Научная статья на тему 'Методика формирования точности движений при выполнении трудовых операций у токарей-станочников'

Методика формирования точности движений при выполнении трудовых операций у токарей-станочников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
234
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КООРДИНАЦИИ / MOTOR COORDINATION / ТОЧНОСТЬ / ACCURACY / РАЗНОВИДНОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЯ / ТОКАРИ-СТАНОЧНИКИ / TURNERS-MACHINE OPERATORS / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL PREPAREDNESS / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / MOTOR MEMORY / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING / ВНИМАНИЕ / ATTENTION / VARIETIES AND MANIFESTATIONS / CAPACITY TO WORK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фролов Е.В.

Организация двигательной деятельности будущих квалифицированных токарей-станочников, имеет направленный характер на формирование ведущей двигательной координации точности движений в соответствии с ее структурным содержанием, отражающей специфику их трудовой деятельности, что позитивно сказывается на здоровье рабочих и на качестве их труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMATION THE ACCURACY OF THE MOTION OF TURNERS-MACHINE OPERATORS IN PERFORMING LABOR OPERATIONS

The organization of motor activity of future skilled turners-machine operators, has directed nature on forming of leading motor coordination accuracy of the motions in accordance with its structured contents, reflecting specifics of their labor activity that positively affects the health of workers and the quality of their labour.

Текст научной работы на тему «Методика формирования точности движений при выполнении трудовых операций у токарей-станочников»

УДК 796.072.2

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРУДОВЫХ ОПЕРАЦИЙ У ТОКАРЕЙ-

СТАНОЧНИКОВ

Е.В. Фролов - кандидат педагогических наук, старший преподаватель Ульяновский государственный педагогический университет

Ульяновск

METHODS OF FORMATION THE ACCURACY OF THE MOTION OF TURNERS-MACHINE OPERATORS IN PERFORMING

LABOR OPERATIONS

E.V. Frolov - Candidate of Pedagogical Sciences, senior teacher Uliyanovsk State Pedagogical University Uliyanovsk

e-mail: frolov19 76@bk. ru

Ключевые слова: двигательные координации, точность, разновидности и проявления, токари-станочники, физическая подготовленность, двигательная память, работоспособность, творческое мышление, внимание

Аннотация. Организация двигательной деятельности будущих квалифицированных токарей-станочников, имеет направленный характер на формирование ведущей двигательной координации - точности движений в соответствии с ее структурным содержанием, отражающей специфику их трудовой деятельности, что позитивно сказывается на здоровье рабочих и на качестве их труда.

Key words: motor coordination, accuracy, varieties and manifestations, turners-machine operators, physical preparedness, motor memory, capacity to work, creative thinking, attention

Abstract. The organization of motor activity offuture skilled turners-machine operators, has directed nature on forming of leading motor coordination - accuracy of the motions in accordance with its structured contents, reflecting specifics of their labor activity that positively affects the health of workers and the quality of their labour.

Совершенствование профессионального образования направлено на подготовку квалифицированных рабочих, деятельность которых характеризуется многофункциональностью, что связано с определенным уровнем физической подготовленности, необходимостью постоянного улучшения физических кондиций. Отличительными чертами современного производства является мобильность и динамичность, высокие физические нагрузки, необходимость постоянного повышения профессиональных знаний, умений и навыков.

Одним из ведущих двигательно-координационных качеств, существенно влияющих на качество трудовых операций токаря-станочника, является точность движений при оптимальном развитии других качественных сторон двигательной деятельности. В процессе трудовой деятельности рабочему приходится выполнять разнообразные движения, обусловленные характером трудовых операций, что создало предпосылки для учета особенностей структурного содержания данной двигательной координации и выбора физических упражнений в соответствии с основными разновидностями точности, проявляемыми в данной производственной деятельности.

Целью данной работы является разработка методики развития точности движений токаря-станочника, проявляемой при выполнении соответствующих трудовых действий.

Задачи работы:

1. Теоретическое обоснование целесообразности разработки методики формирования точности движений у рабочих данной профессии, как одного из направлений повышения уровня физической подготовленности, влияющей на производительность труда.

2. Экспериментальная проверка результативности и целесообразности использования предложенной методики для повышения качества профессиональной деятельности токаря-станочника.

Современный этап развития общества выдвигает проблему выбора путей коренного улучшения качества профессиональной подготовки рабочих при сохранении высоких показателей здоровья, разностороннего развития, формирования творческого отношения к профессиональной деятельности, поиска резервов дополнительных возможностей роста производственных показателей [2, 4].

Одним из таких направлений является, на наш взгляд, повышение уровня общей физической подготовленности и совершенствование качества выполнения трудовых операций путем направленного развития точности движений в соответствии с особенностями ее структурного содержания как способа обеспечения качества и скорости выполнения трудовых операций. Разработанная нами методика формирования точности включает следующие ее основные разновидности, характерные для данной профессии:

- дифференцирование мышечных усилий в зависимости от структуры рабочей операции;

- точность восприятия пространственно-временных параметров движений;

- точность рационального распределения общего центра тяжести и отдельных звеньев;

- точность реагирования на движущийся предмет [1, 3].

Для экспериментальной проверки эффективности предложенной методики нами был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 44 учащихся профессионального училища по специальности токарь-станочник.

Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная группы (ЭГ), в каждой по 27 человек. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления исходных показателей физической подготовленности. В качестве основных тестов использовались бег на 60 м, челночный бег 3х11 м (с), прыжок в длину с места (см), бросок набивного мяча (1 кг), подтягивание из виса на перекладине (количество раз) наклон вперед из стойки на гимнастической скамейке (см). Анализ материалов исследования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности учащихся КГ и ЭГ (р>0,05). Измерялся также исходный уровень развития точности движений по ее основным разновидностям с использованием разработанных нами специальных тестов. Анализ полученных результатов позволил установить примерно одинаковый уровень проявления точности движений в соответствии с ее структурным содержанием у участников педагогического эксперимента КГ и ЭГ, (р>0,05).

Занятия по физическому воспитанию в КГ проводились в соответствии с программой, рекомендованной Министерством специального образования. В ЭГ на занятиях применялась предложенная нами методика формирования точности движений по ее основным разновидностям. Так, для прироста показателей точности дифференцирования мышечных усилий в зависимости от структуры рабочей операции использовались следующие упражнения:

- стоя на расстоянии 1 м от гимнастической стенки по команде преподавателя выполнить упор на согнутых руках, опираясь пальцами на рейку, расположенную на уровне груди с последующим отталкиванием от опоры;

- то же с выполнением хлопка руками перед отталкиванием;

- то же с изменением темпа и ритма двигательных действий;

- лежа на спине, руки вперед по отношению к туловищу, подбрасывание набивного мяча перед собой сериями по 6-8 движений с постепенным увеличением высоты перемещения предмета;

- из упора лежа на руках, отталкиваясь двумя руками, продвижение вперед на 6-8 м;

- то же с выполнением предварительных действий (хлопка руками, подниманием их вперед-вверх по отношению к туловищу и т.д.);

- из этого же исходного положения, отталкиваясь двумя руками от опоры, перемещение вправо на 3-4 м, затем влево, с поочередной опорой на правую, затем левую руку и т.д.

Для прироста показателей точности воспроизведения пространственно-временных параметров движений применялись двигательные задания:

- стоя спиной к стене спортзала, поднять руки в стороны, отметить мелом их расположение. Выполнить три шага вперед, поворот на 360°, три шага назад и принять исходное положение, ориентируясь на разметку.

Данные упражнения способствуют совершенствованию двигательного, вестибулярного и зрительных анализаторов, формированию динамической и статической осанки, что положительно сказывается на физическом и функциональном состоянии занимающихся;

- исходное положение то же, толчком двух выполнить прыжок вперед на расстояние 100-120 см, поворот кругом, широкий шаг вперед, с фиксированием заданного положения звеньев тела. Характер данного двигательного действия положительно влияет на улучшение двигательной памяти, внимания и восприятия пространственно-временных характеристик движений, способствует формированию привычки к четкому выполнению физических упражнений в соответствии с их формой и структурным содержанием;

- то же упражнение с изменением скорости движений при выполнении каждого элемента двигательного действия: с замедлением при выполнении прыжка и широкого шага и ускорением вращательных действий. Вариативность пространственно-временных параметров движений способствует лучшему выполнению каждого элемента двигательного акта;

- стоя спиной к стене выполнить пять шагов вперед средней длины, с каждым шагом изменяя положение рук (вперед, в стороны, на полу, к плечам, за голову и т.д.). Выполнив поворот кругом, вернуться в исходное положение, сохраняя ту же амплитуду шаговых движений и тот же порядок смены исходного положения для рук;

- из упора присев, выполняя последовательно упор на правую, затем левую кисть, принять положение лежа, затем выполнить движение в исходное положение заданных параметров движений;

- то же с изменением скорости движений.

Для совершенствования точности движений, направленных на рациональное распределение ОЦТ и его отдельных звеньев, учащиеся выполняли следующие упражнения:

- ходьба на носках, удерживая на голове набивной мяч (1 кг);

- три шага вперед поворот кругом любым способом (прыжком, в полуприседе, в приседе), вернуться в исходное положение;

- ходьба широкими выпадами, руки в стороны, ладони кверху с перебрасыванием резинового мяча над головой с одной руки на другую;

- передвижение по прямой в полуприседе, руки на пояс, удерживая на голове мешочек с песком;

- то же упражнение с изменением скорости движений и выполнением более сложных вариантов; полуповорот направо и налево, с закрытыми глазами, спиной вперед и т.д.).

Для развития точности реагирования на движущийся предмет, занимающиеся ЭГ выполняли разнообразные упражнения с обручем, баскетбольным мячом и другими предметами:

- пробегание через вращающийся обруч;

- передача баскетбольного мяча двумя руками из-за головы с последующим поворотом на 360° и проемом мяча от партнера;

- выполнение прыжков на двух через катящийся впереди баскетбольный мяч, из стороны в стороны (в шахматном порядке);

- пробегание через вращающуюся скакалку;

- то же с выполнением дополнительного прыжка через скакалку;

- перепрыгивание через конец скакалки, вращаемой по кругу партнером на высоте 510 см от пола и т.д.

При выполнении различных двигательных заданий, направленных на формирование точности движений в соответствии с ее структурным содержанием, использовались методы:

- повторный, позволяющий регулировать мышечную нагрузку, ее объем и интенсивность в соответствии физической подготовленностью занимающихся, их психоэмоциональным состоянием и работоспособностью на данном занятии;

- метод прогнозирования, позволяющий увеличить мышечную нагрузку по мере адаптации к ней организма занимающихся;

- метод круговой тренировки с прохождением в заданной последовательности различных станций, требующих выполнения конкретных двигательных заданий.

Большое место на занятиях отводилось игровым и соревновательным методам, с акцентированием внимания занимающихся на точности выполнения двигательных заданий в четком соответствии с их формой и содержанием.

Учащимся ЭГ предлагалось активно включать в режим дня утреннюю гимнастику и динамическую паузу, в содержание которых должны входить упражнения для совершенствования различных разновидностей точности; с их вариантами они знакомились на учебных занятиях по физическому воспитанию. Занимающимся рекомендовалось после оздоровительного бега в свободное от занятий время в процессе выполнения восстановительных упражнений заниматься жонглированием теннисных мячей, эстафетных палочек, кубиков разного размера, мешочков с песком, постепенно усложняя двигательные действия.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики показателей уровня физической подготовленности занимающихся КГ и ЭГ. Полученные материалы показали, что результаты улучшились в обеих группах, однако в ЭГ они оказались достоверно выше при выполнении прыжка в длину с места, возрастание составило - 11,3%, в то время как в КГ - 5,1% (р<0,05); броске набивного мяча (1кг) правой рукой: в КГ - прирост составил 6,2%, в ЭГ - 14,7%, (р<0,05) и левой рукой: в КГ - результаты возросли - на 4,9%, в ЭГ - на 11,3%, (р<0,05); в подтягивании в висе на перекладине - показатели в КГ улучшились на 7,8% в ЭГ - на 20,4% (р<0,05).

Повторное тестирование для выявления темпов прироста показателей точности в соответствии с ее структурным содержанием позволило получить следующие результаты: прирост точности дифференцирования мышечных усилий в зависимости от характера рабочей операции в КГ составил - 7,1%, в ЭГ - на 19,3% (р<0,05); прирост точности воспроизведения пространственно-временных параметров движений составил в КГ - 7,9, в ЭГ - 21,9% (р<0,05); прирост точности рационального распределения ОЦТ и его отдельных звеньев увеличились в КГ - на 6,8%, в ЭГ - на 23,5% (р<0,05); прирост точности реагирования на движущийся предмет в КГ составил - 6,1%, в ЭГ - 19,6 % (р<0,05).

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали эффективность предложенной нами методики направленного развития точности движений по ее основным разновидностям. Ее использование способствовало повышению заинтересованности учащихся в ежедневных занятиях физической культурой для развития точности движений, уровень развития которой благоприятно сказывается на повышении качества трудовых операций токаря-станочника; творческому отношению к занятиям с использованием различных форм их организации и проведения; приросту показателей точности по всем ее разновидностям, что стимулировало познавательную и двигательную активность, убедило занимающихся в полезности выполнения специальных упражнений, положительно влияющих на повышение уровня качественных сторон двигательной деятельности, и в первую очередь, точности движений.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с., ил.

2. Гук, Е.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка на уроках: юноши 9-10 классов / Е.П. Гук // Физическая культура в школе. - 1986. - № 10. - С. 20-22.

3. Назаренко, Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций : монография / Л.Д. Наза-ренко. - М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с.

4. Фролов, Е.В. Специфика проявления точности движений у квалифицированных токарей / Е.В. Фролов // Актуальные проблемы физиологии, физического воспитания и спорта : сборник материалов конференции. - Ульяновск, 2007. - С. 153-157.

Literature

1. Balsevich, V.K. Human ontokineziology / V.K. Balsevich. - M. : Theory and Practice of Physical Culture, 2000. - 275 p., il.

2. Gook, E.P. Professional applied physical preparation in the classroom: boys of the 9-10 classes / E.P. Gook // Physical Education at school. - 1986. - No. 10. - P. 20-22.

3. Nazarenko, L.D. Means and methods of development of motor coordination: the monograph / L.D. Naza-renko. - M. : Theory and Practice of Physical Culture, 2003. - 258 p.

4. Frolov, E.V. Specificity of motions accuracy of skilled turners / E.V. Frolov, // Actual problems of physiology, physical education and sport : Proceedings of the conference. - Ulyanovsk, 2007. - P. 153-157.

Печатается при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг). Мероприятие 1» - ««Физическая культура и спорт - средство физического, духовно-нравственного развития школьников и учащейся молодежи»

Статья поступила в редакцию 14.04.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.