм, оно имеет ряд противопоказаний. Интервальные упражнения не рекомендуется делать людям, страдающим от сердечных болезней или от проблем с давлением. Для такой тренировки необходимы часы с секундомером.
Упражнения со студентами 3-4 курсов должны отвечать следующим требованиям:
- Задействовать как можно больше мышц тела, особенно крупных;
- Быть технически простыми;
- Заставлять мышцы работать в нагрузочном режиме.
Подойдут упражнения, максимально задействующие крупные мышцы: отжимания от колен, приседания с отягощением, прыжки из полуприседа, велосипед, упражнения на пресс и скручивающие. Пример подобных упражнений по системе «Табата» для начинающих студентов может выглядеть так:
1. Сначала необходимо провести отжимания, на первых этапов можно на коленях, далее на прямых ногах.
2.Следующий шаг - это приседания, выполняются максимально быстро, ноги на уровне таза, руки вытянуты вперед.
3. При выполнении упражнений для пресса отрываем от пола только лопатки, ноги согнуты в коленях и приподняты.
4. Выпады. Угол в коленях 90 градусов, поочередно делаем упор на одну
из ног.
5 Упражнения для ягодиц. Тело прижато к полу, поднимаем ягодицы вверх и вниз.
6.И в конце необходимы упражнения для спины [5].
Всего 6 шагов и все группы мышц нашего тела задействованы и проработаны, далее упражнения можно усложнять и увеличивать количество подходов, так как на начальном этапе тренировки не стоит слишком сильно изматывать свой организм, который не привык к таким физическим нагрузкам.
В статье была рассмотрена система «Табата» как инновационная технология в спорте. На основе этой системы совершенствуется методика преподавания физической культуры. Современное общество не стоит на месте, постоянного изменения требуют не только техника, наука, но и спорт. Система «Табата» завоевывает расположение студентов 3-4 курсов тем, что она эффективная за короткий интервал времени. Данная технология должна внедряться во все ВУЗы страны и проводиться среди студентов для оздоровления организма и воспитания физической грамотности.
Литература
1. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10 - 15.
2. Стрелецкая, Ю. В. Коммуникативная подготовка на занятиях фитнес-аэробикой с учетом специфики деятельности и индивидуально-личностных различий студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Ю. В. Срелецкая. - СПб., 2007. - 22 с.
3. Андрющенко, Л. Б. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» / Л. Б. Андрющенко // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 2. - С. 47 - 54.
4. Табата: описание и особенности тренировки, противопоказания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rutvet.ru/tabata-opisanie-i-osobennosti-trenirovki-protivopokazaniya-9040.html (дата обращения 21.02.2017).
5. Тренировка по системе табата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pohudejkina.ru/trenirovka-po-sisteme-tabata.html (дата обращения 21.02.2017).
References
1. Lubysheva L. I. Sovremennyy tsennostnyy potentsial fizicheskoy kul'tury i sporta i puti ego osvoeniya obshchestvom i lichnost'yu [Modern value potential of physical culture and sport and the way of its development society and personality]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and practice of physical culture, 1997, no. 6, pp. 10 - 15.
2. Streletskaya Y. V. Kommunikativnaya podgotovka na zanyatiyakh fitnes-aerobikoy s uchetom spetsifiki deyatel'nosti i individual'no-lichnostnykh razlichiy
studentov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Communication training fitness aerobics with specific activities and individual differences of students. Abstract cand. diss.]. St. Petersburg, 2007, 22 p
3. Andryuschenko L. B. Sportivno-orientirovannaya tekhnologiya obucheniya studentov po predmetu «Fizicheskaya kul'tura» [Sports-oriented technology of training of students on the subject of Physical culture]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury -Theory and practice of physical culture, 2002, no. 2, pp. 47 - 54.
4. Tabata: opisanie i osobennosti trenirovki, protivopokazaniya [Tabata: description and features of training, contraindications]. Available at: http://www.rutvet.ru/tabata-opisanie-i-osobennosti-trenirovki-protivopokazaniya-9040.html (accessed 21 February 2017).
5. Trenirovka po sisteme tabata [Training on the system of tobacco]. Available at: http://pohudejkina.ru/trenirovka-po-sisteme-tabata.html (accessed 21 February 2017).