Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ СТУДЕНТА'

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аров Х.Н., Джавахов А.В., Котло С.А.

Статья посвящена значению физической культуры в жизни учащегося высшего учебного заведения. В статье рассматриваются проблемы физической культуры и спорта в учебной деятельности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT IN THE LIFE OF A STUDENT

The article is devoted to the importance of physical culture in the life of a student of a higher educational institution. The article deals with the problems of physical culture and sports in the educational activities of future specialists.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ СТУДЕНТА»

УДК 5527

Аров Х.Н., кандидат биологических наук

доцент

кафедра юридических и гуманитарных дисциплин Невинномысский государственный гуманитарно-технический

институт Россия, Невинномысск Джавахов А. В. старший преподаватель кафедра общенаучных дисциплин, институт «Дружбы Народов Кавказа»

Россия, Ставрополь Котло С.А., кандидат педагогических наук

доцент

кафедра уголовно-правовых дисциплин филиал федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования «МИРЭА - Российский технологический университет»

в г. Ставрополе Россия, Ставрополь

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ

СТУДЕНТА

Аннотация: статья посвящена значению физической культуры в жизни учащегося высшего учебного заведения. В статье рассматриваются проблемы физической культуры и спорта в учебной деятельности будущих специалистов.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, студенты, здоровый образ жизни, здоровье, развитие личности, будущие специалисты.

Arov Kh. N., candidate of biological sciences

associate professor department of social and humanitarian sciences Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute

Russia, Nevinnomyssk Javakhov A. V. senior lecturer department of general scientific disciplines Institute of Friendship of the Peoples of the Caucasus

Russia, Stavropol Kotlo S.A.

candidate of pedagogical sciences

associate professor department of criminal law disciplines Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "MIREA - Russian Technological University"

Stavropol, Russia, Stavropol

THE IMPORTANCE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT IN

THE LIFE OF A STUDENT

Annotation: The article is devoted to the importance of physical culture in the life of a student of a higher educational institution. The article deals with the problems of physical culture and sports in the educational activities of future specialists.

Keywords: physical culture, sports, students, healthy lifestyle, health, personal development, future specialists.

Психические и физические нагрузки сопровождают человек в течение всей его жизни. Они в разной мере влияют на уровень благополучия организма, оказывая влияние на его эмоциональный фон, физическое состояние и психическую устойчивость.

Период обучения в высшей школе в этом плане может быть показателен, так как переход человеческого организма из состояния «учащийся» в состояние «студент» сопряжено, прежде всего, с резким увеличением активности коры головного мозга при общем сокращении двигательной активности. Для этого периода характерными чертами становятся гиподинамия, с одной стороны, и гипертония - с другой. Но самое интересное в данной ситуации состоит в том, что все происходящее с организмом человека в период студенчества может быть в той или иной мере подвержено регулированию [4].

Основным, но не единственным, регулятором в этом процессе могут и должны выступать дифференцированные физические нагрузки. Это подтверждается современными исследованиями медиков, доказывающих, что именно физические нагрузки могут выступать в качестве реального инструмента регулирования уровня психофизического состояния человека, в том числе и студента.

Спортивная тренировка представляет собою специализированный процесс, который направлен на достижение высоких результатов в избранном виде спорта[3].

Спортивная тренировка базируется на планомерном, систематическом использовании физических упражнений с целью повышения и сохранения на высоком уровне работоспособности спортсмена в избранном им виде спорта.

Физиологическая сущность спортивной тренировки заключается в прогрессивных функциональных и морфологических изменениях,

происходящих в организме в результате систематического применения постепенно увеличивающихся физических нагрузок.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ [2].

Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в процессе инволюции. Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. С возрастом существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений. Так, ударный объем сердца в покое в возрасте 25 лет к 85 годам уменьшается на 30%, развивается гипертрофия миокарда [1].

В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости, показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности.

Такие физические упражнения, как ходьба, бег (по 3 ч в неделю), уже через 12-15 недель приводят к увеличению МПК на 10-15%. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза). В этом отношении не является исключением и костно-мышечная система.

Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека, особенно на организм студента.

Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных

возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности.

Использованные источники:

1. Кудря А.Д. Физическое воспитание студентов ВУЗов России посредством личностно-ориентированного подхода / В сборнике: Физическая культура в профессиональном образовании учащихся высшей школы сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции под общ. ред. С.Н. Кашина, А.В. Шульженко. - Ставрополь, 2015. - С. 64-68.

2. Кудря А.Д., Шульженко А.В., Анисимов Б.С. Научно-теоретическое обоснование и внедрение эффективных педагогических технологий формирования физической культуры личности, здорового образа жизни учащейся молодежи // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2015. - № 2(47). - С 215-218.

3. Кудря А.Д., Гладких Д.Г., Джавахов А.В., Прокопенко Т.И. Роль и место физической культуры и спорта в сохранении здоровья учащейся молодежи. В сборнике: Социально-экономические, психолого-педагогические, философские и правовые аспекты развития общества Сборник материалов всероссийского научно-практического круглого стола. 2016. С. 61-63.

4. Шульженко А.В., Кудря А.Д., Анисимов Б.С. Формирование физической культуры личности учащейся молодежи / В сборнике: Актуальные проблемы науки: от теории к практике: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ю. П. Кожаева, О. Ю. Зевеке. - Москва, 2015. С.205-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.