ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА
УДК 796.011
ПОДГОТОВКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ГТО СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕННИСА
А.А. Давыдова, Е.В. Быстрицкая, А.Д. Логинов, Г.А. Котлова
Выявлено влияние учебно-тренировочных занятий по физической культуре с элементами тенниса на развитие координационных, силовых, скоростных и логических способностей старших дошкольников. Разработана и реализована программа деятельности региональной инновационной площадки «Формирование гармоничного здоровья у детей дошкольного возраста средствами общей физической подготовки с элементами тенниса» с целью подготовки дошкольников к сдаче нормативов ГТО на занятиях по физической культуре.
Ключевые слова: физическое воспитание дошкольников, учебно-тренировочный процесс по теннису, программа испытаний комплекса ГТО, ловкость, координация, внимание, выносливость, быстрота.
Актуальность темы исследования связана с раскрытием новых возможностей комплекса ГТО на современном этапе развития общества. Как указывают ряд авторов, современный комплекс ГТО обладает несомненными достоинствами как значимый социальный проект:
- он обладает более широким охватом участников, включая дошкольников и лиц зрелого возраста;
- в нем представлены, впервые в истории, нормативы для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- участие в этом комплексе является социально одобряемым видом деятельности, и результаты его прохождения учитываются при поступлении в вуз.
Однако потенциал комплекса ГТО в отношении социализации, подготовки к школе и привлечению к здоровому образу жизни не был в достаточной степени разработан учеными и практиками. Это в полной мере касается применения элементов тенниса в процессе физкультурных занятий дошкольников, в частности, в целях подготовки их к сдаче норм ГТО. Таким образом, целью нашего исследования является выявление влияния учебно-тренировочного процесса по теннису на развитие координационных, силовых, скоростных и логических способностей старших дошкольников, имеющих значение для успешной сдачи нормативов ГТО.
Как указывает И.А. Смирнова [1], для детей дошкольного возраста комплекс ГТО означает диагностический инструментарий для определения уровня физической подготовленности. В этом комплексе для данной возрастной группы предусмотрены обязательные испытания: на скорость -челночный бег или бег на 30 м; на выносливость - смешанное передвижение 1 км; на силовые способности - подтягивание из разных положений по выбору; на гибкость - наклон вперед. Кроме того, предусмотрены испытания по выбору: на скоростно-силовые способности - прыжок в длину с места толчком двумя ногами и метание теннисного мяча в цель; на владение прикладными умениями и навыками - бег на лыжах и плавание [1]. Если рассматривать указанные нормативы с позиции двигательных действий, а также физических качеств необходимых для их успешного выполнения, то становится очевидным, что все необходимые качества можно развить, а движения сформировать в структуре физкультурных занятий с применением спортивных игр. Отдельные авторы считают, что наиболее значимыми в оценке физической подготовленности ребенка являются:
- силовые способности, двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, выносливость), функциональные способности (Г.Н. Митрофанова, Я.А. Политова) [2];
- двигательные способности, физическое воспитание, ловкость, равновесие, глазомер, воля, смелость, решительность (К.Ю. Чернышенко, С.М. Ахметов, В.А. Баландин) [3];
- формирование двигательных навыков и умений (Л.В. Мель) [4];
- активность, самостоятельность, уверенность самообладание (Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, Н.Н. Безноско, Р.И. Садыков) [5];
- спортивные упражнения и элементы спортивных игр, навыки спортивных упражнений (Л.В. Мель, О.А. Сухорутченко) [6];
- общительность, дисциплинированность, правильная оценка своих сил, чувствуют себя частицей коллектива. Целенаправленное развитие произвольности поведения (Е.Л.Григорьева) [7];
- всестороннее развитие личности (Е.Л. Григорьева) [8].
Все указанные ученые по-разному описывали результаты оздоровления и эмоционально-психологической подготовки, а также физического воспитания дошкольников, но в каждом из представленных перечней описаны двигательные действия и способности, которые являются основой формирования нормативов ГТО для дошкольников и при этом все они могут быть сформированы на занятиях теннисом.
Потенциал подвижных и спортивных игр в отношении физического, психологического и интеллектуального развития ребенка подтверждается многими учеными и практиками. Основываясь на исследованиях (Ю.С. Жемчуг) [9], можно заключить, что в рамках игровой деятельности развиваются:
1. Быстрота - детям старшего дошкольного возраста уже доступна сложная реакция (например, реакция на движущийся объект и реакция выбора - проявляется в эстафетах).
2. Ловкость - дети согласованно, последовательно выполняют движения, проявляют быструю сообразительность, инициативу в неожиданно изменяющихся условиях подвижной игры, используя пространственные и временные ориентиры.
3. Сила - у детей старшего дошкольного возраста прослеживается слабость мышц, недостаточная регуляция их нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей.
4. Выносливость - дети старшего дошкольного возраста обладают большими возможностями в проявлении общей выносливости. Развитию этого качества способствуют занятия спортивными и подвижными играми, которые имеют постоянную, но довольно значительную протяженность по времени.
Так, при занятии старших дошкольников развить быстроту средствами тенниса можно игрой у сетки (удары слета), путем уменьшения расстояния игроков до сетки, где дошкольнику будет необходимо увеличить частоту движений для своевременного отбивания мяча. Развитие ловкости будет заключаться в способности отбить мяч ракеткой, после первого отскока, а также ориентироваться и применять навыки техники владения ракеткой (смена хваток) в быстро меняющихся условиях: удар справа, слева, в разных точках. Для развития силы и выносливости нужно увеличить расстояние игроков до сетки, и тогда им будет необходимо увеличить силу удара ракеткой по мячу, а бег по корту в разных направлениях и с разной силой ударов будет способствовать развитию выносливости. Все эти и другие подобные упражнения включены в программу деятельности региональной инновационной площадки на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 108».
К этапам программы деятельности Региональной инновационной площадки (РИП) «Формирование гармоничного здоровья у детей дошкольного возраста средствами общей физической подготовки с элементами тенниса» относятся:
1. Систематизация и обобщение научно-теоретических и методических основ физического, психического и социального развития детей дошкольного возраста на учебных, творческих, игровых занятиях и занятиях по физической культуре в МБДОУ. На основании результатов проведенного исследования была определена потребность в выявлении потенциала занятий общей физической подготовки (ОФП) у дошкольников с элементами тенниса для освоения ими программы подготовки к сдаче нормативов ГТО.
2. Разработка и апробация педагогической технологии физического, психического и социального развития и формирования у них конгруэнтного здоровья средствами ОФП с элементами тенниса. На базе разработанной технологии была сформирована программа, в которой, в частности, были предусмотрены методы контроля и оценки точности движений на основании использования программно-аппаратного комплексов истоки здоровья и МЕД АС.
3. Создание системы психолого -педагогических и организационно-педагогических условий для успешной реализации задач образовательной области «Физическое развитие ФГОС ДО». На данном этапе была усовершенствована производственно-технологическая и инвентарная база дошкольного образовательного учреждения, которая является экспериментальной базой РИП, а также проведена реализация разработанной технологии. Завершение программы деятельности ознаменовалось проведением «мини-олимпийских игр», включающих в себя турнир по теннису по адаптированным правилам, и отдельных состязаний по дисциплинам ГТО, объединенным в спортивный фестиваль.
4. Обеспечение активного участия в инновационной деятельности основных субъектов образовательного процесса посредством развития профессиональной компетенции педагогов и педагогической грамотности родителей или законных представителей воспитанников по проблемам физического, психического и социального развития и оздоровления детей средствами ОФП с элементами тенниса. На данном этапе производилась коррекция системы профессиональной компетенции тренеров и педагогов, работающих по данной программе в рамках системы повышения квалификации.
5. Вовлечение педагогического сообщества в процесс повышения эффективности и качества физического, психического и социального развития и оздоровления детей средствами ОФП с элементами тенниса через применение инновационных методик и технологий введения в занятия по физической культуре. На данном этапе было ратифицировано сетевое соглашение о сотрудничестве с Нижегородским государственным педагогическим университетом имени К. Минина на тему: «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника средствами физической культуры с элементами тенниса».
Технология реализации программы деятельности РИП в целях подготовки дошкольников к сдаче нормативов ГТО на занятиях по физической культуре с элементами тенниса:
- комплексный мониторинг моторно-двигательного и эмоционально-волевого, психолого-физиологического и социального развития и здоровья дошкольников; применяя который авторы-разработчики и исполнители программы имели возможность учитывать индивидуальные
возрастные и социальные особенности воспитанников с тем, чтобы спроектировать их образовательный маршрут подготовки к обучению в школе;
- комплексное воздействие на организм, психические, нравственные качества ребенка путем включения в занятия элементов соревновательности и конкурентности (спортизация воспитания), которые позволили адаптировать дошкольников к соревновательному процессу как к неотъемлемому компоненту социальных процессов образовательных технологий и спортивной деятельности;
- проектирование индивидуальных маршрутов физического, психического и социального развития и оздоровления детей средствами ОФП с элементами тенниса на занятиях по физической культуре, результатом чего является комплекс методов и этапов деятельности по формированию и сохранению здоровья как базиса успешной спортивной деятельности, в том числе и сдачи нормативов ГТО;
- игрофикация - включение в различные виды двигательной активности детей подвижных и сюжетно-ролевых игр, а также элементов спортивной игры в теннис, что позволяет мотивировать дошкольников не только к занятиям теннисом, но и к спортивным занятиям в целом, в том числе и к сдаче норм ГТО.
Проведенная работа позволила мотивировать дошкольников к занятию спортом, в том числе и к участию в программе ГТО, а также оптимизировать подготовку воспитанников к сдаче нормативов, что дает возможность диагностировать и развивать двигательные навыки и способности обучающихся. Результаты исследования могут быть полезны для специалистов по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях, которые намерены подготовить воспитанников к нормативам ГТО с применением отдельных видов спорта. Комплекс мероприятий, согласно программе, позволяет подготовить к нормативам ГТО и развить способности, которые могут быть реализованы при участии в мини-олимпийских играх в рамках селекционной работы, обеспечивая ее успешность и планомерность.
Список литературы
1. Смирнова И.А. Подвижные игры как средство подготовки детей к школе // Начальная школа плюс До и После. 2018. № 12. С. 32-33.
2. Митрофанова Г.Н., Политова Я.А. Особенности проведения занятий по физическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста в современных условиях // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. № 1(7). С. 137-139.
3. Чернышенко Ю.К., Ахметов С.М., Баландин В.А. Инновационные направления совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2011. № 4. С. 20-25.
4. Мель Л.В. Создание педагогических условий адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду в процессе физического воспитания // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2013. № 1. С. 18-20.
5. Физическая подготовленность дошкольников в выполнении нормативных требований ВФСК ГТО / Н.И. Синявский [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 12(154). С. 259-262.
6. Сухорутченко О.А. Популяризация Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) у старших дошкольников // Развитие современного образования: от теории к практике: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. С. 244-247.
7. Методическое обеспечение испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / Е.Л. Григорьева [и др.] // Инновационные технологии в образовании и науке: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 60-63.
8. Григорьева Е.Л., Жемчуг Ю.С. К вопросу о разработке методического инструментария по подготовке к выполнению испытаний ВФСК ГТО // Современный ученый. 2017. Т. 1. № 1. С. 142-145.
9. Жемчуг Ю.С., Григорьева Е.Л.Особенности туристской подготовки студентов СПО в рамках реализации программы ВФСК ГТО // Современный ученый. 2017. №7. С. 55-58.
Давыдова Александра Александровна, студентка, ivanovad@st. mininuniver. т, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,
Быстрицкая Елена Витальевна, д-р пед. наук, доц., oldlady@mail.т, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,
Логинов Андрей Дмитриевич, спортивный директор, член правления АНО ТК «Феникс», tennis-nn@,list.т. Россия, Нижегородская область, Дзержинск, Академия тенниса,
Котлова Галина Аркадьевна, старший преподаватель, Irma28@yandex. т, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
TRAINING OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN FOR DELIVERY OF STANDARDS OF GTO OF SREDSVAMI OF PHYSICAL CULTURE WITH TENNIS ELEMENTS
A.A. Davydova, E. V. Bystritskaya, A.D. Loginov, G.A. Kotlova
The influence of physical education training sessions with elements of tennis on the development of coordination, strength, speed and logical abilities of older preschoolers is revealed. A program of activities of a regional innovation platform "Forming harmonious health in preschool children by means of general physical training with elements of tennis " was developed and implemented in order to prepare preschoolers for the delivery of TRP standards in physical education classes.
Key words: physical training of preschool children, educational and training process on tennis, the test program of the GTO complex, dexterity, coordination, attention, endurance, speed.
Davydova Aleksandra Aleksandrovna, student, ivanovad@st. mininuniver.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin,
Bystritskaya Elena Vitalyevna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, oldlady@,mail. ru, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin,
Loginov Andrey Dmitrievich, sporting director, board member of ANO shopping Mall Phoenix, tennis-nn@,list.ru, Russia, Nizhny Novgorod Region, Dzerzhinsk, Academy of Tennis,
Kotlova Galina Arkadyevna, senior teacher, Irma28@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky
Reference
1. Smirnova I.A. Podvizhnye igry kak sredstvo podgotovki detej k shkole // Nachal'naya shkola plyus Do i Posle. 2018. № 12. S. 32-33.
2. Mitrofanova G.N., Politova Ya.A. Osobennosti provedeniya zanyatij po fizicheskomu vospitaniyu s det'mi starshego doshkol'nogo vozrasta v sovremennyh usloviyah // Razvitie sovremennogo obrazovaniya: teoriya, metodika i praktika. 2016. № 1(7). S. 137-139.
3. Chernyshenko Yu.K., Ahmetov S.M., Balandin V.A. Innovacionnye napravleniya sovershenstvovaniya sistemy fizicheskogo vospitaniya detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta // Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika. 2011. № 4. S. 20-25.
4. Mel' L.V. Sozdanie pedagogicheskih uslovij adaptacii detej mladshego doshkol'nogo vozrasta k detskomu sadu v processe fizicheskogo vospitaniya // Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika. 2013. № 1. S. 18-20.
5. Fizicheskaya podgotovlennost' doshkol'nikov v vypolnenii normativnyh trebovanij VFSK GTO / N.I. Sinyavskij [i dr.] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. № 12(154). S. 259-262.
6. Suhorutchenko O.A. Populyarizaciya Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) u starshih doshkol'nikov // Razvitie sovremennogo obrazovaniya: ot teorii k praktike: sb. materialov IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2018. S. 244-247.
7. Metodicheskoe obespechenie ispytanij (testov) Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» / E.L. Grigor'eva [i dr.] // Innovacionnye tekhnologii v obrazovanii i nauke: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2017. S. 60-63.
8. Grigor'eva E.L., Zhemchug Yu.S. K voprosu o razrabotke metodicheskogo instrumentariya po podgotovke k vypolneniyu ispytanij VFSK GTO // Sovremennyj uchenyj. 2017. T. 1. № 1. S. 142-145.
9. Zhemchug Yu.S., Grigor'eva E.L.Osobennosti turistskoj podgotovki studentov SPO v ramkah realizacii programmy VFSK GTO // Sovremennyj uchenyj. 2017. №7. S. 5 558.