Научная статья на тему 'ЭСТАФЕТЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ЭСТАФЕТЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
899
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ЭСТАФЕТЫ / СОРЕВНОВАНИЯ / КОМАНДЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ШКОЛЬНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чопик Ярина Александровна, Брыкина Валентина Анатольевна, Переузник Анатолий Захарович

В статье рассматривается место эстафет в системе школьного физического воспитания, а также их эффективность как средства подъема социальной активности учащихся, навыков командной работы и реализации творческих и учебно - познавательных способностей школьников. Указаны основные цели и задачи физкультурно - спортивной деятельности в общеобразовательной школе. Авторами рассмотрены научные обоснования выдающихся педагогов по вопросу практического применения подвижных игр и эстафет в школьной образовательной программе, обладающих культурным, ценностным и гуманистическим потенциалом. Подробно изложена классификация эстафет по различным признакам и указаны способы выявления победителей по определенным показателям. В работе обозначена неоценимая роль эстафет как одного из востребованных методов школьного физического воспитания, определено их образовательное и воспитательное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чопик Ярина Александровна, Брыкина Валентина Анатольевна, Переузник Анатолий Захарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELAY RACES IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The article examines the place of relay races in the school physical education system, as well as their effectiveness as a means of raising the social activity of students, teamwork skills and the implementation of the creative and educational - cognitive abilities of schoolchildren. The main goals and objectives of physical culture and sports activities in a general education school are indicated. The authors considered the scientific substantiation of outstanding teachers on the practical application of outdoor games and relay races in the school educational program, which have cultural, value and humanistic potential. The classification of relays according to various criteria is described in detail and the methods of identifying the winners according to certain indicators are indicated. The paper identifies the invaluable role of relay races as one of the demanded methods of school physical education, defines their educational and educational value.

Текст научной работы на тему «ЭСТАФЕТЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 796

ЭСТАФЕТЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ RELAY RACES IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Чопик Ярина Александровна

cтудент

Институт художественного образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Chopik Yarina Alexandrovna

student

Institute of аП уducation Volgograd state socio-pedagogical University

Volgograd, Russia

Брыкина Валентина Анатольевна

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Brykina Valentina Anatolievna senior lecturer department of physical education Volgograd state socio-pedagogical University

Volgograd, Russia

Переузник Анатолий Захарович

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Pereuznik Anatoly Zakharovich senior lecturer department of physical education Volgograd state socio-pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассматривается место эстафет в системе школьного физического воспитания, а также их эффективность как средства подъема социальной активности учащихся, навыков командной работы и реализации творческих и учебно -познавательных способностей школьников. Указаны основные цели и задачи физкуль-турно-спортивной деятельности в общеобразовательной школе. Авторами рассмотрены научные обоснования выдающихся педагогов по вопросу практического примене-ния подвижных игр и эстафет в школьной образовательной программе, обладающих культурным, ценностным и гуманистическим потенциалом. Подробно изложена классификация эстафет по различным признакам и указаны способы выявления победи -телей по определенным показателям. В работе обозначена неоценимая роль эстафет

как одного из востребованных методов школьного физического воспитания, определено их образовательное и воспитательное значение.

Abstract. The article examines the place of relay races in the school physical education system, as well as their effectiveness as a means of raising the social activity of students, teamwork skills and the implementation of the creative and educational-cognitive abilities of schoolchildren. The main goals and objectives of physical culture and sports activities in a general education school are indicated. The authors considered the scientific substantiation of outstanding teachers on the practical application of outdoor games and relay races in the school educational program, which have cultural, value and humanistic potential. The classification of relays according to various criteria is described in detail and the methods of identifying the winners according to certain indicators are indicated. The paper identifies the invaluable role of relay races as one of the demanded methods of school physical education, defines their educational and educational value.

Ключевые слова: подвижные игры; эстафеты; соревнования; команды; физические упражнения; спортивная деятельность; школьное физическое воспитание.

Keywords: outdoor games; relay races; competitions; teams; physical exercises; sports activities; school physical education.

Основы физической культуры человека закладываются в младшем школьном возрасте, формируются интересы, мотивация и потребности в систематической двигательной активности. В этом возрасте особенно благоприятно овладение базовыми компонентами культуры движений, освоение обширного арсенала двигательных координаций и техники выполнения разнообразных физических упражнений. Главной целью физической культуры является разностороннее и гармоническое развитие личности детей. Физическое воспитание направлено на формирование у учащихся сознательного отношения к своему здоровью и физическому развитию, интереса к физической культуре и спорту, умения заниматься физическими упражнениями, осознанного выполнения требований общественной и личной гигиены. Физическая культура должна содействовать нравственному, эмо-циональному, интеллектуальному, социокультурному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей и познавательных потребностей. В настоящее время отмечено, что традиционно сложившиеся и применяемые на практике формы физкуль-турно-спортивной деятельности с подрастающим поколением уже не отвечают современным требованиям и должны быть преобразованы в более эффективные формы. Исходя из этого, создается необходимость в поиске новых идей и методов к организации физкультурно-спортивной работы с использо-ванием инновационных педагогических технологий. Результатом деятельности в физической культуре должна являться физическая подготовленность учеников и степень совершенства их двигательных умений и навыков, высокий уровень разви-тия жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие, ориентация на здоровый образ жизни [1].

Новые школьные программы по физическому воспитанию должны быть нацелены на решение этих важных стратегических задач. Последние наблюдения показали, что наиболее эффективным методом при работе с учащимися является использование игрового метода при проведении уроков физической культуры. По сравне-

нию со старыми программами, в новых образовательных программах по физическому воспитанию предусматривается значительно большее количество часов, выделяемых на подвижные игры, а также большее разнообразие спортивных игр. Давно признан тот факт, что традиционная модель организации спортивных соревнований школьников, основанная на жесткой конкуренции участников соревнований, поощрении только незначительной группы победителей, резком разграничении спортивных соревнований, имеет ряд серьезных недостатков. Она развивает у участников желание получить победу любым путем, открыто продемонстрировать свое превосходство над другими, добиться славы, получить связанные с победой материальные блага, завоевать ценные призы и награды. Порою это происходит в результате нарушения нравственных принципов и нарушения здоровья других участников. Эти недостатки традиционной модели побуждают исследователей к теоретическому поиску и практическому использованию в работе с учениками таких новых технологий проведения конкурсов и соревнований, которые обладают более культурным, гуманистическим, ценностным потенциалом [2]. Одним из таких методов современного развития школьников являются разнообразные эстафеты, содержащие соревновательный элемент.

Епифаний Словинецкий (ХVII в.) в своем оригинальном педагогическом сочинении «Гражданство обычаев детских» указывал, что занятия играми должны помогать укреплению здоровья и развитию физических качеств детей. В «игрании честном» надо воспитывать рассудительность, сдержанность, бескорыстие. В играх, указывал автор, лучше всего познаются характер и наклонности ребенка. Высоко оценивал подвижные игры, вызывающие у детей положительные эмоции, игры, в которых дети чувствуют себя непринужденно и в полной мере выявляют свое внутренне «Я», шведский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). Сохраняют свое значение обоснования К. Д. Ушинского (1824-1870) по вопросу применения подвижных игр, а так же игр с образными сюжетами в занятиях со школьниками младшего возраста. Современно звучат советы Е. А. Покровского (1838-1895) о необходимости специального изучения подвижной игры, как особой отрасли зна-ний, о применении в педагогическом процессе лучших игр русского, украинского, грузинского, белорусского и других народов, населявших территорию бывшей царской России.

К проведению подвижных эстафет и игр выдвигается ряд требований:

- постановка конкретной задачи перед каждой игрой;

- соответствие игры возрасту, физическим возможностям участников;

- обеспечение проявления в игре положительных эмоций, творческой инициативы и самостоятельности действий;

- систематичность и последовательность в организации игр.

Игра всегда являлась объектом изучения многих ученых в разные века. В настоящее время эстафеты включены в программы по физическому воспитанию во всех учебных заведениях нашей страны. На данный момент издано большое количество учебных пособий по подвижным играм, в которых подробно описаны эстафеты с бегом, прыжками, метаниями.

В педагогической практике, согласно классификации профессора В. Г. Яковлева,

эстафеты относятся к группе игр, в которых участники ведут борьбу за свою команду самостоятельно или группами при взаимной поддержке и взаимопомощи своих товарищей. Ценным воспитательным фактором является личная ответственность каждого участника за победу команды и коллективные действия. Эстафеты ненавязчиво побуждают их участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивают мужество, решительность, внимание, оперативное мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки и множество других социально важных и полезных качеств. Во время игр и соревнований ученики овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать окружающую обстановку, принимать самостоятельные решения, укрепляют здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма. Не менее важно значение эстафет в развитии ловкости, быстроты и скоростно-силовых качеств, в совершенствовании координации движений, в развитии смекалки и изобретательности. Возникающая необходимость действовать с полной отдачей сил помогает решать задачи развития не только двигательных качеств, но и скоростной техники — незаменимого компонента для выполнения упражнений с максимальной быстротой и точностью, с соблюдением правил рациональной техники. Данные требования к выполнению упражнения приближают эстафеты к спортивным соревнованиям, делая их полезной ступенькой на пути в спорт. Эстафеты отличаются высокой эмоциональностью, дисциплинируют участников, приучая их управлять своими движениями и эмоциями, помогая совершенствовать волевые качества. Эстафеты дают широчайшую возможность педагогу варьировать содержание, от самых простых двигательных действий до серии сложных заданий с преодолением полосы препятствий. Они позволяют в соответствии с возрастом, физическим развитием детей, местом проведения менять правила игры, что дает возможность широко применять их на школьных уроках, в работе спортивных секций, в «часы здоровья» с группами продленного дня, на физкультурных праздниках и в дни отдыха в летних оздоровительных лагерях. Игры-эстафеты связаны с инициативой, фантазией, творчеством детей, протекают эмоционально, стимулируют двигательную активность [3].

Многоплановые исследования проблемы изучения игры-эстафеты как средства совершенствования двигательных действий в школьном возрасте в отечественной педагогике, ведутся уже давно. В работах многих авторов проблема использования игр-эстафет рассматривается совместно с изучением роли подвижных игр. Все это показывает важность изучения темы нашего исследования в социальном плане. Рассмотрим некоторые особенности эстафет. В эстафетах задачи развития физических качеств и совершенствования приемов игры и игровых действий приходится решать на скорости, в условиях соревнования. Эстафеты могут быть направлены на совершенствование одного приема игры, комплекса приемов, а также выполняться в сочетании с дополнительными заданиями по развитию физических качеств. Проведение эстафет предполагает наличие четких ориентиров, с которых начинается выполнение упражнений, и на которых эстафета заканчивается. Все эстафеты классифицируются по тем или иным признакам (таблица 1).

Таблица 1

Общая классификация эстафет

№ Признаки классификации Типы эстафет

1 По организации играющих а) без разделения коллектива на команды б) с разделением коллектива на команды

2 По степени контакта с а) с активным единоборством

соперником б) без соприкосновения с соперником в) действия каждого направлены на выполнение отдельных заданий

3 По способу действия а) поочередные (на месте, с передвижением, с

участников передвижением и дополнительными действиями) б) совместные (групповые передвижения, поочередные передвижения с последующими коллективными действиями)

4 По количеству заданий а) простые б) комбинированные

5 По особенностям заданий а) заранее обусловленным способом б) произвольным способом

6 По пути перемещения игроков а) линейные б) круговые в) встречные

7 По виду упражнений а) легкоатлетические б) гимнастические в) лыжные г) с элементами спортивных игр

8 По особенностям темы а) сюжетные б) комические

Команду-победителя в эстафете определяют по следующим показателям:

1) быстроте выполнения заданий;

2) точности или качеству их выполнения;

3) комплексной оценке;

В первом варианте результат фиксируется:

a) по последнему участнику;

b) по каждому участнику отдельно, а затем по общей сумме очков, набранных командой.

Во втором варианте действует очковая система — выигрывает команда, допустившая наименьшее число ошибок. В третьем варианте задание необходимо выполнить быстро и качественно, с соблюдением установленных правил. За каждую ошибку команде начисляются штрафные очки. «Стоимость» возможного нарушения (в секундах или очках) определяется заранее.

Часто эстафеты утрачивают свою педагогическую ценность из-за плохой организации и несоблюдения ряда правил. Эстафета считается законченной лишь тогда, когда все члены команды заняли свои места и выровнялись в строю. Для улучшения дисциплины можно вводить и такие правила: не выбегать из строя, не кричать, — за нарушения, которых команда может быть наказана штрафными очками или проигрышем. В эстафете очень важно объективно определить команду-победителя.

Исправление ошибок в игровом методе представляется весьма сложным процессом. Контролировать быстрые движения в командной игре не просто, так как игроки совершают ошибки, и исправить их на ходу практически невозможно. От учителя требуется большая внимательность и наблюдательность. В связи с чем, рекомендуется вовремя фиксировать все нарушения правил, учитывать их при подведении итогов, по возможности предупреждать эти нарушения.

Большой интерес у детей вызывают эстафеты, в которых время фиксируется по секундомеру. В этих случаях команды при повторении игры стараются улучшить свой результат. В подобных эстафетах штрафные очки целесообразно определять в секундах. Эстафета проводится несколько раз, и только после этого окончательно выявляется победитель. Итоги необходимо подводить после каждого повторения эстафеты. При этом указываются причины побед и поражений, разъясняется эффективность разумных, быстрых и точных действий. Это повышает образовательную и воспитательную роль эстафет в занятиях физическими упражнениями [4].

Место эстафет в структуре урока по физической культуре.

Применять игры-эстафеты представляется возможным в любой части урока. Постоянное использование этого метода требует от преподавателя находчивости, изобретательности и фантазии. В зависимости от задач урока эстафеты могут проводиться:

1. В подготовительной части урока с целью общей и специальной разминки, повышения эмоционального состояния занимающихся, повторения и закрепления отдельных упражнений или их направленного использования для развития определенных двигательных качеств. Необходимо выбирать такие эстафеты, в которых участвуют одновременно все занимающиеся (совместное передвижение, полоса препятствий, преодолеваемая поточным способом) или задания выполняются поочередно, но с минимальными паузами между повторениями (передача нескольких мячей по цепочке, прыжки через гимнастическую палку, проносимую под ногами).

2. В начале основной части урока эстафеты проводятся перед изучением нового материала с целью повторения и закрепления пройденных упражнений, связанных по структуре с новыми двигательными действиями.

3. В середине основной части урока после отдельных видов упражнений с целью качественной проверки изученного материала в усложненных условиях предельных скоростей, эмоционального возбуждения, высокой ответственности перед командой. Подбираются эстафеты, включающие одно-два задания, простые по организации и требующие минимум времени для проведения.

4. В конце основной части урока, но с использованием любых самых сложных и комбинированных эстафет, с установкой различного оборудования и предметов.

Особенности проведения эстафет с младшими школьниками.

При проведении игр-эстафет среди учащихся начальных классов необходимо учитывать их анатомо-физиологические особенности, относительную подверженность организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. В этот период продолжается интенсивное формирование скелета ребенка, наличие прослойки хрящевой ткани обусловливает большую гибкость костей, осо-

бенно позвоночника, но мускулатура мышц спины и брюшного пресса развита слабо, невелика и прочность опорно-двигательного аппарата. Поэтому большое значение приобретают игры-эстафеты с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.

Эстафеты способствуют формированию всех положительных сторон личности ребенка. Увлеченные эстафетными заданиями, дети могут выполнить с интересом много раз одни и те же движения, не замечая усталости, что приводит к развитию общей и скоростной выносливости. Младшие школьники очень активно и с большим интересом выполняют эстафеты с предметами (мяч, скакалка, обруч, гимнастическая палка). Упражнения с предметами очень важны, так как способствуют правильному физическому развитию школьников, способствуют овладению различными видами движений, позволяют постепенно увеличить нагрузку. В условиях подвижной и эмоциональной обстановки происходит незаметное становление техники выполнения движений. Этапы эстафеты для младших школьников должны быть простыми, чтобы дети могли повторить их несколько раз. Задания для эстафет должны быть подобраны с учетом последовательного влияния на различные группы мышц, движения должны быть разнообразными и по содержанию, и по характеру. Это является стимулом для привлечения большинства детей к их выполнению, способствует воспитанию нравственных и волевых качеств. Эстафеты для младших школьников подбираются с учетом сложности выполнения, предусматривают частую смену движений, обеспечивая их чередование с кратковременным отдыхом.

Младшим школьникам присущ дух соперничества, где они сравнивают свои результаты с результатами одноклассников и стремятся быть лучшими. Опираясь на эти возрастные особенности, важно активизировать детей к занятиям физическими упражнениями. Создание положительного эмоционального фона во время игр имеет ведущее значение. Хороший эмоциональный фон необходимо формировать у младших школьников еще до начала урока и стремиться сохранить на всем его протяжении. В эстафетном соревновании младшие школьники сосредоточенно и активно выполняют все правила, достаточно серьезно относятся к порученной им роли - все это способствует достижению необходимых результатов, образователь-ных, развивающих и воспитательных целей. Эстафеты - это исключительно ценный способ вовлечения младшего школьника в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у младших школьников постепенно появляется желание участвовать не только в эстафетах, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.

Задачи организации эстафет для детей младшего школьного возраста:

- стимулирование интереса к занятиям физической культурой;

- развитие у детей ловкости, как важного физического качества;

- побуждение младших школьников к активности и проявлению различных двигательных и волевых качеств;

- способствование повышению эмоционального фона у учащихся;

- обучение младших школьников правильному выполнению этапов эстафеты.

Таким образом, эстафеты являются одним из наиболее востребованных в современном школьном образовании методов физического воспитания учащихся. Учас-

тие в эстафетах требует от учеников способности к концентрации и переключению внимания, проявления находчивости, временной, пространственной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Упражнения, входящие в эстафеты, положительно влияют на развитие познавательных процессов, таких как мышление, внимание, память, восприятие, воображение, способность к обучению. Со стороны физиологических процессов они улучшают дыхание, обмен веществ, усиливают кровообращение и т. д. Главным условием проявления личностных способностей в образовательном процессе является применение личностно-ориенти-рованного подхода, при этом стоит учитывать состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. Пристального внимания требуют малоактивные дети, деятельность которых надо стимулировать. Этих детей нужно включать в эстафеты, создавать условия, чтобы они чувствовали себя свободно и непринужденно. Систематическое внедрение эстафет в практику физкультурно-оздоровительных мероприятий способствует:

- увеличению двигательной активности школьников;

- повышению активности участия детей во внеклассных мероприятиях;

- профилактике различных заболеваний и оздоровлению организма;

- сближению родителей и их детей;

- расширению и углублению знаний о правилах соревнований и видах спорта;

- повышению уровня мотивации к занятиям физкультурой и спортом.

Таким образом, всестороннего воспитания и гармонического развития школьников можно достичь только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения с применением эстафетных игр. Этот метод используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В руках умелого педагога этот метод является весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности ребенка. Эстафеты можно по праву называть сегодня средством гармоничного развития и физической подготовки учащихся.

Литература

1. Воробьева И. Н. Теоретические основы формирования мотивационно-ценност-ного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2014. № 1. С. 37-40.

2. Даянова М. А., Коробейникова Е. И., Лахина О. В. Игровой метод в педагогическом процессе по физическому воспитанию в младшем школьном возрасте // Наука -2020. 2018. № 1-1 (17). С. 15-21.

3. Колбасина Т., Лобурева И., Огурцова Г. Игры для детей дошкольного возраста. Ч. 1. Москва : Образ компании, 2006.192 с.

4. Махфоз Ю. Н., Лукьянова Л. М. Особенности формирования основ культуры здорового образа жизни у младших школьников // Наука-2020. 2020. № 4 (40). С. 103-106.

References

1. Vorob'eva I. N. Teoreticheskie osnovy formirovaniya motivatsionno-tsennostnogo otnosheniya shkol'nikov k zdorovomu obrazu zhizni sredstvami fizicheskoy kul'tury [Theoretical foundations of the formation of motivational and value attitude of schoolchildren to a healthy lifestyle by means of physical culture]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya - Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2014, no. 1, pp. 37-40.

2. Dayanova M. A., Korobeynikova E. I., Lakhina O. V. Igrovoy metod v pedago-gicheskom protsesse po fizicheskomu vospitaniyu v mladshem shkol'nom vozraste [Game method in the pedagogical process of physical education at primary school age]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 1-1 (17), pp. 15-21.

3. Kolbasina T., Lobureva I., Ogurtsova G. Igry dlya detey doshkol'nogo vozrasta. Ch. 1. [Games for preschool children, part 1]. Moscow, Image of the company Publ., 2006, 192 p.

4. Makhfoz Yu. N., Luk'yanova L. M. Osobennosti formirovaniya osnov kul'tu-ry zdorovogo obraza zhizni u mladshikh shkol'nikov [Features of the formation of the foundations of a culture of a healthy lifestyle among primary schoolchildren]. Nauka-2020 - Science-2020, 2020, no. 4 (40), pp. 103-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.