Научная статья на тему 'Тестирование точности у учащихся младшего школьного возраста'

Тестирование точности у учащихся младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
970
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТОЧНОСТИ / ACCURACY LEVEL DEVELOPMENT / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / PHYSICAL EXERCISES / ТОЧНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ МЫШЕЧНЫХ УСИЛИЙ / DIFFERENT MUSCLES FORCES ACCURACY / КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ / MOTOR COORDINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Назаренко Л. Д., Фунина Е. Е.

Целью данной работы явилось разработка тестов для определения уровня развития точности по ее основным разновидностям и проявлениям у учащихся младшего школьного возраста. Рассмотрен ряд тестов, таких, как тест точности по пространственно-силовым параметрам, тест для определения точности дифференцирования мышечных усилий в конкретной ситуации, тест для определения уровня развития точности движений в ответ на внешний раздражитель, тест на точность баллистических движений, тест на точность манипулирования в пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY SCHOOL CHILDREN ACCURACY TESTING

The main idea of this work was primary school children accuracy accuracy level tests creation and appearance. Many kinds of tests were learned such as accuracy test about force and space parameters, different muscles forces accuracy, development motor level of accuracy to stimulus, ballistic activity test, accuracy space manipulation.

Текст научной работы на тему «Тестирование точности у учащихся младшего школьного возраста»

«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камского государственного института физической культуры Рег.№ Эл №ФС77-27659 от 26 марта 2007г

№1 (1/2006)

УДК 796.012.32

ТЕСТИРОВАНИЕ ТОЧНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

доктор педагогических наук, профессор Назаренко Л.Д.,

ассистент кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека

Фунина Е.Е.

Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова г.Ульяновск

PRIMARY SCHOOL CHILDREN ACCURACY TESTING

L.D. Nazarenko, Dr., Prof.

E.E. Funina, Assistant of anatomy and physiology and regimen department Ulianovsk State Pedagogical University named after I.N. Lenin

Ulianovsk

Ключевые слова: уровень развития точности, младший школьный возраст, физические упражнения, точность дифференцирования мышечных усилий, координация движений

Аннотация. Целью данной работы явилось разработка тестов для определения уровня развития точности по ее основным разновидностям и проявлениям у учащихся младшего школьного возраста. Рассмотрен ряд тестов, таких, как тест точности по пространственно-силовым параметрам, тест для определения точности дифференцирования мышечных усилий в конкретной ситуации, тест для определения уровня развития точности движений в ответ на внешний раздражитель, тест на точность баллистических движений, тест на точность манипулирования в пространстве.

Key words: accuracy level development, primary school children, physical exercises, different muscles forces accuracy, motor coordination

Summary: The main idea of this work was primary school children accuracy accuracy level tests creation and appearance. Many kinds of tests were learned such as accuracy test about force and space parameters, different muscles forces accuracy, development motor level of accuracy to stimulus, ballistic activity test, accuracy space manipulation.

Приведена диаграмма темпов прироста точности движений в контрольной и экспериментальной группах мальчиков. Педагогическая технология по развитию точности

двигательных действий у школьников младшего возраста с использованием предложенных авторами тестов для определения уровня формирования данной двигательной координации показала ее эффективность и целесообразность. Тесты позволили получить объективные данные, что дает возможность их рекомендовать для дальнейшего исследования в процессе совершенствования данной двигательной координации.

Эффективность физических упражнений существенно зависит от уровня развития точности выполнения элементов двигательного акта. Каждое движение выполняется при соблюдении конкретных требований к точности пространственно-временных, пространственно-силовых параметров, точности дифференцирования мышечных усилий и т.д. В связи с этим необходимо уточнение структурного содержания данной двигательной координации, что позволит направленно развивать и совершенствовать точность выполняемых физических упражнений в соответствии с их основными параметрами.

Специальные исследования [1-7 и др.] показали, что данная двигательная координация имеет сложное содержание и выявление ее конкретных разновидностей позволяет разработать специальную методику развития и совершенствования каждого проявления точности, включающую в свое содержание различные средства, методы и методические приемы обучения при соответствующих условиях организации занятий.

Целью данной работы явилось разработка тестов для определения уровня развития точности по ее основным разновидностям и проявлениям у учащихся младшего школьного возраста. Цель реализована при решении конкретных задач:

- разработать тесты для определения уровня развития точности у учащихся младшего школьного возраста;

- выявить эффективность и обоснованность предлагаемых тестов, а также их воспроизводимость и надежность.

Младший школьный возраст предъявляет особые требования к организации и проведению уроков физической культуры, призванных заложить базу основных двигательных действий, сформировать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями; навыки контроля и самоконтроля за качеством выполнения двигательных действий, что невозможно без развития точности физических упражнений, соответствующих данному возрасту. Закладывая культуру движений с первых лет обучения в школе, учитель получает возможность в дальнейшем более успешно управлять процессом физического развития школьников, решать комплекс задач по укрепления здоровья, всестороннему гармоничному развитию, приобщая к здоровому образу жизни.

Нами предлагаются тесты для определения уровня развития точности по ее следующим основным разновидностям:

- воспроизведение движений по пространственно-силовым параметрам;

-воспроизведение движений по пространственно-временным параметрам;

- дифференцирование мышечных усилий в конкретной ситуации;

- движения в ответ на внешний раздражитель;

- манипулирование предметами в пространстве;

- точность баллистических движений.

В младшем школьном возрасте дети усваивают рациональные основы естественных двигательных действий, от уровня усвоения, которых зависит эффективность обучения физическим упражнениям.

Для выявления уровня развития точности по пространственно-силовым параметрам нами предложен следующий тест: ученик становится на исходную черту перед линией с пятью отрезками, каждый из которых имеет длину 30 см. Стоя боком к стенке, на которой на высоте 10 см прикреплена полоска яркой цветной бумаги, школьник выполняет толчком двух, прыжок вверх прогнувшись на высоту 10 см. Ученик должен повторить три прыжка вверх на заданную высоту.

Критерии оценки: 5 баллов - отклонение от указанной высоты на 1 см ниже линии, при полном выпрямлении тела, энергичном взмахе руками в момент отталкивания и зрительном контроле за характером выполнения двигательного действия; 4 балла -расхождение с амплитудой контрольного прыжка на 1-2 см выше или ниже цветной линии; недостаточно прямое положение тела; отставание или некоторое опережение движений рук в момент отталкивания; недостаточный зрительный контроль за местом приземления;3 балла - выпрыгивание выше или ниже указанной черты более чем на 2 см; недостаточно выпрямленное тело, отсутствие согласования движений рук и ног при отталкивании, слабый зрительный контроль.

Тест для выявления уровня точности движений по пространственно-временным параметрам двигательных действий. Школьник становится у стартовой черты на линии с тремя разметками, каждая из которых находится на расстоянии 30 см друг от друга. Через каждые 3 сек. ученик по команде учителя выполняет три прыжка толчком двух с приземлением носками на разметку. Оценивается точность приземления и длительность выполнения каждого прыжка.

Критерии оценки: 5 баллов - приземление на отметку с точностью ±2 см и с указанной скоростью не более 1 сек. (время определяется по секундомеру);

4 балла - точность приземления на отметку в пределах не более 3 см, с отставанием или опережением интервала времени не более 1,5 сек; 3 балла - точность приземления на отметку с отклонением не более 5 см и временной точностью не более 2 сек.

Тест для определения точности дифференцирования мышечных усилий в конкретной ситуации. Стоя у стартовой черты, школьник, удерживает двумя руками набивной мяч весом 1 кг и по сигналу учителя выполняет три прыжка вперед одинаковой высоты, приземляясь на финишную черту. Оценивается степень проявления точности дифференцирования мышечных усилий при выполнении двигательного задания, а также слитность и плавность двигательного действия. Критерии оценки: 5 баллов - точность выпрыгивания от заданной высоты с отклонением не более 1-1,5 см; без пауз, явных ускорений или замедления;

4 балла - высота выпрыгивания отличается от заданной в пределах 1,5 - 2 см, при незначительных паузах после очередного приземления, без резких движений;3 балла -высота прыжка отличается от заданной в пределах 2-2,5 см при явной остановке перед выполнением следующего прыжка и нарушении ритма движений.

Тест для определения уровня развития точности движений в ответ на внешний раздражитель. Ученик стоит у стартовой линии. Слева от него нарисован мелом зигзаг длиной 5 м, напротив - круг диаметром 5 см, справа - равносторонний треугольник с длиной одной стороны 2 м. В зависимости от сигнала учителя, учащиеся выполняет:

- по свистку - бег по линии - «зигзаг»;

- по хлопку - бег по кругу;

- по сигналу голосом - по периметру треугольника.

Оценивается скорость выполнения двигательного задания, точность повторения формы каждой фигуры, темп и ритм движений.

Критерии оценки: 5 баллов - начало выполнения действий не позже чем через 0,5 сек. после сигнала; отсутствие заступов за черту фигуры, при сохранении темпа и ритма двигательных действий;4 балла - начало выполнения задания в пределах 0,5 - 1,0 сек; 1-2 заступа от указанной границы фигуры; незначительное нарушение темпа и ритма движений; 3 балла - начало выполнения двигательного действия в пределах 1,0-1,5 сек; три заступа по границе фигуры, существенное нарушение темпа и ритма движений.

Точность баллистических движений. Из седа ноги врозь на расстоянии 5 м до стены на которой нарисованы три круга диаметром 1 м. Первый круг на высоте - 30 см, второй круг на высоте - 100 см, третий круг - 170 см. По сигналу учителя ученик бросает набивной мяч весом 1 кг по очереди в первый, второй и третий круг. Оценивается

точность оптимальной амплитуды броска набивного мяча, точность попадания в круг, слитность выполнения двигательного действия. Критерии оценки: 5 баллов - попадание в центр круга, отсутствие чрезмерного напряжения при выполнении двигательного задания, оптимальная высота амплитуды полета мяча; 4 балла - попадание в середину круга, несколько завышенная амплитуда полета мяча, резкий характер движений; 3 балла - попадание мяча на линию круга, высокая амплитуда полета мяча, предварительная подготовка перед выполнением движения.

Для определения точности манипулирования в пространстве применялся следующий тест. Из положения выпада на правой (левой), ученик жонглирует двумя теннисными мячами в течение заданного времени. Оценивается точность амплитуды подбрасывания мячей, обеспечивающей правильное выполнение двигательного задания, уверенное сохранение заданной позы, осанки.

Критерии оценки: 5 баллов - жонглирование теннисными мячами в течение 30 сек без потери мяча, рациональное расположение звеньев тела.

4 балла - жонглирование мячами в течение 25 сек, при сохранении осанки с незначительной потерей темпа и ритма движений.

3 балла - жонглирование в течение 20 сек, незначительное покачивание плечами, заметный сбой темпа и ритма движений.

Данные тесты были апробированы в процессе проведения педагогического эксперимента, в котором приняли участие школьники 2-3 классов (8-9 лет). Тестирование было организовано в виде соревнований; дети получили четкие объяснения, направленные на усвоение каждого из основных положений тела и его отдельных звеньев, что способствовало усвоению привычки к четкому выполнению двигательного задания и формированию культуры движений

По результатам тестирования были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 23 человека. По показателям точности двигательных действий, в контрольной и экспериментальной группах существенных различий не было (р<0,05). В контрольной группе - проводились уроки физической культуры, в соответствии с государственной образовательной программой. В экспериментальной группе - в подготовительной, основной и заключительной частях урока физической культуры предлагались упражнения, способствующие формированию точности пространственно-временных; пространственно-силовых параметров движений, точности в ответ на внешний раздражитель, точности баллистических движений и точности манипулирования предметами. Так, в подготовительной части занятий дети

учились соизмерять шаги в соответствии с предложенной разметкой, при этом двигательные задания постепенно усложнялись.

В течение первых двух недель занимающиеся экспериментальной группы выполняли ходьбу по равномерно нанесенной разметке по одной линии, на расстоянии 30 см. Усложнение двигательных заданий обеспечивалось включением различных видов ходьбы: на носках, в полуприседе, выпадами, скрестным шагом, приставным шагом. Кроме того, разметка наносилась неравномерно: 3 разметки располагались на расстоянии 30 см друг от друга, четвертая - на расстоянии 50 см. Использовались также разные виды направлений: по прямому и косому направлению, по кругу. Учащимся экспериментальной группы предъявлялись повышенные требования к точности выполнения движений тела и его отдельных звеньев, например: наклон вперед - строго до горизонтального положения, которое контролировалось с помощью использования зеркала. В качестве зрительного контроля применялись рейки гимнастической стенки, например, линия наклона туловища, вперед должна совпадать с положением третей рейки и т.д.

При выполнении двигательных заданий в парах качество выполнения упражнений контролировалось также самими учащимися при выполнении двигательных заданий в парах. Применялись приемы стимулирования эффективного использования упражнений, так школьнику, лучше всех выполнившему упражнения, предоставлялось право выбора подвижной игры в основной или заключительной частях урока. Ученик мог быть также капитаном команды, судьей, помощником учителя.

Большое внимание уделялось точному выполнению основных и промежуточных положений верхних и нижних конечностей. Например, принимая положение рук в стороны, внимание школьников обращалось на то, чтобы они составляли одну линию: ладони вниз, пальцы прижаты, лопатки соединены и т.д. Выполняя основную стойку, необходимо поставить пятки вместе, носки слегка врозь, руки опущены вниз, плечи развернуты; в стойке ноги врозь - ступни должны ставиться на ширине плеч. Данные двигательные задания формируют точность выполнения движений по пространственно-временным и пространственно-силовым параметрам.

Для развития точности движений в ответ на внешний раздражитель школьники экспериментальной группы выполняли упражнении точно на звуковой сигнал, характер которого определял содержание двигательного действия, при этом оценивалась не только скорость реагирования, но и качество выполнения задания.

Для формирования точности баллистических движений дети выполняли разнообразные передачи мяча, при этом обращалось внимание на зависимость качества упражнения от траектории полета мяча. Учащиеся приобретали навыки самостоятельного

выбора оптимальной траектории полета мяча в зависимости от расстояния и высоты установленной мишени. Все двигательные задания проводились в игровой форме. Старательное отношение к заданиям поощрялось отличными и хорошими оценками.

В заключительной части урока использовались игры и соревновательные моменты, элементы подвижных игр, содержанием которых были двигательные действия, развивающие различные разновидности точности, которым уделялось внимание в подготовительной и основной частях урока. Содержание уроков физической культуры в экспериментальной группе отличалось большой динамичностью, насыщенностью упражнениями, способствующими формированию точности движений в соответствии с ее структурным содержанием, и носило ярко выраженный игровой характер. Это способствовало повышению эмоциональности уроков и большей их привлекательности для детей.

В конце учебного года были проведены повторные исследования с использованием тех же тестов. Результаты обработки материалов показали, что в контрольной и экспериментальной группах повысились темпы прироста показателей исследованных разновидностей двигательной координации, однако в ЭГ темпы прироста показателей точности были существенно выше, чем в КГ (р<0,05). Так, например темпы прироста показателей точности по пространственно-силовым параметрам в ЭГ составили - 37,70 %, тогда как в КГ - 14,8 %; по пространственно-временным параметрам темпы прироста в ЭГ

- составили 37,65 %, в КГ, соответственно - 7,16 % (рис. 1).

%

5

□ контр .группа до эксперимента

□ контр .группа после эксперимента ■ экспер. группа до эксперимента

□ экспер. группа после эксперимента

1 - точность дифференцирования пространственно-силовых параметров

2 - точность дифференцирования пространственно-временных параметров;

3 - точность движений в ответ на внешние раздражители;

4 - точность баллистических движений;

5 - точность манипулирования предметами в пространстве

2

3

4

5

1

Рис. 1. Темпы прироста точности движений в контрольной и экспериментальной

группах мальчиков

Таким образом, педагогическая технология по развитию точности двигательных действий у школьников младшего возраста с использованием предложенных нами тестов для определения уровня формирования данной двигательной координации показала ее эффективность и целесообразность. Тесты позволили получить объективные данные, что дает возможность их рекомендовать для дальнейшего исследования в процессе совершенствования данной двигательной координации.

Литература:

1. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К.Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Булкин, В.А. Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности /

B.А.Булкин, Е.В.Попова, Е.В.Сабурова // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 3. -

C. 44-46.

3. Гожин, В.В. Вариативность и двигательные способности / В.В.Гожин, А.А.Шалманов. - М.:МНПИ. - 1998. - 92 с.

4. Голомазов, С.В. Точность движений / С.В.Голомазов. - М.:ГЦОЛИФК, 1979. - 43 с.

5. Назаренко, Л. Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков: монография / Л. Д.Назаренко. - М.: Теория и практика физической культуры, 2001. -332 с., ил.

6. Назаренко, Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций: монография / Л.Д.Назаренко. - М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с., ил.

7. Карпеев, А.Г. Направления и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений / А.Г.Карпеев // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 9. - С.5-7.

Glossary:

1. Balsevich, V.K Men ontokinezoology / V.KBalsevich. - М.: Theory and practices of PC, 2000. - 275 p.

2. Bulkin VA., Popova Е-V., Saburova Е-V. Ballistic motor coordination test / VA.Bulkin, Popova, Saburova Е.У // Theory and practices of PC. - 1997. - № 3. - P. 44-46.

3. Gozhin, V.V. Variations and motor ability / Gozhin, V.V., Shalmanov А.А. - М.:М№1. - 1998. - 92 с.

4. Golomazov, S.V. Accuracy motor / Golomazov, S.V. - М.:GTSОLIFK, 1979. - 43 p.

5. Nazarenko, L.D. Motor coordinative quality development as teens and children sanitary factor: Monograph / Nazarenko L.D. - М.: Theory and practices of PC, 2001. - 332 p., pic.

6. Nazarenko, L.D. Methods and devices of motor coordination: Monograph / Nazarenko L.D. - М.: Theory and practices of PC, 2003. - 258 p., pic.

7. Karpeev, А^. Principle and direction of motor coordination of base activity / Karpeev А^. // Theory and practices of PC. - 1995. - № 9. -P.5-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

1. Ф.И.О. Назаренко Людмила Дмитриевна

2. Дата рождения 24.11.1939

3. Место работы Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

4. Должность зав. кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека

5. Ученая степень, ученое звание доктор педагогических наук, профессор

6. Паспорт 73 02 505833, выдан УВД Ленинского района, г. Ульяновска 8.05.02

7. ИНН 732503641450

8. № свидетельства пенсионного страхования 059-251-421-60

9. Почтовый адрес 432980 Ульяновск, Главпочтамт а/я 115

10. Контактный телефон (8422) 44 18 09; 44 08 30

11. Е-mail ulgpu @ mv.ru

1. Ф.И.О. Фунина Елена Евгеньевна

2. Дата рождения 29.01.1981

3. Место работы Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

4. Должность ассистент кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека

5. Ученая степень, ученое звание

6. Паспорт 73 01 405564, выдан УВД Засвияжского района г. Ульяновска 06.02.2002

7. ИНН 732 710 116 940

8. № свидетельства пенсионного страхования 059-251-877-88

9. Почтовый адрес 432066 Ульяновск, Отрадная 46-16

10. Контактный телефон (8422) 44 18 09; 61 19 61

11. Е-mail ulgpu @ mv.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.