Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЗАВЕДЕНИИ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ'

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЗАВЕДЕНИИ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
726
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кибенко Елена Ивановна, Занина Татьяна Николаевна, Ткачук Полина Васильевна

В статье рассматривается значение планирования учебного материала для осуществления учебного процесса по физической культуре, дана характеристика видам планирования и требованиям, предъявляемым к планированию учебно-воспитательного процесса. Проведен краткий анализ программ по физическому воспитанию для учащихся 1-11 классов, приведены примеры уроков, представляющих наибольший интерес у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кибенко Елена Ивановна, Занина Татьяна Николаевна, Ткачук Полина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION PLANNINGON PHYSICAL EDUCATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS - BASIS FOR FORMING PHYSICALCULTURAL PERSONALITY STUDENT

The article examines the importance of planning educational material for the physical education process, characterizes the types of planning and requirements for planning the educational process. A brief analysis of physical education programmes for students in grades 1-11 has been conducted, and examples of lessons of greatest interest to students have been provided.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЗАВЕДЕНИИ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»

10. Ефремова, О.И. Функции визуализации в преподавании дисциплин психологического цикла // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сборник статей II Международной научной конференции (24-25 ноября 2016 года) /под ред. Н.Ф. Федотовой. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2016. - С. 455 - 459.

11. Ефремова, О.И. Критерии оценки психологической информации в затрудненных ситуациях понимания и их соотношение у студентов педвуза, учителей и педагогов-психологов // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. Специальный выпуск. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. - С. 128-134.

12. Ефремова, О.И. Об одном из подходов к изучению информационной компетентности учителя // Наука и школа. - 2009. - №3. - С. 1215.

13. Ефремова, О.И. Психологическое манипулирование в педагогической деятельности учителя. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. инта имени А. П. Чехова, 2013. - 172 с.

14. Землинская, Т.Е., Ферсман Н.Г. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента // Научно-технические ведомости СПБГПУ. Гумакнитарные и общественные науки. - 2016. - 4 (255). - С. 153-160.

15. Исаева, А.Н., Малахова,С.А. «Клиповое мышление»: психологические дефициты и альтернативы (пространственный фокус) // Мир психологии - 2015. - Т. 84. - №4. - С. 177-191.

16. Колобаев, В.К., Воробьева, К.В. Клиповое мышление и преподавание иностранных языков в неязыковом вузе: психолого-педагогический аспект // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - № 9 (87), часть 2. - С. 14-17.

17. Крайнюков, С.В. Влияние современных информационных технологий на картину мира человека // Социальная психология и общество. - 2019. - Т. 10. - №4. - С. 23-41.

18. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 512 с.

19. Кутузова , Н. В. «Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие информации [Электронный ресурс] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Международной научной конференции. (Казань, май 2018 г.). - Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 6-8. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14175/ (Дата обращения: 29.03.2020).

20. Лебедева , М.Н. Клиповое мышление и массовая деградация современных детей [Электронный ресурс]. https://freefacts.ru/klipovoe-myshlenie-i-massovaya-degradaciya/ (Дата обращения: 29.03.2020).

21. Микляева, А.В., Безгодова, С.А. Экспериментально-психологическое исследование «клипового мышления»: результаты апробации программы эксперимента // Известия Игрутского государственного университета. Серия «Психология». - 2016. - Т. 17. - С. 59-67.

22. Перегуд, Е.В. Клиповое мышление и массовая деградация современного поколения [Электронный ресурс]. URL: https://posidpo.ru/peregud-e-v-klipovoe-myshlenie-i-massovaya-degradatsiya-sovremennogo-pokoleniya/ (Дата обращения 23.03.2020).

23. Поляков, С.Д., Белозерова Л.А., Вершинина В.В., Данилов С.В., Кривцова Н.С. «Клиповое мышление» у старшеклассников и студентов: опыт исследования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2019. - №4. - С.126-143.

24. Сапогова, Е.Е. «Psychocadabra»: субъективная картина мира как гипертекст // Известия ТулГУ. - 2004. - №4. - С. 163-179.

25. Семеновских, Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. -№5 (24) [Электронный ресурс]. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf. (Дата обращения: 25.03.2020).

26. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

27. Чиркова, Т.И. Проблема преодоления клипового сознания молодежи в профессиональной подготовке психологов на уровне бакалавриата [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2016. - Т. 8. - №1. - С. 45-61. URL: http://psyedu.ru/journal/2016/1/Chirkova.phtm (Дата обращения: 25.03.2020).

28. Эльбекьян, К.С., Пажитнева, Е.В., Маркарова, Е.В., Муравьева, А.Б. Особенности клипового мышления у современного студента [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4-1. - С. 289-292. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11384 (Дата обращения: 27.03.2020).

29. Colman, A.M. A dictionary of psychology. - New York: Oxford University Press Inc., 2001. - 844 p.

Е.И. Кибенко, Т.Н. Занина, П.В. Ткачук

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЗАВЕДЕНИИ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация. В статье рассматривается значение планирования учебного материала для осуществления учебного процесса по физической культуре, дана характеристика видам планирования и требованиям, предъявляемым к планированию учебно-воспитательного процесса. Проведен краткий анализ программ по физическому воспитанию для учащихся 1-11 классов, приведены примеры уроков, представляющих наибольший интерес у обучающихся.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, планирование, образовательный процесс, программа по физической культуре.

E. I. Kibenko, T. N. Zanina, P. V. Tkachuk

EDUCATION PLANNINGON PHYSICAL EDUCATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS - BASIS FOR FORMING PHYSICALCULTURAL PERSONALITY STUDENT

Abstract. The article examines the importance of planning educational material for the physical education process, characterizes the types of planning and requirements for planning the educational process. A brief analysis of physical education programmes for students in grades 1-11 has been conducted, and examples of lessons of greatest interest to students have been provided.

Key words: physical culture, physical education, planning, educational process, physical education program.

Качественное проведение учебных занятий по физической культуре в Российской Федерации продолжает оставаться одной из основных проблем уже на протяжении многих лет. Учебный процесс во многих школах, и вузах, как города Таганрога, так и области не соответствуют современным требованиям, интересам и потребностям обучающихся. Проведенный опрос школьников 10-11 классов г. Таганрога и студентов первого курса Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) выявил, что около 65% опрошенных не умеют и не знают, как использовать средства и методы физической культуры для самостоятельных занятий, плохо ориентируются в составлении комплекса утренней гигиенической гимнастики (зарядки), не очень переживают о том, что не занимаются вовсе физическими упражнениями, ссылаясь на свою загруженность.

Учебные занятия по дисциплинам «Физическая культура и спорт», «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в вузах и уроки по предмету «Физическая культура» являются основой организации образовательного процесса по физическому воспитанию обучающихся в образовательных учреждениях. Планируя учебный процесс, педагог обязан помнить о том, что каждое учебное занятие, связанное с физической культурой, имеет свои частные задачи, которые не должны быть оторваны от комплексного, системного подхода в структуре поэтапного образования. Для этого педагогу требуется овладеть методикой планирования учебного процесса, уметь использовать приобретенные знания из различных областей -педагогики, психологии, анатомии, физиологии, биохимии, биомеханики, спортивной медицины, гигиены и, конечно же, освоить объемный материал по физической культуре и спорту. Все перечисленное позволит преподавателю четко и конкретно изложить учебный материал при разработке образовательной программы по физическому воспитанию. Но, даже имея в наличии богатый комплекс знаний во всех перечисленных сферах, педагогу необходимо иметь также собственный практический опыт, который зачастую приобретается в школьном возрасте на занятиях физической культурой, посещая спортивные секции, участвуя в различных спортивных мероприятиях, обучаясь в детско-юношеских спортивных школах. Имея за спиной столь важный опыт и приобретенные знания, педагогу будет намного легче разобраться в планировании учебно -воспитательного процесса. Ведь от планирования материала зависит качество образования каждого обучающегося в любом образовательном заведении. Осуществляя планирование учебного материала, педагог обязан опираться на требования федеральных государственных образовательных стандартов, на программы по физической культуре, которые положительно себя зарекомендовали, и тот материал, который поможет педагогу в достижении поставленных целей. И здесь хорошо вспомнить о стратегическом планировании.

Стратегическое планирование является тем процессом, который позволяет выбрать цель и способствовать ее достижению. Такого рода планирование помогает четкой организации учебно -воспитательного процесса, позволяет педагогу увидеть последовательность внедряемых педагогических технологий, сроки выполнения запланированного на определенном этапе обучения, определить необходимое ресурсное обеспечение образовательного процесса, рационально подобрать средства и методы для осуществления мотивационной, образовательной, воспитательной, оздоровительной деятельности, а также определить способы контроля за выполнением намеченного. Здесь уместно вспомнить и о тактике. Тактика является тем инструментом, который позволяет осуществить цели стратегии. Тактический план - это развернутая программа всей учебно-воспитательной деятельности педагога, которая столь необходима для выполнения задач стратегического планирования. Тактика определяет пути, обеспечивающие приближение к заданной цели.

Тактическое планирование состоит из подготовки к осуществлению образовательной деятельности. На этой стадии можно выделить следующие составляющие:

- сбор, систематизацию и уточнение информации о планируемой учебной деятельности;

- анализ информации полученной в ходе сбора необходимого материала для осуществления планирования;

- уточнение цели и задач планируемого образовательного процесса;

- постановку задач связанных с используемыми видами физкультурно-спортивной деятельности;

- компетентностью педагогов осуществляющих разработку плана действия, определяющих цель и задачи педагогической деятельности, направленных на решение стратегической цели.

На второй стадии осуществляется разработка и принятие плана, который должен быть документально оформлен и утвержден руководителем образовательной организации.

Тактическое планирование чаще всего осуществляется на несколько лет вперед, например, подготовка комплексной программы для учащихся начальной школы, которая разрабатывается на четырехлетний период обучения. Если речь идет о планировании рабочей программы, которая рассчитана всего лишь на один учебный год, например, программа по физическому воспитанию для учащихся 11 -х классов, то здесь речь пойдет о текущем планировании. Тактическое планирование нужно отличать от текущего, или оперативного планирования. Текущее и оперативное планирование - это то, чем ежедневно занимается педагог во время проведения учебных занятий (уроков). Эти виды планирования предполагают проведение педагогической деятельности на небольшом отрезке времени, например, день, месяц, полугодие, год. При текущем планировании, в отличие от стратегического и тактического, отсутствует существенный временной разрыв, который необходимо осуществить в течение недолгого промежутка времени. Оперативное планирование и оперативные действия на конкретном учебном занятии (уроке) могут иметь весьма важные стратегические последствия для обучающихся, и порой это наблюдается не сразу, а во время какого-то определенного

временного периода, в физическом воспитании это явление носит название - отставленный тренировочный эффект [14].

В физическом воспитании существуют определенные требования к планированию учебно-воспитательного процесса.

Во-первых, как уже было отмечено выше, при осуществлении планирования, требуется определить целевую направленность педагогического процесса, то есть необходимо установить конечную цель. Продумать содержание, методы и формы организации образовательного процесса, которые будут способствовать реализации поставленной цели. Огромное значение при определении цели является то, насколько она реальна, соответствует ли она возрасту и подготовленности занимающихся. Немаловажную роль при определении цели играет также наличие материально-технической базы, соответствие оборудования и инвентаря избранным видам спорта, входящим в образовательную программу.

Во-вторых, следует обращать внимание на всесторонность планирования при осуществлении поставленных задач учебно-воспитательного процесса. Это указывает на то, что исходя из поставленной цели, достаточно тщательно следует подойти к осмыслению понятийного аппарата при определении образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, рационально и осмысленно осуществить выбор средств, методов и форм организации учебных занятий, которые должны помочь в решении стратегической цели [3].

В-третьих, при планировании учебного материала огромное значение отводится соблюдению закономерностей физического воспитания. Это указывает на то, что при формировании двигательных умений и навыков, развитии физических качеств и последовательном усвоении специальных знаний, которые позволяют обучающимся понять сущность учебно-воспитательного процесса и лучше усвоить практический материал, необходимо ознакомить участников образовательного процесса с педагогическими принципами физического воспитания. К наиболее значимым принципам, которые должен знать не только педагог, но и занимающиеся физической культурой и спортом, относятся:

- принцип сознательности и активности;

- принцип всестороннего развития личности;

- принцип непрерывности процесса физического воспитания;

- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

- принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий;

- принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок;

- принцип циклического построения занятий;

- принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания и др. [14].

Только в этом случае занимающиеся физкультурно-спортивной деятельностью будут осознанно подходить к занятиям, стремиться сохранять и укреплять свое здоровье.

При планировании процесса физического воспитания также следует учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные и психологические особенности, факторы окружающей среды, климатические условия и пр. [7; 14].

В основном при планировании учебно-воспитательного процесса педагог обращает особое внимание на следующее: подготовка материала и наполняемость содержания курса; планирование уроков; проведение уроков; педагогическое наблюдение за прогрессом; оценка результатов. Эти сведения дают возможность учителям при необходимости внести коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Осуществляя планирование учебного материала, педагогу следует помнить о том, что учебные занятия обязаны удовлетворять потребность занимающихся в двигательной активности. Занятия должны быть доступными и интересными, обеспечивать профилактику и выработку устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, способствовать развитию физических качеств и позволять приобретать новые двигательные умения и навыки, впоследствии совершенствуя их, что в целом дает возможность формированию физической культуры личности обучающегося.

Однако акцентировать внимание на том, что только учебные занятия по физической культуре призваны решать проблемы физического воспитания в образовательных организациях, сохранять и укреплять здоровье занимающихся, было бы неверно. Занятия физической культурой не безграничны, и нельзя преувеличивать их возможности, несмотря на то, что они способствуют повышению уровня физической подготовленности, приобретению новых двигательных умений и навыков, столь необходимых для жизнедеятельности человека, способствуют сохранению и укреплению здоровья, повышают уровень работоспособности [4; 5; 14].

Зачастую у многих педагогов возникает вопрос: «Какие же возможности имеются у образовательного учреждения для формирования основ физической культуры личности обучающегося?»

В настоящее время существует достаточное количество учебников, комплексных образовательных программ, методических пособий и методических рекомендаций, которые являются подспорьем педагогу при планировании образовательного процесса, как в школе, так и в высших учебных заведениях.

Например, для разработки рабочих программ по физической культуре многие учителя Российской Федерации используют зарекомендовавшие себя учебники для общеобразовательных учреждений и программы по физическому воспитанию для 1-11 классов, разработанные авторами В.И. Ляхом, А.А. Зданевичем, А.П. Матвеевым и многими, не менее именитыми, педагогами [1; 7; 12; 13]. В учебниках представлен довольно

интересный теоретический материал об основах физической культуры, подробно изложен практический материал по видам спорта школьной программы, описаны самостоятельные занятия.

Комплексная программа по физическому воспитанию для учащихся 1-11 классов, авторами которой являются В.И. Лях, А.А. Зданевич, и Программы по физической культуре для 1-11 классов, автором которых является А.П. Матвеев, разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Все программы направлены на «формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни» [7; 12].

Следует отметить, что в своей профессиональной педагогической деятельности многие учителя физической культуры школ города Таганрога используют именно Комплексную программу по физическому воспитанию учащихся 1-11 классов, авторами которой являются В. И. Лях, А. А. Зданевич. Анализ показал, что данная программа не ограничивается рамками урока, а связывает в единое целое урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом. Программа имеет две основные части: базовую и вариативную. Содержание базового компонента нацеливает учеников на получение необходимых знаний, умений, навыков для дальнейшей успешной деятельности при переходе от одного учебного уровня к другому. В вариативную часть включен материал, который позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, а также региональные и национальные традиции, материально-техническую базу школы. Таким образом, учитель не заключен в определенные рамки, а имеет возможность более эффективно осуществлять учебно-воспитательный процесс по предмету «Физическая культура». Комплексная программа по физическому воспитанию включает три раздела, которые состоят из четырех частей. Если первая часть имеет направленность на проведение уроков физической культуры, то другие части регламентируют проведение внеклассных форм физического воспитания, направленных на организацию физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, а также на физкультурно-оздоровительную работу. Результативность всех перечисленных выше форм проведения занятий должна обеспечиваться учителем физической культуры совместно с администрацией школы, родителями, старшеклассниками, тренерами, спортсменами. Таким образом, следует обратить внимание на то, что программа адресована не только учителю физической культуры. Данная комплексная программа предполагает личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся в образовательном учреждении.

В программе представлен материал по физической культуре для каждой ступени общего образования (14, 5-9, 10-11 классы). Подробно описаны двигательные умения и навыки, которые должны быть освоены учащимися поэтапно. Представлены элементы техники и простейшие технические приемы для овладения избранными видами спорта, четко прослеживается последовательность при их освоении («разучивание -закрепление-совершенствование»). Большое внимание уделяется развитию физических качеств. Для каждой ступени образования разработаны таблицы уровня физической подготовленности обучающихся.

Для молодых учителей, начинающих свою педагогическую деятельность, важно в каждой части программы наличие цели, задач, организационно-методических указаний, которые ориентировали бы педагога на выбор средств, методов, способов организации работы с учащимися во время уроков и во внеурочной деятельности с учетом возрастных особенностей и их физической подготовленности.

Необходимо отметить, что все виды спортивной деятельности, предложенные к изучению учащимся, представлены в Комплексной программе в полном объеме, учебный материал распределен по принципу - от простого к более сложному.

При всех своих достоинствах в Комплексной программе все же отмечаются некоторые несоответствия.

Во-первых, в пояснительной записке указано, что содержание программного материала рекомендовано для занятий с обучающимися, как основной, так и подготовительной медицинскими группами, но в содержательной части не представлен материал для проведения учебного процесса с учащимися подготовительной группы.

Во-вторых, выявлена тенденция к снижению объема вариативного компонента образовательного процесса от начальных к старшим классам.

При рассмотрении Программы для общеобразовательных учреждений А. П. Матвеева необходимо отметить, что целью данной программы является формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности. Данная программа отвечает требованиям «Образовательного минимума образования по физической культуре» (программное содержание не выходит за рамки требований Федерального государственного образовательного стандарта). Она предусматривает двухразовые занятия на первой ступени обучения, а в среднем и старшем звене - 3 раза в неделю.

Программа А.П. Матвеева состоит из трех частей, которые полностью охватывают физкультурную образовательную деятельность в общеобразовательном учреждении: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) образование. В программе обозначена направленность образовательного процесса, которая изменяется, с учетом переходно-возрастных особенностей развития школьников. В 1-4 классах - общеразвивающая направленность, в 5-9 классах определена общеприкладная и спортивно-рекреационная. Для учащихся третьей ступени в раздел «Способы физкультурной деятельности» включено две части: «Физическая культура с общеприкладной направленностью» и «Физическая культура со спортивно -рекреационной направленностью». Если первая часть представлена «базовыми» видами спорта, то вторую

часть составляют современные системы физических упражнений, которые даны в единстве учебных знаний и соответствующих физических упражнений [12]. Каждая часть программы содержит обязательный минимум содержания, программный материал, представлены требования, предъявляемые к уровню подготовки обучающихся и выпускников, также описаны минимальные требования к уровню оснащенности учебного процесса. Для педагогов, имеющих небольшой опыт работы, дан материал по основам планирования учебного процесса. В пояснительной записке программы определены особенности образовательной области «Физическая культура», одной из которых является использование принципа вариативности, который дает возможность самостоятельного выбора содержания учебного материала, соответствующего возрастно-половым особенностям учащихся, материально-технической оснащенности учебного процесса [12]. В настоящей программе отсутствует планирование по годам обучения, она построена таким образом, что обеспечивается плавный переход от раздела к разделу. Отличительной особенностью программы А. П. Матвеева является необходимость развития функциональных возможностей организма учащихся. Соответственно, оценкой результативности работы является тестирование развития функциональных и физических возможностей, а не развития двигательных качеств, на что направлена Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторами которой являются В. И. Лях, А. А. Зданевич [7; 12].

К недостаткам данной программы можно отнести то, что в содержании программы не предусмотрен раздел «Спортивные игры» в старшей школе, притом, что учащиеся положительно относятся к этому виду деятельности.

Если рассматривать эти программы в свете увеличения роста заболеваемости среди учащихся, их отношении к собственному здоровью то, можно говорить о программе А. П. Матвеева, как о наиболее прогрессивной. Программный материал направлен на формирование у учащихся умений и навыков для дальнейшего их использования при самостоятельной организации различных форм занятий, что предполагает и самостоятельное выполнение домашних заданий. В данной программе определено внедрение личностно-ориентированной педагогики, создание здоровьесберегающей среды, применение новых современных педагогических технологий. В программе предлагается проводить оценку результативности работы на основе анализа прироста показателей при выполнении тестов отдельным учеником (показать прогресс или регресс результатов для самого учащегося), она не предлагает подстраиваться под разработанные усредненные показатели. Эту программу отличает целенаправленная работа с учениками над мотивацией к занятиям физической культурой, применение здоровьесберегающих технологий для мобилизации возможностей занимающихся.

Каким же быть уроку физической культуры? Как наполнить его содержание? Какую направленность -оздоровительную, тренировочную или образовательную он будет нести? Вот те вопросы, которые постоянно обсуждают учителя физической культуры уже на протяжении ряда лет.

Уроки физической культуры, во время которых проходит «механическое» освоение двигательных умений и навыков, не могут формировать у обучающихся образ жизни, способствующий укреплению и сохранению здоровья, потребность в занятиях физическими упражнениями. Учащиеся не смогут овладеть необходимыми способами творческого применения полученных знаний в своей жизни и что особенно важно, они не получат устойчивой мотивации к занятиям физической культурой, что является основой для формирования культуры здоровья.

Научно доказано, что уроки физической культуры с использованием подвижных игр и игровых заданий вызывают большой интерес у учащихся в течение всего периода обучения в школе. Применение игровых технологий на уроках физической культуры способствуют решению ряда задач: двигательный компонент как средство формирования мотивационной готовности школьников к занятиям физической культурой; познавательный компонент, основан на приобретенных знаниях о физической культуре; эмоциональный компонент, связан с сюжетной основой подвижных игр [3].

Решение выше перечисленных задач подтверждает, что в младшем школьном возрасте игровая деятельность наиболее важна и должна занимать ведущее место при планировании учебного материала, который в дальнейшем будет реализован как на уроках физической культуры, так и во внеурочной деятельности. В соответствии с задачами урока игры могут проводиться в различных частях урока. При этом учитывается их интенсивность и направленность. На уроках могут использоваться подвижные игры, классифицированные по принципу влияния на формирование универсальных учебных действий (УУД), дидактические игры, ориентированные на выполнение конкретных задач, сюжетные уроки и уроки -путешествия и т.п., а также могут применяться различные игровые приемы и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игровые технологии строятся как целостное образование, объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Педагог последовательно включает в учебный процесс игры и игровые упражнения, которые позволяют формировать различные умения и навыки. В ходе игр перед учащимися стоит задача выделить основные, характерные признаки предметов, сравнить, сопоставить их, обобщить предметы по определенным признакам. Они с большим интересом играют в игры, в которых проявляются умения владеть собой, быстро реагировать на произнесенное слово, жест, сигнал и пр. Значительно повышается интерес к урокам у учащихся младшего школьного возраста, когда они осваивают учебный материал посредством использования сюжетно-ролевых игр. Учебный процесс проходит в форме игры-сказки. Школьники выступают в роли сказочных героев, они отправляются в походы, путешествия, преодолевают препятствия, находят пакет, карту с

теоретическими или практическими заданиями, в соответствии с сюжетной линией стремятся выполнить двигательные действия правильно, чтобы помочь главному герою или победить злодея.

Не только уроки игровой направленности представляют интерес для учащихся начальных классов. В настоящее время педагоги включают в программный материал элементы восточных единоборств, ритмические виды гимнастики. Научно доказано, что ритмическая гимнастика положительно влияет на развитие общей культуры движений обучающихся, комплексно воздействует на их двигательные способности [6].

Наблюдения и опыт работы показывают, что особый интерес у обучающихся вызывают уроки игровой направленности, программный материал которых, состоит более чем на 50 % из элементов или простых технических приемов взятых из спортивных игр, входящих в школьную программу по физической культуре. Безусловно, эти уроки обеспечивают устойчивый интерес у учащихся, так как при составлении плана -конспекта урока учитываются возрастные особенности занимающихся, их физическая подготовка, мотивы, потребности в двигательной активности, что способствует опережающему обучению школьников. Во время бесед с учителями, которые применяют такой подход к учебной деятельности, выявлено, что им удается освоить новые движения, как с предметом, так и без предмета, повысить уровень физической подготовленности школьников, поднять результативность при приеме контрольных нормативов [2].

Также необходимо отметить уроки физической культуры спортивно-оздоровительной направленности с использованием модульного планирования учебного материала по игровым видам спорта. Исследованиями подтверждено, что использование модулей при обучении двигательным умениям и навыкам, повышает интерес к урокам физической культуры, способствует физической подготовленности обучающихся [11].

Исходя из наблюдений, в основном уроки физической культуры нацелены на освоение новых движений и совершенствования ранее изученных, за счет элементов или технических приемов из видов спорта школьной программы, а также направлены на повышение уровня физической подготовленности школьников. Доктор педагогических наук В. П. Лукьяненко в исследованиях учебного процесса по физической культуре отмечает, что недостаточно времени на уроках учителя физической культуры отводят на решение таких вопросов как:

- приобретение знаний о своем физическом развитии;

- нахождение путей улучшения физического состояния при помощи разработанных комплексов физических упражнений, для личного их использования;

- формирование мотивации и интереса у учащихся к физическим упражнениям [9].

Возможно именно эти вопросы, рассматриваемые вместе с учителем, помогли бы приобщить школьников к ведению здорового образа жизни, заинтересовать учащихся в самостоятельной работе по физическому самосовершенствованию, способствовать сохранению и укреплению их здоровья.

Исследования в области физической культуры и спорта подтверждают необходимость целенаправленного формирования у школьников ценностных ориентаций на укрепление и сохранение здоровья, осознанного отношения к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и все это подвластно лишь грамотному специалисту, способному осуществлять планирование образовательного процесса, ставя и осуществляя стратегические цели [8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Лях, В. И. Физическая культура. 10 - 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под ред.

B. И. Ляха. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 237 с.

2. Кибенко, Е. И. Физическая культура (теоретический раздел): учебное пособие. - Таганрог: Изд-во С. А. Ступина, 2017. - 220 с.

3. Кибенко, Е. И. Использование различных форм занятий в физическом воспитании при подготовке учителей-предметников с целью здоровьесберегающей среды образовательного пространства // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова. - 2013. - Специальный выпуск № 1, - С. 32-36.

4. Кибенко , Е. И. Формирование здоровьесберегающей среды образовательного пространства как фактор всестороннего развития человека //Казанский педагогический журнал. - 2017. - N° 3 (122). - С. 34-38.

5. Кибенко Е. И. Формирование культуры здоровья посредством привлечения студентов к систематическим занятиям физической культу,рой и спортом // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Том 9. - № 5/2. - С. 196-200.

6. Кибенко, Е. И., Занина, Т. Н., Ткачук, П. В. Урок физической культуры. Современные технологии в обучении // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. - 2019. - № 1, - С. 64-70.

7. Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся 1-11 классов. В. И. Лях, А. А. Зданевич. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 78 с.

8. Латыпов, И. К. Урок в современной школе // Физическая культура в школе. - 2010. - № 7. - С. 2-10.

9. Лукьяненко, В. П. Физическая культура: основы знаний: учебное пособие по физической культуре для учащихся старших классов общеобразовательной школы / В. П. Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2007. - 227 с.

10. Толстокора, О.Н., Бондин В.И., Кибенко Е. И. Функциональное состояние кардиореспираторной системы у студентов при выполнении физических нагрузок в различных условиях окружающей среды // Глобальный научный потенциал. - 2019. - № 8(101). -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C. 57-61.

11. Федорова, М. Ю. Развивающее обучение в формировании «школы мяча» по баскетболу у детей начальных классов: автореф. дис. канд. пед. наук / М. Ю. Федорова. - Улан-Удэ, 2011. - 25 с.

12. Физическая культура. 1-11 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с.

13. Физическая культура. 5-11 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень / авт.-сост. А. П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2007. - 144 с.

14. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2007. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.