Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПОСРЕДСТВОМ МОНИТОРИНГА'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПОСРЕДСТВОМ МОНИТОРИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котло С.А., Аров Х.Н., Джавахов А.В.

Статья посвящена разработке мониторинга формирования физической культуры личности студента на основе использования современных информационных технологий, что позволит обеспечить всестороннее и целостное изучение особенностей формирования физической культуры личности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE STUDENT'S PERSONALITY PERSONALITY BY MEANS OF MONITORING

The article is devoted to the development of monitoring of the formation of physical culture of a student's personality on the basis of the use of modern information technologies, which will provide a comprehensive and holistic study of the characteristics of the formation of physical culture of the personality of future specialists.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПОСРЕДСТВОМ МОНИТОРИНГА»

УДК 378.172: 371.313

Котло С.А., кандидат педагогических наук

доцент

кафедра уголовно-правовых дисциплин ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет» филиал в г.Ставрополе Россия, Ставрополь Аров Х.Н., кандидат биологических наук

доцент

кафедра юридических и гуманитарных дисциплин Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт Россия, Невинномысск Джавахов А.В. старший преподаватель кафедра общенаучных дисциплин Институт Дружбы народов Кавказа Россия, Ставрополь

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПОСРЕДСТВОМ МОНИТОРИНГА

Аннотация: Статья посвящена разработке мониторинга формирования физической культуры личности студента на основе использования современных информационных технологий, что позволит обеспечить всестороннее и целостное изучение особенностей формирования физической культуры личности будущих специалистов.

Ключевые слова: мониторинг, формирование физической культуры личности студента, современные информационные технологии.

Kotlo S.A., candidate of pedagogical sciences

associate professor department of criminal law disciplines Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "MIREA - Russian Technological University" in

Stavropol, Russia Stavropol

Arov Kh.N., candidate of biological sciences

associate professor department of legal and humanitarian disciplines Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute

Russia, Nevinnomyssk

Javakhov A. V. senior lecturer department of general scientific disciplines Institute of Friendship of the Peoples of the Caucasus

Russia, Stavropol

FORMATION OF THE STUDENT'S PERSONALITY PERSONALITY

BY MEANS OF MONITORING

Abstract: The article is devoted to the development of monitoring of the formation ofphysical culture of a student's personality on the basis of the use of modern information technologies, which will provide a comprehensive and holistic study of the characteristics of the formation of physical culture of the personality of future specialists.

Key words: monitoring, formation of student's personality physical culture, modern information technologies.

Современная высшая школа направлена на формирование профессионала, обладающего достаточным уровнем профессиональной культуры и компетентности.

Понятие мониторинга близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям как обратная связь, рефлексия, контроль, аттестация, однако все эти понятия являются лишь отдельными элементами мониторинга или его частными случаями. В связи с этим мониторинг имеет ряд общепризнанных особенностей: системность, целостность, научность, непрерывность, диагностичность, информационная оперативность и обратная связь.

В практике физкультурной и спортивной работы широко применяются программы и программно-методические комплексы на основе использования современных информационных технологий, которые представляют собой как простые диалоговые программы, так и сложные экспертные системы, состоящие из нескольких основных и вспомогательных блоков [5].

Педагогический мониторинг - это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, перспектив развития. Началом этой деятельности является психолого-педагогическая диагностика уровня развития групп испытуемых, воспитанности и формирования каждой отдельной личности, образовательной среды, в которой находится обучающийся. Суть педагогической диагностики заключается в сборе информации о субъекте диагностики при помощи использования разнообразных методов и диагностических методик [1].

Системный анализ феномена - физическая культура личности студента - будущего педагога, позволил выделить в ней три основных компонента: мотивационно-эмоциональный (духовный), деятельностный (физический), а также когнитивный (интеллектуальный) или физкультурную компетентность.

К показателям и критериям мотивационно -эмоционального компонента физической культуры личности обучающегося мы относим:

- физкультурно-ориентированное мировоззрение;

- мотивационно-ценностное отношение к физической культуре;

- эмоциональный показатель [2].

К показателям и критериям деятельностного компонента физической культуры личности студента относятся:

- психический показатель: оптимальный уровень нервно -психической готовности к профессиональной деятельности, выраженный в наличии адекватной самооценки, как условия профессионального совершенствования, стойкости к эмоциональному истощению, стрессоустойчивостью, оптимального комплекса психолого -характерологических качеств личности педагога и умения выстраивать межличностных отношений (агрессивность в отношениях);

- физический показатель: уровень развития силы, показатели быстроты, уровень развития выносливости, функциональный показатель ловкости, уровень сформированности гибкости;

- оздоровительный показатель: уровень соматического здоровья, основанный на оценке адаптационного потенциала, как количественного показателя здоровья, определяемый с помощью мониторинга интенсивности проявления жизни в нормальных условиях среды, которая определяется тренированностью структурных элементов организма [4].

К показателям и критериям когнитивного компонента физической культуры личности обучающегося относятся:

- операционный показатель: физкультурно-оздоровительные знания, понимание и владение физкультурно-оздоровительных знаниями, навык применения в практической деятельности физкультурно-оздоровительных знаний;

- рефлексивно-оценочный показатель: способность к анализу физкультурно-оздоровительного умения, мастерство и творческое применение физкультурно-оздоровительных способностей, системная способность к оцениванию и корректировке результатов творческого применения физкультурных навыков;

- поведенческий показатель: уровень физкультурного образа жизни, сформированность и ведение здорового образа жизни студентов [3].

Таким образом, разработка психолого - педагогического мониторинга формирования физической культуры личности студента на основе использования комплекса диагностических методик, позволит

более качественно изучать ход и результаты покомпонентного и поэтапного развития физической культуры личности испытуемых и содействует эффективности наблюдения динамики формирования культуры личности у различных групп студентов.

Использованные источники:

1. Кудря А.Д., Простяков А.А., Гладких Д.Г., Анисимов Б.С. Перспективы модульного обучения в системе физкультурно-педагогического образования в сборнике: актуальные проблемы науки: от теории к практике материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2016. с. 335-336.

2. Кудря А.Д., Простяков А.А., Гладких Д.Г., Шульженко А.В. Процесс формирования знания по физической культуре в процессе учебных занятий студентов / В сборнике: Актуальные проблемы науки: от теории к практике: материалы III Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ю. П. Кожаева, О. Ю. Зевеке. - Москва, 2016. С. 332-335.

3. Проскурин С.М., Анисимов Б.С., Буклова Н.И. Проблемы состояния здоровья студенческой молодежи при обеспечении качества образования в области физической культуры в сборнике: совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт сборник статей. Орёл, 2015. с. 136-140.

4. Шульженко А.В., Кудря А.Д., Анисимов Б.С. Формирование физической культуры личности учащейся молодежи / В сборнике: Актуальные проблемы науки: от теории к практике: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ю. П. Кожаева, О. Ю. Зевеке. - Москва, 2015. С.205-208.

5. Шульженко А.В., Кудря А.Д., Рудченко А.А. Физическая культура в контексте гуманистической направленности образования //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 10. - С. 392-395.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.