6. Никитина, М. В. Проституция как объект социального анализа / М. В. Никитина // Актуальные проблемы общественного развития: сборник научных статей. - Екатеринбург: УрПУ, 1999. - № 1. - С. 65-71.
7. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. - М.: Медицина, 1961. - Т.3 - 654 с.
8. Сикура, А. И. Использование теории проводимости волновых колебаний при выполнении физических упражнений / А. И. Сикура // Педагогика, психология и методико-биологические проблемы физического воспитания и спорта: сборник научных трудов. - Харьков: ХГАДИИ, 2010. - № 8. - С. 83-85.
9. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для ВУЗов ФКиС / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. - М.: Владос-пресс, 2002. - 608 с.
10. Усков, С. В. Развитие оперативного мышления на занятиях по рукопашной подготовке у курсантов образовательных организаций системы МВД России / С. В. Усков // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт : сборник статей. - Орёл : ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2015. - С. 175-178.
11. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений в 11-ти томах / К. Д. Ушинский. - М.: АПН РСФСР, 1949.
Педагогика
УДК 796.332.015.12
кандидат биологических наук, доцент Файзрахманов Ильнар Илдарович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Антонова Татьяна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Кожанов Владимир Виссарионович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары)
ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУК У ДЕВОЧЕК 4-8 ЛЕТ
Аннотация. В статье представлены экспериментальные результаты исследования возрастных закономерностей развития координации движений рук у девочек 4-8 лет. Авторами представлены темпы прироста основных показателей развития координационных способностей: реагирующей, кинестетической, ритмической, ориентационной и переключению двигательных действий. Проведенные исследования позволили заключить, что периодом интенсивного развития координации движений рук является дошкольный возраст.
Ключевые слова: координация движений рук, координационные способности, возрастные закономерности, художественная гимнастика.
Annotation. Experimental results of a research of age regularities of development of coordination of movements of hands in girls of 4-8 years are presented in article. Authors have presented rates of a gain of key indicators of development of coordination abilities: reacting, kinestetichesky, rhythmic, orientation and to switching of physical actions. The conducted researches have allowed to conclude that the period of intensive development of coordination of movements of hands is the preschool age.
Keywords: coordination of movements of hands, coordination abilities, age regularities, rhythmic gymnastics.
Введение. Координационные способности занимают ведущее место в теории и практике всех видов спорта, но значение их в художественной гимнастике особенно велико в связи со сложностью структуры двигательных действий гимнасток, необходимостью запоминать большой объем относительно независимых между собой движений, в которых особую значимость имеет уровень развития координации движений рук, что значительно облегчает формирование навыков владения предметами на основе базовой системы движений [5, 8, 10, 19, 20]. Упражнения с предметами требуют двигательной активности кистей рук, умения ощущать и дифференцировать разные параметры движений, быстроту реакции на движущийся объект и антиципацию [11, 13, 14, 21, 22]. Необходимость акцентирования внимания на этапах начальной подготовки на развитии координационных способностей обусловлена также и тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для их развития [1, 12, 15, 16, 18]. Для изучения возрастных закономерностей и выявления сенситивных периодов развития координации движений рук нами были подсчитаны темпы прироста координационных способностей в следующие возрастные периоды: от 4 до 5 лет, от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет, от 7 до 8 лет.
Изложение основного материала статьи. Проанализировав полученные данные мы выявили, что характер развития координации движений рук у юных гимнасток от 4 до 8 лет неодинаков. Возрастная динамика всех рассматриваемых показателей отличалась неравномерностью развития. Немаловажное значение в процессе координации движений имеет реагирующая способность, так как она является пусковым механизмом к началу всех координирующих влияний. Несвоевременное реагирование может привести к запаздыванию управляющих влияний и рассогласованию между актом координации и конкретной динамической ситуацией, на которую он направлен [2]. Реагирующая способность оценивалась нами по реакции хватания вертикально падающего объекта. Наибольшие темпы прироста изучаемого показателя наблюдаются в возрастном периоде от 5 до 6 лет для обеих рук и составляют, соответственно 17,4% и 21,5% (р<0,05) (табл. 1).
Кинестетическая способность - это способность, основанная на точности и тонкости воспроизведения, дифференцирования и отмеривания различных параметров движения - силовых, пространственных, временных. Уровень развития кинестетической способности рук определялся по: 1) тактильно-кинестетической чувствительности; 2) способности к точному воспроизведению усилия; 3) способности к точному воспроизведения амплитуды движения руки.
Таблица 1
Динамика темпов прироста показателей, отражающих уровень развития реагирующей и кинестетической способности у юных гимнасток, (%)
Показатели Ведущая Возрастные группы, лет
рука 4-5 5-6 6-7 7-8
Реагирующая способность: п 1,9* 17,4* 7,7* -5,3
- реакция хватания, см л 0* 21,5* 6,2* -6
Тактильно-кинестетическая
способность:
Время перекладывания: п 7,8* 27,8* 23,4* 25,3
- фишек крупного диаметра, с л 4,2 32,3* 20,9* 4,5
- фишек среднего диаметра, с п 3,2* 58,7* 17,2* 1,6
л 5,6 56,4* 15,9* 10,5
- фишек мелкого диаметра, с п 6 71* 19* 13,1
л 2 69* 32,8* 6,5*
Разностный порог кинестетической чувствительности
по параметрам:
- массы предмета, баллы
п 14,2* -0,7 8,6* 25*
л 24* 6 9,1* 27,7*
- диаметра предмета, баллы п 16,7* 19,2* 1,5 27,6*
л 29,7* 12,1* 16,5* 21,1*
- длины предмета, баллы п 40* 8,1* 2,5 18,8*
л 12,2* 10,8* 5,5* 23,2*
Ошибка воспроизведения усилия, кг п 20 -56* -11,8 40
л 62 -46* -11,8 11,8
Ошибка воспроизведения амплитуды движения руки, град п 33,8 40,5* 30,1* 20,7
л 25,1 46,5* 45,2* 11
Примечание: п - правая рука, л - левая рука, (*) - прирост результатов статистически достоверен (р<0,05)
Для выявления уровня развития тактильно-кинестетической способности рук у девочек 4-8 лет проводился тест «Перекладывание фишек различного диаметра». При проведении этого теста получены следующие результаты. Выявлена положительная возрастная динамика изучаемой способности. У девочек 8-летнего возраста получены самые высокие абсолютные показатели времени при выполнении теста с фишками (табл. 1).
При проведении теста «Перекладывание фишек» девочки 4 и 5 лет испытывали сложности в перекладывании фишек среднего и мелкого диаметра, так как в данных тестах наблюдаются самые низкие показатели. Это объясняется тем, что именно в возрастном диапазоне от 4 до 8 лет уровень развития способности выполнять тонкие и точные движения руками зависит от уровня моторной зрелости ребенка, характеризующей индивидуальный предел двигательных возможностей детского организма. Следовательно, чем выше моторная зрелость ребенка, тем большим запасом двигательных навыков он обладает, тем лучше у него развита тонкая двигательная координация рук. Высокие темпы прироста результатов тестирования по тестам «Перекладывание фишек различного диаметра», «Определение порога кинестетической чувствительности рук по параметрам массы, диаметра, длины предметов» у юных гимнасток приходятся на возрастной период от 5 до 6 лет (табл. 1). В 7-8 лет наблюдается относительная стабилизация изучаемых показателей. Низкие результаты тестирования, в сравнении с показателями при определении массы и длины предмета, показаны в определении диаметра предлагаемых предметов-эталонов (табл. 1). Возрастные периоды от 4 до 5 лет и от 7 до 8 лет характеризуются достоверно высокими темпами прироста по всем результатам тестирования (табл. 1).
В возрасте 5-6 лет наблюдается снижение показателей кинестетической чувствительности правой и левой руки в определении массы предлагаемых предметов-эталонов, соответственно правая рука -0,7%, левая рука 6 % (табл. 1). Возрастной период от 4 до 5 лет характеризуется высокими темпами прироста результатов тестирования способности к точному воспроизведению усилия, для левой руки прирост составил 62 %, в возрасте от 7 до 8 лет прирост данного показателя имеет наибольшее значение - 40% для левой руки (табл. 1). У юных гимнасток в возрастной период от 4 до 8 лет отмечается тенденция то к ухудшению, то к улучшению показателя точности воспроизведения усилия. Такой волнообразный характер связан, на наш взгляд, с несовершенством механизмов регуляции движений и недостаточным развитием нервно-мышечного аппарата кисти.
По данным некоторых авторов, увеличение силы мышц кисти оказывает отрицательное влияние на способность к воспроизведению и дифференцированию усилий [3, 4, 9]. Большие силовые нагрузки отрицательно влияют на успешность выполнения движений в художественной гимнастике, требующих тонкого дифференцирования усилий. В возрасте от 4 до 8 лет прослеживается тенденция к улучшению показателей точности воспроизведения амплитуды движения руки (табл.1). Возрастной период от 4 до 7 лет характеризуется значительными темпами прироста изучаемого показателя для обеих рук (р<0,05). Наибольшие темпы прироста наблюдаются в возрастной период от 5 до 7 лет (р<0,05), с 7 до 8 лет показатели стабилизируются (табл.1). Из вышеперечисленных данных можно сделать вывод о том, что различные проявления кинестетической способности имеют наибольшие темпы прироста в разные возрастные периоды. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что регуляция кинестетических способностей (тактильно-кинестетической, способности к воспроизведению и дифференцированию силовых и пространственных параметров движений) осуществляется с помощью различных проприорецепторов. Это позволяет сделать
вывод, что в регуляции и управлении двигательными действиями участвуют различные физиологические и психофизиологические механизмы.
Ритмическая способность определяет и реализует характерные динамические изменения в процессе двигательного акта, в ее основе лежит переработка слуховой, зрительной и кинестетической информации [1, 6, 7].
Ритмическая способность оценивалась по тесту «Перебрасывание мяча за 15с», выполняемого под музыкальное сопровождение. Отмечено, что у испытуемых период от 4 до 5 лет характеризуется достоверно значительными темпами прироста, которые составили 66,7% по результатам тестирования, с возрастом темпы прироста постепенно снижаются (табл. 2).
Таблица 2
Динамика темпов прироста показателей, отражающих уровень развития ритмической, ориентационной и способности к переключению двигательных действий у юных гимнасток (%)
Показатели Ведущая рука Воз растные группы, лет
4-5 5-6 6-7 7-8
Ритмическая способность: - перебрасывание мяча, кол-во раз участвуют обе руки 66,7* 17,7* 16,2* 9,8
Способность сохранять максимальную частоту движений при максимальном темпе: - теппинг-тест за 6 с, кол-во раз п л 11,7* 9,3* 1,4 -0,8 8,1* 11,7* -0,3 -2,8
- дриблинг за 10 с, кол-во раз п л 88 , О 26,8* 32,3 16,5* 20* 5,6 -1,1
Способность рук к ориентации в пространстве: - точность прокалывания мишеней, см п л 24,6 -40 22,2 82,4* -22 -33 22,2 0
- количество движений при повороте на 360 град. со зрительным контролем за 5 с, кол-во раз участвуют обе руки 8,3 14,8* -3,5 6,9
- количество движений без зрительного контроля за 5 с, кол-во раз участвуют обе руки 37,5* 11,1 0 -6
- пространственный праксис (тест 1), баллы участвуют обе руки 25,2* 3,4* 3,3 9,2
- конструктивный праксис (кубики Коса), баллы участвуют обе руки 5 7* 7* 0
Способность к переключению двигательных действий: - тест 2, баллы участвуют обе руки 22,2* 2 7,5 5,3
Примечание: п - правая рука, л - левая рука, (*) - статистически значимые (р<0,05) межгрупповые значения
Способность выполнять максимальное количество движений кистью руки при максимальном темпе оценивалась нами по результатам тестирования «Теппинг-тест» и по тесту «Дриблинг». Отмечено, что у испытуемых период от 4 до 5 лет характеризуется достоверно значительными темпами прироста по всем результатам тестирования (табл. 2).
Ориентационная способность - это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и времени с учетом изменяющейся ситуации и движущегося объекта. Координация движений невозможна без способности к ориентации в пространстве, так как данная способность является необходимым компонентом любого двигательного действия [9, 17]. Ориентационная способность оценивалась нами по: 1) точности движения рук в ограниченном пространстве и временном интервале (тест «Прокалывание мишеней»); 2) пространственной точности движения рук в ограниченном временном интервале при повороте на 360 град. со зрительным контролем и без зрительного контроля; 3) пространственному праксису (тест 1); 4) способности реализовывать конструктивные решения перемещая руками в пространстве предметы (тест «Кубики Коса»).
В возрастном периоде от 5 до 6 лет выявлено достоверное повышение результатов при выполнении теста «Прокалывание мишеней» левой рукой, темпы прироста изучаемой способности составили 82,4 % (табл. 2). Анализируя результаты, полученные при выполнении тестов «Количество движений со зрительным контролем» и «Количество движений без зрительного контроля» следует отметить, что при выполнении задания с участием зрительного анализатора выявлены более высокие результаты, чем при выполнении теста без зрительного контроля. У юных гимнасток в период от 5 до 6 лет выявлено достоверное повышение результатов выполнения движений со зрительным контролем, темпы прироста составили 14,8%. По результатам теста «Количество движений без зрительного контроля» возрастной период от 4 до 5 лет характеризуется значительными темпами прироста изучаемого показателя - 37,5% (табл. 2).
Анализируя уровень развития ориентационной способности по показателям пространственного праксиса, мы выявили положительную возрастную динамику исследуемой способности. Прирост изучаемого показателя в возрасте от 4 до 5 лет составил 25,2% (р<0,05), с 6 до 8 лет темпы прироста варьируют от 3,3% до 9,2% (табл. 2).
У испытуемых от 4 до 8 лет динамика изменения показателя, отражающего уровень развития конструктивного праксиса носит возрастающий характер. По нашему мнению это связано с тем, что у детей младшего школьного возраста мышление от наглядно-действенного переходит конкретно-образному-
логическому, поэтому ребенок становится способен проанализировать ситуацию, создать образ собственных действий и принять решение по ориентации в пространстве предлагаемых объектов, а затем реализовать свой план действий через движения.
Способность к переключению двигательных действий - способность к проектированию оптимальной программы действий, контролю, корректировке и перестройке ее двигательной реакции в соответствии с актуальной и предполагаемой ситуацией. Возраст от 4 до 5 лет характеризуется средними темпами прироста показателя, отражающего уровень развития способности к переключению, что составило 22,2 % (табл. 2).
Выводы. В результате проведенного исследования выявлено, что характер развития различных видов координационных способностей у юных гимнасток 4-8 лет неодинаков, что проявляется в чередовании периодов ускоренного развития, относительной стабилизации и снижения уровня развития различных проявлений координации движений рук. Выявлены наиболее благоприятные периоды для развития координации движений рук: реагирующей способности рук в возрасте от 5 до 6 лет. Наибольшие темпы прироста кинестетической способности: тактильно-кинестетической чувствительности наблюдаются в возрасте от 5 до 6 лет; разностного порога кинестетической чувствительности при определении массы, диаметра и длины предметов от 7 до 8 лет; точности воспроизведения усилия от 4 до 5 лет и от 7 до 8 лет; для развития точности воспроизведения амплитуды движений рук возраст от 5 до 7 лет. Наибольшие темпы прироста ритмической способности выявлены в возрасте от 4 до 6 лет. Для развития способности к ориентированию в пространстве благоприятным периодом является возраст от 4 до 6 лет. Для развития способности к переключению двигательных действий сенситивным является возрастной период от 5 до 6 лет. Развитие способности реализовывать конструктивные решения перемещая руками в пространстве предметы (конструктивный праксис) носит поступательный характер, ступенчато возрастая до 8 лет. Таким образом, самые высокие темпы прироста изучаемых показателей выявлены преимущественно у юных гимнасток 5-6 лет. В период от 4 до 5 лет и от 6 до 8 лет темпы прироста незначительно возрастают, стабилизируются или снижаются. Результаты исследования показали, что в большинстве случаев наибольшие темпы прироста изучаемых показателей характерны для левой руки. Данный факт, подтверждает необходимость в данном возрастном периоде применение методики двустороннего обучения элементам художественной гимнастики для развития координации движений обеих рук. Проведенные исследования позволили заключить, что периодом интенсивного развития координации движений рук является дошкольный возраст.
Литература:
1. Баширова Д.М., Бурцева Е.В. Экспериментальное обоснование эффективности применения методики формирования игрового внимания у юных теннисистов // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 193-195.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016.- № 9-2. - С. 264-268.
6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. -С. 186.
7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 95. - С. 253.
8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.
9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Драндров Г.Л. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике. - Чебоксары, 2014.
10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов И.Л. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2012. - Т.2 -№ 30. - С. 139-146
11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.
12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-1. -С. 76-79.
13. Бурцева Е.В., Игошина Н.В., Игошин В.Ю. Экспериментальное исследование особенностей морфофункционального состояния женщин среднего возраста, занимающихся оздоровительной физической культурой // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-6. - С. 1284-1288.
14. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.
15. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 141.
16. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.
17. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 6-18.
18. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014
19. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174
20. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.
21. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.
22. Чапурин М.Н., Симязева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.
Педагогика
УДК 378.147
старший преподаватель Филимоненкова Татьяна Николаевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); студентка направления подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» Сомова Екатерина Васильевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ
БАКАЛАВРОВ
Аннотация. В статье рассматривается одна из форм практико-ориентированной технологии обучения на примере обучающего программного модуля «Обменный пункт валюты» для информационной системы учебного банка, который позволяет решить проблему практической подготовки выпускников высших учебных заведений в экономической сфере для дальнейшей работы в объекте банковской инфраструктуры.
Ключевые слова: образовательный процесс, обучающий программный модуль, учебный банк, информационная система.
Annotation. The article considers one of the forms of practice-oriented learning technology using the example of the training module "Currency exchange office" for the information system of a training bank that allows solving the problem of practical training of graduates of higher educational institutions in the economic sphere for further work in the object of the banking infrastructure.
Keywords: educational process, training program module, training bank, information system.
Введение. Для того, чтобы реализовать требования ФГОС нового поколения, в которых уделяется особое внимание формированию профессиональных компетенций будущих бакалавров, необходимо создать условия для участия обучающихся в конкретной практической деятельности на основе полученных теоретических знаний. Внедрение такой модели образования, ориентированной на результат, требует совершенствования не только методической работы, но и разработки и внедрения новых технологий обучения. Одной из них является практико-ориентированная технология. Данная технология может реализовываться в нескольких формах. Одной из таких форм являются обучающие программы, которые моделируют условия и ситуации, соответствующие реальному производству или реальной профессиональной деятельности и позволяют студентам изучить конкретную сферу деятельности на практике [1].
Формулировка цели статьи. Целью статьи является рассмотрение примера обучающего программного модуля «Обменный пункт валюты» для информационной системы учебного банка, как инструмента для практической подготовки обучающихся экономических направлений.
Изложение основного материала. Не все высшие учебные заведения способны предоставлять своими студентам возможность практически применить свои знания в сфере подготовки на местах, связанных с дальнейшей сферой деятельности. Среди причин возникновения данной проблемы следует выделить такие, как нехватка оборудования, отсутствие соответствующих обучающих информационных систем, дефицит необходимого программного обеспечения, устарелая программа обучения, основанная лишь на теоретическом изучении той или иной деятельности и т.д. [2]. Статья знакомит с обучающей программой, которая позволяет решить проблему практической подготовки выпускников высших учебных заведений в