Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования гибкости у занимающихся тхэквондо'

Педагогические условия формирования гибкости у занимающихся тхэквондо Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
397
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТХЭКВОНДО / TAEKWONDO / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING / ГИБКОСТЬ / FLEXIBILITY / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ / TECHNIQUE OF DEVELOPMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зарипов Р.В., Перфильева Н.П.

Гибкость, как одна из ведущих двигательных координаций в технико-тактической подготовке тхэквондистов, обеспечивает необходимую амплитуду двигательных действий, определяет характер пространственно-временных и пространственно-силовых параметров технических приемов. Результаты педагогического эксперимента показали необходимость организации педагогических условий, обеспечивающих прирост показателей гибкости у занимающихся тхэквондо. Среди основных условий, влияющих на повышение уровня исследуемой двигательной координации, ведущим является использование разнообразных физических упражнений в их рациональной последовательности, способствующих постепенному увеличению мышечной нагрузки. Наличие конкретных задач обучения и тренировки определяют выбор средств и методов повышения уровня гибкости, что предъявляет требования к планированию содержания каждого тренировочного занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зарипов Р.В., Перфильева Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FLEXIBILITY FORMATION OF THE INVOLVED IN TAEKWONDO

Flexibility as a leading motor coordination in the technical and tactical training taekwondo athletes ensures the necessary amplitude of motor actions, defines the nature of spatial-temporal and spatial-power parameters of technique. The results of pedagogical experiment showed the need for the organization of pedagogical conditions, which provide the growth in flexibility indices of the engaged in taekwondo. Among the main conditions which affect the improvement of the motor coordination level, the leading is the usage of a variety of physical exercises in their rational sequence, contributing to gradual increase of muscular load. The presence of specific tasks of learning and training determine the choice of means and methods to increase the level of flexibility that makes demands on the planning of the content of each training class.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования гибкости у занимающихся тхэквондо»

УДК 796.8

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКОСТИ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТХЭКВОНДО

Р.В. Зарипов - аспирант Н.П. Перфильева - доктор биологических наук, профессор Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова Ульяновск

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FLEXIBILITY FORMATION OF THE

INVOLVED IN TAEKWONDO

R.V. Zaripov - postgraduate student N.P. Perfilieva - Doctor of Biological Sciences, professor Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov

Ulyanovsk

e-mail: zarip-85@,mail. ru

Ключевые слова: тхэквондо, технико-тактическая подготовка, гибкость, методика развития, педагогические условия, физическая подготовленность

Аннотация. Гибкость, как одна из ведущих двигательных координаций в технико-тактической подготовке тхэквондистов, обеспечивает необходимую амплитуду двигательных действий, определяет характер пространственно-временных и пространственно-силовых параметров технических приемов. Результаты педагогического эксперимента показали необходимость организации педагогических условий, обеспечивающих прирост показателей гибкости у занимающихся тхэквондо. Среди основных условий, влияющих на повышение уровня исследуемой двигательной координации, ведущим является использование разнообразных физических упражнений в их рациональной последовательности, способствующих постепенному увеличению мышечной нагрузки. Наличие конкретных задач обучения и тренировки определяют выбор средств и методов повышения уровня гибкости, что предъявляет требования к планированию содержания каждого тренировочного занятия.

Key words: taekwondo, technical and tactical training, flexibility, technique of development, pedagogical conditions, physical training.

Abstract. Flexibility as a leading motor coordination in the technical and tactical training taekwondo athletes ensures the necessary amplitude of motor actions, defines the nature of spatial-temporal and spatial-power parameters of technique. The results of pedagogical experiment showed the need for the organization of pedagogical conditions, which provide the growth in flexibility indices of the engaged in taekwondo. Among the main conditions which affect the improvement of the motor coordination level, the leading is the usage of a variety of physical exercises in their rational sequence, contributing to gradual increase of muscular load. The presence of specific tasks of learning and training determine the choice of means and methods to increase the level of flexibility that makes demands on the planning of the content of each training class.

Современный уровень технико-тактической подготовки занимающихся тхэквондо предъявляет более высокие требования к надежности и стабильности спортивного мастерст-

ва, что обусловливает повышение интенсивности и объема тренировочных нагрузок. Тхэквондо относится к ударным видам контактного единоборства и характеризуется жестким ведением поединка в высоком темпе. Это предъявляет высокие требования к физической, технико-тактической и функциональной подготовленности спортсменов.

Оптимальный уровень физической подготовленности занимающихся тхэквондо для каждого конкретного этапа спортивной подготовки обеспечивается соответствующими показателями развития мышечной силы, быстроты, ловкости, гибкости, равновесия и других дви-гательно-координационных качеств как базы для специальной и технико-тактической подготовки.

Гибкость, как одна из ведущих двигательных координаций, обеспечивает необходимую амплитуду двигательных действий, что определяет характер пространственно-временных и пространственно-силовых параметров технических приемов (Л.Д. Назаренко, 2001).

Целью данной работы является выявление педагогических условий, способствующих развитию гибкости у занимающихся тхэквондо.

Задачи:

1. Теоретическое обоснование значимости развития гибкости в тхэквондо.

2. Экспериментальная проверка целесообразности учета педагогических условий, влияющих на повышение уровня показателей гибкости.

Анализ специальной литературы показал, что оптимальный уровень гибкости определяет способность спортсмена, без существенного мышечного напряжения, выполнять наклоны и взмахи необходимой амплитуды; достигать эффективных показателей растяжимости мышечных и соединительных тканей [1-6]. Достаточно высокие индивидуальные показатели гибкости для данного этапа спортивной подготовки свидетельствуют о хорошем физическом состоянии организма.

Многие авторы относят гибкость к физическим качествам, наряду с мышечной силой, быстротой и выносливостью, что обусловлено влиянием на проявление данного качества состояния возбуждения и растяжимости мышц под воздействием импульсации мотонейронов; степени мышечно-суставной чувствительности, психоэмоционального состоянии и других факторов. Следовательно, одним из педагогических условий успешного развития гибкости занимающихся тхэквондо является обеспечение положительного психоэмоционального состоянии.

Под воздействием планомерной, целенаправленной мышечной нагрузки в организме осуществляются соответствующие морфологические, биохимические и физиологические процессы, способствующие улучшению показателей двигательно-координационных качеств, в том числе гибкости. В зависимости от целевой установки и конкретных задач обучения тренировки, определяющих выбор конкретных средств и методов, повышение уровня гибкости будет различным.

Качественные стороны двигательной деятельности: мышечная сила, быстрота, выносливость, ловкость, точность, гибкость и другие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как отмечает Л.Д. Назаренко, 2001, - развитие силовых качеств сопровождается повышением показателей гибкости, но по мере их прироста возрастает мышечное напряжение, необходимое для растягивания мышц и связок, что обусловливает ухудшение гибкости

Для проверки целесообразности учета данных педагогических условий, влияющих на прирост показателей гибкости у занимающихся тхэквондо, нами был проведен педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие 28 спортсменов-тхэквондистов массовых разрядов 17-19 лет. Были организованы две группы: контрольная (КГ) - 13 человек и экспериментальная (ЭГ) - 15 человек.

Перед проведением педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления исходного уровня физической подготовленности по следующим тестам:

- бег на 30м (с);

- челночный бег 6х5м (с);

- прыжок в длину с места (см);

- наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке (см);

- подтягивание в висе на перекладине (количество раз);

- метание набивного мяча (1 кг) правой и левой рукой (см).

Обработка материалов исследования не выявила существенных различий по уровню физической подготовленности занимающихся КГ и ЭГ (р>0,05).

Исходный уровень развития гибкости определялся по следующим критериям:

Наклон вперед из положения сидя на полу:

5 баллов - наклон вперед из положения сидя на полу (касание руками пола за носками прямых ног);

4 балла - касание руками носков прямых ног;

3 балла - касание руками ступней прямых ног;

2 балла - касание руками ступней слегка согнутых ног;

1 балл - касание руками ступней сильно согнутых ног;

Наклон назад (мост):

5 баллов - расстояние между кистями рук и ступнями - в 40см;

4 балла - в 50см;

3 балла - в 60см;

2 балла - в 65см;

1 балл - в 70см;

- взмах правой (левой) ногой, стоя на опорной ноге;

Величина угла в тазобедренном суставе оценивалась:

5 баллов - 45°;

4 балла - 40°;

3 балла - 35°;

2 балла - 30°;

1 балл - ниже 30°.

Обработка материалов исследования не выявила существенных различий по уровню развития гибкости у занимающихся КГ и ЭГ (р>0,05).

Занятия в КГ проводились по программе спортивного совершенствования, утвержденной кафедрой спортивных дисциплин. В ЭГ - уделялось большое внимание учету педагогических условий, способствующих развитию гибкости. Спортсменам разъяснялось значение оптимальных показателей гибкости для усвоения рациональной техники приемов ведения поединка; важность тщательного разогревания работающих мышечных групп.

На каждой тренировке ставились конкретные цели и задачи по достижению необходимого уровня гибкости; анализировались специальные упражнения и способы их выполнения для прироста показателей данной двигательной координации; определялось время реализации задач повышения ее уровня.

Включение в содержание учебно-тренировочного процесса системы подвижных игр и игровых моментов, направленных на улучшение гибкости, не только способствовало приросту показателей исследуемой координации, но и повышению психоэмоционального состояния, формированию чувства удовлетворенности от тренировочных занятий, что создавало дополнительные возможности для прироста гибкости.

В процессе занятий внимание спортсменов обращалось на рациональную последовательность используемых физических упражнений. После двигательных действий, направленных на разогревание мышц и суставно-связочного аппарата, выполнялись двигательные задания для прироста показателей скорости, ловкости, равновесия, мышечной силы, а затем для развития гибкости.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики уровня физической подготовленности, результаты которого показали, что улучшение показателей произошло в обеих группах, КГ и ЭГ, однако в ЭГ они оказались более высокими. Так, в КГ результаты выполнения прыжка в длину с места воз-

росли с 240,3±14,1 см. до 248,5±17,8 см; в ЭГ, соответственно, с 236,4 ±15,6 см. до 252,3±10,9 см. Результаты выполнения прыжка в высоту с места в КГ улучшились с 47,19±2,35 см. до 49,84±3,01 см; в ЭГ, соответственно, с 47,25±3,09 см. до 51,12±0,27 см. В беговых видах контрольных упражнений прослеживается лишь тенденция к улучшению показателей в ЭГ (р>0,05).

Показатели гибкости при выполнении наклона вперед из положения сидя на полу улучшились в КГ на 7,2%, в ЭГ, соответственно, на 11,6% (р<0,05).

Результаты выполнения наклона назад в КГ возросли на 6,9 %, в ЭГ, соответственно, на 12,8 % (р<0,05). Увеличение показателей гибкости при выполнении взмаха правой (левой) ногой улучшились в КГ - на 5,85%, в ЭГ, соответственно, на 12,3% (р<0,05).

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали необходимость организации педагогических условий, обеспечивающих прирост показателей гибкости занимающихся тхэквондо. Среди основных условий, влияющих на повышение уровня исследуемой двигательной координации, ведущим является использование разнообразных физических упражнений, способствующих постепенному увеличению мышечной нагрузки. Наличие целевой установки и конкретных задач обучения и тренировки определяют выбор средств и методов повышения уровня гибкости, что предъявляет требования к планированию содержания каждого тренировочного занятия.

Важную роль имеет также определение места и времени развития гибкости на каждом учебно-тренировочном занятии. Эффективность методики формирования гибкости у занимающихся тхэквондо существенно зависит от использования системы педагогических воздействий, направленных на решение конкретных задач обучения и тренировки.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. -М. : Медицина, 1966. - 166 с.

3. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовленности спортсменов / Ю.В. Вер-хошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 331с.

4. Лях, В.И. Теория управления двигательными действиями по Н.А. Бернштейну / В.И. Лях // Физкультура в школе. - 2006. - № 6. - С. 6-10.

5. Назаренко, Л. Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л. Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2001. - 332с., с ил.

6. Назаренко Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций : монография / Л. Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с., с ил.

Literature

1. Balsevich, V.K. Human Ontokineziology / V.K. Balsevich. - M. : Theory and Practice of Physical Culture, 2000. - 275 p.

2. Bernshtein, N.A. Essays on the physiology of motions and physiology of activity / N.A. Bernshtein. - M. : Medicine, 1966. - 166 p.

3. Verhoshansky, Yu.V. Fundamentals of special physical preparedness of athletes / Yu.V. Verhoshansky. -M. : Physical Culture and Sport, 1988. - 331 p.

4. Lyakh, V.I. Theory of motor actions control on N.A. Bernshtein / V.I. Lyakh // Physical Culture at school. - 2006. - No. 6. - P. 6-10.

5. Nazarenko, L.D. The development of motor-coordination qualities as a factor of health improvement of children and adolescents / L.D. Nazarenko. - M. : Theory and Practice of Physical Culture, 2001. - 332 p., with ill.

6. Nazarenko, L.D. Means and methods of development of motor coordination : the monograph / L.D. Nazarenko. - M. : Theory and Practice of Physical Culture, 2003. - 258 p., with ill.

Статья поступила в редакцию 29.04.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.