ски сложных участков (болот, районов труднопроходимой растительности, крутых склонов), разнообразную по сочетанию форм рельефа, с включением линейных, точечных ориентиров, внемасштабных объектов.
2. Трасса спортивного ориентирования должна тестировать интегральную подготовленность спортсменов. В среднем классическая дистанция заданного направления должна иметь протяженность 3000-4500 м. Перегоны между контрольными пунктами необходимо планировать с различными способами ориентирования. Примерное соотношение: 50-40% - бег по линейным ориентирам, 30-20% - бег по точному чтению карты, 30-20% - движение по азимуту с чтением карты.
3. Учитывая различия в уровне подготовленности спортсменов, соревнующихся в возрастной группе М-14, необходимо предусмотреть различные варианты передвижения на перегонах между КП, при этом сложно реализуемые пути в техникотактическом плане должны быть выигрышными.
4. На дистанции целесообразно планировать различное сочетание длин перегонов, вынуждая спортсменов использовать широкий диапазон технико-тактических действий. Примерное соотношение длин перегонов: 50-40% - короткие (длина - до 400 м), 40-30% - средние (400-1000 м), 1-2% - длинные (свыше 1000 м).
5. Контрольные пункты необходимо устанавливать на расстоянии от тропинок и крупных ориентиров, служащих «привязками». Объектами КП могут служить как элементы и формы рельефа, преобладающего в районе соревнований, так и внемас-штабные ориентиры (микроямки, воронки, пни, корчи.)
6. В целях обеспечения безопасности в районе соревнований не должно быть опасных объектов: шоссе с интенсивным движением транспорта, скальных стен и обрывов, а также необходимо наличие чётких ограничивающих ориентиров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешин, В.М. Ориентирование и геоморфология / В.М. Алешин // Азимут.
- 2003. - № 1. - С. 20-21.
2. Воронов, Ю.С. Спортивное ориентирование: программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Ю.С. Воронов, Ю.С. Константинов. - М. : ЦДЮТИК, 2000. - 38 с.
3. Дубенок, Н.Н. Землеустройство с основами геодезии / Н.Н. Дубенок, А.С. Шуляк. - М. : Колос, 2002. - 320 с.
4. Теория и методика физической культуры : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М. : Сов. спорт, 2004. - 464 с. : ил..
СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУК У ДЕВОЧЕК 4-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Евгения Валентиновна Иванова, инструктор-методист, специализированная детско-юношеская спортивная авторская школа олимпийского резерва по художественной гимнастике Л.В.Лебедевой, г. Омск
Аннотация
Статья посвящена проблеме изучения специфических координационных способностей рук у девочек 4-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки. Автором изучена возрастная динамика развития координационных способностей и выявлены сенситивные периоды их развития.
Ключевые слова: специфические координационные способности рук, художественная гимнастика, сенситивные периоды.
THE SENSITIVE PERIODS OF DEVELOPMENT OF SPECIFIC MOVEMENTS
COORDINATION OF GIRLS OF 4-8 YEARS HANDS, ENGAGED ART
GYMNASTICS
Evgenie Valentinovna Ivanova, the instructor-methodologist, specialized children’s youthful sports author's school of an Olympic reserve on art gymnastics of a name of L.V. Lebedeva,
Omsk
Abstract
The article is devoted to the problem of studying the specific hands movements coordination of girls at the age 4-8 taking up rhythmic gymnastics of the initial forming stagе. Author has studied age dynamics of coordinative abilities and revealed sensitive periods of their development.
Keywords: specific coordinative hands abilities, rhythmic gymnastics, sensitive periods.
ВВЕДЕНИЕ
Художественная гимнастика - ациклический, сложнокоординационный вид спорта. Значимость координации движений в художественной гимнастике все более возрастает в связи с увеличением разнообразия и сложности техники выполнения упражнения [1]. Сложность структуры двигательных действий гимнасток обусловлена необходимостью запоминать большой объем относительно независимых между собой движений, требует точности воспроизведения и дифференцирования пространственных и силовых параметров движений, быстроты реакции на движущийся объект, внимания и мышления [2, 3]. Исследование координации движений рук значимо для теории и практики художественной гимнастики как технически сложнокоординированного вида спорта, в котором требуется не только согласованность движений всего тела (работа звеньев тела, ориентация в пространстве, работа анализаторных систем), но и сочетание движений рук с различными по форме, весу, фактуре предметами [3].
В настоящее время очевидно, что одной из основных задач начального специализированного обучения в художественной гимнастике является развитие координационных способностей (специфических и неспецифических) с целью формирования универсальных навыков владения предметами на основе базовой системы движений, а также целенаправленное использование упражнений, развивающих мелкие мышцы кисти, которые наиболее важны в работе с предметами [4].
И.М. Сеченов (1947) утверждал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе его воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия со средой
Несмотря на достаточное количество исследований в изученной нами научнометодической литературе не было выявлено единого мнения относительно сенситивных периодов развития координационных способностей. Вероятно, это связано с многообразием видов координационных проявлений, каждый из которых имеет специфические механизмы физиологического обеспечения, а также с тем, что в онтогенезе можно выявить несколько сенситивных периодов развития каждого из видов координационных способностей. Нами изучались следующие координационные способности: реагирующая, кинестетическая (тактильно-кинестетическая, дифференцирование силовых и пространственных параметров движения), способность к ориентированию в пространстве.
Изучение возрастной динамики развития координационных способностей рук позволило выявить темпы прироста изучаемых показателей у юных гимнасток на этапе начальной подготовки. В исследовании приняли участие 219 девочек от 4 до 8 лет, результаты исследований были обработаны с учетом возраста.
Немаловажное значение в процессе координации движений имеет реагирующая способность, так как она является пусковым механизмом к началу всех координирующих влияний.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Реагирующая способность изучалась нами по реакции хватания вертикально падающего объекта. Выявлено, что в период от 4 до 7 лет результаты тестирования улучшаются (рис. 1).
Рис. 1. Уровень развития реагирующей способности рук («реакция хватания») у девочек 4-8 лет
Наибольшие темпы прироста изучаемого показателя для обеих рук наблюдаются в возрасте от 5 до 6 лет и составляют, соответственно, 17,4% и 21,5% (р<0,05).
Кинестетическая способность - это способность, основанная на точности и тонкости воспроизведения, дифференцирования и отмеривания различных параметров движения - силового, пространственного, временного.
Динамика показателей, отражающих уровень развития способности к точному воспроизведению усилия, представлена на рис. 2. Возрастной период от 4 до 5 лет характеризуется высокими темпами прироста изучаемого показателя.
Рис. 2. Уровень развития способности к точному воспроизведению усилия у девочек 48 лет
У юных гимнасток изменение показателя точности воспроизведения усилия носит волнообразный характер. На наш взгляд, это связано с несовершенством механизмов регуляции движений и недостаточным развитием нервно-мышечного аппарата кисти.
У гимнасток 4-8 лет с возрастом прослеживается тенденция к улучшению показателей точного воспроизведения амплитуды движения руки у девочек 4-8 лет. Возрастной период от 4 до 7 лет характеризуется значительными темпами прироста изучаемого показателя (табл. 1). Набольшие темпы прироста наблюдаются в возрастной период от 5 до 7 лет (р<0,05), в возрасте от 7 до 8 лет показатели стабилизируются.
Таблица 1
Динамика темпов прироста показателей, отражающих уровень развития коорди-____________нации движений рук, у юных гимнасток 4-8 лет (проценты)_________________
Показатели Ведущая рука Возрастные группы, лет
4-5 5-6 6-7 7-8
Реагирующая способность: - реакция хватания, см п 1,9* 17,4* 7,7* -5,3
л 0* 21,5* 6,2* -6
Ошибка воспроизведения усилия, кг п 20 -56* -11,8 40
л 62 -46* -11,8 11,8
Ошибка воспроизведения амплитуды движения руки,град п 33,8 40,5* 30,1* 20,7
л 25,1 46,5* 45,2* 11
Способность рук к ориентации в пространстве: - количество движений при повороте на 360 град. со зрительным контролем за 5 с, кол-во раз участвуют обе руки 8,3 14,8* -3,5 6,9
- количество движений без зрительного контроля за 5 с, кол-во раз участвуют обе руки 37,5* 11,1 0 -6
Примечание: п - правая рука, л - левая рука, (*) - статистически значимые межгруппо-вые значения, р<0,05.
Ориентационная способность - это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и времени с учетом изменяющихся условий и движущегося объекта. Ориентационная способность оценивалась нами по точности движения рук в пространстве в ограниченном временном интервале при повороте тела на 3600 со зрительным и без зрительного контроля.
Анализируя результаты, полученные при выполнении теста «Количество движений со зрительным и без зрительного контроля», можно сделать вывод о том, что результаты первого теста достоверно выше, по сравнению с результатами этого же теста, но выполняемого без зрительного контроля. У гимнасток в период от 5 до 6 лет выявлено достоверное улучшение результатов теста выполнения движений со зрительным контролем, темпы прироста составили 14,8% (табл. 1).
По результатам теста «Количество движений без зрительного контроля» возрастной период от 4 до 5 лет характеризуется значительными темпами прироста изучаемого показателя.
ВЫВОДЫ
В ходе исследования нами выявлена гетерохронность в развитии различных видов координационных способностей рук у юных гимнасток на этапе начальной подготовки. Это проявляется в чередовании периодов ускорения, относительной стабилизации и снижения уровня развития различных проявлений координации движений рук, что в основном обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма, а также влиянием педагогов и среды.
По результатам изучения темпов прироста показателей, отражающих уровень развития координации движений рук, нами определены сенситивные периоды их развития:
- реагирующей способности, возраст 5-6 лет;
- кинестетической способности, возраст 5-8 лет;
- ориентационной способности, возраст 4-6 лет.
Проведенные исследования позволили заключить, что периодом интенсивного развития координации движений рук является дошкольный возраст. По нашему мнению, именно на этот возрастной период должен приходиться акцент педагогического
воздействия, направленного на развитие координации движений рук у девочек, зани-
мающихся художественной гимнастикой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алпацкая, Е. В. Возрастное влияние координационных способностей на формирование основных двигательных умений и навыков детей 4 - 6 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Алпацкая Е. В. - М., 2003. - 22 с.
2. Архипова, Ю. А. Методика базовой подготовки гимнасток в упражнениях с предметами : метод. рекомендации / Ю. А. Архипова, Л. А. Карпенко ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 2001. - 24 с.
3. Карпенко, Л. А. Отбор и начальная подготовка занимающихся художественной гимнастикой : метод. рекомендации / Л. А. Карпенко ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л. : [б. и.], 1999. - 25 с.
4. Овчинникова, Н. А. Обучение упражнениям с предметами : метод. рекомендации / Н. А. Овчинникова, Е. В. Бирюк ; Киев. ин-т физ. культуры. - Киев : [б. и.], 1990. - 34 с.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ
ГРУПП
Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор,
Юлия Ивановна Сапожникова, соискатель,
Самарский государственный педагогический университет (СГПУ)
г. Самара
Аннотация
В статье обосновывается подбор содержания и методики учебных занятий по физическому воспитанию со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам. В поисковом эксперименте оценивается характер системных реакций на физическую нагрузку студентов с различными видами заболеваний.
Ключевые слова: специальные медицинские группы, состояние здоровья, виды заболеваний, тестирование физической подготовленности.
PROJECTING THE CONTENTS AND METHODIC OF LESSONS IN PHYSICAL TRAINING OF THE CORRECTION KIND WITH THE STUDENTS OF SPECIAL
MEDICAL GROUPS
Vladimir Yurevich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, the professor,
Julia Ivanovna Sapozhnikova, the competitor,
Samara state pedagogical university,
Samara
Abstract
The article deals with the contents and methodic of lessons in PT with the students being because of their state of health in the special medical groups. In the conducted experiment is evaluated the character of system reactions upon the physical loads of students with different illnesses.
Keywords: special medical groups, state of health, kinds of illnesses, PT testing.
В 2000 году Министерством образования Российской Федерации введены примерная учебная программа по дисциплине «Физическая культура» и инструкция, регламентирующая работу кафедр физического воспитания.
Анализ учебной программы по дисциплине «Физическая культура» показал, что для студентов специальных медицинских групп тестирование физической подготовленности не предусмотрено. Таким образом, из процесса физического воспитания изъято его главное оружие - оздоровительное влияние физических упражнений на организм занимающихся, особенно при выявлении хронических заболеваний (А.Н. Амосов, Я.А. Бендет, 1975; А.А. Виру и др., 1988; Б.В. Ендальцев, 1998; К.Купер, 1979;