Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧАЩИЕСЯ / МОЛОДЕЖЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРИРОДА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аров Х.Н., Котло С.А., Поветкина С.Р.

В статье рассматривается процесс формирование у учащихся осознанного понимания путей и способов достижения оптимального отношения между обществом и природой, человеком и окружающей средой с активным использованием физического воспитания и здорового образа жизни, которые являются частью общего воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аров Х.Н., Котло С.А., Поветкина С.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PHYSICAL EDUCATION IN FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF YOUTH

The article examines the process of developing students' conscious understanding of the ways and means of achieving an optimal relationship between society and nature, man and the environment with the active use of physical education and a healthy lifestyle, which are part of general education.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК 796. 373.5.015.31:502

Аров Х.Н., кандидат биологических наук

доцент

кафедра социально-гуманитарных наук Невинномысский Государственный Гуманитарно-Технический

институт Россия, Невинномысск Котло С.А., кандидат педагогических наук

доцент

кафедра уголовно-правовых дисциплин

Филиал ФГОУВО

«МИРЭА - Российский технологический Университет»

Россия, г.Ставрополь Поветкина С.Р. студент 1 курса Российский университет Дружбы народов

Россия, Москва

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

Аннотация: В статье рассматривается процесс формирование у учащихся осознанного понимания путей и способов достижения оптимального отношения между обществом и природой, человеком и окружающей средой с активным использованием физического воспитания и здорового образа жизни, которые являются частью общего воспитания.

Ключевые слова: физическое воспитание, экологическая культура, учащиеся, молодежь, здоровый образ жизни, природа, окружающая среда.

Arov Kh.N., Candidate of Biological Sciences

Associate Professor Department of Social and Humanitarian Sciences Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute

Russia, Nevinnomyssk Kotlo S.A., Candidate of Pedagogical Sciences

Associate Professor Department of Criminal Law Disciplines Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "MIREA - Russian Technological University"

Stavropol, Russia Povetkina S.R.

1st year student Peoples' Friendship University of Russia

Russia, Moscow

ROLE OF PHYSICAL EDUCATION IN FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF YOUTH

Abstract: The article examines the process of developing students' conscious understanding of the ways and means of achieving an optimal relationship between society and nature, man and the environment with the active use of physical education and a healthy lifestyle, which are part of general education.

Keywords: physical education, ecological culture, students, youth, healthy lifestyle, nature, environment.

Физическое воспитание как составная часть общего воспитания, наряду с решением воспитательных, образовательных и оздоровительных задач, призвано содействовать формированию экологической культуры.

Экологическая культура является основой, которая определяет стратегию и тактику взаимодействия человека с окружающей природной средой.

Как показывает практика, многочисленные формы физкультурно-оздоровительного и туристской работы, входящие в учебную программу по физическому воспитанию школьников, проводятся на открытом воздухе (в природном окружении), решают гигиенические задачи (формируют положительное отношение ребёнка к своему здоровью), вооружают навыками ведения здорового образа жизни [1].

В целом, экология физической культуры - это область экологических знаний, которая изучает взаимоотношения человека с окружающей средой в условиях двигательной активности в процессе изменяющихся условий среды обитания человека.

Особенно ценным фактором взаимосвязи физического воспитания с экологическим стали подвижные сюжетно-ролевые игры и эстафеты, которые обогащают играющих новыми представлениями и понятиями, оказывают влияние одновременно как на двигательную, так и на психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях заданий предопределяет широкое включение механизма сознания. Это сделало подвижные сюжетно-ролевые игры и эстафеты незаменимыми.

Однако педагоги в процессе проведения подвижных сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры в начальных классах целенаправленной работы по формированию экологических знаний, как

правило, не преследуют. Основная проблема - отсутствие программы экологизации физической культуры.

Проведенный литературный анализ показал, что в основу образно-сюжетного содержания большей части подвижных сюжетно-ролевых игр положены различные явления, происходящие в природе, специфические взаимодействия человека с природой и животных между собой.

На сегодняшний день методика проведения подвижных сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры в начальных классах не предполагает сообщения экологической информации и разъяснений учащимся сущности игрового сюжета, его героев и происходящих в игре образных действий.

Вместе с тем, такая информация, получаемая детьми в ходе объяснения содержания игры, перерывов для отдыха играющих, вынужденных организационных пауз и подведения итогов игры, позволяет получать новые и закреплять ранее полученные на других учебных предметах экологические знания. Педагогическое значение игры для воспитания конкретных физических качеств при этом ни в коей мере не ущемляется [2].

Для теоретического и практического обоснования возможных путей решения проблем формирования экологической культуры нами разработана экспериментальная программа по физическому воспитанию с экологической направленностью для учащихся вторых классов. Данная программа включает в себя уроки физической культуры, проводимые согласно программе по физическому воспитанию для общеобразовательной школы. Уроки физической культуры имеют традиционную структуру и проводятся согласно требованиям, предъявляемым к урочной форме занятий, три раза в неделю.

Организация исследования заключалась в том, что на базе МБОУ СОШ № 12 города Невинномысска, которая является школой с экологической направленностью, из числа учащихся 2 классов были сформированы три опытные группы. В одной из сформированных групп в течение 8-10 минут в начале основной части урока использовались комплексы физических упражнений (подвижные эстафеты) с элементами экологической направленности. В качестве экологического инвентаря применялся природный материал. В другой группе проводились подвижные сюжетно-ролевые игры с экологическим сюжетом, а третья группа в это время занималась по общепринятой методике содержания урока.

Подбор физических средств в группах с экологической направленностью осуществлялся с учетом изучаемого по другим учебным дисциплинам экологического материала, что позволило развивать физические качества и двигательные навыки, закрепляя знания и умения,

полученные младшими школьниками по предмету «Человек и мир» на внеклассных курсах по здоровому образу жизни [3].

В итоге результаты указывают на то, что существенных отличий в физическом развитии и в физической подготовленности учащихся опытных и контрольных групп не имеется. Однако учащиеся, освоившие комплексы экспериментальной программы, смогли существенно расширить уровень экологических знаний по предмету «Человек и мир», о чем свидетельствует уровень успеваемости.

Таким образом, комплексный подход к экологическому содержанию материала обеспечивает формирование у учащихся осознанного понимания путей и способов достижения оптимального отношения между обществом и природой, человеком и окружающей средой с активным использованием физического воспитания и здорового образа жизни, которые являются частью общего воспитания [4].

Использованные источники:

1. Амосов Н.М. Раздумия о здоровье. 3-е издание дополненное и переработанное. -М.: ФиС, 1987.

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. - 1995. -№4.

3. Кудря А.Д., Малашенко М.С., Гладких Д.Г. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни. В сборнике: актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности у курсантов и слушателей вузов МВД России электронный сборник материалов межвузовского круглого стола 09.02.2016. Ставрополь, 2016. С.

4. Кудря А.Д., Гладких Д.Г., Джавахов А.В., Прокопенко Т.И. Роль и место физической культуры и спорта в сохранении здоровья учащейся молодежи. В сборнике: Социально-экономические, психолого-педагогические, философские и правовые аспекты развития общества Сборник материалов всероссийского научно-практического круглого стола. 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.