Научная статья на тему 'Социальные функции физической культуры'

Социальные функции физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ДОСУГ / LEISURE / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ИНТЕРЕСЫ / INTERESTS / ОБЩЕСТВО / СОЦИУМ / SOCIETY / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилочкин Андрей Евгеньевич, Мостовая Татьяна Николаевна, Лобынцев Игорь Александрович

Человек существо не только биологическое, но и социальное. Его биологические процессы развития происходят не изолированно от его социальных функций, а находятся под существенным влиянием общественных отношений. Воздействие социальных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер. Процесс физического развития любого человека выражается в совершенствовании не только форм и функций организма, в реализации его физических возможностей, но и в развитии его личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилочкин Андрей Евгеньевич, Мостовая Татьяна Николаевна, Лобынцев Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL FUNCTIONS OF PHYSICAL CULTURE

A human being is not only biological, but also social. His biological processes of development do not occur in isolation from his social functions, and are under the significant influence of social relations. The impact of social factors on the development of human physical potential is objective. The process of physical development of any person is expressed in improving not only the forms and functions of the body, in the implementation of its physical capabilities, but also in the development of his personal qualities.

Текст научной работы на тему «Социальные функции физической культуры»

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

SOCIAL FUNCTIONS OF PHYSICAL CULTURE

Данилочкин Андрей Евгеньевич

старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Danilochkin Andrey Evgenevitsh senior lecturer department of the applied physical culture Orel state university named after I S. Turgenev

Orel, Russia

Мостовая Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Mostovaia Tatiana Nikolaevna candidate of pedagogical Sciences, associate Professor department of the applied physical culture Orel state university named after I S. Turgenev

G. Orel, Russia

Лобынцев Игорь Александрович

старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Lobyntsev Igor Alexandrovich senior lecturer department of the applied physical culture Orel state university named after I S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Человек - существо не только биологическое, но и социальное. Его биологические процессы развития происходят не изолированно от его социальных функций, а находятся под существенным влиянием общественных отношений. Воздействие социальных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер. Процесс физического развития любого человека выражается в совершенствовании не только форм и функций организма, в реализации его физических возможностей, но и в развитии его личностных качеств.

Abstract. A human being is not only biological, but also social. His biological processes of development do not occur in isolation from his social functions, and are under the significant influence of social relations. The impact of social factors on the development of human physical potential is objective. The process of physical

development of any person is expressed in improving not only the forms and functions of the body, in the implementation of its physical capabilities, but also in the development of his personal qualities.

Ключевые слова: Досуг, духовность, здоровье, интересы, общество, социум, физическая культура.

Keywords: Leisure, spirituality, health, interests, society, society, physical culture.

Проблема допинга является одной из центральных в современном спортивном движении. В МОК наибольшее беспокойство вызывают две серьезные угрозы олимпийскому движению - это допинг и тотализатор. И то, и другое может изменить лицо спорта, девальвировать его ценности.

Знание анатомических и физиологических особенностей строения человеческого организма достаточно важно для полноценного физического развития человека и укрепления его здоровья. Однако нельзя игнорировать положение о том, что человек - это еще и существо социальное. Было бы неверным считать, что биологические процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабляться в зависимости от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности. Процесс физического развития любого человека выражается в совершенствовании не только форм и функций организма, в реализации его физических возможностей, но и в развитии его личностных качеств.

Но было бы слишком недальновидно считать физическую культуру участвующей только в воспроизведении физической сущности общественного человека или лишь как фактор, модифицирующий образ жизни индивидуума. Специфическая задача физкультурного воспитания - воздействие на формирование личности, в частности одной из ее сторон - физической культуры.

Сегодня резко обострилась проблема духовного и физического развития молодежи, качественного, рационального использования внеучебного времени студентов, культуры досуга.

Для досуговой деятельности студентов характерна преимущественно рекреативная или развлекательная направленность. Это связано со спецификой досуговых занятий, в основном восстанавливающего характера, с помощью которых удовлетворяются физические, психологические, духовные (прежде всего - коммуникативные) потребности молодежи. Однако для многих студентов досуг выполняет реактивную функцию («ничегонеделание»), чему способствуют и «ценности» массовой культуры, распространяемые с помощью СМИ. Познавательная, креативная, эвристическая функции досуга реализуются явно недостаточно.

Внушительных масштабов достигает «вестернизация», «американизация» культурных потребностей и интересов, нередко сопряженная с такими чертами группового и индивидуального поведения, как прагматизм, эгоизм, жестокость, стремление к благополучию любой ценой в ущерб профессиональной самореализации. Проблема в том, что в потоке массовой информации

выделяются далеко не лучшие образцы «не нашей» культуры. Достаточно сказать, что социальная реклама этического содержания (типа «как стать хорошим профессионалом», «как добиться успеха и уважения») вытесняется имиджем «крутого» героя или обывателя с его мечтой «выиграть миллион» или «найти клад». Проблема общественно-полезной деятельности, в том числе и трудовой, углубления профессиональной квалификации, расширения кругозора, самосовершенствования вытесняется на периферию потребностей, а именно с этим будущий специалист непосредственно столкнется в своей профессиональной деятельности.

Усиливается коммерциализация культурно-досуговой деятельности, которая сегодня влияет на образ и стереотипы молодежной культуры не в меньшей степени, чем другие агенты социализации - семья и система образования. Вне стен вуза культурно-досуговая деятельность сильно дифференцирована в зависимости от уровня материального достатка. Одни используют все возможности индустрии отдыха и развлечений, другим доступны лишь общение и просмотр телепередач, у большинства такие способы самореализации, как чтение, спорт, художественное творчество, оказываются на периферии интересов.

Кроме того, для значительной части студентов внеучебное время становится рабочим временем и основным способом выживания. Возрастает количество студентов, занимающихся в этих целях противозаконной деятельностью.

Многим студентам не свойственно бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, здоровому образу жизни, нетерпимое отношение к наркотической зависимости. Так, по данным анкетирования, 95 % студентов университета считают наркоманию болезнью. Однако указали, что пробовали наркотики 16,5 %; 38 % получали предложение попробовать какой-либо из них; 68 процентов студентов на одном из факультетов считают, что есть безопасные в плане привыкания наркотики.

Перегруженность студентов обязательными занятиями, работой для обеспечения прожиточного минимума, отсутствие достаточного количества времени для восстановления физических сил в условиях ухудшения качественных показателей жизни (резкое снижение количества и качества питания, возрастание стрессовых ситуаций и др.) крайне негативно сказывается на физическом и психическом состоянии здоровья студентов, ведет к росту хронических заболеваний. По данным медицинского центра ОГУ имени И.С. Тургенева, почти половина студентов университета страдают хроническими заболеваниями.

В связи с этим актуально раскрытие перед учащейся молодежью внутреннего механизма (структуры) физкультурной деятельности. Необходимо показать каждому взаимосвязь между физической культурой личности и уровнем развития личностных качеств, интересов, качества жизни. Однако в реальной физкультурной практике при изучении человеком двигательных действий как этому (психологическому) аспекту физкультурной деятельности, так и раскрытию ее сложного содержания и структуры, системы видов и их специфическим особенностям, основному виду физкультурной деятельности в зависимости от этапов онтогенетического развития человека и некоторым другим моментам уделяется явно недостаточное внимание. Это существенно сужает представления

о действительном потенциале физической культуры, о ее богатейших возможностях в формировании человеческих способностей. Поэтому более широкая пропаганда физической культуры и спорта является важным условием формирования обобщающих знаний об их значении и связующим звеном между различными дисциплинами, их изучающими.

Физкультурную деятельность необходимо рассматривать как один из важнейших видов человеческой деятельности, носящий в целом социально-культурный характер, ибо ее предметом, целью и результатом является развитие самого человека. Она составляет сущность физической культуры человека и служит основой (главным средством) ее формирования. Первостепенная роль любого вида деятельности в формировании человека общепризнанна, ибо она, воздействуя на окружающий мир и преобразуя его, служит средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и одновременно фактором его физического, психического и духовного формирования как общественно полезной личности.

Физкультурная деятельность - интегрирующее понятие, включающее в себя все многообразие сознательно окультуренной двигательной деятельности человека, связанной с преобразованием его телесности. Именно она определяет формирование физической культуры человека (и ее видов) в его телесно-духовном единстве, создавая гармонию его сущностных (духовных и физических)

^ ^ WWW W

сил. Это обусловлено ее содержательной стороной, носящей творческий характер. В то же время она является главным фактором функционального, ценностного и результативного аспектов физической культуры.

Литература

1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др. - М. : Просвещение, 1990. -287 с.

2. Максименко, А. М. Основы теории и методики физической культуры / А. М. Максименко. - 2-е изд. - М. : БиП, 2001. - 319 с.

3. Михонина Т. Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов : учебное пособие / Т. Н. Михонина, А. А. Михонин, Ю. Ю. Глушков. - СПб. : СПбГТУ, 1997. - 48 с.

4. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

5. Чермин, К. Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы : учебное пособие / К. Д. Чермин. - М. : Советский спорт, 2005. - 272 с.

6. Шилько, В. Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности / В. Г. Шилько. - Томск : Томский государственный университет, 2003. - 196 с.

References

1. Ashmarin B. A., Vinogradov Yu. A., Vyatkina Z. N. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya [Theory and Methods of Physical Education]. Moscow, Prosveshhenie Publ., 1990, 287 p.

2. Maksimenko A. M. Osnovy" teorii i metodiki fizicheskoj kuTtury" [Fundamentals of the theory and methodology of physical culture]. Moscow, BiP Publ., 2001, 319 p.

3. Mixonina T. N., Mixonin A. A., Glushkov Yu. Yu. ProfessionaTno-prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentov [Professional-applied physical training of students]. St.Petersburg, SPbGTU Publ., 1997, 48 p.

4. Xolodov Zh. K., Kuzneczov V. S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and Methods of Physical Education and Sports]. Moscow, Akademiya, 2000, 480 p.

5. Chermin K. D. Teoriya i metodika fizicheskoj kuTtury [Theory and Methods of Physical Culture]. Moscow, Sovetskij sport Publ., 2005, 272 p.

6. ShiTko V. G. Fizicheskoe vospitanie studentov na osnove lichnostno-orientirovannogo soderzhaniya fizkuTturno-sportivnoj deyateTnosti [Physical education of students on the basis of personal-oriented content of physical culture and sports activities]. Tomsk, Tomskij gosudarstvenny"j universitet Publ., 2003, 196 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.