информационный центр. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo/material.php?type=2&id=11001 32
2. Официальный сайт Сибирского государственного университета науки и технологий имени М.Ф. Решетнева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sibsau.ru/
3. Официальный сайт Сибирского федерального университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://research.sfu-kras.ru/node/11979
4. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/c9038c33-49bc-4c42-b8bc-8269b763b21d/krasstrateg.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=c9038c33-49bc-4c42-b8bc-8269b763b21d 34
5. Храмова Л.Н., Храмов И.В. Анализ зарубежной практики формирования и использования инфраструктуры высших учебных заведений // Проблемы научной мысли. - 2018. - Т.5. - № 3 - С. 16-21
6. Храмова Л.Н., Храмов И.В. Особенности состояния и развития инфраструктуры высших учебных заведений в России // Приднепровский научный вестник. - 2018. - Volume 1. - № 5. - С. 19-27.
Педагогика
УДК 796.332.015.12
кандидат биологических наук, доцент Хурамшин Илнур Гумерович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Чапурин Михаил Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Шугаев Артур Геннадьевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары)
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Аннотация. В статье представлена экспериментальная методика развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с применением подвижных игр. Методика включает следующие средства: подвижные игры (сюжетно-ролевые, с нестандартными заданиями) и игровые задания, направленные на развитие точности воспроизведения движений; способности к воспроизведению и дифференцированию пространственно-временных и динамических параметров движений; способности к ориентации в пространстве; способности к быстрому реагированию; способности к статическому и динамическому равновесию; способности к перестроению двигательных действий.
Ключевые слова: координационные способности, дошкольники, методика, подвижные игры.
Annotation. The experimental technique of development of coordination abilities in children of the advanced preschool age with application of outdoor games is presented in article. The technique includes the following means: outdoor games (subject and role, with non-standard tasks) and the game tasks aimed at the development of accuracy of reproduction of movements; abilities to reproduction and differentiation of existential and dynamic parameters of movements; abilities to orientation in space; abilities to quick response; abilities to static and dynamic balance; abilities to evolution of physical actions.
Keywords: coordination abilities, preschool children, technique, outdoor games.
Введение. Физическая культура и спорт играют в системе образования важную социальную роль. В дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темпы развития координационных способностей. Координационные способности могут рассматриваться как один из наиболее важных компонентов решения двигательных задач, что позволяет управлять движениями и действиями, согласовывая их по усилию, во времени и пространстве для достижения поставленной цели [2, 4, 8]. Игровая деятельность рассматривается как наиболее естественная, природосообразная деятельность, с помощью которой ребенок познает мир и себя. Игровая деятельность, как средство обучения и совершенствования двигательной подготовленности дошкольников, является наиболее продуктивным направлением учебно-воспитательного процесса в современной методике физического воспитания [1, 10, 12, 19, 23]. Данное обстоятельство связано с тем, что особенности развития и функционирования основных систем организма дошкольников в наибольшей степени, адаптируются именно к игровой деятельности. Подвижные игры имеют достаточное преимущество перед другими средствами физической' культуры в развитии координационных способностей и стоят на высшей ступени интересов детей, поэтому можно полагать, что научно-обоснованное использование на занятиях преимущественно игровых средств будет способствовать оптимальному решению задач физического воспитания [3, 5, 20, 22].
В программе физического воспитания ДОУ косвенно говорится о необходимости развития координационных способностей. Наряду с этим в ее содержании отсутствуют комплексы упражнений, направленные на развитие координационных способностей и не определено их место в структуре физкультурно-оздоровительных занятий.
В учебной программе ДОУ [9] отмечается, что физкультурно-оздоровительные занятия должны быть направлены на развитие всех физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости). На этом этапе занимающиеся должны овладеть основными координационными способностями, для чего рекомендуется использовать подвижные и элементы спортивных игр, комплексы специальных упражнений, направленных на воспитание кондиционных и координационных способностей.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена объективным противоречием, с одной стороны, между необходимостью использования подвижных игр как ведущего средства в развитии
координационных способностей детей старшего дошкольного возраста, с другой, недостаточной разработанностью методики развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с применением подвижных игр.
Изложение основного материала статьи. При разработке методики мы руководствовались определением методики как совокупности методов, приёмов, форм организации деятельности занимающихся, направленных на решение определённых педагогических задач.
В основу разработанной нами методики развития координационных способностей дошкольников 5-7 лет, обучающихся в ДОУ были положены результаты анализа и обобщения научно-методической литературы по проблеме исследования [13, 17]. Целью применения разработанной методики выступает развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста, на основании применения подвижных игр.
Частной задачей ее применения выступает развитие отдельных видов координационных способностей, играющих ведущую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста (ориентационная способность, реагирующая способность, способность к равновесию, способность к дифференцированию (воспроизведению пространственных, силовых и временных параметров движений). Методика состоит из комплексов игровых упражнений, сгруппированных по направленности к ориентации в пространстве, дифференцированной способности, способности к равновесию, реагирующей. В одном занятии для развития отдельной координационной способности использовалось не менее 5 упражнений и одной игры. Освоение и выполнение упражнений проводилось по степени их координационной сложности - по принципу «от простого к сложному». Методика развития с применением подвижных игр была разработана с целью обеспечения комплексного развития координационных способностей и повышения интереса детей старшего дошкольного возраста к физкультурно-спортивным занятиям. Объединение подвижных игр и игровых заданий в группы осуществлялось с учетом их направленности на развитие определенного вида координационных способностей детей старшего дошкольного возраста, интенсивности подвижной игры и части занятия, в которой проводятся подвижные игры. Для развития координационных способностей используются следующие средства: сюжетно-ролевые и подвижные игры и эстафеты с акцентом на развитие координационных способностей, а также игровые задания.
Структура занятия при использовании разработанного нами комплекса не изменялась и соответствовала действующей программе для ДОУ [6, 14].
Развитие координационных способностей осуществлялось 2 раза в неделю: в подготовительной, основной и заключительной частях физкультурного занятия в разделе физического развития. На решение этой задачи отводилось 10-15 или 15-20 минут от всего занятия. Структура и основная задача занятия оставались прежними. Все занятие по физической культуре длилось 20-30 минут, в зависимости от возрастной группы проведения занятия. Необходимо отметить, что упражнения, требующие тонкой дифференцировки усилий, нежелательно проводить после силовых нагрузок. Поэтому упражнения на развитие координационных способностей мы применяли в подготовительной и основной части тренировочного занятия.
Применение комплекса средств рассчитано на 6 месяцев (48 занятий) и применялась в разных возрастных группах 5-7 лет. Нами использовались игровые задания, которые влияют на развитие тактильной, слуховой, зрительной и двигательной сенсорных систем, а также упражнения из классификации, предложенной В.П. Назаровым [7, 15, 16]. Для развития реагирующей способности применялись задания на развитие простой и сложной реакции. Для развития простой реакции использовались такие упражнения, как смена направления движения по сигналу, ускорение или замедление темпа и др., для развития сложной реакции: по одному сигналу - остановка, по другому сигналу - смена направления движения [11].
Для развития кинестетической способности к воспроизведению пространственных, временных и силовых параметров движений применялись: упражнения с метанием мяча в цель и на заданное расстояние; прыжки на заданное расстояние; повороты на заданное количество градусов. Развитие способности к дифференцированию вышеперечисленных параметров осуществлялось через внесение строго регламентированных изменений в отдельные параметры выполняемых движений и в действия. Использовались различные по весу и форме предметы. Упражнения выполнялись как со зрительным, так и без зрительного контроля.
Для развития ориентационной способности применялись специальные задания: изменение положений рук, ног и тела в пространстве (в стороны, вверх, угловые характеристики - 45 градусов, 60 градусов); смена плоскости и направления движений по сигналу (зрительному, слуховому); упражнения в парах; броски мяча в цель из разных исходных положений; выполнение упражнения без зрительного контроля.
Для развития способности к сохранению равновесия применялись следующие упражнения: во взаимодействии с партнером - прыжки из различных исходных положений (в приседе, хват под локти, лицом друг к другу, спиной друг к другу, стоя на гимнастической скамейке) в разных направлениях; ходьба по гимнастической скамейке, приставными шагами, боком, на носках, спиной вперед; удержание позы в неустойчивых исходных положениях (на одной ноге) и другие.
Применялись игровые задания для мелких и крупных мышц рук, а также упражнения для мышц плечевого пояса. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Подвижные игры с бросанием, катанием мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку.
В рамках игрового и соревновательного методов проводились подвижные игры и эстафеты, упражнения с мячами, что способствовало повышению эмоционального фона занятий и интенсивности проявления развиваемых качеств. Игры имели сюжетно-ролевую направленность. Повышению двигательной подготовленности детей дошкольного возраста способствовало оптимальное соотношение эстафет и игр разной интенсивности. Содержание игр соответствовало возрастным особенностям занимающихся. С.А. Александров, А.А. Демчишин рассматривают подвижные игры как средство развития психомоторных способностей [21].
Подвижные игры использовались в конце основной части физкультурного занятия, когда дети утомлены и внимание их ослаблено, что позволяет активизировать деятельность детей дошкольного возраста и обеспечить интерес к выполняемым упражнениям. В этом случае целесообразно проводить игры.
Продолжительность подвижных игр составляла от 3 до 5 минут, количество повторений - от 2 до 4 раз в зависимости от содержания. В свою очередь, выбор подвижной игры зависел: от педагогических задач, которые ставятся на занятии; физической подготовленности занимающихся, обуславливающей степень трудности игры для них; пола и возраста занимающихся; количества участников игры; времени года и погодных условий; размеров спортивных площадок и разнообразия спортивного инвентаря; направленности спортивной игры на развитие координационных способностей.
Подвижные игры - это школа движений, поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять, используя нестандартные задания и оборудование [18].
В качестве нестандартных заданий выступают:
• изменение правил игры (введение дополнительного водящего, уточнение и разделение действий каждого водящего, не свойственные первоначальной игре);
• проведение игры в нестандартных условиях (на песке, в лесу и т.д.);
• использование нестандартного оборудования (пуфики из поролона, ленты на резинке, пневматический коврик и т.д.);
• усложнить двигательное содержание игры;
• изменить размещение играющих на площадке;
• сменить сигнал (вместо словесного сигнала - зрительный или звуковой);
• включение творческих заданий;
• включение дополнительных заданий;
• увеличение дозировки (повторность и общую продолжительность игры).
Использование подвижных игр проводилось с учетом степени их воздействия на занимающихся по интенсивности (реакции ЧСС при выполнении игровых действий) и направленности на развитие функциональных возможностей и развитие координационных способностей.
- первая группа — игры низкой интенсивности. При этом функции организма направлены на аэробное энергообеспечение мышечной деятельности, средняя ЧСС не превышает 145 уд/мин. Подбор игр осуществляется в соответствии с требованиями основной части занятия: в игровых действиях содержатся движения, направленные на подготовку групп мышц, которые в основном, будут задействованы для решения частных задач в основной части занятия (изучение двигательных действий и формирование двигательных умений). В основной части занятия подвижные игры и игровые задания первой группы используются для обучения двигательным действиям, если по структуре и характеру движений они схожи с основными элементами изучаемых упражнений («Метко в цель», «Быстро встать в колонну», «Попади в мяч», «Мяч соседу», «Передал - садись!», «Соблюдай равновесие»). В заключительной части занятия подвижные игры и игровые задания первой группы служат средством восстановления всех систем организма после физической работы, нормализации ЧСС, дыхания;
- вторая группа — игры средней интенсивности, где среднее значение ЧСС в игре составляет 160±2,05 уд/мин. Режим выполнения игровых действий этой группы способствует развитию аэробно-анаэробного механизма энергообеспечения. Работа средней мощности способствует развитию координационных способностей («Кто быстрее встанет в круг», «Быстро встать в колонну», «Зоопарк», «У медведя во бору», «Мышеловка», «Карусель», «Шишки, желуди, орехи», «Перемена мест», «Пустое место», «Лес, болото, море», «Космонавты», «Прокати мяч», «Снежки», «Бой петухов», «Быстрые передачи», «Полет мяча»);
Подвижные игры и игровые задания, направленные на развитие координационных способностей целесообразно проводить в первой половине основной части занятия.
Выводы. Таким образом, разработанная методика проведения занятий по физической культуры, основанная на использовании подвижных игр различной интенсивности, с применением нестандартных заданий, направлена на комплексное развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Критерием эффективности разработанной нами методики является повышение уровня развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Баширова Д.М., Бурцева Е.В. Экспериментальное обоснование эффективности применения методики формирования игрового внимания у юных теннисистов // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 193-195.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016.- № 9-2. - С. 264-268.
6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.
7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 95. - С. 253.
8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического
компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.
9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Драндров Г.Л. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике. - Чебоксары, 2014.
10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов И.Л. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2012. - Т.2 - № 30. - С. 139-146
11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.
12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-1. -С. 76-79.
13. Бурцева Е.В., Игошина Н.В., Игошин В.Ю. Экспериментальное исследование особенностей морфофункционального состояния женщин среднего возраста, занимающихся оздоровительной физической культурой // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-6. - С. 1284-1288.
14. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.
15. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 141.
16. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.
17. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 6-18.
18. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014
19. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174
20. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.
21. Миннахметова Л.Т., Миннахметов Р.Р.1., Русакова С.С., Харисов И.Н. Результаты участников городской спартакиады «Спортивная казань-2014» как показатель реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 389-390.
22. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.
23. Чапурин М.Н., Симязева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Пулькина Елена Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В процессе исследования авторами рассмотрены социально-экономические и социокультурные факторы развития образовательной организации. Определено, что общество диктует системе образования социальный заказ на формирование личности, адекватный его новым потребностям, что определяет постановку целей и задач образования, методов и форм их решения, концептуальных подходов, дидактических и теоретических оснований конструирования его содержания. Истоки обновления образования лежат внутри социально-экономических проблем, которые складываются на той или иной ступени культурно-исторического развития общества. Противоречие между необходимостью решать эти проблемы и недостаточностью для этого средств у существующей системы образования выступает основной движущей силой процесса ее обновления. Выявлено, что реализация образовательной деятельности вуза как социального института осуществляется через предоставление образовательных услуг. На формирование и функционирование рынка образовательных услуг влияет ряд факторов: политико-правовые, экономические, демографические, национальные, социально-культурные, научно-технические и другие факторы.
Ключевые слова: образование, профессиональное образование, образовательная услуга, факторы развития.
Annotation. In the process of research, the authors considered the socio-economic and socio-cultural factors of the development of the educational organization. It is determined that the society dictates the education system a social order for the formation of a personality that is adequate to its new needs, which determines the formulation of the goals and objectives of education, the methods and forms of their solutions, conceptual approaches, didactic and theoretical grounds for constructing its content. The origins of the renewal of education lie within the social and economic problems that are formed at one or another stage of the cultural and historical development of society. The contradiction between the need to solve these problems and the lack of funds for this in the existing education system. It is revealed that the implementation of educational activities of the university as a social process is carried out through the provision of educational services. The formation and functioning of the market of educational services: a number of political, legal, economic, demographic, national, socio-cultural, scientific and technical and other factors.
Keywords: education, vocational education, educational service, development factors.
Введение. В исторической ретроспективе просматривается глубокая взаимосвязь между общественным развитием, характером и уровнем производства, экономики и культуры с одной стороны, и образованием - с другой. Обновляющееся общество диктует системе образования социальный заказ на формирование личности, адекватный его новым потребностям, что определяет постановку целей и задач образования, методов и форм их решения, концептуальных подходов, дидактических и теоретических оснований конструирования его содержания и т.д.
Обновление системы образования оказывает влияние на состояние и развитие всех подсистем общества, обеспечивая не только сохранение его культурного ядра, но и работая на опережение, на производство новых социально-культурных и социально-экономических отношений, обеспечивающих стабильность развития в будущем. Истоки обновления образования лежат внутри социально-экономических проблем, которые складываются на той или иной ступени культурно-исторического развития общества. Противоречие между необходимостью решать эти проблемы и недостаточностью для этого средств у существующей системы образования выступает основной движущей силой процесса ее обновления.
Формулировка цели статьи. В связи с этим, целью статьи является рассмотрение социально-экономических и социокультурных факторов влияющих на развитие образовательной организации.
Изложение основного материала статьи. Современным обществом образование осознается как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Несмотря на широкое употребление в практике термина «образовательная деятельность», его конкретное понимание не нашло своего полного отражения в научной и справочной литературе.
Наиболее полно отражающим задачи нашего исследования являются определения образования, предложенные И.В.Богдановым и Э.Н. Гусинским. И.В. Богданов под образованием понимает «особую сферу, существующую в обществе наряду с другими сферами, обеспечивающую воспроизводство этого общества, подготовку новых его членов». Э.Н.Гусинский в качестве одного из общеупотребительных значений этого термина приводит следующее: «образование - это специальный социальный институт, одна из составляющих культурного окружения личности, разрабатывающая и применяющая на практике систему мер, организующих и направляющих образование как процесс приобщения личности к культуре».
Реализация образовательной деятельности вуза как социального института осуществляется через предоставление образовательных услуг. Под образовательной услугой мы понимаем целенаправленно организованную деятельность, осуществляемую одним или несколькими субъектами, через непосредственное взаимодействие в другими субъектами (обучающимися), по передаче знаний и формированию компетенций, путем организации учебной деятельности человека.