Научная статья на тему 'Развитие точности движений у старших дошкольников в играх-эстафетах'

Развитие точности движений у старших дошкольников в играх-эстафетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЧНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ / АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ / PRECISE MOVEMENTS / SENIOR PRESCHOOL STUDENTS / RELAY GAMES / ORIGINAL PRECISE-MOVEMENTS DEVELOPMENT PROGRAM / EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF PRECISE MOVEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубь Марина Сергеевна

В статье изложен авторский подход к развитию точности движений у старших дошкольников в играх-эстафетах. Разработанная программа развития точности движений предусматривает планирование обучения основным двигательным действиям ребенка-дошкольника посредством включения игр-эстафет в годовой, месячный и недельный циклы планирования, в течение которых происходит изучение, закрепление и усложнение способов выполнения детьми движений на точность. Предложены и апробированы ряд тестов и пятибалльная шкала оценки полученных результатов диагностики физических качеств, позволяющих продемонстрировать объективную картину динамики развития точности движений, координационных способностей и физической подготовленности каждого ребенка и всей группы детей. Выявлены и подтверждены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития точности движений у старших дошкольников на основе применения в учебном процессе по физическому воспитанию в дошкольной образовательной организации разработанной программы. Проведенная экспериментальная работа показала эффективность использования игр-эстафет в работе с детьми старшего дошкольного возраста при организации педагогического контроля, обеспечивающего объективность оценки эффективности игровой деятельности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубь Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of precise movements in senior preschool students during relay games

The research describes an original approach to developing precise movements among senior preschool students during a relay game. The precise-movements development program implies training planning in relation to the basic motor actions of preschool students through the inclusion of relay games in annual, monthly, and weekly planning cycles. The ways to perform precise movements are studied, practiced, and upgraded during these cycles. A series of tests is proposed, and a five-point rating scale for physical qualities is tested to demonstrate a fair view on the dynamics of precise movements, coordination abilities, and physical strength of a child and a group of children as a whole. The research identifies and confirms the teaching arrangements conducive to the effective development of precise movements in senior preschool students based on the above-mentioned program applied to physical education process in a preschool educational institution. A pilot study proves the effectiveness of relay games when developing precise movements in senior preschool students in case of the teacher’s control that helps to make an objective assessment of children’s play activities.

Текст научной работы на тему «Развитие точности движений у старших дошкольников в играх-эстафетах»

УДК 37.037.1-053.4:796.14 Голубь Марина Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Кубанского государственного университета

РАЗВИТИЕ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ-ЭСТАФЕТАХ

https://doi.org/10.24158/spp.2018.11.15 Golub Marina Sergeevna

PhD in Education Science, Associate Professor, Preschool Education and Psychology Department, Kuban State University

THE DEVELOPMENT OF PRECISE MOVEMENTS IN SENIOR PRESCHOOL STUDENTS DURING RELAY GAMES

Аннотация:

В статье изложен авторский подход к развитию точности движений у старших дошкольников в играх-эстафетах. Разработанная программа развития точности движений предусматривает планирование обучения основным двигательным действиям ребенка-дошкольника посредством включения игр-эстафет в годовой, месячный и недельный циклы планирования, в течение которых происходит изучение, закрепление и усложнение способов выполнения детьми движений на точность. Предложены и апробированы ряд тестов и пятибалльная шкала оценки полученных результатов диагностики физических качеств, позволяющих продемонстрировать объективную картину динамики развития точности движений, координационных способностей и физической подготовленности каждого ребенка и всей группы детей. Выявлены и подтверждены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития точности движений у старших дошкольников на основе применения в учебном процессе по физическому воспитанию в дошкольной образовательной организации разработанной программы. Проведенная экспериментальная работа показала эффективность использования игр-эстафет в работе с детьми старшего дошкольного возраста при организации педагогического контроля, обеспечивающего объективность оценки эффективности игровой деятельности детей.

Ключевые слова:

точность движений, старшие дошкольники, игры-эстафеты, авторская программа развития точности движений, педагогические условия развития точности движений.

Summary:

The research describes an original approach to developing precise movements among senior preschool students during a relay game. The precise-movements development program implies training planning in relation to the basic motor actions of preschool students through the inclusion of relay games in annual, monthly, and weekly planning cycles. The ways to perform precise movements are studied, practiced, and upgraded during these cycles. A series of tests is proposed, and a five-point rating scale for physical qualities is tested to demonstrate a fair view on the dynamics of precise movements, coordination abilities, and physical strength of a child and a group of children as a whole. The research identifies and confirms the teaching arrangements conducive to the effective development of precise movements in senior preschool students based on the above-mentioned program applied to physical education process in a preschool educational institution. A pilot study proves the effectiveness of relay games when developing precise movements in senior preschool students in case of the teacher's control that helps to make an objective assessment of children's play activities.

Keywords:

precise movements, senior preschool students, relay games, original precise-movements development program, educational environment for the development of precise movements.

Для обеспечения полноценной подготовки детей к обучению в школе большое значение имеет реализация потенциальных возможностей физической культуры, позволяющая достигнуть высокого уровня физической готовности дошкольников. Особое место в формировании физической готовности дошкольника к обучению отводится развитию координации движений и точности двигательных действий. Точность движений необходима ребенку для успешного выполнения двигательных задач различной категории сложности в бытовой, игровой и учебной деятельности.

В течение дошкольного периода онтогенеза у ребенка формируются предпосылки для развития точности двигательных действий, поэтому подбор целесообразных форм, методов и средств их развития является актуальной задачей дошкольной педагогики.

В связи с этим возникает вопрос: что такое точность движений и как это понятие определяется в научной литературе?

Для разъяснения сущности понятия «точность движения» приведем высказывание Н.А. Берн-штейна, что «точность движения - это не что иное, как точность его сенсорных коррекций» [1].

В.И. Лях определяет точность как «свойство, характеризующее уровень развития координационных способностей» [2].

В качестве одной из основных координационных способностей всеми авторами (Е.П. Ильин, В.И. Лях, В.П. Лукьяненко, Л.Т. Майорова, В.Л. Уткин и др.) признается дифферен-

цировочная способность, т. е. способность к достижению высокой точности отдельных фаз и частей движения, а также движения в целом. Ее разновидностями считаются способности дифференцировать силовые, временные и пространственные параметры движения.

В своей работе мы придерживаемся определения точности движений, данного В.М. За-циорским, который считает, что данное понятие включает в себя точность, во-первых, пространственных, во-вторых, временных и, в-третьих, силовых характеристик движения. Точность движения этим ученым определяется как степень соответствия условиям выполнения двигательного задания, поскольку оно может быть качественно выполнено только тогда, когда структура движения полностью соответствует ее основным параметрам и характеристикам [3].

Ряд исследователей (С.В. Голомазов, Дж. Макинтайр и др.) в своих трудах отмечают, что нельзя развивать «точность вообще». В каждом конкретном случае внимание педагога должно быть сосредоточено либо на повышении общей физической подготовленности, либо на освоении техники двигательных действий, либо на повышении психологической устойчивости к нагрузкам [4].

В разработке авторской методики организации подвижных игр, направленных на развитие точности движений у дошкольников, значимую роль сыграли идеи, отраженные в работах, раскрывающих психологические основы игровой деятельности ребенка (А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.); теории подвижной игры (Е.А. Аркин, В.В. Гориневский, К. Гросс, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Н. Филитис и др.); методики проведения подвижных игр (Л.В. Артамонова, А.И. Быкова, А.В. Кенеман, М.М. Конторович, Н.А. Метлова, Л.И. Михайлова, Т.И. Осокина, М.В. Потехина, Э.Я. Степаненкова, Е.А. Тимофеева и др.).

В теории и методике физического воспитания проблема развития точности движений является недостаточно разработанной. До настоящего времени отсутствуют четкое понимание природы точности движений, представления о ее структурной организации и особенностях развития в различные периоды онтогенеза, научно обоснованные критерии оценки уровней развития данного качества в физкультурно-спортивной деятельности детей старшего дошкольного возраста [5].

Таким образом, научность авторского подхода к развитию точности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности обеспечивалась опорой на классические работы психологов, педагогов и специалистов по теории и методике физического воспитания.

Педагогический эксперимент проводился с октября 2016 г. по июнь 2017 г. в МБДОУ «Детский сад» № 222 города Краснодара. В нем участвовало 57 старших дошкольников, условно разделенных на две группы: контрольную и экспериментальную. Разделения по половому признаку не производилось. Экспериментальная работа состояла из двух этапов: констатирующего и формирующего и была направлена на развитие точности в играх-эстафетах. Изучался уровень двигательной (координационной) подготовленности и точности выполнения движений до и после внедрения разработанной программы. Разработанная авторская программа развития точности движений предусматривает планирование обучения основным двигательным действиям ребенка-дошкольника посредством включения игр-эстафет в годовой, месячный и недельный циклы планирования, в течение которых происходит изучение, закрепление и усложнение способов выполнения детьми движений на точность.

Особенностью программы является то, что дети занимаются по общепринятой программе по физической культуре и на одном в неделю специально организованном занятии целенаправленно развивают точность движений.

В основу содержания программы была положена идея обогащения двигательного опыта ребенка посредством сопряженного развития ловкости, точности движений и координационных способностей. Для этой цели в программе были использованы парные, встречные, комбинированные, спортивные игры-эстафеты, направленные на освоение основных видов движений ребенка: ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазанья.

Игры-эстафеты были классифицированы следующим образом: с основными движениями: «Поймай мяч», игра с кольцебросом, игра с кеглями; парные эстафеты: прыжки парами, «Винни Пух и Пятачок идут за медом», со скакалкой, соревнование экипажей;

встречные эстафеты: с бросками мяча, «Поймай кольцо», «Медвежата и пчелы»; комбинированные эстафеты: с мячом и обручем, с набивными мячами, «Мяч по кругу», «Челнок», круговая эстафета с движением по кругу;

игры-эстафеты с элементами спортивных игр в баскетбол, футбол, хоккей, городки. При этом широко использовались комбинации движений различной степени трудности в соответствии с переходом от одного уровня к другому, от простого к более сложному.

Для решения поставленных задач нами были адаптированы ряд тестов [6], позволяющих определить уровень развития точности движений у старших дошкольников.

Тест 1. Ребенку ставится задача поразить малым мячом (диаметр мяча - 8 см) цель, имеющую размер 25x25 см, с расстояния 1,5 м.

Тест 2. Ребенку предлагается задание по преодолению с помощью прыжков на одной ноге расстояния, равного 5 м, по нанесенным на расстоянии 30 см меткам в виде отпечатков стоп. Считаются ошибки при приземлении. Допустимое смещение от следа - не более 5 см (вперед-назад, влево-вправо).

Тест 3. Ребенок должен набросить колечки диаметром 25-30 см на штырьки, установленные на расстоянии 1,5 м (оценка из 10 попыток).

Тест 4. Ребенок должен поймать после отскока теннисные мячи (оценка из 10 попыток).

Тест 5. Ребенку дается задание разложить одной рукой на четыре кучки 36 игральных карт (картинок).

Помимо оценки количественных показателей, необходимо было объективно оценить и качественные характеристики выполнения различных двигательных заданий (кроме раскладывания карт). Тестирование уровня развития точности движений у старших дошкольников производилось по пятибалльной шкале. Для этого использовалась разработанная пятибалльная шкала оценки выполнения упражнений:

- оценка «отлично» (5 баллов) - ребенок выполняет элементы теста в полном соответствии с двигательным заданием и рациональной схемой движения;

- оценка «хорошо» (4 балла) - в ходе выполнения упражнения допущена одна ошибка, которая существенно не влияет на структуру движения и полученный результат;

- оценка «удовлетворительно» (3 балла) - ребенок выполняет упражнение с большими затруднениями, большим количеством ошибок и значительными нарушениями структуры и рациональной техники движения;

- оценка «неудовлетворительно» (2 балла) - ребенком не выполнены тестовые упражнения, однако отмечены попытки и стремление к их выполнению (завершены 1-2 элемента упражнения);

- оценка «плохо» (0 баллов) - ребенок не пытается выполнить упражнения, поскольку по своим физическим возможностям не в состоянии это сделать.

Предложенная и апробированная пятибалльная шкала оценки полученных результатов диагностики физических качеств позволяет продемонстрировать объективную картину динамики развития точности движений, координационных способностей и физической подготовленности каждого ребенка и всей группы детей. Сумма баллов для высокого уровня развития точности движений составляла 21-25, среднего - 16-20, низкого - 11-15.

В ходе экспериментальной работы установлено, что игры-эстафеты являются эффективным средством для развития точности движений у старших дошкольников. Они обладают такими необходимыми для развития точности движений свойствами, как: повышенная координационная сложность, вариативность двигательных заданий и физической нагрузки, новизна и необычность игровой ситуации, скорость и точность двигательной реакции, способность быстро принимать правильные решения и т. д. В процессе физического воспитания дошкольников возможно использование различных вариантов сочетания форм и методов игр-эстафет для комплексного развития у детей точности движений. Этому способствуют вариативность содержания упражнений (которая может быть обеспечена путем применения педагогом разнообразных приемов выполнения упражнений и оптимизации условий их выполнения); составление различных комбинаций изучаемых движений; выполнение двигательных заданий при ограничении (дефиците) времени; метод получения и переработки «срочной информации»; рациональное варьирование учебной информации - зрительной, слуховой, кинестетической; оценка качества выполняемых движений (педагогом, группой детей, самим ребенком).

В играх-эстафетах цель деятельности и условия ее достижения воспринимаются непосредственно и этим способствуют лучшей мобилизации двигательных возможностей ребенка. Стремление младшего школьника как можно качественнее выполнить игровую задачу или упражнение и достичь высокого результата является стимулом для совершенствования качества выполнения движений, а заинтересованность в результате способствует улучшению показателей точности движений.

Достаточно высокая физическая нагрузка и использование в играх-эстафетах различных движений и их вариантов способствуют достижению двигательной тренированности - важного фактора, определяющего точность движений.

Экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанной программы, реализация содержания которой обеспечила развитие точности движений в играх-эстафетах. Доказана целесообразность установленной последовательности включения игр-эстафет в практику работы с детьми младшего школьного возраста: введение игр-соревнований элементарного типа («Кто дальше прыгнет», «Кто точнее бросит мяч» и т. п.) между двумя-тремя детьми, равными по уровню физического развития, и сюжетных игровых упражнений соревновательного характера между отдельными детьми и парами; введение командных игр-эстафет с использованием несложных комбинаций движений; постепенное усложнение игр-эстафет за счет увеличения коли-

чества и повышения сложности включенных в них движений; введение встречных, парных и комбинированных эстафет, игр с различными способами построения команд и направлениями движения игроков; включение игр-эстафет в программы спортивных праздников с соревнованием между параллельными классами и семейными командами.

В ходе экспериментальной работы установлено, что для эффективной реализации игр-эстафет необходимо соблюдение следующих организационно-педагогических условий:

- подбор команд с учетом психофизической подготовленности детей;

- равенство условий выполнения заданий для всех;

- непостоянство состава игроков команды;

- хорошая освоенность двигательных действий, используемых в игре-эстафете;

- индивидуально-дифференцированный подход к детям при организации подготовки детей к участию в играх-соревнованиях и при проведении игр-эстафет. Детям с различным уровнем физической подготовленности в играх следует индивидуально подобрать задания различной степени сложности, реализуемые в комбинированных, встречных и парных эстафетах;

- введение правил, требующих качественного выполнения движений. Оценка деятельности детей должна осуществляться не только по быстроте и скорости, но и по качеству движений.

Таким образом, проведенная экспериментальная работа показала эффективность использования игр-эстафет в работе с детьми старшего дошкольного возраста при организации педагогического контроля, обеспечивающего объективность оценки эффективности игровой деятельности детей.

Ссылки:

1. Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1947. 254 с.

2. Лях В.И. Координационные способности школьников. Минск, 1989. 159 с.

3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. 2-е изд. М., 1970. 200 с.

4. Голомазов С.В. Исследование точности двигательных действий как одно из направлений развития теории спорта // На рубеже XXI века. Год 2000-й : науч. альм. / ред.-сост. В.Б. Коренберг. Малаховка, 2000. С. 327-329 ; Немцев О.Б. Теоретические основы точности движений // Вестник Адыгейского государственного университета. 2005. № 1. С. 3445 ; McIntyre J., Bizzi E. Servo Hypotheses for the Biological Control of Movement // Journal of Motor Behavior. 1999. Vol. 25, iss. 3. P. 193-202. https://doi.org/10.1080/00222895.1993.9942049.

5. McIntyre J., Bizzi E. Op. cit.

6. Петьков В.А., Рослякова Н.И., Гребенникова В.М. Развитие и оценка двигательной одаренности детей младшего возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 830-832.

References:

Bernstein, NA 1947, On the Construction of Movements, Moscow, 254 p., (in Russian).

Golomazov, SV 2000, 'The Study on the Precise Motor Actions as One of the Development Areas of the Theory of Sports', in VB Korenberg (ed.), Na rubezhe XXI veka. God 2000-y: nauch. al'm., Malakhovka, pp. 327-329, (in Russian). Lyakh, VI 1989, Coordination Abilities of School Students, Minsk, 159 p., (in Russian).

McIntyre, J & Bizzi, E 1999, 'Servo Hypotheses for the Biological Control of Movement', Journal of Motor Behavior, vol. 25, iss. 3, pp. 193-202. https://doi.org/10.1080/00222895.1993.9942049

Nemtsev, OB 2005, 'Theoretical Foundations of Precise Movements', Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 1, pp. 34-45, (in Russian).

Petkov, VA, Roslyakova, NI & Grebennikova, VM 2016, 'The Development and Assessment of Motor Endowments of Young Children', Vospitaniye i obucheniye detey mladshego vozrasta, no. 5, pp. 830-832, (in Russian). Zatsiorsky, VM 1970, Physical Qualities of an Athlete, 2nd ed., Moscow, 200 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.