Научная статья на тему 'Развитие точности движений у младших школьников в играх-эстафетах'

Развитие точности движений у младших школьников в играх-эстафетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЧНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТОЧНОСТИ / ACCURACY OF MOVEMENTS / YOUNGER SCHOOL STUDENTS / GAMES RELAYS / PROGRAM OF DEVELOPMENT OF ACCURACY OF MOVEMENTS / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF ACCURACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльгайтаров Анатолий Андреевич, Эльгайтарова Любовь Петровна

Раскрывается авторский подход к развитию точности движений у младших школьников в играх-эстафетах. Разработанная программа развития точности движений предполагала планирование обучения основным двигательным действиям, предусматривающее широкое включение игр-эстафет в годовой и месячный циклы, на протяжении которых изучаются, закрепляются и усложняются движения на точность и способы их выполнения. Предложен ряд тестов и пятибалльная система оценки результатов тестирования двигательных качеств, позволяющих нe только получить достаточно объективную картину физической подготовленности отдельных детей, но и выявить уровень развития точности у всей группы. Выявлены и подтверждены педагогические условия эффективного развития точности движений у младших школьников в процессе использования игр-эстафет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ACCURACY OF MOVEMENTS IN YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN GAMES RELAYS

The paper discusses the author's approach to development of accuracy of movements in younger school students in games relays. The developed program of development of accuracy of movements assumed the planning of training in the main physical actions providing broad inclusion of games relays in annual and monthly cycles throughout which movements on the accuracy and ways of their performance are studied, fixed and become complicated. A number of tests and the five-point system of assessment of results of testing of the motive qualities allowing to receive not only objective picture of physical fitness of certain children, but also to reveal the level of development of accuracy at all group are offered. Pedagogical conditions of effective development of accuracy of movements in younger school students in the course of use of games relays are revealed and confirmed.

Текст научной работы на тему «Развитие точности движений у младших школьников в играх-эстафетах»

УДК 373.016:796 ББК 74.200.55 Э 53

А.А. Эльгайтаров

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры и туризма Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: [email protected]

Л.П. Эльгайтарова

Старший преподаватель кафедры физического воспитания Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ-ЭСТАФЕТАХ

(Рецензирована)

Аннотация. Раскрывается авторский подход к развитию точности движений у младших школьников в играх-эстафетах. Разработанная программа развития точности движений предполагала планирование обучения основным двигательным действиям, предусматривающее широкое включение игр-эстафет в годовой и месячный циклы, на протяжении которых изучаются, закрепляются и усложняются движения на точность и способы их выполнения. Предложен ряд тестов и пятибалльная система оценки результатов тестирования двигательных качеств, позволяющих га только получить достаточно объективную картину физической подготовленности отдельных детей, но и выявить уровень развития точности у всей группы. Выявлены и подтверждены педагогические условия эффективного развития точности движений у младших школьников в процессе использования игр-эстафет.

Ключевые слова: точность движений, младшие школьники, игры-эстафеты, программа развития точности движений, педагогические условия развития точности.

A.A. Elgaytarov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Theoretical Fundamentals of Physical Culture and Tourism, Karachay-Cherkess State University; E-mail: [email protected]

L.P. Elgaytarova

Senior Teacher of Department of Physical Training, Karachay-Cherkess State University; E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF ACCURACY OF MOVEMENTS IN YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN GAMES RELAYS

Abstract. The paper discusses the author's approach to development of accuracy of movements in younger school students in games relays. The developed program of development of accuracy of movements assumed the planning of training in the main physical actions providing broad inclusion of games relays in annual and monthly cycles throughout which movements on the accuracy and ways of their performance are studied, fixed and become complicated. A number of tests and the five-point system of assessment of results of testing of the motive qualities allowing to receive not only objective picture of physical fitness of certain children, but also to reveal the level of development of accuracy at all group are offered. Pedagogical conditions of effective

development of accuracy of movements in younger school students in the course of use of games relays are revealed and confirmed.

Keywords: accuracy of movements, younger school students, games relays, program of development of accuracy of movements, pedagogical conditions of development of accuracy.

Новая социокультурная ситуация в российском обществе требует изменения содержания, форм, методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Инновационные процессы, происходящие в школьном образовании, предполагают поиск перспективных направлений, эффективных педагогических технологий, подходов к укреплению и охране здоровья детей школьного возраста. С этих позиций необходим концептуальный пересмотр сложившейся практики организации физического воспитания. Младший школьный возраст является значимым этапом становления способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других, поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических структур и формированием на этой основе психофизических функций.

Многие авторы научных работ считают, что рационально организованный процесс физического воспитания школьника обеспечивает полноценное развитие физических качеств при условии соответствующего педагогического и медицинского контроля (Е.Я. Бондаревский, Т.Л. Богина, Л.А. Ерусалимский, Р.Е. Мотылянская, Н.Т. Терехова и др.). В настоящее время накоплены данные, свидетельствующие о том, что возраст 7-9 лет сенситивен для развития многих двигательных (физических) качеств и способностей, в том числе и точности выполнения движений[1: 153].

В.И. Лях считает, что способность человека к проявлению точности движений, эффективному обучению в двигательной сфере во многом определяется уровнем развития его координационных возможностей [1: 154]. Им установлено,

что при отсутствии специально организованных занятий в младшем школьном возрасте точность движений развивается слабо[1: 154]. Это ориентирует учителей физической культуры на развитие точности движений обучающихся начиная с младшего школьного возраста.

В теории и методике физического воспитания проблема развития точности движений у младших школьников является недостаточно разработанной. До настоящего времени отсутствует четкое понимание природы точности движений, отсутствуют представления о её структурной организации и особенностях развития в различные периоды онтогенеза, нет научно обоснованных критериев оценки уровней развития данного качества в физкультурно-спортивной деятельности младших школьников [2, 3, 4].

В этой связи актуализируются поиски научных направлений, связанных с уточнением психофизиологических механизмов этого процесса и педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития точности движений у младших школьников. В литературе, посвященной развитию точности движений, предлагаются различные средства и методы, сгруппированные В.В. Белиновичем в два «пути». Первый путь раскрывает особенности выполнения несложных упражнений с установкой на контроль за пространственными, временными и силовыми характеристиками как отдельного движения, так и за комплексом этих характеристик при их реализации в различных комбинациях. Второй путь - увеличение двигательной активности занимающихся и использование сложно координационных видов деятельности с целевой

установкой на точность выполнения двигательного задания [5].

Таким образом, в теории и практике развития различных аспектов проявления точности движений имеется достаточно обширный материал, однако специальных исследований, относящихся к её развитию у детей младшего школьного возраста, почти нет. Педагогический эксперимент проводился с сентября 2017 года по май 2018 года в МБОУ «Средняя школа №1» г. Карачаев-ска. В нём участвовало 53 младших школьника, условно разделенные на две группы: контрольную и экспериментальную. Разделения по половому признаку не производилось. Экспериментальная работа состояла из двух этапов: констатирующего и формирующего, и была направлена на преимущественное развитие точности. Изучался уровень двигательной (координационной) подготовленности и точности выполнения движений до и после внедрения разработанной программы.

Для решения поставленных задач нами были адаптированы тесты [6], позволяющие определить уровень развития точности движений у младших школьников.

Тест 1. Ребёнок должен поразить мячом цель размером 2525 см с расстояния 1,5 м (диаметр мяча 8 см.). Тест 2. Ребёнок должен преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге по нанесённым на расстоянии 30 см меткам в виде отпечатков стоп ног. Считаются ошибки при приземлении. Допустимое смещение от следа не более 5 см (вперед-назад, влево-вправо). Тест 3. Ребёнок должен набросить колечки диаметром 25-30 см на штырьки, установленные на расстоянии 1,5 м (оценка из 10 попыток). Тест 4. Ребёнок должен поймать после отскока теннисные мячи (оценка из 10 попыток). Тест 5. Ребёнку предлагается разложить 36 игральных карт (или им подобных картинок) одной рукой на 4 кучки.

Наряду с количественными показателями, важно было объективно

оценить и качество выполнения различных двигательных заданий (кроме раскладывания карт). Тестирование уровня развития точности движений у младших школьников производились по пятибалльной шкале. Для этого нами использовалась система оценки результатов в баллах:

«отлично» - все элементы упражнения выполняются в полном соответствии с заданием и схемой движения (5 баллов);

«хорошо» - при выполнении теста допущена одна ошибка, существенно не изменяющая характер движения и результат (4 балла);

«удовлетворительно» - тест выполняется с большим трудом, имеются значительные ошибки, отступления от заданной модели (3 балла);

«неудовлетворительно» - упражнение практически не выполнено, однако ребенок делает попытки (1-2 элемента движения) к его выполнению (2 балла);

«плохо» - ребенок не предпринимает попыток к выполнению теста, физически не в состоянии его выполнить (0 баллов).

Пятибалльная система оценки результатов тестирования двигательных качеств позволяет не только получить достаточно объективную картину физической подготовленности отдельных детей, но и выявить уровень развития точности у всей группы. Сумма баллов для высокого уровня развития точности движений составляла 21-25; для среднего -16-20; для низкого 11-15 баллов.

Реализация авторской программы предполагала планирование обучения основным двигательным действиям, предусматривающее разработку годового и месячного циклов, на протяжении которых изучаются, закрепляются и усложняются движения. При этом широко использовались комбинации и сочетания движений различной степени трудности в соответствии с переходом от одного уровня к другому, от простого до более сложного.

В ходе экспериментальной работы установлено, что игры-эстафеты отвечают различным требованиям, предъявляемым к упражнениям на точность: новизне, необычности, сложности, внезапно изменяющимся ситуациям, необходимости быстрого и точного реагирования и принятия оптимального решения и т.д. Это позволяет сочетать различные рекомендуемые методы и приемы развития точности движений: вариативность выполнения движения (которая достигается за счет разнообразных способов выполнения движений и преобразования условий их выполнения); комбинирование движений; выполнение упражнений при недостатке времени; «метод срочной информации» и варьирование принимаемой информации - зрительной, слуховой, кинестетической; оценка качества выполняемых движений (педагогом, группой детей, самим ребенком).

В играх-эстафетах цель деятельности и условия ее достижения воспринимаются непосредственно и этим способствуют лучшей мобилизации двигательных возможностей ребенка. Стремление младшего школьника как можно качественнее выполнить игровую задачу или упражнение и достичь высокого результата является стимулом для совершенствования качества выполнения движений, а заинтересованность в результате способствует повышению показателей улучшения точности движений.

Достаточно высокая физическая нагрузка и использование в играх-эстафетах различных движений и их вариантов способствуют достижению двигательной тренированности - важного фактора, определяющего точность движений. Экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанных нами программы и алгоритма выполнения двигательных заданий. Результаты показали, что они обеспечивают развитие точности движений в играх-эстафетах. Доказана

целесообразность установленной последовательности включения игр-эстафет в практику работы с детьми младшего школьного возраста: введение игр-соревнований элементарного типа («Кто дальше прыгнет», «Кто точнее бросит мяч» и т.п.) между двумя-тремя детьми, равными по уровню физического развития, и сюжетных игровых упражнений соревновательного характера между отдельными детьми и парами; введение командных игр-эстафет с использованием несложных комбинаций движений; постепенное усложнение игр-эстафет за счет увеличения количества и повышения сложности включенных в них движений; введение встречных, парных и комбинированных эстафет, игр с различными способами построения команд и направлениями движения игроков; включение игр-эстафет в программы спортивных праздников с соревнованием между параллельными классами и семейными командами.

Проведённая экспериментальная работа показала возможность и эффективность использования игр-эстафет в работе с детьми младшего школьного возраста при условии продуманного и корректного педагогического руководства с осознанием педагогом своей ответственности за объективность оценки деятельности играющих детей. В процессе организации игровой деятельности педагогу необходимо учитывать, что детей привлекают в играх яркие образы, действия от имени персонажа. Наряду с несюжетными, следует предусмотреть проведение сюжетных игр-эстафет, в содержании которых имеется отраженный в условной форме жизненный эпизод, игровые образы, обусловленные сюжетом игровые действия. Такие игры обеспечивают воздействие на фантазию, воображение ребенка, оказывают большое влияние на воспитание личностных качеств и обеспечивают развитие универсальных учебных действий младших школьников [7]. Их

объяснение целесообразно давать в форме образно-сюжетного рассказа.

Нами установлено, что игры-эстафеты дают возможность для применения на практике не только двигательных навыков, но и полученных детьми знаний по другим разделам программы. Для этого, наряду с сюжетными эстафетами, можно использовать игры с дополнительными заданиями. Работа показала важность объективной оценки действий каждого ребенка в игре. При этом необходимо научить самих детей объективно оценивать свои действия, выяснять причину неудач и способ устранения ошибок, учить детей спокойно относиться как к выигрышу, так и к проигрышу. Для эмоциональной разрядки следует использовать игры-эстафеты с юмористическими заданиями, помогающие снять эмоциональное возбуждение и напряжение от участия в соревновании. Детей следует привлекать к разработке вариантов игровых упражнений с элементами соревнования, игр-эстафет к самостоятельному придумыванию игр, подготовке атрибутов и судейству.

Результаты проведённого эксперимента, характеризующего качественные изменения в уровне развития точности движений, свидетельствуют о том, что в контрольных и экспериментальных группах наблюдается положительная динамика их прироста. Процентная величина уровня её сформированности в экспериментальных группах по окончании опытной работы оказалась достоверно выше, чем у детей контрольной группы. Всё это свидетельствует о высоком уровне эффективности разработанного содержания

программы развития точности движений у младших школьников с использованием игр-эстафет.

В ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы были выявлены, а в процессе опытно-экспериментальной работы подтверждены следующие педагогические условия эффективного развития точности движений у младших школьников в процессе использования игр-эстафет:

- учитывается специфичный характер проявления точности движений;

- используются в практике занятий физической культурой специальные упражнения и задания, направленные на развитие точности движений;

- в основе применения физических упражнений лежат специально разработанные комплексы игр-эстафет, направленные на развитие точности движений;

- работа строится на принципах постепенного нарастания координационных трудностей выполняемых упражнений;

- в системе дидактических средств формирования у младших школьников точности движений на всех этапах процесса обучения приоритетными являются средства развивающего игрового характера.

Проведенное нами исследование позволило установить эффективность применения сложно координированной деятельности, организованной в форме игр-эстафет, для развития точности движений у младших школьников, что подтверждается полученными данными контрольного обследования.

Примечания:

1. Лях В.И. Координационные способности школьников. Минск, 1989. С. 152-159.

2. Алексеев М.А., Аксназий А.А. Некоторые закономерности управления точными циклическими движениями человека // Управление движениями. М., 2014. С. 17-38.

3. Немцев О.Б. Теоретические основы точности движений // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2005. Вып. 1. С. 32-43.

4. Mclntyre J., Bizzi E. Servo hypotheses for the biological control of movement // J. of Motor Behavior. 1999. Vol. 25. P. 193-202.

5. Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании. М.: ФиС, 1958. 262 с.

6. Петьков В.А., Рослякова Н.И., Гребенникова В.М. Развитие и оценка двигательной одарённости детей младшего возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 830-832.

7. Петьков В.А., Реутова Л.П. Концептуальные основы развития универсальных учебных действий младших школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2014. Вып. 2 (136). С. 52-58.

References:

1. Lyakh V.I. Coordination abilities of schoolchildren. Minsk, 1989. P. 152-159.

2. Alekseev M.A., Aksnaziy A.A. Some laws of control of the precise cyclic movements of a person // Motion Control. M., 2014. P. 17-38.

3. Nemtsev O.B. Theoretical foundations of movement precision // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2005. Iss. 1. P. 32-43.

4. Mclntyre J., Bizzi E. Servo hypotheses for the biological control // J. of Motor Behavior. 1999. Vol. 25. P. 193-202.

5. Belinovich V.V. Training in physical education. M.: FiS, 1958. 262 pp.

6. Petkov V.A., Roslyakova N.I., Grebennikova V.M. The development and evaluation of the motor talent of young children // Education and training of young children. 2016. No. 5. P. 830-832.

7. Petkov V.A., Reutova L.P. Conceptual bases of universal educational activities of junior schoolchildren // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 2 (136). P. 52-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.