Научная статья на тему 'Экспериментальное обоснование эффективности методики развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста с применением подвижных игр'

Экспериментальное обоснование эффективности методики развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста с применением подвижных игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДОШКОЛЬНИКИ / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / COORDINATION ABILITIES / PRESCHOOL CHILDREN / DEVELOPMENT TECHNIQUE / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хурамшина Айгуль Зуфаровна, Норден Александр Петрович, Чубатова Галина Владимировна

В статье представлено экспериментальное обоснование эффективности методики развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста с применением подвижных игр. В эксперименте приняли участие две группы испытуемых 5-7 лет по 30 человек в каждой. Авторами приведен сравнительный анализ показателей развития координационных способностей до и после педагогического эксперимента, а также рассчитаны темпы прироста различных видов координационных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хурамшина Айгуль Зуфаровна, Норден Александр Петрович, Чубатова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL JUSTIFICATION OF EFFICIENCY OF THE TECHNIQUE OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE WITH APPLICATION OF OUTDOOR GAMES

Experimental justification of efficiency of a technique of development of coordination abilities of children of the advanced preschool age with application of outdoor games is presented in article. In an experiment two groups of examinees of 5-7 years on 30 people have taken part in everyone. Authors have provided the comparative analysis of indicators of development of coordination abilities before and after a pedagogical experiment and also rates of a gain of different types of coordination abilities are calculated.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное обоснование эффективности методики развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста с применением подвижных игр»

Педагогика

УДК 796.332.015.12

кандидат социологических наук, доцент Хурамшина Айгуль Зуфаровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат исторических наук, доцент Норден Александр Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); преподаватель Чубатова Галина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С

ПРИМЕНЕНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Аннотация. В статье представлено экспериментальное обоснование эффективности методики развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста с применением подвижных игр. В эксперименте приняли участие две группы испытуемых 5-7 лет по 30 человек в каждой. Авторами приведен сравнительный анализ показателей развития координационных способностей до и после педагогического эксперимента, а также рассчитаны темпы прироста различных видов координационных способностей.

Ключевые слова: координационные способности, дошкольники, методика развития, педагогический эксперимент.

Annotation. Experimental justification of efficiency of a technique of development of coordination abilities of children of the advanced preschool age with application of outdoor games is presented in article. In an experiment two groups of examinees of 5-7 years on 30 people have taken part in everyone. Authors have provided the comparative analysis of indicators of development of coordination abilities before and after a pedagogical experiment and also rates of a gain of different types of coordination abilities are calculated.

Keywords: coordination abilities, preschool children, development technique, pedagogical experiment.

Введение. Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность [12, 13]. Развитие двигательной функции зависит от того, насколько специально организованные педагогические воздействия будут соответствовать естественному возрастному процессу ее морфофункционального созревания и стимулировать тем самым онтогенетическое развитие моторики [4, 7, 8, 15, 18, 20]. Кроме того, известно, что развитие двигательной функции зависит от трех факторов: генетически обоснованных двигательных способностей, произвольной активности ребенка, связанной с выполнением множества движений в повседневной жизни и специально организованных педагогических воздействий, стимулирующих естественный ход онтогенетического развития моторики [2, 3, 5, 6, 9, 10]. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются координационные способности, такие как точность воспроизведения движений, способность к воспроизведению и дифференцированию пространственно-временных и динамических параметров движений, способность к ориентации в пространстве, реагирующая способность, способность к статическому и динамическому равновесию, способность к перестроению двигательных действий [1, 11, 14, 16, 17, 19].

С целью развития координационных способностей коллективом авторов была разработана методика комплексного развития координационных способностей (далее КС) детей старшего дошкольного возраста, основанная на применении подвижных игр различной интенсивности и нестандартных заданий.

Для экспериментального обоснования эффективности применения разработанной нами методики развития координационных способностей у детей 5-7 лет был проведен педагогический эксперимент. Эксперимент проводился в течение 6 месяцев и включал в свое содержание 48 физкультурно-оздоровительных занятий. Были сформированы две группы - экспериментальная (ЭГ) и контрольная группы (КГ) по 30 человек в каждой.

Физкультурно-оздоровительные занятия в экспериментальной и контрольной группах проводились два раза в неделю по 20-30 минут. В процессе физического воспитания детей экспериментальной группы применялась разработанная нами методика развития координационных способностей. В контрольной группе развитие координационных способностей детей осуществлялось в рамках традиционных подходов к организации учебно-воспитательного процесса.

Перед началом педагогического эксперимента и после его завершения было проведено тестирование показателей уровня развития координационных способностей. В таблице 1 представлены показатели координационных способностей испытуемых до педагогического эксперимента. Сравнительный анализ этих данных показывает, что до начала педагогического эксперимента указанные выше способности были относительно одинаковыми у испытуемых экспериментальной и контрольной групп, что говорит об их однородности по уровню развития координационных способностей.

Таблица 1

Показатели развития координационных способностей детей 5-7 лет) экспериментальной и _контрольной групп до педагогического эксперимента_

возрастные группы Тесты Показатели развития координационных способностей, Хср .±8

Дети 5 лет Дети 6 лет Дети 7 лет

КГ (п=10) ЭГ (п=10) КГ (п=10) ЭГ(п=10) КГ (п=10) ЭГ (п=10)

«Проба Ромберга», с 8,5±2,5 8,5±2,5 17,3±4 17,2±3,9 41,5±7,8 41,5±7,8

р>0,05 р>0,05 р>0,05

Обегание предметов, с 8,16±0,7 8,16±0,8 6,9±0,2 6,9±0,2 6,24±0,4 6,24±0,4

р>0,05 р>0,05 р>0,05

Ловля падающей линейки, см П 32,4±2,5 32,9±73,7 28,5±4,1 27,6±3 23,6±1,4 23,8±2,1

Л 35,1±0,9 35,1±2,4 29,3±3,4 28,6±3,9 26,3±1,8 24,5±2,1

р р>0,05 р>0,05 р>0,05

Примечание: КГ- контрольная группа, ЭГ- экспериментальная группа. Хср - среднее арифметическое, 8-стандартное отклонение

В таблице 2 представлены показатели развития координационных способностей испытуемых, детей дошкольного возраста 5-7 лет, контрольной и экспериментальной групп до и после завершения педагогического эксперимента. Тестирование, проведенное после эксперимента, показало, что произошли изменения большинства изучаемых показателей по сравнению с исходными данными (р < 0,05) в экспериментальной группе (табл. 2).

Таблица 2

Показатели развития координационных способностей детей 5-7 лет) экспериментальной и _ контрольной групп до и после педагогического эксперимента_

Х. возрастные N. группы Тесты Показатели координационных способностей Хср.±8

Эксперимент Дети 5 лет Дети 6 лет Дети 7 лет

КГ (п=10) ЭГ (п=10) КГ (п=10) ЭГ(п=10) КГ (п=10) ЭГ (п=10)

«Проба Ромберга», с До 8,5±2,5 8,5±2,5 17,3±4,0 17,2±3,9 41,5±7,8 41,5±7,8

После 8,6±1,9 11,9±2,3 23,7±4,4 29±7 49±7 57,5±4,9

Прирост, % 1,2 28,6 27 40,7* 15,3* 27,8*

Р р>0,05 р>0,05 р>0,05 р<0,05* р<0,05* р<0,05*

Обегание предметов, с До 8,16±0,7 8,16±0,8 6,9±0,2 6,9±0,2 6,24±0,4 6,24±0,4

После 7,86±0,7 7,55±0,7 6,62±0,3 6,1±0,5 5,68±0,5 5,33±0,5

Прирост, % 3,7 7,5* 4,1 11,6* 9 14,6*

Р р>0,05 р<0,05* р>0,05 р<0,05* р>0,05 р<0,05*

Ловля падающей линейки, см П До 32,4±2,5 32,9±73,7 28,5±4,1 27,6±3 23,6±1,4 23,8±2,1

Л 35,1±0,9 35,1±2,4 29,3±3,4 28,6±3,9 26,3±1,8 24,5±2,1

П После 30,5±4 23,1±2,7* 27,2±4,4 24,1±3,4 21,8± 1,7 20,2±2,3

Л 33,2±2,6 24,5±2,6* 27,9±5,2 24,8±5,1 24,1±3,4 21,7±4,8

П Л Прир ост,% 6 36* 4,7 13,5* 7,9* 16,4*

5,6 36* 4,9 14,2* 8,7 12,1

П Р р>0,05 р<0,05* р>0,05 р<0,05* р<0,05* р<0,05*

Л р>0,05 р<0,05* р>0,05 р<0,05* р>0,05 Р>0,05

Примечание: КГ- контрольная группа, ЭГ- экспериментальная группа. Хср - среднее арифметическое, * -достоверность различий при р<0,05, П-правая рука, Л-левая рука

Для обоснования эффективности применения методики развития координационных способностей мы сравнили прирост показателей координационных способностей у испытуемых всех групп (табл. 3).

Таблица 3

Прирост показателей развития координационных способностей испытуемых ЭГ и КГ в педагогическом эксперименте, %

\ возрастные \ группы Тесты \ Показатели прироста координационных способностей, %

Дети 5 лет Дети 6 лет Дети 7 лет

КГ (п=10) ЭГ (п=10) КГ (п=10) ЭГ(п=10) КГ (п=10) ЭГ (п=10)

Достоверность различий

«Проба Ромберга», % способность к сохранению равновесия:

11,2 28,6 27 40,7 15,3 27,8

р>0,05 р>0,05 р>0,05 р<0,05* р<0,05* р<0,05*

Обегание предметов, % способность к ориентации в пространстве:

3,7 7,5 4,1 11,6 9 14,6

р>0,05 р<0,05* р>0,05 р<0,05* р>0,05 р<0,05*

Ловля падающей линейки, % реагирующая способность:

6 36 4,7 13,5 7,9 16,4

5,6 36 4,9 14,2 8,7 12,1

р>0,05 р<0,05* р>0,05 р<0,05* р<0,05* р<0,05*

р>0,05 р<0,05* р>0,05 р<0,05* р>0,05 р<0,05*

Примечание: * - достоверность различий между ЭГ и КГ при р=0,95

За период педагогического эксперимента у детей 5 лет экспериментальной группы замечены изменения в показателях координационных способностей, которые проявились в повышении уровня развития способности к сохранению статического равновесия. Следует отметить, что темпы прироста изучаемого показателя у испытуемых экспериментальной группы существенно улучшились (р<0,05), в сравнении с испытуемыми контрольной группы (табл. 2) Так, у детей 5 лет темпы прироста показателей, отражающих уровень развития способности к сохранению статического равновесия в тесте «Проба Ромберга», составили в ЭГ - 28,6%, в КГ -1,2%. Анализ показателей, отражающих уровень развития способности к ориентации в пространстве по тесту «Слаломный бег», выявил, что испытуемые экспериментальной группы на обегание предметов затратили меньше времени по сравнению с детьми контрольной группы (р<0,05) (табл. 3). У детей ЭГ результат улучшился на 7,5%, в КГ не было выявлено статистически значимых изменений изучаемого показателя и составил 3,7% прироста. Существенно улучшились темпы прироста показателя реагирующей способности по тесту «Ловля падающей линейки» для правой и левой рук составили, соответственно, в экспериментальной группе по 36% для обеих рук, в контрольной группе результаты практически не изменились (табл. 1).

В процессе педагогического эксперимента, анализ полученных данных показал, что у детей 6 лет произошли различные изменения показателей координационных способностей (табл. 2). Положительный эффект проявился в более высоком приросте показателей способности к сохранению статического равновесия: темпы прироста у детей 6 лет в экспериментальной группе составил 40,7%, у испытуемых контрольной группы эти показатели составили 27% соответственно. У испытуемых экспериментальной группы выявлены более высокие приросты показателей способности к ориентации в пространстве. Прирост результатов в тесте «Обегание предметов» составил 11,6%, у испытуемых контрольной группы эти показатели равнялись 4,1%.

Результаты тестирования, отражающие уровень развития реагирующей способности (тест «Ловля линейки») после педагогического эксперимента в экспериментальной группе оказались достоверно выше, чем у детей в контрольной группе (табл. 2). Темпы прироста показателей составили при выполнении теста правой рукой в ЭГ-14,1%, в КГ - 8,8%, левой рукой в ЭГ-13,5%, в КГ - 4,7% (табл. 3).

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что у 6-летних детей, по сравнению с детьми 5-и лет, отмечен более высокий прирост большинства изучаемых показателей. Несмотря на это, показатели изучаемых координационных способностей в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной группе, что доказывает эффективность разработанной методики.

У детей 7 лет как экспериментальной, так и контрольной группе выявлено достоверное повышение показателей, отражающих уровень развития способности к сохранению статического равновесия. Однако в экспериментальной группе замечены более высокие темпы прироста, тогда как в контрольной группе темпы прироста изучаемого показателя относительно ниже-15,3%, чем в ЭГ-27,8 (табл. 3). После педагогического эксперимента по тесту «Обегание предметов» в ЭГ результаты выросли (р<0,05) 14,5%, в то время как в КГ статистически значимых изменений изучаемого показателя не выявлено и прирост составил 9%(р>0.05) (таблица 2).

В ходе эксперимента наблюдается статистически достоверное повышение уровня развития реагирующей способности, как в КГ, так и в ЭГ. Наибольший прирост изучаемого показателя (p<0,05) наблюдаются при выполнении теста правой рукой в ЭГ на 16,4%, в КГ немного ниже - 7,9%. Как в КГ, так и в ЭГ при выполнении теста левой рукой показатели незначимы (ЭГ-12,1% и КГ-8,7%) (табл. 2).

Выводы. Таким образом, применение разработанной нами методики в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста обеспечивает положительный эффект и оказывает значимое влияние на развитие различных КС занимающихся. Были выявлены различные темпы прироста показателей координационных способностей:

-высокий прирост координационных способностей в ЭГ у дошкольников 5 лет был выявлен в способности к сохранению равновесия (29,8%), средние (П%-15%) - в способности к ориентации в пространстве;

-высокие темпы прироста КС в ЭГ дошкольников 6 лет были выявлены в способностях в удержании позы (Проба Ромберга) -40,7%, средние (11 %-15%) - в способностях к сохранению равновесия и к ориентации в пространстве. Наибольший прирост изучаемого показателя (p<0,05) наблюдаются при выполнении теста правой рукой в ЭГ на 16,4%, в КГ немного ниже - 7,9%. Как в КГ, так и в ЭГ при выполнении теста левой рукой показатели незначимы (ЭГ-12,1% и КГ-8,7%);

-различные темпы прироста показателей координационных способностей у дошкольников 7 лет: высокие (27 % и выше) - в развитии способностей удержания статического положения; средние (14 % - 25 %) - в развитии способностей к ориентации в пространстве.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о достоверном преимуществе испытуемых, входившие в экспериментальные группы всех трех возрастов, в приросте показателей координационных способностей, что позволяет сделать заключение об эффективности разработанной нами методики развития КС, основанной на применении подвижных игр и нестандартных заданий.

Литература:

1. Баширова Д.М., Бурцева Е.В. Экспериментальное обоснование эффективности применения методики формирования игрового внимания у юных теннисистов // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 193-195.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016.- № 9-2. - С. 264-268.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.

7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 95. - С. 253.

8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Драндров Г.Л. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике. - Чебоксары, 2014.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов И.Л. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2012. - Т.2 -№ 30. - С. 139-146

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.

12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-1. -С. 76-79.

13. Бурцева Е.В., Игошина Н.В., Игошин В.Ю. Экспериментальное исследование особенностей морфофункционального состояния женщин среднего возраста, занимающихся оздоровительной физической культурой // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-6. - С. 1284-1288.

14. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.

15. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

16. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 6-18.

17. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174

19. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.

20. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Сундеева Марина Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МЕТОД ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Особым значением в практике современного образовательного процесса обладает метод проектов. Авторами рассматривается вопрос о применении метода проектов в системе профессионального образования. Определено, что метод проектов предполагает использование в совокупности исследовательских, проблемных и поисковых методов деятельности. В процессе исследования авторами определены и проанализированы отличительные характеристики и особенности данного метода. В основу метода проектов положена прагматическая направленность на конкретный результат, который можно получить путем решения той или иной практической задачи. Более того, этот результат можно увидеть, ощутить, осмыслить и затем применить в дальнейшей деятельности.

Ключевые слова: метод проектов, профессиональной обучение, система профессионального образования.

Annotation. The method of projects has a special level in the practice of the modern educational process. The authors consider the application of technologies in the system of vocational education. It is determined that the project method assumes the use of research, problem and search methods of activity in the aggregate. In the process of research, the authors analyzed the distinctive characteristics and features of this method. The project method is based on a pragmatic focus on a specific result, which can be obtained by solving a particular practical problem. Moreover, this result can be seen, felt, comprehended and then applied in the future.

Keywords: project method, vocational training, vocational education system.

Введение. Метод проектов занимает особое место среди инновационных педагогических технологий и предполагает собой использование окружающей среды в качестве лаборатории, где и происходит процесс познания. Разработкой направления применения проектного метода в обучении занимались такие отечественные педагоги-исследователи как В.В. Гузеева, М.Б, Павлова, С.В. Судакова и др.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является выявление характеристик и особенностей метода проектов в системе профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Е.С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом».

Метод проектов - это модель обучения, которая вовлекает обучающегося в процесс решения сложных проблем. Он является составной частью учебного процесса и представляет собой такую систему обучения, при которой студент приобретает знания, умения и навыки в процессе самостоятельного выполнения практических заданий, которые меняются и усложняются в процессе работы над ними.

В основе проектной технологии лежит развитие познавательных способностей обучающихся, умений ориентироваться в справочном материале, развитие критического и творческого мышления студентов. Проекты предлагают обучающемуся роль, в которой необходимо изучить и разобрать проблему и принять определенное решение.

Метод сам по себе является одной из категорий дидактики и определяется как «совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности». Это путь и способ организации процесса познания. Поэтому, говоря о методе проектов, в первую очередь нужно иметь в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным соответствующим образом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.