Научная статья на тему 'Теоретико-методические аспекты обучения точным двигательным действиям учащихся младшего школьного возраста'

Теоретико-методические аспекты обучения точным двигательным действиям учащихся младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1120
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / УЧАЩИЕСЯ / ТОЧНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Илья Андреевич, Скляров Владимир Михайлович, Калинин Владимир Евгеньевич

В данной статье рассматриваются различные точки зрения специалистов по особенностям обучения точным двигательным действиям, применения физических упражнений, развития ловкости, формирования двигательных умений и навыков в процессе занятий на уроках по физической культуре учащихся младшего школьного возраста. По данным ряда специалистов, младшие школьники способны освоить практически все движения, которые требуют высокую точность. К этому времени осуществляется интенсивное развитие способности ориентироваться в пространстве, сформировываются физиологические механизмы двигательной координации, улучшаются качества восприятия тактильно-кинестетических раздражителей. Повышение точности движений учащихся служит наиболее важным условием эффективного усвоения двигательных действий. Проблема обучения точным двигательным действиям не решена, многие аспекты данного направления противоречивы, не имеют эффективной практической реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Илья Андреевич, Скляров Владимир Михайлович, Калинин Владимир Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodical aspects of training to the exact physical actions of pupils at younger school age

In this article, various points of view of the specialists in training to the exact physical actions, application of the physical exercises, development of dexterity, formation of the motor skills in the course of the occupations at lessons of physical culture of pupils at younger school age, are considered. According to a number of experts, younger school students are capable to master practically all movements, which demand high precision. The intensive development of ability to feel confident in space is carried out at this age, physiological mechanisms of motor coordination are formed, and qualities of perception of the tactile kinestatic irritants are improved. Increase in accuracy of the pupils’ movements serves as the most important condition of the effective mastering of the physical actions. The problem of training to the exact physical actions hasn't been solved, many aspects of this direction are inconsistent, and have no effective practical realization.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические аспекты обучения точным двигательным действиям учащихся младшего школьного возраста»

- общий вес тела смещён к линии старта (на впередистоящей ноге или на впере-дистоящей ноге и руке в варианте 3.).

3. Установлено, что время стартовых шагов, выполненных из «низкого» старта не имеет достоверных отличий от лучшего времени, зарегистрированного из «обычного» старта у всех групп испытуемых.

4. Экспериментально подтверждено, что время стартовых шагов у конькобежцев различной квалификации (студентов) после внедрения экспериментальной методики обучения достоверно улучшилось от первоначальных результатов. Исключение составляют три стартовых положения у которых общим признаком является положения стоя в пол-оборота к линии старта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Орлова, О.Ю. Разновидности стартовых положений в конькобежном спорте и их влияние на время стартовых шагов / О.Ю. Орлова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 132-137.

2. Орлова, О.Ю. Влияние стартового положения на время стартовых шагов у спортсменов, специализирующихся в шорт-треке и в роликобежном спорте / О.Ю. Орлова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 103-108.

REFERENCES

1. Orlova, O.Yu. (2014), "Kind of starting poses in speed skating race and their influence to time of starting steps", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No. 3, pp. 132-137.

2. Orlova, O.Yu. (2014), "Starting poses and their influence to time of starting steps at the athletes specializing in short trek and in roller sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No. 4, pp. 103-108.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.10.2014.

УДК 796.011

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ТОЧНЫМ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Илья Андреевич Петров, кандидат педагогических наук, Владимир Михайлович Скляров, кандидат педагогических наук, Владимир Евгеньевич Калинин, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В данной статье рассматриваются различные точки зрения специалистов по особенностям обучения точным двигательным действиям, применения физических упражнений, развития ловкости, формирования двигательных умений и навыков в процессе занятий на уроках по физической культуре учащихся младшего школьного возраста. По данным ряда специалистов, младшие школьники способны освоить практически все движения, которые требуют высокую точность. К этому времени осуществляется интенсивное развитие способности ориентироваться в пространстве, сформировываются физиологические механизмы двигательной координации, улучшаются качества восприятия тактильно-кинестетических раздражителей. Повышение точности движений учащихся служит наиболее важным условием эффективного усвоения двигательных действий. Проблема обучения точным двигательным действиям не решена, многие аспекты данного направления противоречивы, не имеют эффективной практической реализации.

Ключевые слова: обучение, школьники, учащиеся, точность, двигательные действия.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p107-112

THEORETICAL AND METHODICAL ASPECTS OF TRAINING TO THE EXACT PHYSICAL ACTIONS OF PUPILS AT YOUNGER SCHOOL AGE

Ilya Andreevich Petrov, the candidate of pedagogical sciences, Vladimir Mikhailovich Sklyarov, the candidate of pedagogical sciences, Vladimir Evgenyevich Kalinin, the senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Training

Annotation

In this article, various points of view of the specialists in training to the exact physical actions, application of the physical exercises, development of dexterity, formation of the motor skills in the course of the occupations at lessons of physical culture of pupils at younger school age, are considered. According to a number of experts, younger school students are capable to master practically all movements, which demand high precision. The intensive development of ability to feel confident in space is carried out at this age, physiological mechanisms of motor coordination are formed, and qualities of perception of the tactile kinestatic irritants are improved. Increase in accuracy of the pupils' movements serves as the most important condition of the effective mastering of the physical actions. The problem of training to the exact physical actions hasn't been solved, many aspects of this direction are inconsistent, and have no effective practical realization.

Keywords: training, school students, pupils, accuracy, physical actions.

В настоящее время методика обучения двигательным действиям, применяемая в учебном процессе младших школьников, несовершенна: недостаточно внимания уделяется развитию координационных способностей, используется узкий круг методов и средств обучения двигательным действиям [7]. Важным вопросом физического воспитания младших школьников является совершенствование методики двигательных действий. Это связано с тем, что именно в этот возрастной период осуществляется формирование важных базовых умений и навыков, создаётся фундамент двигательной деятельности, из частей которой создаётся двигательная активность взрослого человека [6].

Качественное овладение физическими упражнениями обусловлено рядом факторов: уровнем физической подготовки учащихся, использованием средств и методов в соответствии с их возрастными особенностями, интересом к физической культуре. Качество усвоения различных двигательных упражнений не только обогащает двигательный опыт учащихся, но и обусловливает их морально-волевое, интеллектуальное и физическое развитие [5].

Физическую культуру в общеобразовательных учреждениях можно описать в виде двух слагаемых: первое содержит в себе наработанные человеком средства и способы преодоления препятствий, пространства, выполнения трудовых, двигательных действий и задач, т.е. двигательную культуру; второе - совокупность накопленных обществом средств, для укрепления здоровья, развития и сохранения двигательных умений, воспитания у личности способности самостоятельно совершенствоваться [3].

По данным специалистов [6, 7], 7-10-летние учащиеся способны освоить практически все движения, которые требуют высокую точность. К этому времени осуществляется интенсивное развитие способности ориентироваться в пространстве, сформировываются физиологические механизмы двигательной координации, улучшаются качества восприятия тактильно-кинестетических раздражителей. Произвольные движения отражают проприоцептивные ощущения, в большей степени характеризующие качество двигательных действий.

Физическое упражнение является сложной формой целостности неизученных движений и безусловных двигательных рефлексов. Следовательно, повышение точности движений учащихся служит наиболее важным условием эффективного усвоения двигательных действий [7].

Младший школьный возраст наиболее благоприятный для формирования двигательных способностей, воспитания заинтересованности в систематических занятиях физической культурой, потребности в двигательной активности [3, 7].

Процесс планирования и построения «живых движений» должен в себе содержать «категориальное пространство», которое в себя включает «результаты», «смыслы», «регулятивные цели», «нейромышечная структура», «дидактические модели», образующие функционально-технологическую целостность. Но данная особенность не всегда рассматривается в ходе исследования, как в задачах восприятия, так и для планирования действий [1].

Ученик добивается необходимого результата: он более точно воспроизводит идеальное движение. Однако повторить движение - не означает овладеть. Копирование не формирует мастерство. Н.А. Бернштейн [1] отмечал: движение - это коррекции. Мастерство проявляется в своевременности коррекций и точности, обеспечивающих устойчивость человека к изменениям внешних условий, к колебаниям внутренней структуры двигательных действий и решения поставленной задачи.

При желании можно заучить и повторить структуру двигательного действия, но копировать коррекции, данных характеристик не имеет смысла - они ситуативные и каждый раз иные. Объяснить коррекции невозможно с позиции условно рефлекторной концепции построения двигательных действий: стереотипы нельзя корректировать. Коррекции понятны с позиций оценки двигательных действий, как механизмы решений двигательных задач, регулируемые целью и смыслом, включающих в себя способность ориентироваться в различных ситуациях в процессе построений действий как незаметную для внешнего наблюдателя деталь, хотя и необходимую [5].

На сегодняшний день определены базовые концептуальные теоретические положения дидактической биомеханики как науки. Они опираются на известные постулаты Н.А. Бернштейна [1] о том, что каждое «упражнение есть, в сущности, не повторение осваиваемого действия, а его построение».

С.В. Бойченко [5] считает, что необходимо многократно предлагать ситуации с разными двигательными решениями, в которых ученик должен самостоятельно и как можно быстрее найти наилучший выход. Безусловно, это ведёт к расширению двигательных возможностей. По мере успешного решения поставленных задач, следует стремиться к новым, более оригинальным двигательным действиям, выполняемых в усложнённых ситуациях (в изменяющихся условиях, в условиях лимита времени). Формирование всего этого в непрерывном учебном процессе вызывает благоприятные сдвиги функциональных возможностей у школьников (как управляющей, так и двигательной системы), следовательно, является основой специальной ловкости [2].

Из этого следует, что ловкость является сложным, комплексным качеством, которое не имеет единой системы оценки. В каждом отдельном случае (в зависимости от условий) необходимо пользоваться тем или иным измерителем [1].

Координационная сложность, время и точность выполнения упражнения являются основными измерителями ловкости [2]. Известно, что число двигательных перемещений велико. Речь идёт о творческих комбинациях с большим количеством вариантов. Это объясняет важность развития координационных способностей [5].

С.В. Бойченко [5] утверждает, что для развития ловкости важно:

- определить уровень развития данного качества;

- установить структуру ловкости каждого учащегося;

- подобрать упражнения (двигательные задания), которые воздействуют на ведущие формы проявления данного качества;

- оценить эффективность применяемых тренировочных средств по темпам прироста показателей ловкости;

- выбрать и использовать в тренировочном процессе те средства (возможен также учёт индивидуальной предрасположенности), которые оказывают наибольшее воздействие.

Многие учёные [3, 5, 6] считают, что ловкость это непринуждённое движение, направленное на решение конкретной задачи (поймать мяч, прыгнуть как можно выше, поднять штангу). Сложность двигательных задач определяется требованиями к согласованности и последовательности совершаемых движений. Координационная сложность двигательных действий является первым критерием ловкости.

М.А. Годик [4] указывает, что мерилом ловкости являются: точность выполнения упражнения и его координационная сложность (время необходимое для овладения точностью двигательным действием либо минимально затраченное время с момента смены обстановки до начала ответных действий, когда детали характеристики движения заранее незнакомы); время овладения новыми движениями.

По Н.А. Бернштейну [1], «... основа двигательной координации состоит в непрерывном прикреплении эффекторных импульсов к переменным неожиданным динамическим условиям». Он думал, что обучение двигательным действиям построено на поиске способов решения определённой задачи, то есть того результата, который нужно достичь.

Движения, совершаемые человеком, условно можно разделить на произвольные и непроизвольные. К произвольным движениям, относятся все виды физкультурно-спортивной деятельности, непосредственно контролируемые головным мозгом. Управление непроизвольными движениями выполняется на уровне подсознания. Согласованная работа различных мышечных групп при выполнении движений называется координацией [7].

Новый путь к осознанию схемы управления движениями был предложен Н.А. Бернштейном [1], представив механизм управления по принципу сенсорных коррекций в виде эфферентно-афферентного кольца. Он считал, что «. координация это не какая-то точность или тонкость эфферентных нервных импульсов, а особая группа физиологических механизмов, создающих непрерывное организационное циклическое взаимодействие между рецепторным и эффекторным процессом», а также то, что «. совершенная координация должна уметь давать пусковой импульс в необходимый момент».

Двигательная сенсорная система корректирует точность и правильность выполнения произвольных движений. Существование большого количества ассоциативных связей с корковыми центрами других сенсорных систем позволяют контролировать и анализировать движения при помощи: тактильной, слуховой, зрительной, вестибулярной систем. Давление на отдельные участки мышц и растягивание кожи связанно с выполнением движений. Поэтому при анализе движений включаются тактильные рецепторы по механизму условных связей. Следовательно, функциональная связь это физиологическая основа кинетического анализа двигательных действий. Импульсы, проходящие от тактильных рецепторов, дополняют проприорецептору чувствительности [1].

Рекомендуется в качестве такой основы предложить особенности двигательной деятельности, а не двигательных возможностей учащихся. Соответственно, достаточными и необходимыми характеристиками двигательной деятельности школьников, с целью управляемого физического процесса движений тела в целом или его частей, будут являться [5]: физические характеристики механического действия, характеристики сообразности параметров движения, являющейся особенностью деятельности.

Физическое качество занимающихся - это способность к самостоятельной двигательной деятельности, механическая часть которой содержит определённые объективные качественные характеристики [7]. Уровень физических качеств не может прямо измеряться ввиду неопределённости вида деятельности. Косвенно они определяются степенью физической способности в определённом виде двигательной деятельности, в движе-

ниях, в которых проявляются соответствующие качественные характеристики. Из этого следует, что физическая способность - это проявление соответствующего качественного своеобразия в определённом виде двигательной деятельности путём реализации психических, биологических и физических свойств организма [5].

В теории и практике физической культуры техника движений абстрагируется от психолого-семантического построения двигательных действий. При совершенствовании системы «умений и навыков» смысловое содержание действия как бы «свёртывается в глобулы», преобразуется в более крупные единицы формирующие цель - «психомоторные кванты», которые объединены в сложный комплекс, совокупность зависимых реакций. С расширением двигательного опыта у занимающегося формируются так называемые «клайп-решения» [5].

Без определённой степени развития точности невозможно качественное выполнение двигательных действий. Даже небольшое отклонение от рациональной структуры техники двигательного действия приводит к его искажению.

ВЫВОД

Результаты исследования специалистов свидетельствуют о том, что до настоящего времени проблема обучения точным двигательным действиям учащихся младшего школьного возраста не решена, многие аспекты данного направления противоречивы и не имеют эффективной практической реализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М. : Медицина, 1966. - 349 с.

2. Бойченко, С.В. Методы измерения и совершенствования ловкости / С.В. Бойченко, Г.А. Лисенчук // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2005. - № 4. - С. 3-9.

3. Возжаева, Е.И. Всероссийский конгресс учителей физической культуры / Е.И. Возжаева, Т.К. Цветкова // Физическая культура в школе. - 2012. - № 3. - С. 4-12.

4. Годик, М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / М.А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошкин // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 5-6. - С. 24-32.

5. Дмитриев, С.В. Проектно-технологическое моделирование двигательных действий -дидактические основы / С.В. Дмитриев // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2008. - № 2. - С. 17-32.

6. Дремова, Д.Ю. Физическая активность в младшем школьном возрасте / Д.Ю. Дремова // Мониторинг качества здоровья в практике формирования безопасной здоровье сберегающей образовательной среды : материалы всероссийской научно-практической конференции / Волгоградский гос. ун-т. - Волгоград, 2011. - С. 216-223.

7. Назаренко, Л.Д. Влияние точности выполнения движений на эффективность их усвоения школьниками младшего возраста / Л. Д. Назаренко, Е. Е. Фунина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 6. - С. 47-50.

REFERENCE

1. Bernstein, N.A. (1966), Sketches on physiology of movements and physiology of activity, publishing house "Medicine", Moscow.

2. Boychenko, S.V. and Lisenchuk, G.A. (2005), "Methods of measurement and improvement of dexterity", Physical training of students of creative specialties, No. 4, pp. 3-9.

3. Vozzhayeva, E.I. and Tsvetkova T.K. (2012), "All-Russian congress of teachers of physical culture ", Physical culture at school, No. 3, pp. 4-12.

4. Godik, M.A., Balsevich, V.K. and Timoshkin V.N. (1994), "Sistema of the all-European tests for an assessment of a physical condition of the person", Theory and practice ofphysical culture, No. 5-6, pp. 24-32.

5. Dmitriyev, S.V. (2008), "Design and technological modeling of physical actions - didactic bases", Physical training of students of creative specialties, Kharkov, No. 2, pp. 17-32.

6. Dremova, D.Yu. (2011), "Physical activity at younger school Age", Monitoring of quality of health in practice of formation safe health of the preserving educational environment: material all-Russian scientific-practical conference, publishing house "VOLGA", Volgograd, pp. 216-223.

7. Nazarenko, L.D. and Funina, E.E. (2004), "Influence of accuracy of performance of movements on efficiency of their assimilation by school students of younger age", Physical culture: education, education, training, No. 6, pp. 47-50.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.10.2014.

УДК 612.017.2+616-053.2

ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА

Надежда Петровна Петрушкина, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, заведующая кафедрой, Ольга Ивановна Коломиец, кандидат биологических наук, профессор Юлия Васильевна Щелканова, аспирант,

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

Изучена динамика состояния здоровья (физическое развитие и заболеваемость) детей, обучающихся в школе инновационного типа, в возрасте от 6 до 10 лет (с 1-го по 4-й класс). Анализировали средние значения антропометрических показателей, распределение по уровню и гармоничности физического развития, уровень и структуру заболеваемости, распространенность функциональных нарушений и хронической патологии, частоту обострений хронических и острых заболеваний на момент поступления в первый класс (6-7 лет) и по окончании начальной школы (9-10 лет). Оценка распространенности ряда медико-биологических и социальных факторов, затрудняющих адаптацию первоклассников школе, позволяет разработать критерии формирования групп риска для дальнейшей профилактической работы.

Ключевые слова: заболеваемость, физическое развитие, адаптация к обучению в школе, факторы риска развития дизадаптации.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p112-118

DYNAMICS OF HEALTH STATE OF THE YOUNGER SCHOOLCHILDREN TRAINEES AT SCHOOL OF INNOVATIVE TYPE

Nadezhda Petrovna Petrushkina, the doctor of medical sciences, senior research associate,

department chairman, Olga Ivanovna Kolomiets, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Julia Vasilievna Schelkanova, the post-graduate student, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Annotation

Dynamics of the health state (physical development and morbidity) of the children who are trained at school of the innovative type aged from 6 till 10 years has been studied (from the 1st on to the 4th classes). The average values of the anthropometrical indicators, the distribution by the level and harmony of the physical development, the level and structure of morbidity, the prevalence of the functional violations and chronic pathology, the frequency of exacerbations of chronic and sharp diseases at the time of entering the first class (6-7 years) and upon termination of elementary school (9-10 years) have been analyzed. The assessment of prevalence of a number of the medico- biological and social factors complicating the adaptation of the first graders to school allows developing criteria for formation of the groups of risk for further scheduled prevention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.