Научная статья на тему 'Сопровождение работоспособности студентов в процессе обучения на основе физического воспитания'

Сопровождение работоспособности студентов в процессе обучения на основе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / АКТИВНЫЙ ДОСУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котьков Николай Николаевич, Парфенов Александр Сергеевич, Мышкин Александр Иванович

Эффективность работы по формированию здорового образа жизни студентов зависит от четко спланированного учебного процесса в вузах. В статье представлен взгляд на формирование ценностей здоровьесбережения и сопровождение работоспособности студентов во время сессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сопровождение работоспособности студентов в процессе обучения на основе физического воспитания»

СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ACCOMPANIMENT OF THE HEALTH OF STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS ON THE BASIS OF PHYSICAL EDUCATION

Котьков Николай Николаевич кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Kotkov Nikolaj Nikolaevich Ph. D., associate professor of the department

«Applied physical culture»> Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Парфенов Александр Сергеевич кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Parfenov Aleksandr Sergeevich Ph. D., associate professor of the department

«Applied physical culture» Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Мышкин Александр Иванович кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет

им. И. С. Тургенева г. Орел, Россия Myshkin Aleksandr Ivanovich Ph. D., associate professor department of «Applied physical culture» Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Эффективность работы по формированию здорового образа жизни студентов зависит от четко спланированного учебного процесса в вузах. В статье представлен взгляд на формирование ценностей здоровьесбережения и сопровождение работоспособности студентов во время сессии.

Abstract. The effectiveness of work on healthy lifestyle of students depends on well-planned educational process in higher educational institutions. This article provides a look at the creation of values zdorov'esberezhenija and support the health of students during the session.

Ключевые слова: работоспособность студента, физическое воспитание, студенческий спорт, активный досуг

Keywords: workability student, physical education, sports, student activities

Возможности человека и эффективность его деятельности определяется внешне средовыми и внутренними человеческими факторами, то есть субъективными и объективными.

К внешне средовым можно отнести такие факторы, как: климато-географические условия, воздушную среду, освещенность, экологию, а также и ту социальную среду, в которой человек находится.

Внутренние - индивидуальные и личностные - особенности человека выступают в другой группе факторов, определяющих наличные и потенциальные возможности человека, его эффективность деятельности. Они являются отражением как социального, так и биологического в развитии человека.

Психологические закономерности учебного процесса, социальный фактор развития человека (студента) как индивида и формирование его как личности отражается в возможностях в виде мотивов, отношений, интереса, потребностей и др.

Социальная среда в широком смысле (общество) формирует социальную программу, предлагая системе воспитания и обучения определенные ориентиры, прежде всего цели учебно-воспитательного процесса. Ближайшее же социальное окружение человека (семья, сверстники, друзья, сооученики, коллеги и т.п.) может влиять на него по-разному, как в соответствии с социальной программой, так и в противовес ей, предлагая свои альтернативы. В разные периоды жизни интенсивность этого влияния неодинакова.

Развивающий эффект обучения и воспитания во многом зависит от их технологии и методики. Если обучение лишь приспосабливается к особенностям студента, то оно, по словам Л.С. Выготского «плетется в хвосте у развития». Развивающее же обучение - то, которое «идет впереди развития», стимулируя его. Оно опирается на «зону ближайшего развития» (то есть тот круг теоретических и практических задач, которые студент пока не в состоянии решить самостоятельно, но может справиться с ними под руководством взрослого) и предлагает такое содержание учебного процесса, при котором постоянно создается противоречие между трудностью учебных задач и уровнем актуального развития обучающегося. Именно разрешение этих противоречий в ходе обучения и способствует его продвижению в психическом развитии: то, что было в «зоне ближайшего развития», переходит на уровень актуального развития, то есть становится достоянием собственного опыта обучающегося.

Каждый человек является не только объектом воздействия среды, педагогов, сверстников и т.д., на которые он реагирует, проявляя реактивность, но и субъектом собственного развития, то есть существом, способным изменять, преобразовывать самого себя в процессе собственной активности и, прежде всего, во всех видах целенаправленной деятельности и поведения.

К объективным факторам, влияющим на обучение, относится среда жизнедеятельности и учебный труд студентов: возраст, пол, состояние здоровья, общая учебная нагрузка, отдых, в том числе и активный. К субъективным относятся: знания, профессиональные способности, мотивация учения, работоспособность, нервно-психическая устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

Ежедневная учебная нагрузка студентов составляет 8-9 часов, включая самоподготовку, рабочая неделя в среднем содержит 52-58 час. Не умея планировать свой бюджет времени, большая часть студентов занимается самоподготовкой и по выходным дням. В возрасте 17-25 лет происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций (сенсорно-перцептивные, мнемические, мышление), в котором важную роль играет образование и учение, то есть деятельность по усвоению знаний, умений и навыков. Фактор учения, постоянной умственной работы определяет высокий тонус интеллекта студентов, позволяет им эффективно выполнять напряженную учебную деятельность.

Однако у многих студентов восстановительные процессы проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, ограниченного использования средств физической культуры и спорта и др.

Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, новые жизненные условия сопровождаются существенной перестройкой психических и функциональных состояний. При этом адаптация протекает на нескольких уровнях: дидактическом (приспособление к новой системе обучения), социально-психологическом (вхождение в новый коллектив-учебный, общежития) и профессиональном (принятие ценностей будущей профессиональной деятельности, ориентация в них). По этой причине период адаптации может привести к низкой успеваемости из-за трудности в общении. До 35% студентов страдают дезаптационным синдромом, у одних динамика выработки нового стереотипа происходит скачкообразно, у других более ровно.

Экзаменационная сессия - наиболее, трудный и ответственный период в жизни студента. Активная умственная работа, которая резко увеличивается у студентов в период экзаменационной сессии, внешне не сопровождается видимыми усилиями. Однако научные исследования показали, что активная умственная работа, сопровождающаяся еще и нервно-эмоциональным напряжением, заставляет работать все важные системы человеческого организма с большой нагрузкой. Это нередко приводит к переутомлению и может способствовать обострению ранее не проявлявшихся заболеваний. Во время подготовки к экзаменам у студентов значительно сокращается мышечная активность, что в сочетании с эмоциональными перегрузками отрицательно

сказывается на состоянии сердечно-сосудистой системы.

Специальные исследования установили, что у некоторых студентов, например, перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота сердечных сокращений возрастает до 130-145 уд/мин, а артериальное давление повышается до 140/80-150/90 мм pт. ст. Эти показатели сходны с показателями, какие бывают у спортсмена перед стартом. Но у спортсмена возникшее напряжение через какое-то время снижается благодаря мышечной разрядке. А у студента, не имеющею такой разрядки, но может стать причиной нарушений в работе сердечно-сосудистой и нервной систем.

В период предэкзаменационной подготовки и во время сессии у студентов возникает необходимость в переработке большого объема научной и методологической информации. Физиологически эго означает, что наиболее интенсивно начинает трудиться головной мозг, а точнее, его основные структурные и рабочие единицы - нервные клетки (нейроны).

Таким образом, можно сказать, что основными показателями изменения состояния организма студента во время предэкзаменационной подготовки и во время экзаменационной сессии могут быть изменения в работе нервной, психической и сердечно-сосудистой деятельности. Проявлением изменения состояния организма может стать нервно-эмоциональное и психофизическое утомление, которое часто проявляется у студентов, переживающих экзаменационную ceccию.

Критериями такого утомления можно считать: ненормальную работу сердечно-сосудистой системы и, как следствие, быстрое физическое утомление, частую головную боль; истощение нервной системы организма человека и, как следствие, повышенную раздражительность, плохой сон, вызывающий недомогание в дневное время суток; а также потерю аппетита, что приводит к еще более быстрому истощению организма. Все вышесказанное не означает, конечно, что экзаменационная сессия обязательно отрицательно скажется на здоровье всех студентов.

Хорошо известно, что студент со слабой физической подготовкой быстрее устает, у него ниже уровень внимания. Возможности сердечно-сосудистой системы его организма невелики, что заставляет его переживать каждую сессию как тяжелое испытание. Однако это совсем не означает, что студенты, не уделяющие до некоторых пор должного внимании физической культуре и спорту, обречены на время сессии на болезненно угнетенное состояние. Вот что необходимо помнить каждому студенту во время подготовки и сдачи экзаменов: утренняя зарядка помогает на 20-30 минут быстрее включиться в учебу; физкультурная пауза через час-полтора умственной работы даёт возможность отдыхать и восстанавливать работоспособность, не прерывая занятий. При этом улучшается кровообращение в мышцах спины, ног, рук и плеч, снимается утомление глаз, появляется ощущение бодрости.

Установлено, что физкультурная пауза - самый простой и естественный стимулятор умственной работоспособности. Известно, что молодой человек, принимая стимулирующие средства (крепкий чай, кофе, а порой и лекарственные препараты) заставляет нервные клетки организма искусственно требовать стимуляции нервной и умственной деятельности.

Медицина и исследования физиологии человека установили, что такая искусственная стимуляция приводит к тому, что человеческий организм привыкает к употреблению стимуляторов, они со временем не дают желаемого эффекта и организм теряет работоспособность.

Чередование труда и отдыха - очень важное условие в организации работы студента в период экзаменационной сессии. Очень хорошо, если отдых предполагает не полное бездействие студента, а использует переключение с одного вида деятельности на другой.

Для этого полезно, например, переключиться на умеренную физическую нагрузку; особенно такую, которую человек воспринимает с удовольствием. При этом в головном мозге создается активная система, нервные клетки которой не участвуют в умственной деятельности, что дает возможность уставшим клеткам мозга быстро восстанавливаться. Кроме того, нервные импульсы, поступающие в мозг от сокращающихся мышц, сухожилий, суставных связок, оказывают тонизирующее влияние на его утомленные участки.

Очень помогают снять утомление в период подготовки студентов к экзаменационной сессии прогулки на свежем воздухе (особенно на лыжах). Очень полезны подвижные игры на свежем воздухе, во время этих игр происходит обогащение организма человека кислородом, который, как известно, стимулирует работу головного мозга; полезны также занятия физической культурой в спортивных залах. Хорошими стимуляторами умственной работоспособности являются плавание и контрастный душ.

Работоспособность - это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения и навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Для успеха в деятельности большое значение имеют такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.

Работоспособность определяется по трем параметрам (по воздействию совокупности внешних и внутренних факторов): 1-я - физиологическая характеристика - состояние здоровья и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной системы; 2-я - физического характера - степень и характер освещенности, температура воздуха, загрязненность, уровень шума и др.; 3-я психического характера - самочувствие, настроение, мотивация.

Во многом работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Типологическая характеристика подвижности, возбудимости и тормозности нервных процессов человека отражается на «усидчивости», напряжении внимания, выполнении работы монотонного характера, интереса и эмоционально привлекательной учебной работе, мотивов (поощрения или порицания, установки.)

Задачи преподавателей создать такие технологии и методы, которые бы позволили готовить студента с хорошей психофизиологической подготовкой, не только к сдаче сессии, но и ко всей будущей профессиональной деятельности.

Одним из таких путей следует считать физическое воспитание, при использовании средств физической культуры в учебном процессе должно повышаться общее состояние работоспособности. Оно должно позволить ускорять врабатываемость, способствовать быстрому восстановлению, эмоционально и волевой устойчивости, сбивающим факторам, средней выраженности эмоционального фона и в целом снижению физиологической стоимости учебного труда студента на единицу работы. Высокая организованность, дисциплина в учебе, в быту и отдыхе позволит рационально использовать бюджет времени для личностного и профессионального развития.

Литература

1. Котьков Н. Н. Практика использования современных здоровьесберегающих технологий в вузе / Н. Н. Котьков // Актуальные проблемы здоровьесбережения студенческой молодежи: матер. Всерос. научн-практ. конф., 7 ноября 2013 г. / редкол.: С. Э Харзеева [отв. ред.], Т. Ю. Копылова [и др.]; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2013.- С. 102-107.

2. Надёжина Н. В. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом у студентов 1-3 курсов АЧИИ ФГБОУ ВО ДонГАУ / Н. В. Надёжина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 23. - С. 55-58. -Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56392.htm (дата обращения 18 февраля 2017).

3. Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта : учебник / А. В. Родионов. - М.: Академический Проект, 2004. - 576 с.

4. Физическая культура :учеб. / под ред. М. Я. Виленского. - М.: КНОРУС, 2012.

References

1. Kotkov N. N. [The practice of using modern health-saving technologies in high school]. Aktual'nyye problemy zdorov'yesberezheniya studencheskoy molodezhi: mater. Vseros. Nauchn-prakt. Konf., 7 noyabrya 2013 g., Yugo-Zap. Gos. Un-t [Actual problems of the health savings of student youth: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, November 7, 2013; Southwestern State University]. Kursk, 2013, pp. 102-107. (In Russ.).

2. Nadozhina N. V. Motivatsiya k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy i sportom u studentov 1-3 kursa ACHII FGBOU V DonGAU [Motivation to engage in physical training and sports for students of the first and third courses of the ACMI FGBOU V DonGau]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» - Scientific and methodical electronic magazine "Concept", 2016, T. 23, pp. 55-58. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56392.htm. (Accessed 4 March 2017).

3. Rodionov A. V. Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Psychology of physical education and sports]. Moscow, Akademicheskiy Proyekt Publ., 2004, 576 p.

4. Fizicheskaya kul'tura[Physical Culture]. Ed. by. M. Ya. Vilensky. Moscow, KNORUS Publ., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.