Научная статья на тему 'Средства и методы развития точности движений у детей младшего школьного возраста'

Средства и методы развития точности движений у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2007
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЧНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ / РАЗНОВИДНОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЯ / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ / FACILITY AND METHODS OF THE DEVELOPMENT / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / YOUNGER SCHOOL AGE / ACCURACY OF THE MOTION / VARIETIES AND MANIFESTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фунина Е. Е.

Проблема активизации двигательной деятельности учащихся младшего возраста свидетельствует о наличии разных путей ее решения: использования новых форм организации занятий, разработки более эффективных средств и методов физического совершенствования и др. Перспективным направлением, на наш взгляд, является реализация структурного подхода к развитию точности у школьников младшего возраста. Точность, как и другие двигательно-координационные качества, развивается и совершенствуется при наличии определенной целевой установки и использовании специфических методов и методических приемов. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования школы движений, воспитания устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой, потребности в двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACILITIES AND METHODS OF THE DEVELOPMENT TO ACCURACY OF THE MOTION BESIDE CHILDREN YOUNGER SCHOOL AGE

The Problem to activations to motor activity pupil younger age is indicative of presence of the different ways of her(its) decision: use the new forms to organizations occupation, development of the more efficient facilities and methods of the physical improvement and others Perspective direction, on our glance, is a realization of the structured approach to development of accuracy beside schoolboy of the younger age. Accuracy, either as other motor-coordination quality, develops and is improved at presence determined target installation and use the specific methods and methodical acceptance. This age is the most favourable for shaping the school of the motion, unbringing the firm interest to systematic occupation by physical culture, need for motor activity.

Текст научной работы на тему «Средства и методы развития точности движений у детей младшего школьного возраста»

УДК 796 (07)

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е.Е. Фунина - кандидат педагогических наук Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Ульяновск

THE FACILITIES AND METHODS OF THE DEVELOPMENT TO ACCURACY OF THE MOTION BESIDE CHILDREN YOUNGER SCHOOL AGE

E.E. Funina - Candidate pedagogical sciences Uliyanovskiy state pedagogical university by I.N. Ulyanovs

Uliyanovsk

e-mail: elena_funina@,mail. ru

Ключевые слова: точность движений, разновидности и проявления, средства и методы развития, младший школьный возраст

Аннотация. Проблема активизации двигательной деятельности учащихся младшего возраста свидетельствует о наличии разных путей ее решения: использования новых форм организации занятий, разработки более эффективных средств и методов физического совершенствования и др. Перспективным направлением, на наш взгляд, является реализация структурного подхода к развитию точности у школьников младшего возраста. Точность, как и другие двигательно-координационные качества, развивается и совершенствуется при наличии определенной целевой установки и использовании специфических методов и методических приемов. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования школы движений, воспитания устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой, потребности в двигательной активности.

Key words: accuracy of the motion, varieties and manifestations, facility and methods of the development, younger school age.

Abstract. The Problem to activations to motor activity pupil younger age is indicative of presence of the different ways of her(its) decision: use the new forms to organizations occupation, development of the more efficient facilities and methods of the physical improvement and others Perspective direction, on our glance, is a realization of the structured approach to development of accuracy beside schoolboy of the younger age. Accuracy, either as other motor-coordination quality, develops and is improved at presence determined target installation and use the specific methods and methodical acceptance. This age is the most favourable for shaping the school of the motion, unbringing the firm interest to systematic occupation by physical culture, needfor motor activity.

Оптимальный уровень развития качественных сторон двигательной деятельности обеспечивает всестороннее гармоничное развитие, развитие кинезиологического потенциала, разнообразных двигательных способностей, единство физического и духовного здоровья. Путем направленного формирования двигательно-координационных качеств можно эффективно управлять здоровьем, формированием жизненно необходимых двигательных умений и навыков, воспитанием потребности в самостоятельных занятиях физических упражнений. В младшем школьном возрасте формируются основы жизненно важных двигательных дейст-

вий, основы культуры движений, рациональное восприятие ведущих параметров физических упражнений, что способствует успешному решению поставленной двигательной задачи.

Качество каждого двигательного действия определяется точностью воспроизведения его пространственно-временных и пространственно-силовых параметров. Учебный материал, предусмотренный программой по физической культуре, из года в год усложняется путем усвоения разнообразных вариантов изученных физических упражнений, а также введением более сложных двигательных действий, повышающих уровень развития двигательно-координационные качества, среди которых одно из ведущих мест принадлежит точности движений [1-4].

Школьной программой по физической культуре предусмотрены разнообразные физические упражнения, качество усвоения которых зависит от уровня развития точности движений. Направленное формирование данной двигательной координации не только способствует более качественному усвоению программного материала по физической культуре, но и обеспечивает оптимальную двигательную активность.

Целью работы явилось исследование уровня развития точности движений у школьников младшего возраста, а также разработка эффективной методики ее формирования.

Организация процесса развития и совершенствования точности, как одной из базовых двигательных координаций, должно осуществляться в соответствии с ее основными разновидностями и проявлениями [2].

В исследовании приняли участие 56 учащихся 2-х классов: 29 школьников составили контрольную группу и 27 - экспериментальную. Уровень физической подготовленности определялся по следующим тестам: челночный бег - 30 м (с); бег с ускорением - 15 м (с); прыжок в длину с места толчком двух (м); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз).

Разработанная нами методика развития и совершенствования точности предусматривала выполнение каждого упражнения в соответствии с его формой и содержанием при понимании его структуры и эстетической значимости. Высокие требования к точности выполнения каждого двигательного акта предъявлялись детям при выполнении всех двигательных заданий: бега, разнообразных прыжков и подскоков, различных способов передвижения (ходьба на носках, выпадами, в полуприседе, скрестным шагом и т.д.).

В каждом двигательном акте расставлялись акценты, обращалось внимание детей на точное расположение звеньев тела в пространстве, необходимость передачи собственного настроения через соответствующее выражение лица, поощрялась выразительность, точность и артистичность движений. Наиболее старательное и четкое выполнение двигательных заданий оценивались отличными и хорошими оценками, отмечались перед строем; таким детям разрешалось называть игры, в которых принимал участие весь класс в конце основной части урока.

Большое внимание уделялось точности выполнения исходных и промежуточных положений для верхних и нижних конечностей, а также туловища. Детям ЭГ демонстрировались плакаты с основными исходными положениями для рук, ног, туловища; изображением различных стоек, упоров, приседов. Принимая любое исходное положение для выполнения физических упражнений, учитель обязательно обращал внимание на его соответствие с изображением на плакате.

Четкость выполнения исходных и конечных положений оценивалась наряду с выполнением самого двигательного задания. Это приучало учащихся к внимательному выполнению упражнений в целом, пониманию значимости каждой детали для качественного выполнения двигательного задания.

Акцентирование внимания детей на точном, качественном и четком выполнении всех элементов двигательного акта способствовало формированию у младших школьников художественного вкуса, эстетического восприятия физических упражнений, высокой требовательности к качеству выполнения каждого физического упражнения. На соревнованиях по общей физической подготовке второклассники ЭГ заметно отличались по эстетическому

компоненту, выразительности и одухотворенности движений, что было отмечено экспертной группой.

В содержание методики стимулируемого развития точности двигательных действий входили комплексы заданий с преимущественной направленностью на прирост показателей конкретной ее разновидности с учетом одновременного воздействия физической нагрузки на совершенствование других двигательно-координационных качеств, таких как ловкость, гибкость, равновесие и др. 7-10-летние дети могут научиться практически всем движениям, требующим высокой точности. К этому времени созревают физиологические механизмы двигательной координации, происходит интенсивное развитие пространственной ориентировки, улучшение восприятия тактильно-кинестетических раздражителей. Произвольные движения вызывают проприоцептивные ощущения, обусловливающие в значительной степени качество двигательных действий.

Значительное внимание уделялось разнообразию мышечной нагрузки, базирующейся в основном на школьной программе по физическому воспитанию учащихся. Широкое использование разнообразных вариантов физических упражнений, содержащихся в школьной программе путем использования различных условий и способов их выполнения, внедрение творческих заданий, приучающих занимающихся к конструированию новых моделей уже изученных физических упражнений, активизировало их двигательную деятельность, стимулировало реализацию резервных возможностей.

Для формирования пространственно-временных параметров точности школьники младшего возраста выполняли броски набивного мяча. При этом им предлагалось использовать различные варианты выполнения двигательных заданий: из положения седа на полу, из глубокого выпада, из приседа, сидя спиной вперед, лежа на спине и др. Для совершенствования данного проявления точности использовались двигательные задания для закрепления навыков изменения направления движения, дифференцирования мышечных усилий, что стимулировало познавательные способности. Например, лазание по гимнастической стенке одноименным и разноименным способами усложнялось за счет следующих вариантов: перемещение не только по вертикали, но и по диагонали, с разной скоростью, изменяя темп и направление движения по сигналу учителя; то же с закрытыми глазами, спиной к гимнастической стенке и т. д.

Степень точности оценки пространственно-временных параметров определяет оптимальный темп движения, рациональное распределение усилий во времени. Точность воспроизведения движений по пространственно-временным параметрам развивалась с помощью системы упражнений, качество выполнение которых оценивалось по объективным критериям, понятным и доступным занимающимся, что обеспечивало наличие обратной связи и позволило управлять процессом обучения. Среди используемых методов и методических приемов значительное внимание уделялось формированию навыков временного и пространственного восприятия двигательного задания: например, преодолеть отрезок дистанции за указанное время; сравнить планируемое время с фактическим результатом; преодолеть дистанцию с изменением скорости на разных ее отрезках; сопоставить фактическое время с заданным и т.д.

Формирование навыков пространственного восприятия осуществлялось с использованием системы различных заданий, позволяющих контролировать направление, амплитуду, траекторию движений. В зависимости от возраста и подготовленности учащихся создавались различные условия обучения. В младших классах точность воспроизведения движений по пространственно-временным параметрам формировалась в облегченных условиях, например, выполнение двигательного задания на наклонной плоскости сверху-вниз (кувырок вперед или назад; выполнение последнего шага перед отталкиванием в прыжке в длину с использованием гимнастического мостика и т.д.). По мере усвоения физических упражнений условия их выполнения усложняются.

В основной части урока физической культуры дети выполняли серии прыжков в длину с места на точность приземления. Для объективной оценки выполнения двигательного

задания использовалась система специальных разметок, зрительных и слуховых ориентиров. Так, на месте приземления (на гимнастических матах) наносился квадрат, размером 50х50 см. При точном приземлении раздавался свисток, подтверждающий качество выполнения двигательного действия. При выполнении прыжков на открытой площадке, квадрат заданного размера изготавливался из белой плотной тесьмы и закреплялся по краям ямы для прыжков. Точность приземления подтверждалась громким хлопком ладоней учителя или ударом баскетбольного мяча об опору.

Для развития пространственно-силовых характеристик двигательных действий на уроках физической культуры, а также при использовании других форм организации занятий (утренняя гимнастика, динамическая пауза, самостоятельные занятия в свободное время, домашние задания по физической культуре) школьники выполняли специальные физические упражнения, направленные на развитие и совершенствование точности движений по пространственно-силовым параметрам.

Для подготовки к выполнению прыжка в длину с разбега дети выполняли серию прыжков на месте, с продвижением вперед, с дополнительными движениями руками, поворотами на 45° и 90°; приземление осуществлялось в специальные разметки. Прыжки выполнялись с различной скоростью, от максимально замедленных, доступных данному возрасту, что давало возможность целенаправленно формировать ориентировку по временным параметрам двигательных действий.

Пространственно-силовая точность движений формировалась также при метании меча в горизонтальную и вертикальную цель с места и с разбега. Школьники также выполняли двигательные задания с различной амплитудой, скоростью, с использованием различных ориентиров (кругов, треугольников, квадратов); с открытыми и закрытыми глазами в медленном, среднем и быстром темпе. При этом широко применялись игровые задания, создавались игровые ситуации, соревновательные моменты, что способствовало активизации интеллектуальной и мышечной деятельности; использовались условия для формирования творческого подхода к выполнению заданий.

Школьникам предлагалось найти собственный вариант решения двигательной задачи: использовать новое исходное положение, другие дополнительные движения, способы контроля за точностью двигательного действия и др. Такие методические приемы активизировали деятельность занимающихся, стимулировали индивидуальную мышечную работу, нацеливали на самовыражение, лучшее познание своей индивидуальности, природных задатков и возможностей.

Точность дифференцирования мышечных усилий развивалась при использовании следующих упражнений: метание малого мяча на дальность с постепенным увеличением расстояния для перемещения мяча; из положения сидя метание набивного мяча из-за головы;

- подтягивание на перекладине из положения лежа;

- лазанье по наклонной гимнастической скамейке, по канату;

- выполнение серии прыжков со скакалкой и др.

Точность движений тела и его отдельных звеньев в ответ на внешний раздражитель развивалась путем применения направленных двигательных действий:

- лазанье по канату с выполнением каждой фазы двигательного действия по определенному сигналу учителя;

- выполнение различных видов ходьбы: по одному хлопку - строевой шаг, два хлопка - ходьба на носках, три хлопка - ходьба в полуприседе, свисток - ходьба выпадами и др.

Точность баллистических движений формировались в процессе выполнения упражнений с мячом.

- бросок малого мяча в середину катящегося обруча; в середину обруча, перебрасываемого двумя партнерами;

- метание малого мяча в вертикальную цель на разной высоте: на высоте 1 м, 1,5 м и 2

м;

- из положения седа ноги врозь броски набивного мяча (1 кг) по разной траектории: низкой, средней и высокой и др.;

Любое физическое упражнение имеет конкретные пространственные, временные и силовые параметры, правильное выполнение которых обеспечивает его качество. Адекватное восприятие и воспроизведение двигательного акта свидетельствует об определенном уровне развития точности - одной из базовых двигательных координаций.

Для формирования точности на уроках физической культуры в начальных классах в каждой части урока проводились подвижные игры, игровые и соревновательные моменты с акцентированием на красоту и выразительность выполнения двигательных действий. Все задания давались в игровой форме, при этом подчеркивалась эстетическая сторона двигательных действий, что формировало привычку к четкому выполнению физического упражнения.

В конце педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики физической подготовленности по тем же тестам. Анализ полученных результатов показал, что уровень физической подготовленности повысился как в КГ, так и в ЭГ. Однако в ЭГ более значимым был прирост результатов по всем вилам контрольных упражнений, кроме челночного бега. Так, в КГ результаты прыжка в длину с места улучшились на 8,3 %, в ЭГ - на 15,8 % (р<0,05); подтягивание из виса лежа на перекладине результаты улучшились в КГ на 7,9 %; в ЭГ - 16,7 % (р<0,05). При выполнении наклона из стойки на гимнастической скамейке показатели гибкости в КГ улучшились на 6,9 %, в ЭГ - на 17,9% (р<0,05).

Повторное тестирование для выявления характера изменения показателей точности в КГ и ЭГ позволило выявить более высокие темпы прироста данной двигательной координации у занимающихся ЭГ, по сравнению с КГ. Так, если точность баллистических движений в КГ возросла на 6,9 %, то в ЭГ - на 24,1 %. Точность воспроизведения пространственно-временных параметров движений в КГ увеличилась - на 5,8 %, в ЭГ - на 19,5% (р<0,05), соответственно. Подобная тенденция улучшения показателей точности двигательных действий выявлена и по другим ее проявлениям: точности воспроизведения пространственно-силовых параметров движений и реакции движений на внешний раздражитель.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что направленное развитие точности двигательных действий способствует не только повышению двигательной активности, уровня физической подготовленности, но и более качественному усвоению структуры двигательных действий, позволяющей ребенку в полной мере реализовать его природный двигательный потенциал.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Назаренко, Л. Д. Место и значение точности как двигательно-координационного качества / Л.Д. На-заренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 2. - С. 30-35.

3. Назаренко, Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л.Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 259 с.

4. Назаренко, Л.Д. Тестирование точности у учащихся младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Л.Д. Назаренко, Е.Е. Фунина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2006. - № 1. - Режим доступа к журн. : http : //www. kamgifk. ru/magazin/j ournal. htm

Literature

1. Balsevich, V.K. Ontokineziology of human / V.K. Balsevich. - M. : Theory and Practice of Physical Culture, 2000. - 275 p.

2. Nazarenko, L.D. The place and importance of accuracy as the motor-coordinational quality / L.D. Nazaren-ko // Physical Culture : upbringing, education, training. - 2001. - № 2. - P. 30-35.

3. Nazarenko, L.D. Means and methods of motor coordination development / L.D. Nazarenko. - M. : Theory and Practice of Physical Culture, 2003. - 259 p.

4. Nazarenko, L.D. Testing the accuracy of pupils at the primary school age [electronic resource] / L.D. Nazarenko, E.E. Funing // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport. - 2006. - № 1. - Mode of access to the journal : http://www.kamgifk.ru/magazin/journal.htm.

Статья напечатана при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг). Мероприятие 1» - ««Физическая культура и спорт - средство физического, духовно-нравственного развития школьников и учащейся молодежи».

Статья поступила в редакцию 27.03.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.